Конкурсы

Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие для дошкольников и младших школьников. Игра «Магазин»

Автор: Хлопотнёва Виктория Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №91 г. Санкт-Петербурга.

Дидактическая игра Магазин

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь), разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой. 

Дидактическая игра Магазин

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Дидактическая игра Магазин

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками. 

Дидактическая игра Магазин

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра Магазин

Игра может быть полезна для воспитателей детских садов, а также для учителей 1 класса в группах продлённого дня (в усложнённом варианте).

Играть могут дети от 3 (упрощённый вариант) до 8 лет.

Цель: Развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.

Задачи:

Образовательные

– Способствовать освоению умений анализировать предметы по двум, трём, четырём признакам;

- Освоение умений находить предмет по его координатам (пересечению вертикального и горизонтального рядов).

Воспитательные

- Формирование интереса у детей к логико-математическим играм;

- Активизация самостоятельного поиска решения выполнения задания, творческой инициативы детей.

Игра может использоваться в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми во время знакомства детей со свойствами предметов, профессией продавца, лексическими темами « овощи», «фрукты», «ягоды», «мебель», «одежда » и другими . А также в свободной самостоятельной деятельности детей.

Знакомство с игрой можно начинать с конца младшего возраста, после того как у детей сформируются чёткие представления о признаках предметов о форме, цвете, размере, толщине. После ознакомления с символами (моделями). На первом этапе играть лучше с каждым ребёнком отдельно, используя в игре только один символ, например цвет. Вначале взрослый берёт на себя ведущую роль продавца, а ребёнок выступает в роли покупателя . Играя с ребёнком, побуждает его к активности. Позднее роли могут меняться. Когда ребёнок поймёт принцип покупки товара можно добавить ещё один символ, например форму и играть уже с подгруппой детей группируя символы в различных сочетаниях, например: цвет и форму, форму и размер, размер и цвет, форму и толщину. После того как дети смогут уверенно находить блок по двум символам вводится третий символ и игра усложняется так как ребёнок удерживает в памяти уже три признака например: цвет, форму и размер; величину, форму и размер или любые другие сочетания. По мере освоения игры ребёнок переходит к участию в игре на более высоком уровне, беря на себя роль продавца или внося свои изменения в ход игры.

1 Вариант игры для детей младшего возраста

На игровом поле по горизонтали выложены символы цвета, а по вертикали символ формы. Товар расположен на пересечении вертикальных и горизонтальных символов. 

Дидактическая игра Магазин

Воспитатель. «Мама мышка хотела сварить компот , но все продукты у неё закончились, и совсем нет денег. Что же ей теперь делать? Как мы можем помочь маме?». Ребёнок вместе с воспитателем обсуждают варианты помощи, взрослый подводит ребёнка к тому, что нужно сходить в магазин и купить продукты , вместе решают чем можно расплатиться. Затем ребёнок самостоятельно выбирает товар, который по его мнению нужен маме, даёт объяснение почему именно из этих продуктов мама может приготовить компот, оплачивает их и , если захочет, может приготовить для мамы обед. 

2 вариант игры для детей старшего возраста

Ведущий вносит игру в группу.

- « Подходи народ честной покупай-ка дружно.

На прилавке у меня всё, что людям нужно.

Есть овощи и фрукты прочие продукты.

Есть вишня и брюква вот импортная клюква».

Дидактическая игра Магазин

Дети подходят к продавцу, рассматривают витрину с продуктами и выбирают, что они хотят купить. Когда товар выбран дети по одному подходят к продавцу.

Ребёнок - « Здравствуйте, я хочу купить арбуз»

Ведущий - «Здравствуйте, я с радостью вам его продам, но для этого вы мне должны заплатить. Что бы узнать, сколько стоит арбуз, нужно посмотреть в каком столбце он находится?

Дидактическая игра Магазин

В каком ряду?

Дидактическая игра Магазин

А деньги нам заменят блоки Дьенеша (плоскостные фигуры) ». Ребёнок отходит и ищет подходящий по признакам блок (фигуру). Найдя блок (фигуру) возвращается и «оплачивает» (забирает) арбуз, кладя блок на его место.

Дидактическая игра Магазин

Купленный в магазине товар дети могут использовать в сюжетно - ролевых играх «  Семья», «Автобус» и других.

3 вариант игры для детей старшего возраста

Ведущий вносит игру в группу.

- « Опять Шапокляк набезобразничала. Рано утром она пробралась в магазин и скинула с полок весь товар.

Дидактическая игра Магазин

(Каждый товар лежит под отдельным блоком).

Дидактическая игра Магазин

Скоро придут «покупатели» а полки пустые, что делать, как помочь продавцу?».

Дети обсуждают ситуацию, ищут способы решения проблемы, предлагают варианты помощи. Когда подходящий вариант выбран и всеми одобрен дети по символам раскладывают товар обратно на полки магазина, объясняя свои действия « Я положу лимон на полку во втором ряду в первом столбце, потому что он лежал под блоком обозначения, которого находятся в первом ряду, второго столбца».

Когда все продукты будут разложены по полкам, можно перейти к первому варианту игры.

Игру можно усложнить, добавив большее количество признаков.

Дидактическая игра Магазин

Для закрепления навыка отсчитывания предметов ввести в признаки количественное обозначение Блоков (цифры).

Дидактическая игра Магазин

Добавить символы отрицания признаков.

Дидактическая игра Магазин

Также игровое поле и карточки с изображением товара можно использовать и при развитии у детей умений устанавливать пространственные отношения между предметами. С поля убираются символы, оставляя на нём только карточки с товаром. Ведущий предлагает детям догадаться, что он купил в магазине, не называя сам предмет, а сообщая координаты предмета. Например «Я купила продукт, который находится во втором ряду и в третьем столбце». Или «Я купила продукт, который находится над яблоком справа от сливы». Если ребёнок правильно находит продукт, то он его забирает.

Надеюсь, данный материал будет интересен и вашим детям.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:08 +2
Отличная игра)) интересное применение блоков Дьенеша.. я тоже люблю работать с ними, они помогают детям научиться думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, делать выбор))) Возьму вашу разработку на заметочку)))
Виктория Хлопотнёва # 25 октября 2013 в 19:10 +1
Спасибо Вам за тёплые слова,приятно встретить единомышленника.
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 25 октября 2013 в 14:22 +2
Виктория Владимировна! Вы молодец - так подробно описали несколько вариантов игры, всё просто и понятно.Когда дети сами манипулируют карточками, они быстрее запоминают, у них проявляется интерес к игре. Мне очень понравилась идея с перекидным календарём, обязательно попробую, большое спасибо!
Виктория Хлопотнёва # 25 октября 2013 в 19:15 +1
Очень приятно что Вам понравилась моя работа ,спасибо за комментарий.
Елена Яковлевна Тыняная # 24 ноября 2013 в 19:50 +2
Магазин с блоками Дьеныша - блестящая идея!!! И оформление на 5+++++!
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 11:53 0
Спасибо, Елена.
Мила Кузьмина # 24 ноября 2013 в 20:13 +2
Посмотрела вашу игру. Эстетично и аккуратно все оформлено. Здорово, что можно использовать перекидной календарь. Какой простор для работы с карточками. Данная игра развивает речь, внимание, память и сообразительность.Спасибо за мастер-класс и замечательную идею!
Виктория Хлопотнёва # 8 января 2014 в 11:56 0
Спасибо за хорошую оценку моей работы. Мне очень приятно.
Татьяна Гришанова # 13 января 2014 в 22:23 +1
Виктория Владимировна! Прошу меня извинить, но к сожалению, когда оценивала ваш комментарий, по ошибке нажала на минус,  в итоге в вас минус один cry . Мне очень жаль, простите. Может вы знаете, как это можно исправить?.... А работа ваша уникальна и нестандартна!
Виктория Хлопотнёва # 14 января 2014 в 21:13 +1
Татьяна,не берите даже в голову и не расстраивайтесь. У меня у самой был такой же случай.Но к моему стыду я просто сбежала, а вы нашли в себе силы признаться.
Уважаю.
Татьяна Гришанова # 14 января 2014 в 22:36 +1
Виктория! Спасибо!
Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 17:19 +2
Мне нравится, что ваша игра представлена в виде сюжетной. Ведь именно  в такой игре можно развить речь, а это очень важно для дошкольников. Большое вам спасибо! Как логопед, я пожалуй, добавлю к сенсорным символам схемы артикуляции. Тогда получится: выбрать желтый фрукт, в названии которого есть звук О и т. д.
Виктория Хлопотнёва # 12 января 2014 в 15:59 +3
Марина Владимировна, спасибо за идею. Признаться я сама никогда с этой стороны игру не рассматривала. Как всё таки полезно обмениваться собственными идеями.
Вера Шипкова # 25 января 2014 в 22:20 +2
Спасибо, что поделились своей наработкой.Я незамедлила и сделала такую же, только дети отправлялись в магазин сувениров. Игра вызвала у воспитателей бурю эмоций, так как  даже не предполагали , что блоки могут так понравятся детям и игра пройдет на одном дыхании.Спасибо.
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 11:52 +1
Верочка, мне очень приятно ,что Вы нашли мою работу интересной. Тем более-изготовили аналогичную. Испытываю чувство гордости и спасибо , что написали.
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 21:40 +1
молодец - так подробно описали несколько вариантов игры, всё просто и понятно.
Виктория Хлопотнёва # 10 февраля 2014 в 21:30 0
Спасибо, Людмила.
Елена Александровна # 30 августа 2014 в 21:08 0
Интересная идея с блоками Дьенеша. Мы сейчас активно используем эти игры в детском саду и дети активно используют в самостоятельной деятельности. Возьму на заметку, спасибо!