Дидактическая игра своими руками «Маленькая хозяюшка»
Автор: Жмакина Маргарита Васильевна, социальный педагог Казенного учреждения Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района"
Описание работы: дидактическая игра "Маленькая хозяюшка" рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов и предназначена для использования в детских садах, образовательных учреждениях, в домашних условиях.
Цели игры:
-ознакомление детей с названиями, видами одежды; её назначением;
- развитие мелкой моторики рук (путем использования декоративных прищепок);
- развитие речи.
Время игры: 10-20 минут.
Количество участников: 1 - 3 человека и педагог.
Компоненты игры:
- игровое табло;
- карточки с изображением одежды;
- прищепка декоративная – 30 штук.
Изготовление оборудования для игры:
Игровое табло изготовлено из фанеры (дерево) размером 30*20 см. По ширине полотна вкручены шурупы, шляпка которых не прилегает к основанию фанеры на высоте около 1 см. На данные шурупы в длину, симметрично друг другу, натянуты пять нитей. По левому краю наклеены названия видов одежды.
Карточки с иллюстрациями одежды распечатаны на плотной бумаге и заламинированы. Изготовлено 30 карточек по 6 экземпляров одежды каждого вида. Размер карточки – 4*4 см.
Прищепки декоративные приобретены в магазине. Длина прищепки – 2,5 см.
Варианты игр:
Игра 1.
Игра используется на этапе закрепления знаний по теме "Виды одежды". После того, как дети ознакомились с названиями одежды, научились её называть без подсказок (надписей) и отличать друг от друга (например, комбинезон, безрукавка, рубашка, блуза и т.д.) им предлагается развесить всю "одежду" при помощи декоративных прищепок на "бельевые нити" (поместить каждую карточку в соответствующий виду одежды ряд на игровом табло).
Игра 2.
Детям предлагается игровое табло с уже размещенными на нем карточками. Но карточки с изображением одежды размещены в беспорядке, т.е. преднамеренно допущены ошибки. Педагог перед детьми (ребенком) ставит проблемную ситуацию: "Бабушка попросила внучку развесить одежду. Но Вере очень хотелось поиграть во дворе с подружками. В спешке она выполнила просьбу бабушки. Но когда девочка, выполнив поручение, уже бежала играть с подружками, бабушка ей в след промолвила: "Поспешишь – людей насмешишь". Почему так сказала бабушка?
Задача ребенка: найти и исправить допущенные ошибки, т.е. разместить одежду правильно.
Игра 3.
Детям зачитываются строки из физминутки "Одежда":
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду замочили,
Пятно тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках…
После прочтения строк участники (участник) игры приступают к практической деятельности: самостоятельно размещают одежду на "веревках". Выполненная работа проверяется. Дети формулируют вывод о том, по какому принципу была размещена одежда на нитях игрового табло.
Игра 4.
Для детей дошкольного возраста, не умеющих читать, можно предложить такой вариант игры. Заранее на каждой нити игрового табло, соответственно виду одежды, поместить по одному экземпляру одежды и озвучить детям задание: назвать одежду в каждом ряду, рассказать о её назначении. После этого участники игры должны самостоятельно определить закономерность расположения одежды в рядах и все оставшиеся карточки разделить по группам, поместив их в нужные ряды.
Методические рекомендации:
1. При выполнении самостоятельной практической работы ребенком можно предложить ему вслух проговаривать выполняемую деятельность: называть одежду на той карточке, которую он взял, проговорив, на какой ряд она будет размещена и объяснив причину выбранного ряда. Что является хорошим средством развития речи, построения предложений и связного текста.
2. Если ребенок затрудняется ответить на предлагаемые вопросы (сформулировать выводы по результатам работы), то педагог помогает ему, задавая наводящие вопросы. В итоге, у дети должны усвоить названия видов одежды, их отличие друг от друга и самостоятельно называть одежду данных видов.
3. Если в игре учавствуют 2-3 человека, можно все карточки разделить между детьми поровну, чтобы каждый ребенок по очереди размещал свои карточки на игровом табло.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками