Авторская дидактическая игра «Прогулка по городу» (игра – бродилка)
Автор: Дорогина Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО «РЖД»
Рекомендуется воспитателям старших и подготовительных групп для совместной образовательной деятельности, так же игру можно использовать в играх – викторинах, КВН.
Игра «Прогулка по городу» предназначена для реализации непосредственной образовательной области «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Для занятий по теме «Моя страна. Мой город».
Эта игра поможет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни родного города, к его истории, природе, продолжать социальную адаптацию ребёнка в огромном мире людей.
Цели игры:
1. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу и восхищения его красотой.
2. Вызвать чувство гордости за свою Родину, свой город.
3. Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
4. Развивать речевую культуру, коммуникативные и интеллектуальные способности.
5. Развитие интереса к истории родного города и его настоящего.
Игровое поле состоит из 6 блоков-дорожек:
1. История города;
2. Театры города;
3. Знаменитые люди города;
4. Улицы города;
5. Достопримечательности города;
6. Руководители (края, города, района, детского сада);
7. Парки города;
8. Заводы города.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, открыток с видами города; прослушивание песен о городе в исполнении детских коллективов; изготовление альбомов о городе совместно с родителями; собирание коллекции магнитиков с видами города; беседы; экскурсии.
Для того, чтобы игра могла прослужить долго и не порвалась, я напечатала её на «банерной» ткани. Это позволяет свернуть, сложить игровое поле без каких либо повреждений (формат поля А1). Для создания игрового поля были использованы личные фотографии и из интернет - ресурсов.
В игре принимают участие от 1 до 4 человек.
Для ходов используются пуговицы разного цвета и кубик с точками от 1-4, две грани кубика окрашены в зелёный цвет (отгадай загадку) и синий (кот в мешке: назвать спортивные сооружения города, назвать символы города, найти город на карте края и т.д.).
Правила игры
Для мотивации детей можно использовать такие приёмы:
- Прогулка по городу с туристами из Москвы
- Рассказ – презентация на конкурс «Самый лучший город страны»
- участие в конкурсе «Я- красноярец!»
- У нас в гостях Лунтик
- Письмо далёкому другу….
- Репортаж «День города»
Воспитатель предлагает детям выбрать фишку и разыграть очерёдность ходов.
1 вариант. «Прогулка» начинается с нижнего ряда картинок «История города». По цифре, выпавшей на кубике, определяется картинка, по которой будет складываться рассказ и отмечается фишкой (у каждого игрока свой цвет). Следующий ход кубика определяет выбор картинки следующего ряда, со словами «Театры города» и таким образом, отдельно по каждому этапу, определяется «маршрут прогулки» ключевых картинок сюжета, которые используются для составления рассказа о городе. (фото игрового поля с фишками на двух рядах)
Если выпадает картинка, уже занятая фишкой другого игрока, следует выбрать следующую картинку по ходу игры.
После прохождения 4 поля можно ввести динамическую паузу:
Мы по улицам пройдёмся, (дети шагают)
В лево, в право оглянёмся. (руки на пояс, повороты)
По мосту туда – сюда (бег по кругу в лево - в право)
Пробежимся как всегда.
В Енисее окунёмся (имитация плавания)
И быстрее разотрёмся. ( растирающие движения друг другу)
До сосны бы дотянуться, (встают на носочки и тянутся)
И высоких гор коснуться.
В садик наш скорей вернуться (дети шагают)
И друг другу улыбнуться! (улыбаются друг другу)
Игра продолжается.
После короткой подготовки участники начинают свой рассказ о городе Например: «Меня зовут….Я живу в городе Красноярске. Мой город большой и красивый.
И сейчас я расскажу вам о нём. История города началась когда…….»
Можно рассказывать по очереди от начала и до конца рассказа, можно друг за другом на каждом этапе рассказа.
2 вариант. Любой этап можно усложнить, заменив отдельные картинки карточками с заданиями:
· «Что ты знаешь о истории создания города?»
· «Какие ещё достопримечательности ты знаешь ?”
· «Назови свой адрес и район, в котором ты живёшь»
· «Что бы ты построил в городе, когда вырастешь?”
· «Расскажи стихотворение о городе»
· «Правила поведения в общественных местах»
· «Какие вокзалы есть в Красноярске?»
Карточки выкладываются заранее заданием вниз. При выпадении такой карточки читает задание игрок или воспитатель.
3 вариант. Игровое поле используется как «Мнемотаблица» для составления рассказа о городе.
4 вариант. Можно попробовать детям самим придумать вопросы о городе, загадки. И с помощью взрослого изготовить карточки для игры.
Рефлексия (подведение итогов). Воспитатель спрашивает детей:
· Что вам понравилось больше всего?
· Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию (участвовать в конкурсе, вести репортаж)?
· Как вы думаете, для чего детям нужны знания о городе?
· Что нового вы узнали?
· Как бы вы прославили свой город?
В заключении игры можно прослушать песни о Красноярске или прочитать стихотворение о городе (авторское)
Я здесь родился и горжусь,
Что красноярцем я зовусь!
Ведь город мой такой большой,
Такой красивый и родной.
Фонтанов в нём не перечесть,
Мэр классный в Красноярске есть!
А в заповеднике «Столбы»
Любуемся природой мы!
И в «Роевом ручье» у нас
Живут жираф и дикобраз.
А в парках можно веселиться,
На каруселях закружиться.
И спортом есть, где заниматься,
В «Бобровый лог»
На лыжах ездим мы кататься.
А Енисей – река течёт
И в даль - далёкую зовёт.
Мосты могучие стоят
Соединяя большой град.
И каждый здесь друг другу рад!
Мой Красноярск! Горжусь тобой!
Цвети, расти, и будь со мной!
В процессе проведения игр, дети получают новые знания, у них появляется интерес к истории города. Дети стремятся узнать, получить новую информацию, что способствует развитию памяти, внимания, речи, уверенности в себе.
Такие игры рекомендуется проводить 1 раз в месяц, чтобы интерес к игре был устойчивым и игра не наскучила детям.
Моно давать детям домашнее задание:
· Принести открытки с видами города и рассказать о них детям;
· Подобрать стихи о городе;
· Вместе с родителями снять видео «Мой город»
· Принести карту города и показать детям интересные места на карте (где находится детский сад, дом в котором он живёт, достопримечательность города и т.д.)
Надеюсь, что играя, дети смогут расширить свой кругозор и коммуникативные умения.
Участник конкурса «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»