Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.
Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы. И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?
Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.
Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу группа ребят готовит «сюрприз». Или можно отводить время на подведение итогов за неделю. Легко представить обмен мнениями в кругу по поводу: «Кого класс может поблагодарить?»
Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Основные компоненты классного часа
Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.
Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
• составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
• уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
• выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов
• индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
• составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
• проведение классного часа;
• анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:
1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час (лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитательная программа ОЭР в школе
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Внеклассная работа в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Функции классного часа