Дидактическое пособие для дошкольников и младших школьников. Игра «Магазин»
Автор: Хлопотнёва Виктория Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №91 г. Санкт-Петербурга.
Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь), разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.
Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.
Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)
Игра может быть полезна для воспитателей детских садов, а также для учителей 1 класса в группах продлённого дня (в усложнённом варианте).
Играть могут дети от 3 (упрощённый вариант) до 8 лет.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Задачи:
Образовательные
– Способствовать освоению умений анализировать предметы по двум, трём, четырём признакам;
- Освоение умений находить предмет по его координатам (пересечению вертикального и горизонтального рядов).
Воспитательные
- Формирование интереса у детей к логико-математическим играм;
- Активизация самостоятельного поиска решения выполнения задания, творческой инициативы детей.
Игра может использоваться в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми во время знакомства детей со свойствами предметов, профессией продавца, лексическими темами « овощи», «фрукты», «ягоды», «мебель», «одежда » и другими . А также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Знакомство с игрой можно начинать с конца младшего возраста, после того как у детей сформируются чёткие представления о признаках предметов о форме, цвете, размере, толщине. После ознакомления с символами (моделями). На первом этапе играть лучше с каждым ребёнком отдельно, используя в игре только один символ, например цвет. Вначале взрослый берёт на себя ведущую роль продавца, а ребёнок выступает в роли покупателя . Играя с ребёнком, побуждает его к активности. Позднее роли могут меняться. Когда ребёнок поймёт принцип покупки товара можно добавить ещё один символ, например форму и играть уже с подгруппой детей группируя символы в различных сочетаниях, например: цвет и форму, форму и размер, размер и цвет, форму и толщину. После того как дети смогут уверенно находить блок по двум символам вводится третий символ и игра усложняется так как ребёнок удерживает в памяти уже три признака например: цвет, форму и размер; величину, форму и размер или любые другие сочетания. По мере освоения игры ребёнок переходит к участию в игре на более высоком уровне, беря на себя роль продавца или внося свои изменения в ход игры.
1 Вариант игры для детей младшего возраста
На игровом поле по горизонтали выложены символы цвета, а по вертикали символ формы. Товар расположен на пересечении вертикальных и горизонтальных символов.
Воспитатель. «Мама мышка хотела сварить компот , но все продукты у неё закончились, и совсем нет денег. Что же ей теперь делать? Как мы можем помочь маме?». Ребёнок вместе с воспитателем обсуждают варианты помощи, взрослый подводит ребёнка к тому, что нужно сходить в магазин и купить продукты , вместе решают чем можно расплатиться. Затем ребёнок самостоятельно выбирает товар, который по его мнению нужен маме, даёт объяснение почему именно из этих продуктов мама может приготовить компот, оплачивает их и , если захочет, может приготовить для мамы обед.
2 вариант игры для детей старшего возраста
Ведущий вносит игру в группу.
- « Подходи народ честной покупай-ка дружно.
На прилавке у меня всё, что людям нужно.
Есть овощи и фрукты прочие продукты.
Есть вишня и брюква вот импортная клюква».
Дети подходят к продавцу, рассматривают витрину с продуктами и выбирают, что они хотят купить. Когда товар выбран дети по одному подходят к продавцу.
Ребёнок - « Здравствуйте, я хочу купить арбуз»
Ведущий - «Здравствуйте, я с радостью вам его продам, но для этого вы мне должны заплатить. Что бы узнать, сколько стоит арбуз, нужно посмотреть в каком столбце он находится?
В каком ряду?
А деньги нам заменят блоки Дьенеша (плоскостные фигуры) ». Ребёнок отходит и ищет подходящий по признакам блок (фигуру). Найдя блок (фигуру) возвращается и «оплачивает» (забирает) арбуз, кладя блок на его место.
Купленный в магазине товар дети могут использовать в сюжетно - ролевых играх « Семья», «Автобус» и других.
3 вариант игры для детей старшего возраста
Ведущий вносит игру в группу.
- « Опять Шапокляк набезобразничала. Рано утром она пробралась в магазин и скинула с полок весь товар.
(Каждый товар лежит под отдельным блоком).
Скоро придут «покупатели» а полки пустые, что делать, как помочь продавцу?».
Дети обсуждают ситуацию, ищут способы решения проблемы, предлагают варианты помощи. Когда подходящий вариант выбран и всеми одобрен дети по символам раскладывают товар обратно на полки магазина, объясняя свои действия « Я положу лимон на полку во втором ряду в первом столбце, потому что он лежал под блоком обозначения, которого находятся в первом ряду, второго столбца».
Когда все продукты будут разложены по полкам, можно перейти к первому варианту игры.
Игру можно усложнить, добавив большее количество признаков.
Для закрепления навыка отсчитывания предметов ввести в признаки количественное обозначение Блоков (цифры).
Добавить символы отрицания признаков.
Также игровое поле и карточки с изображением товара можно использовать и при развитии у детей умений устанавливать пространственные отношения между предметами. С поля убираются символы, оставляя на нём только карточки с товаром. Ведущий предлагает детям догадаться, что он купил в магазине, не называя сам предмет, а сообщая координаты предмета. Например «Я купила продукт, который находится во втором ряду и в третьем столбце». Или «Я купила продукт, который находится над яблоком справа от сливы». Если ребёнок правильно находит продукт, то он его забирает.
Надеюсь, данный материал будет интересен и вашим детям.
Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны