Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №115 - детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы
«Кошкин дом» - это увлекательная дидактическая игра, позволяющая в занимательной форме усвоить геометрический материал. Она будет интересна и полезна детям дошкольного возраста: младших дошкольников научит быстро и легко различать круг, квадрат, треугольник; старших - сравнивать фигуры по размеру, форме и цвету, ориентироваться в пространстве; у детей подготовительной группы будет способствовать развитию фантазии, аналитико-синтетических способностей, конструкторских умений. Я использую эту игру в разных вариантах уже шестой год в комплексной работе по формированию сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра «Кошкин дом» состоит из коробки с набором конвертов, в каждом квадраты, круги, треугольники трех цветов: желтый, рыжий, черный. На фигурах прорисованы мордочки кошек, лапки, полоски. Еще есть таблицы-домики из трех, шести и девяти ячеек. Внутри коробки вкладыш-пояснение с кратким перечислением дидактических задач, игровых правил и действий, оборудования, вариантов усложнений заданий.
Дидактические задачи: Закреплять умение различать квадрат, круг, треугольник. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Упражняться в составлении последовательных рядов, развивая чувство ритма. Способствовать развитию фантазии и логики, вариативности мышления.
Игровые правила и действия: Нужно сложить изображение кошки из набора фигур, чтобы части тела были одинаковой формы и цвета.
Оборудование: Конверты с набором квадратов, кругов, треугольников трех цветов: желтый, рыжий, черный. Дом-таблица из 9 ячеек.
Варианты усложнений заданий: 1. Части тела должны совпадать по цвету, но различаться по форме. 2. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок-котенок . 3. Собрать три «кошачьих семьи» - рыжие, черные, желтые. 4. Кошки размещаются в таблице, чтобы не повторялись строки и столбики.
Привожу пример использования игры в коррекционной работе.
Педагог показывает детям модель сказочного дома, читает отрывок из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»:
Бим-бом! Тили-бом!
Был на свете кошкин дом.
Справа, слева – крыльца,
Красные перильца,
Ставенки резные,
Окна расписные.
Дети рассматривают дом, называют геометрические формы, цвет, размер, считают количество дверей, окон и т.д.
Далее педагог знакомит детей с игровыми правилами и действиями (в зависимости от возраста и подготовки детей они разные):
1. Сложить изображения кошек из набора фигур, чтобы туловище и голова были одинаковой формы и цвета.
2. Туловище и голова должны совпадать по цвету, но различаться по форме.
3. Туловище и голова - одинаковой формы, но различного цвета.
4. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок-котенок.
Или собрать вместе все «кошачьи семьи» - рыжие, черные, желтые.
5. «Кошачья семья» должна состоять из трех кошек разного цвета и с разной формой головы и туловища.
6. Кошки размещаются в домике-таблице так, чтобы на каждом этаже были одинаковые или, наоборот, разные по цвету или форме жители.
Творчески работающий педагог может предложить детям массу различных вариантов заданий.
Все действия с фигурами сопровождаются комментариями. Очень важно, чтобы дети не просто перекладывали фигуры, а различали их форму, цвет, величину, правильно описывали получившегося персонажа. Например: «Это котенок, он рыжего цвета. У него круглая голова и треугольное туловище. А его мама тоже рыжая, но у нее треугольная голова и квадратное туловище». Мои воспитанники – дети с общим недоразвитием речи, их сенсорное развитие имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное - в обозначении словом этих свойств. Дидактическая игра «Кошкин дом» помогает развитию восприятия, что в дальнейшем становится базой для формирования мышления и речи.
По образцу «Кошкина дома» я сделала еще две игры: «Три цветные мышки» и «Пес Барбос и его друзья». Принцип тот же, но в первой (для малышей) всего три набора фигур, а во второй фигура собаки конструируется из большего числа деталей.
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 13 ноября 2013 в 08:49 0 | ||
|
Ольга Третьякова # 14 ноября 2013 в 15:40 0 | ||
|
Марина Владимировна Склюева # 9 января 2014 в 17:46 0 |
Анна Николаевна Воронкова # 31 августа 2014 в 18:18 0 | ||
|
Анушик # 6 ноября 2014 в 20:47 0 |
Очень много полезной и интересной информации! Зачитаешься!!! Спасибо за ваш труд и предоставленную возможность Замечательная подборка дидактического материала! Несложное в изготовлении! Очень понравилось Мне очень заинтересовали представленные Вами игры и упражнения! |
Наталья Викторовна Петелина # 12 февраля 2015 в 18:26 0 | ||
|
Ольга Сергеевна Волгушева # 15 октября 2015 в 10:17 0 |