Дидактическая игра для дошкольников «Кошкин дом»
Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №115 - детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы
«Кошкин дом» - это увлекательная дидактическая игра, позволяющая в занимательной форме усвоить геометрический материал. Она будет интересна и полезна детям дошкольного возраста: младших дошкольников научит быстро и легко различать круг, квадрат, треугольник; старших - сравнивать фигуры по размеру, форме и цвету, ориентироваться в пространстве; у детей подготовительной группы будет способствовать развитию фантазии, аналитико-синтетических способностей, конструкторских умений. Я использую эту игру в разных вариантах уже шестой год в комплексной работе по формированию сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра «Кошкин дом» состоит из коробки с набором конвертов, в каждом квадраты, круги, треугольники трех цветов: желтый, рыжий, черный. На фигурах прорисованы мордочки кошек, лапки, полоски. Еще есть таблицы-домики из трех, шести и девяти ячеек. Внутри коробки вкладыш-пояснение с кратким перечислением дидактических задач, игровых правил и действий, оборудования, вариантов усложнений заданий.
Дидактические задачи: Закреплять умение различать квадрат, круг, треугольник. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Упражняться в составлении последовательных рядов, развивая чувство ритма. Способствовать развитию фантазии и логики, вариативности мышления.
Игровые правила и действия: Нужно сложить изображение кошки из набора фигур, чтобы части тела были одинаковой формы и цвета.
Оборудование: Конверты с набором квадратов, кругов, треугольников трех цветов: желтый, рыжий, черный. Дом-таблица из 9 ячеек.
Варианты усложнений заданий: 1. Части тела должны совпадать по цвету, но различаться по форме. 2. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок-котенок . 3. Собрать три «кошачьих семьи» - рыжие, черные, желтые. 4. Кошки размещаются в таблице, чтобы не повторялись строки и столбики.
Привожу пример использования игры в коррекционной работе.
Педагог показывает детям модель сказочного дома, читает отрывок из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»:
Бим-бом! Тили-бом!
Был на свете кошкин дом.
Справа, слева – крыльца,
Красные перильца,
Ставенки резные,
Окна расписные.
Дети рассматривают дом, называют геометрические формы, цвет, размер, считают количество дверей, окон и т.д.
Далее педагог знакомит детей с игровыми правилами и действиями (в зависимости от возраста и подготовки детей они разные):
1. Сложить изображения кошек из набора фигур, чтобы туловище и голова были одинаковой формы и цвета.
2. Туловище и голова должны совпадать по цвету, но различаться по форме.
3. Туловище и голова - одинаковой формы, но различного цвета.
4. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок-котенок.
Или собрать вместе все «кошачьи семьи» - рыжие, черные, желтые.
5. «Кошачья семья» должна состоять из трех кошек разного цвета и с разной формой головы и туловища.
6. Кошки размещаются в домике-таблице так, чтобы на каждом этаже были одинаковые или, наоборот, разные по цвету или форме жители.
Творчески работающий педагог может предложить детям массу различных вариантов заданий.
Все действия с фигурами сопровождаются комментариями. Очень важно, чтобы дети не просто перекладывали фигуры, а различали их форму, цвет, величину, правильно описывали получившегося персонажа. Например: «Это котенок, он рыжего цвета. У него круглая голова и треугольное туловище. А его мама тоже рыжая, но у нее треугольная голова и квадратное туловище». Мои воспитанники – дети с общим недоразвитием речи, их сенсорное развитие имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное - в обозначении словом этих свойств. Дидактическая игра «Кошкин дом» помогает развитию восприятия, что в дальнейшем становится базой для формирования мышления и речи.
По образцу «Кошкина дома» я сделала еще две игры: «Три цветные мышки» и «Пес Барбос и его друзья». Принцип тот же, но в первой (для малышей) всего три набора фигур, а во второй фигура собаки конструируется из большего числа деталей.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны