Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие для дошкольников и младших школьников. Игра «Магазин»

Автор: Хлопотнёва Виктория Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №91 г. Санкт-Петербурга.

Дидактическая игра Магазин

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь), разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой. 

Дидактическая игра Магазин

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Дидактическая игра Магазин

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками. 

Дидактическая игра Магазин

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра Магазин

Игра может быть полезна для воспитателей детских садов, а также для учителей 1 класса в группах продлённого дня (в усложнённом варианте).

Играть могут дети от 3 (упрощённый вариант) до 8 лет.

Цель: Развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.

Задачи:

Образовательные

– Способствовать освоению умений анализировать предметы по двум, трём, четырём признакам;

- Освоение умений находить предмет по его координатам (пересечению вертикального и горизонтального рядов).

Воспитательные

- Формирование интереса у детей к логико-математическим играм;

- Активизация самостоятельного поиска решения выполнения задания, творческой инициативы детей.

Игра может использоваться в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми во время знакомства детей со свойствами предметов, профессией продавца, лексическими темами « овощи», «фрукты», «ягоды», «мебель», «одежда » и другими . А также в свободной самостоятельной деятельности детей.

Знакомство с игрой можно начинать с конца младшего возраста, после того как у детей сформируются чёткие представления о признаках предметов о форме, цвете, размере, толщине. После ознакомления с символами (моделями). На первом этапе играть лучше с каждым ребёнком отдельно, используя в игре только один символ, например цвет. Вначале взрослый берёт на себя ведущую роль продавца, а ребёнок выступает в роли покупателя . Играя с ребёнком, побуждает его к активности. Позднее роли могут меняться. Когда ребёнок поймёт принцип покупки товара можно добавить ещё один символ, например форму и играть уже с подгруппой детей группируя символы в различных сочетаниях, например: цвет и форму, форму и размер, размер и цвет, форму и толщину. После того как дети смогут уверенно находить блок по двум символам вводится третий символ и игра усложняется так как ребёнок удерживает в памяти уже три признака например: цвет, форму и размер; величину, форму и размер или любые другие сочетания. По мере освоения игры ребёнок переходит к участию в игре на более высоком уровне, беря на себя роль продавца или внося свои изменения в ход игры.

1 Вариант игры для детей младшего возраста

На игровом поле по горизонтали выложены символы цвета, а по вертикали символ формы. Товар расположен на пересечении вертикальных и горизонтальных символов. 

Дидактическая игра Магазин

Воспитатель. «Мама мышка хотела сварить компот , но все продукты у неё закончились, и совсем нет денег. Что же ей теперь делать? Как мы можем помочь маме?». Ребёнок вместе с воспитателем обсуждают варианты помощи, взрослый подводит ребёнка к тому, что нужно сходить в магазин и купить продукты , вместе решают чем можно расплатиться. Затем ребёнок самостоятельно выбирает товар, который по его мнению нужен маме, даёт объяснение почему именно из этих продуктов мама может приготовить компот, оплачивает их и , если захочет, может приготовить для мамы обед. 

2 вариант игры для детей старшего возраста

Ведущий вносит игру в группу.

- « Подходи народ честной покупай-ка дружно.

На прилавке у меня всё, что людям нужно.

Есть овощи и фрукты прочие продукты.

Есть вишня и брюква вот импортная клюква».

Дидактическая игра Магазин

Дети подходят к продавцу, рассматривают витрину с продуктами и выбирают, что они хотят купить. Когда товар выбран дети по одному подходят к продавцу.

Ребёнок - « Здравствуйте, я хочу купить арбуз»

Ведущий - «Здравствуйте, я с радостью вам его продам, но для этого вы мне должны заплатить. Что бы узнать, сколько стоит арбуз, нужно посмотреть в каком столбце он находится?

Дидактическая игра Магазин

В каком ряду?

Дидактическая игра Магазин

А деньги нам заменят блоки Дьенеша (плоскостные фигуры) ». Ребёнок отходит и ищет подходящий по признакам блок (фигуру). Найдя блок (фигуру) возвращается и «оплачивает» (забирает) арбуз, кладя блок на его место.

Дидактическая игра Магазин

Купленный в магазине товар дети могут использовать в сюжетно - ролевых играх «  Семья», «Автобус» и других.

3 вариант игры для детей старшего возраста

Ведущий вносит игру в группу.

- « Опять Шапокляк набезобразничала. Рано утром она пробралась в магазин и скинула с полок весь товар.

Дидактическая игра Магазин

(Каждый товар лежит под отдельным блоком).

Дидактическая игра Магазин

Скоро придут «покупатели» а полки пустые, что делать, как помочь продавцу?».

Дети обсуждают ситуацию, ищут способы решения проблемы, предлагают варианты помощи. Когда подходящий вариант выбран и всеми одобрен дети по символам раскладывают товар обратно на полки магазина, объясняя свои действия « Я положу лимон на полку во втором ряду в первом столбце, потому что он лежал под блоком обозначения, которого находятся в первом ряду, второго столбца».

Когда все продукты будут разложены по полкам, можно перейти к первому варианту игры.

Игру можно усложнить, добавив большее количество признаков.

Дидактическая игра Магазин

Для закрепления навыка отсчитывания предметов ввести в признаки количественное обозначение Блоков (цифры).

Дидактическая игра Магазин

Добавить символы отрицания признаков.

Дидактическая игра Магазин

Также игровое поле и карточки с изображением товара можно использовать и при развитии у детей умений устанавливать пространственные отношения между предметами. С поля убираются символы, оставляя на нём только карточки с товаром. Ведущий предлагает детям догадаться, что он купил в магазине, не называя сам предмет, а сообщая координаты предмета. Например «Я купила продукт, который находится во втором ряду и в третьем столбце». Или «Я купила продукт, который находится над яблоком справа от сливы». Если ребёнок правильно находит продукт, то он его забирает.

Надеюсь, данный материал будет интересен и вашим детям.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:08 +2
Отличная игра)) интересное применение блоков Дьенеша.. я тоже люблю работать с ними, они помогают детям научиться думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, делать выбор))) Возьму вашу разработку на заметочку)))
Виктория Хлопотнёва # 25 октября 2013 в 19:10 +1
Спасибо Вам за тёплые слова,приятно встретить единомышленника.
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 25 октября 2013 в 14:22 +2
Виктория Владимировна! Вы молодец - так подробно описали несколько вариантов игры, всё просто и понятно.Когда дети сами манипулируют карточками, они быстрее запоминают, у них проявляется интерес к игре. Мне очень понравилась идея с перекидным календарём, обязательно попробую, большое спасибо!
Виктория Хлопотнёва # 25 октября 2013 в 19:15 +1
Очень приятно что Вам понравилась моя работа ,спасибо за комментарий.
Елена Яковлевна Тыняная # 24 ноября 2013 в 19:50 +2
Магазин с блоками Дьеныша - блестящая идея!!! И оформление на 5+++++!
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 11:53 0
Спасибо, Елена.
Мила Кузьмина # 24 ноября 2013 в 20:13 +2
Посмотрела вашу игру. Эстетично и аккуратно все оформлено. Здорово, что можно использовать перекидной календарь. Какой простор для работы с карточками. Данная игра развивает речь, внимание, память и сообразительность.Спасибо за мастер-класс и замечательную идею!
Виктория Хлопотнёва # 8 января 2014 в 11:56 0
Спасибо за хорошую оценку моей работы. Мне очень приятно.
Татьяна Гришанова # 13 января 2014 в 22:23 +1
Виктория Владимировна! Прошу меня извинить, но к сожалению, когда оценивала ваш комментарий, по ошибке нажала на минус,  в итоге в вас минус один cry . Мне очень жаль, простите. Может вы знаете, как это можно исправить?.... А работа ваша уникальна и нестандартна!
Виктория Хлопотнёва # 14 января 2014 в 21:13 +1
Татьяна,не берите даже в голову и не расстраивайтесь. У меня у самой был такой же случай.Но к моему стыду я просто сбежала, а вы нашли в себе силы признаться.
Уважаю.
Татьяна Гришанова # 14 января 2014 в 22:36 +1
Виктория! Спасибо!
Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 17:19 +2
Мне нравится, что ваша игра представлена в виде сюжетной. Ведь именно  в такой игре можно развить речь, а это очень важно для дошкольников. Большое вам спасибо! Как логопед, я пожалуй, добавлю к сенсорным символам схемы артикуляции. Тогда получится: выбрать желтый фрукт, в названии которого есть звук О и т. д.
Виктория Хлопотнёва # 12 января 2014 в 15:59 +3
Марина Владимировна, спасибо за идею. Признаться я сама никогда с этой стороны игру не рассматривала. Как всё таки полезно обмениваться собственными идеями.
Вера Шипкова # 25 января 2014 в 22:20 +2
Спасибо, что поделились своей наработкой.Я незамедлила и сделала такую же, только дети отправлялись в магазин сувениров. Игра вызвала у воспитателей бурю эмоций, так как  даже не предполагали , что блоки могут так понравятся детям и игра пройдет на одном дыхании.Спасибо.
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 11:52 +1
Верочка, мне очень приятно ,что Вы нашли мою работу интересной. Тем более-изготовили аналогичную. Испытываю чувство гордости и спасибо , что написали.
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 21:40 +1
молодец - так подробно описали несколько вариантов игры, всё просто и понятно.
Виктория Хлопотнёва # 10 февраля 2014 в 21:30 0
Спасибо, Людмила.
Елена Александровна # 30 августа 2014 в 21:08 0
Интересная идея с блоками Дьенеша. Мы сейчас активно используем эти игры в детском саду и дети активно используют в самостоятельной деятельности. Возьму на заметку, спасибо!