Социальная адаптация, приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
Социальная адаптация включает:
1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся 1, 5 и 10 классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться дезадаптацией: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется, не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются при высоком уровне тревожности. Таким образом, осложняется процесс учения, и даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Целостный образ «я» ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно на разных уроках. Ребенок уже не получает переживания успешности или неуспешности в рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа «я».
Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность Реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежним), то задача педагога и психолога состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить самоуважение. Иначе вся система «я» у ребенка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Заметим, что еще одной задачей педагогов и психолога на данном этапе социализации ребенка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о них самих, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное «я» ребенка может быть вполне осмысленным.
У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие — к экспансивности при оценке и характеристике учеников. Было замечено, что) одни преподаватели оценивают своих учеников преимущественно позитивно, смотрят на них сквозь розовые очки, другие подходят со строгим метром. Таким образом, ни та, ни другая оценка» по отношению к ребенку не будет точной. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах,) где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представления учащихся о себе.
Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5 класса. Например, предъявляет к ним высокие требования.
Для эффективности адаптационного периода его следует разделить на следующие этапы:
1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т. п.).
5. Привлечение других специалистов (учителя физкультуры, руководителя театрального кружка и т. п.).
Результаты диагностики учащихся в период окончания начальной школы дают возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5 класса, будущим классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.
Диагностические исследования целесообразно проводить во второй половине учебного года — в феврале или марте. Такую диагностику должен проводить школьный психолог, а результаты сообщать классному руководителю и учителям.
В исследовании можно использовать тесты на изучение структуры умственных способностей, продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие опросники по социально-психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к тесту Амтхауэра по диагностике общих умственных способностей для данного возраста, а также прогрессивным матрицам Равена. Оправдано и одновременное использование двух методик для получения более достоверных результатов. Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей к средней школе обращаются к методике незаконченных предложений, тесту школьной тревожности Филипса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам.
Методика незаконченных предложений
Дорогой ученик!
Учителя школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов не бывает. Твое мнение для нас очень важно.
1. В нашей школе мне больше всего нравится:
• учиться, уроки;
• учительница;
• наш класс, столовая, спортзал;
• что еще, допиши.
2. Я больше всего люблю уроки...
3. Часто ли тебе нужна помощь в подготовке домашних заданий?
Напиши, кто тебе помогает выполнять домашние задания.
4. Моя учительница часто говорит, что я ...
5. Мои родители говорят о школе:
• часто;
• редко;
• никогда.
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я...
7. Когда я думаю об учебе в 5-м классе, то...
Примечание. Целесообразно, чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1, 2 дают информацию о мотивации учения; вопрос 3 — информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 — о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5, 6 — об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки ребенка; вопрос 7 — об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.
Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в 5 классе, в этом случае 7-й вопрос может быть таким: «Когда я вспоминаю 4-й класс, то...»
По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса. В ней психолог или учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Результаты психодиагностической работы психолог обсуждает с преподавателями начальной школы и педагогами, которые буду работать в 5 классе. Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического консилиума, деловой игры, круглого стола.
Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.
Для учащихся, которые показали в психодиагностическом! исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т. п.), составляется индивидуальная коррекционная психолого-педагогическая программа.
Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в 5 классе. Его задача — изучение степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи в адаптации к ним.
Итак, работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации (см. индивидуальную карту ученика 5 класса).
Индивидуальная карта ученика 5 класса
Дата заполнения ______________________
Параметры характеристики |
Требования к учащимся с высоким уровнем адаптации |
Реальный уровень адаптации |
1 |
2 |
3 |
1. Произвольность психических процессов |
Умение самостоятельно организовать выполнение учебного задания. Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение) |
|
2. Развитие мышления |
Владение приемами понятийного мышления. Выполнение логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и др. (психодиагностика) |
|
Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (педагогическое наблюдение) |
|
|
3. Развитие речи |
Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Владение сложноподчиненными конструкциями в письменной и устной речи, связность речи (наблюдение, психодиагностика) |
|
4. Развитие тонкой моторики |
Понятность, аккуратность письма (при наличии данной проблемы — работать с педагогом) |
|
5. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
Способность работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика, наблюдение) |
|
6. Мотивационная сфера |
Позитивное отношение к школе. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности. Ориентация на самостоятельное получение знаний. Понимание смысла «учение для себя» (психодиагностика, наблюдение) |
|
7. Особенности поведения |
Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм (наблюдение) |
|
8. Особенности общения со сверстниками |
Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Принятие коллективом класса (социометрия) |
|
9. Особенности общения с педагогами |
Способность самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом |
|
10. Эмоциональное состояние |
Адекватность переживаний, школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (наблюдение, психодиагностика) |
|
11. Отношение к себе |
Позитивная «я»-концепция, устойчивая адекватная самооценка (психодиагностика) |
|
Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определений готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказаний помощи детям с низким уровнем такой готовности.
Можно выделить следующие показатели готовности к обучению в средней школе:
1. Успешное усвоение программного материала.
2. Качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
3. Эмоциональная готовность (выражается в адекватности переживаний).
4 Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность к обучению в средней школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5 класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение.
Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5 класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на отметку.
Задачи педагогического коллектива
Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода для учащихся 5 класса следующие:
• выявление изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить для безболезненного течения переходного периода;
• обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции в работе с учениками 5 класса;
• организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая критический возрастной этап;
• создание мягкой эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе.
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные Формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения.
В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни.
Новые формы работы с учащимися
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:
1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
Важно использовать другие формы организации обучения:
• экскурсии, цель которых — расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
• игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;
• диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
• практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
• мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длинный текст, следить за логикой и последовательностью изложения материала и др.
2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне («запомни и воспроизведи») и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники! должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная. Например, школьники научились наблюдать за природой (уроки «природоведения», «естествознания»), но не умеют наблюдать за словом, геометрической фигурой; правильно используют орфографические правила в диктанте, но ошибаются в письменных ответах по географии или истории.
Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10—11 -летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации школьника.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в течение первой учебной недели.
Программа адаптационного периода для учащихся 5 класса (4 дня)
1. Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно выработать самим нормы и правила нового этапа школьной жизни на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».
2. Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в группах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы 4 дня по 1—1,5 часа. Группу может вести психолог или прошедший подготовку классный Руководитель.
3. Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем пм нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальнее, своеобразное в каждом.
4. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе приветствуется участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
5. На втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии, быть благодарным.
В сентябре проводится также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5 классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков и формированием коллектива с учетом полученных диагностических данных.
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится около двух месяцев, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.
Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе.
Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4 класса в 5:
• проведение родительских собраний в 5 классах по вопросам адаптации в среднем звене;
• наблюдение за учащимися 5 классов во время и вне учебных занятий;
• выделение группы риска, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности;
• в рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива, и т. п.;
• при организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований;
• использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо имели бы успех.
Разновозрастное сотрудничество учащихся как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной школы в основную
Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в роли учителя по отношению к другому (пробовать учить других) или к самому себе.
Учебное сотрудничество, в котором младшим подросткам предоставляется роль учителя 1—2 классов, может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию учебной самостоятельности. Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося. Заметим, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним цель: научить кого-то.
Работа детей в роли учителя выгодно отличается от их роли Ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей и собственный вклад в общую деятельность.
Сотрудничество классного руководителя, педагогов начальной и основной школ
Успешно реализовать поставленные задачи в рамках адаптационного периода в 5 классах можно, лишь создав единую команду педагогов начальной и основной школ. Под командой педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, которое характеризуется взаимопониманием, способностью к согласованию своих позиций.
Если в школе нет подобной команды педагогов, то необходима специальная работа по созданию в школе педагогической команды, деятельность которой разворачивается в соответствии со следующими принципами:
1. Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с 5 классом. Учителя, работающие в параллели пятых классов, должны составлять единую группу, в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы каждого класса. При этом должны согласовываться методические позиции учителей-предметников, что позволит педагогам предстать перед пятиклассниками командой с общими взглядами, концепциями, требованиями, направленными на реализацию единой цели.
2. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы. Основной уклад жизни школьников (безотметочное обучение, аттестация школьников на конец учебного года, родительские собрания, внеучебная деятельность и т. д.) строится в рамках принятой в начальной школе системы.
3. В школе должна существовать творческая группа учителей (межпредметное методобъединение и т. п.), которая берет на себя работу по организации образовательного пространства младшего подростка в период адаптации, в том числе и составление расписания учебных занятий, календарно-тематических планов для организации разновозрастного сотрудничества и др.
Организационными формами, позволяющими создавать такие команды, могут быть курсы повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в 5 классе; деловые игры и тренинги по проблеме преемственности обучения; организация сотрудничества детей 1—5 классов с участием педагогов как начальной, так и основной школы; открытые уроки, на которых отслеживается динамика изменений методов, форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу; использование информационных ресурсов для организации взаимодействия взрослых и детей.
4. Традиция перехода ученика из детства в отрочество. Ритуал такого перехода важен для формирования нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему.
Чтобы свести к минимуму трудности адаптационного периода, учителя основной школы должны ознакомиться с программой обучения начальной школы, методикой конкретного учителя, от которого класс переходит в основную школу.
Организационно тут возможны два варианта.
1. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.
2. Предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Внутришкольный контроль (система оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, работа с учителями и родителями) строится в рамках, принятых в начальной школе. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно, к концу 6 класса. При этом варианте осуществляется совместное оперативное руководство классами переходного этапа заместителями директора начальной и основной школ. В таком случае заместитель директора начальной школы отвечает за создание оптимальной образовательной среды для пятиклассников. Классный руководитель (учитель начальной школы) обеспечивает вместе с завучем по начальной школе совместную работу учителей основной школы, работающих в 5 классе; заместитель директора основной школы обеспечивает преемственность в содержании образовательного процесса.
Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене
Упражнения для адаптации пятиклассников
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!