Конкурсы

Дидактическая игра для старшей и подготовительной групп детского сада

Авторская дидактическая игра «Прогулка по городу» (игра – бродилка)

Автор: Дорогина Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО «РЖД»

Рекомендуется воспитателям старших и подготовительных групп для совместной образовательной деятельности, так же игру можно использовать в играх – викторинах, КВН.

Игра «Прогулка по городу» предназначена для реализации непосредственной образовательной области «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Для занятий по теме «Моя страна. Мой город».

Эта игра поможет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни родного города, к его истории, природе, продолжать социальную адаптацию ребёнка в огромном мире людей.

Цели игры:

1. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу и восхищения его красотой.

2. Вызвать чувство гордости за свою Родину, свой город.

3. Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

4. Развивать речевую культуру, коммуникативные и интеллектуальные способности.

5. Развитие интереса к истории родного города и его настоящего.

Игровое поле состоит из 6 блоков-дорожек:

1.    История города;

2.    Театры города;

3.    Знаменитые люди города;

4.    Улицы города;

5.    Достопримечательности города;

6.    Руководители (края, города, района, детского сада);

7.    Парки города;

8.    Заводы города.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, открыток с видами города; прослушивание песен о городе в исполнении детских коллективов; изготовление альбомов о городе совместно с родителями; собирание коллекции магнитиков с видами города; беседы; экскурсии.

Для того, чтобы игра могла прослужить долго и не порвалась, я напечатала её на «банерной» ткани. Это позволяет свернуть, сложить игровое поле без каких либо повреждений (формат поля А1). Для создания игрового поля были использованы личные фотографии и из интернет - ресурсов.

Игровое поле

В игре принимают участие от 1 до 4 человек. 

Игровое поле

Для ходов используются пуговицы разного цвета и кубик с точками от 1-4, две грани кубика окрашены в зелёный цвет (отгадай загадку) и синий (кот в мешке: назвать спортивные сооружения города, назвать символы города, найти город на карте края и т.д.).

Правила игры

Для мотивации детей можно использовать такие приёмы:

- Прогулка по городу с туристами из Москвы

- Рассказ – презентация на конкурс «Самый лучший город страны»

- участие в конкурсе «Я- красноярец!»

- У нас в гостях Лунтик

- Письмо далёкому другу….

- Репортаж «День города»

Воспитатель предлагает детям выбрать фишку и разыграть очерёдность ходов.

1 вариант. «Прогулка» начинается с нижнего ряда картинок «История города». По цифре, выпавшей на кубике, определяется картинка, по которой будет складываться рассказ и отмечается фишкой (у каждого игрока свой цвет). Следующий ход кубика определяет выбор картинки следующего ряда, со словами «Театры города» и таким образом, отдельно по каждому этапу, определяется «маршрут прогулки» ключевых картинок сюжета, которые используются для составления рассказа о городе. (фото игрового поля с фишками на двух рядах)

Игровое поле

Если выпадает картинка, уже занятая фишкой другого игрока, следует выбрать следующую картинку по ходу игры.

После прохождения 4 поля можно ввести динамическую паузу:

Мы по улицам пройдёмся,   (дети шагают)

В лево, в право оглянёмся.   (руки на пояс, повороты)

По мосту туда – сюда       (бег по кругу в лево - в право)

Пробежимся как всегда.

В Енисее окунёмся  (имитация плавания)

И быстрее разотрёмся.      ( растирающие движения друг другу)

До сосны бы дотянуться,    (встают на носочки и тянутся)

И высоких гор коснуться.

В садик наш скорей вернуться  (дети шагают)

И друг другу улыбнуться!     (улыбаются друг другу)

Игра продолжается.

После короткой подготовки участники начинают свой рассказ о городе Например: «Меня зовут….Я живу в городе Красноярске. Мой город большой и красивый.

И сейчас я расскажу вам о нём. История города началась когда…….»

Можно рассказывать по очереди от начала и до конца рассказа, можно друг за другом на каждом этапе рассказа.

2 вариант. Любой этап можно усложнить, заменив отдельные картинки карточками с заданиями:

·  «Что ты знаешь о истории создания города?»

·  «Какие ещё достопримечательности ты знаешь ?”

·  «Назови свой адрес и район, в котором ты живёшь»

·  «Что бы ты построил в городе, когда вырастешь?”

·  «Расскажи стихотворение о городе»

·  «Правила поведения в общественных местах»

·  «Какие вокзалы есть в Красноярске?»

Карточки выкладываются заранее заданием вниз. При выпадении такой карточки читает задание игрок или воспитатель.

3 вариант. Игровое поле используется как «Мнемотаблица» для составления рассказа о городе.

4 вариант. Можно попробовать детям самим придумать вопросы о городе, загадки. И с помощью взрослого изготовить карточки для игры.

Рефлексия (подведение итогов). Воспитатель спрашивает детей:

· Что вам понравилось больше всего?

· Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию (участвовать в конкурсе, вести репортаж)?

· Как вы думаете, для чего детям нужны знания о городе?

· Что нового вы узнали?

· Как бы вы прославили свой город?

В заключении игры можно прослушать песни о Красноярске или прочитать стихотворение о городе (авторское)

Я здесь родился и горжусь,

Что красноярцем я зовусь!

Ведь город мой такой большой,

Такой красивый и родной.

Фонтанов в нём не перечесть,

Мэр классный в Красноярске есть!

А в заповеднике «Столбы»

Любуемся природой мы!

И в «Роевом ручье» у нас

Живут жираф и дикобраз.

А в парках можно веселиться,

На каруселях закружиться.

И спортом есть, где заниматься,

В «Бобровый лог»

На лыжах ездим мы кататься.

А Енисей – река течёт

И в даль - далёкую зовёт.

Мосты могучие стоят

Соединяя большой град.

И каждый здесь друг другу рад!

Мой Красноярск! Горжусь тобой!

Цвети, расти, и будь со мной!

В процессе проведения игр, дети получают новые знания, у них появляется интерес к истории города. Дети стремятся узнать, получить новую информацию, что способствует развитию памяти, внимания, речи, уверенности в себе.

Такие игры рекомендуется проводить 1 раз в месяц, чтобы интерес к игре был устойчивым и игра не наскучила детям.

Моно давать детям домашнее задание:

· Принести открытки с видами города и рассказать о них детям;

· Подобрать стихи о городе;

· Вместе с родителями снять видео «Мой город»

· Принести карту города и показать детям интересные места на карте (где находится детский сад, дом в котором он живёт, достопримечательность города и т.д.)

Надеюсь, что играя, дети смогут расширить свой кругозор и коммуникативные умения.

Участник конкурса «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Татьяна Галютина # 31 октября 2013 в 17:02 +1
Лариса Михайловна!Очень интересная игра!В ней присутствует региональный компонент, как сейчас требует программа. Интересны все варианты игры.Благодаря таким играм дети лучше узнают свой родной край,у них появляется чувство гордости за свою малую родину!Спасибо!
Лариса Дорогина # 31 октября 2013 в 17:13 0
Татьяна! Большое спасибо за отзыв. Очень приятно, когда усилия приносят результат.
Светлана Нагоева # 31 октября 2013 в 17:33 +1
Лариса Михайловна, очень хорошая разработка. Познание окружающего мира, рост патриотического отношения к большой Родине, уважение к людям, понимание смысла жизни начинается с порога родного дома, с изучения природы и жизни родного края. Прогулка по родному городу, знакомство со знаменитыми в городе людьми воспитывает в детях чувство гордости и уважения к себе и своим ближним, к обществу, в котором он живет. Наша главная задача - воспитать в детях добро, отзывчивость, преданность, уважение к обществу и т.д. Ваш материал несет в себе решение всех этих задач. Удачи и успехов Вам в работе.
Лариса Дорогина # 1 ноября 2013 в 15:16 0
Спасибо за пожелания!
Галина # 31 октября 2013 в 23:07 +1
Очень важно в дошкольном возрасте уделять внимание нравственно-патриотическому воспитанию! Успехов!
Галина # 1 ноября 2013 в 14:50 +1
Очень интересный материал. Разнообразные игры и задания способствуют обогащению познавательной сферы. Замечательно и то, что Вы привлекаете и родителей. Наилучшие пожелания в Вашей работе!
Лариса Дорогина # 1 ноября 2013 в 15:15 0
Большое вам спастбо за коментарий.
Ксения Гесть # 1 ноября 2013 в 15:55 +1
Ваша работа великолепна, Лариса! Даже тот ребенок, который плоховато знает о своем городе, после такой игры узнает много интересного, заинтересуется и захочет узнать больше. А самое главное, зрительное восприятие. Информация, воспринятая зрительно, лучше сохраняется в памяти. Вы МОЛОДЕЦ! Возьму эту игру и идею себе на заметку.
Лариса Дорогина # 2 ноября 2013 в 05:25 0
Ксения! Спасибо за оценку игры. Детям очень нравится играть. Особенно любят находить изображения игрового поля на карте города.
Оксана Владимировна Столь # 1 ноября 2013 в 19:36 +2
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Молодец,Лариса, что вы уделяете большое внимание патриотическому воспитанию своих воспитанников.
Спасибо, что поделились с нами своей игрой!Удачи в конкурсе!
Лариса Дорогина # 2 ноября 2013 в 05:22 0
Спасибо Оксана за добрые и тёплые слова. Нашим деткам мы стараемся рассказать и показать всю красоту родного города, его историю. организовываем экскурсии по городу. Ведь сейчас дети видят город на уровне окна машины.
Елена Науменко # 3 ноября 2013 в 18:40 0
Лариса, мне понравилась Ваша дидактическая игра. Прочитав, я сразу начинаю думать, как я могу применит её в своей работе. Чуть усложнив игру, можно провести и с детьми  6-8 лет. Главное - увидеть подсказку, а остальное уже додумаем,применительно к нашему месту жительства, что и как... В игре воспитывается любовь и гордость к своей малой родине.Спасибо за идею. Удачи в конкурсе!!!
Мила Кузьмина # 3 ноября 2013 в 21:37 0
Лариса, интересная игра, которая найдет положительный отклик у коллег. Я бы еще предложила закрепление игры практической деятельностью - экскурсиями.
Ольга Важова # 4 ноября 2013 в 00:11 +1
Лариса Михайловна! Спасибо за интересный материал! Работаю в коррекционном образовательном учреждении с детьми с ОВЗ и часто приходится адаптировать материал для своих воспитательских занятий. Сложно найти простую, но интересную форму.  Прочла ваш материал и поняла - вот то, что нужно! Ещё раз спасибо, творческих успехов и жду новых занятий!)))
Огаркова Наталия Николаевна # 4 ноября 2013 в 14:03 0
Прекрасная работа! Отдичная методическая разработка, все подкреплено наглядными иллюстрацияи. Увлекательно и поучительно. Спасибо.
Лариса Дорогина # 4 ноября 2013 в 14:21 0
Спасибо Наталия за Отзыв!
Елена Федоровна # 2 февраля 2014 в 15:01 0
Очень хорошая творческая работа!
Логинова Светлана Юрьевна # 16 апреля 2014 в 15:21 0
Огромное спасибо, такая проделана большая работа.
Анушик # 6 ноября 2014 в 20:51 0
Очень много полезной и интересной информации! Зачитаешься!!! Спасибо за ваш труд и предоставленную возможность Замечательная подборка дидактического материала! Несложное в изготовлении! Очень понравилось Мне очень заинтересовали представленные Вами игры и упражнения!
Ризида Фарадисовна Хакимзянова # 9 января 2015 в 14:09 0
Очень актуально - особенно в наше время. Много полезной информации содержится в данном материале. Спасибо за интересное познавательное открытие для меня и не только.