Классный час для старшеклассников на тему «О бизнесе и великих бизнесменах»

Разработка классного часа для учащихся старших классов

Цели:

• показать учащимся возможные пути к успеху и жизненному процветанию на конкретных биографиях знаменитых людей;

• пробудить у ребят желание анализировать свои возможности и не бояться ставить перед собой «высокие планки» жизненных целей;

• обсудить понятия «трудоголизм» и одержимость в работе, как средство реализации поставленной цели.

Форма проведения:

Информационно-познавательная беседа.

Подготовка:

1. Организовать группу учащихся по изучению биографического материала.

2. Поручить написать доклады, сообщения на тему: «Мой идеал бизнесмена».

3. Выбрать ведущих.

4. Подготовить докладчиков.

5. Пригласить гостей.

Ведущий: Разрешите поприветствовать присутствующих одноклассников.

Ведущая: И наших гостей.

Ведущий: Думаю, в каждом человеке есть доля доброго тщеславия, которая формирует и движет его жизненные установки.

Ведущая: А это, в свою очередь, помогает выбрать определенную цель в жизни.

Ведущий: Ребята, мы обсуждали вопросы — как познать себя? Как экономить свое время?

Ведущая: Как сделать карьеру? Но это были в основном теоретические знания.

Ведущий: Всем известно, что человеку трудно учиться на чужих ошибках, обычно он делает свои, а потом узнает, что все это было с другими.

Ведущая: И все-таки мы попытаемся привести примеры жизненного пути некоторых знаменитых людей.

Ведущий: Чтобы понять, как они пришли к успеху.

Ведущая: Чтобы взять для себя хотя бы крупицу их опыта, который поможет нам в осуществлении наших жизненных планов.

Ведущие приглашают для выступления докладчиков.

Часть первая

БИОГРАФИЯ ЖИЛЛЕТТА

1-й ученик: Кинг Кемп Жиллетт не просто придумал и «раскрутил» безопасную бритву. Он привил покупателям новую культуру потребления — когда вещь после использования просто выбрасывается, а не служит годами. Он придумал новую идеологию, открыл эпоху одноразовых носовых платков, зажигалок, стаканчиков и тарелок. Блестящая идея, которая приносит свои плоды до сих пор. Каждый год идейные последователи Жиллетта осваивают новые сферы производства, делая мир вещей все более одноразовым.

2-й ученик: Однажды летним утром далекого 1895 г. он посмотрел в зеркало на свою заросшую физиономию, и из его уст вырвалось сокрушенное негодование. Мужчины все одинаково ненавидят процедуру утреннего бритья. В особенности тупой бритвой.

3-й ученик: На этот раз исполнителем традиционной арии был 40-летний агент по продажам Кинг Кемп Жиллетт, успешный распространитель бутылочных пробок нового типа. Однако всю жизнь Жиллетта манили иные берега. Он мечтал что-то изобрести. Что-то такое простое и прекрасное.

С мечтой по жизни

4-й ученик: Он родился и вырос в провинциальном городишке со звучным названием Fond du Lac (Озерная Глубь), в штате Висконсин. Здесь от всего веяло замшелостью и основательностью. Неторопливая жизнь, патриархальные устои, серьезные бородатые лица, долгие зимние вечера. Это было не для него. Как, впрочем, и не для его отца, от которого он унаследовал живость ума и немалое самолюбие. Чтобы заняться бизнесом и дать сыну образование, отец Жиллетта перевез семью в Чикаго: «Большой город — большие возможности», — говаривал он.

5-й ученик: Там Жиллетт-старший открыл мастерскую по ремонту и обслуживанию швейных машин. Она приносила неплохой доход, и это внушало надежды на лучшее. Все рухнуло из-за Чикагского пожара 1871 г. — легендарной катастрофы американской истории, которая смешала карты и переплавила многие судьбы. Мастерская сгорела, а с ней и все дело. Вскоре отец запил, и Кингу пришлось взять содержание семьи на себя.

1-й ученик: Работу он нашел быстро. Небольшая компания по продаже бытовых мелочей — от зубочисток до мыла — приняла улыбчивого и энергичного юношу на должность торгового агента. Продавать Кинг умел и быстро завоевал репутацию перспективного работника. Он разъезжал с товаром не только по американским просторам, но освоил и Англию, прорубив компании, на которую честно трудился, окно в Европу. Но детская мечта сделаться изобретателем не оставляла его. Время только подстегивало его страсть: конец прошлого века был эпохой изобретений — телефон и радио, электрические лампочки и автомобили.

2-й ученик: В 1891 г. мистер Жиллетт переехал в Балтимор и устроился на новую работу в фирме Baltimore Seal Company, производившей штопоры и пробки. Он подружился с Уильямом Пойнтером, изобретателем штопора и латунной крышки с внутренней пробковой прокладкой. В первое же воскресенье месяца тот пригласил Кинга на обед. Вскоре воскресные обеды сделались регулярными — приятели обсуждали инженерные новинки, фантазировали от души. На одном из обедов Пейнтер заметил: «Кинг, ты вот все хочешь изобрести что-нибудь эдакое. А знаешь, что мне пришло в голову? Ведь, может быть, главная прелесть моей пробки в ее дешевизне и недолговечности. Открыл бутылку, пару раз закрутил туда-сюда, и все — на помойку. Подумай!»

3-й ученик: Эта мысль Кингу понравилась. От нее веяло новизной. Он много раз говорил о том, что пора отбросить амбиции изобретателей прошлых веков, которые претендовали на вечность. Он искренне считал, что надо быть проще. Сказано — сделано. Сделано — использовано. Использовано — выброшено. Очень в духе времени. Идеологии и вдохновения хватало, но требовался научный подход. Квинтэссенцией рационального метода казался словарь.

4-й ученик: По вечерам Кинг мечтательно листал словарь, вчитываясь в каждое слово, обозначающее предмет. «Существительное» — всплыло что-то из недр школьного детства. «А» — алмаз, чтоб стекла резать. Нет, такая штука уже есть. «Б» — бутылка, пробками для которой я торгую. «В» — велосипед. Чего ради я на старости лет собрался изобретать велосипед? Он зевнул и закрыл словарь.

Эврика!

5-й ученик: А на следующее утро... 20 лет спустя он так вспоминал это утро: «Я взглянул в зеркало и, начав бриться, тут же обнаружил, что моя бритва безнадежно тупа. Она была не просто тупа, а именно безнадежно. Заточить ее самому мне было не под силу. Нужно было идти к парикмахеру или в точильную мастерскую. Я стоял, растерянно глядя на бритву, и вот тут-то в моей голове и родилась идея. Или картина. Не знаю. Во всяком случае, я точно знаю, что в этот миг и родилась жилеттовская бритва. Я увидел ее целиком, в одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на каждый из них. Все происходило быстро, как во сне, и напоминало скорее откровение, чем рациональное размышление».

1-й ученик: Американские бритвы конца 90-х годов почти в точности повторяли, как это ни удивительно, свой древнеегипетский прототип. Они состояли из лезвия, задняя часть которого крепилась к ручке и была намертво впаяна в нее.

2-й ученик: Идея Жиллетта состояла в том, что задняя часть не нужна. Достаточно заточить тонкую полоску стали с двух сторон и закрепить ее в простом съемном горизонтальном держателе, который, в свою очередь, прикреплялся бы к ручке перпендикулярно. Как только лезвие тупилось, его можно было выкинуть и вставить новое. Конструкция была предельно проста.

3-й ученик: Жиллетт писал: «Я стоял и улыбался как последний дурак. Собственно, я и был дураком. Я ничего не понимал в бритвах, а в свойствах стали разбирался и того меньше».

Воплощение идеи в реальность...

4-й ученик: «Готово. Наше будущее обеспечено», —- написал он жене, гостившей у родственников в Огайо. И как всегда поспешил.

Потребовалось 11 лет проб и ошибок, прежде чем изобретение принесло хоть цент. Но Кинг об этом пока не знал.

5-й ученик: Окрыленный идеей изобретения, Кинг влетел в ближайший хозяйственный магазин, купил там моток стальной ленты для изготовления часовых пружин, простейшие инструменты и чертежную бумагу. Со всем этим он отправился домой и через неделю явил свету первую бритву с одноразовыми лезвиями. На смену борьбе за долговечность лезвия пришла борьба за дешевизну. Кинг был уверен в успехе своего предприятия. Ведь моток ленты стоил всего 16 центов за фунт, а из фунта, по его подсчетам, должно было получаться 500 лезвий.

1-й ученик: «Не получив технического образования, я и не подозревал, что мне требовалась сталь особого качества, значительно более дорогостоящая, чем та, с которой я начал свои эксперименты». Но Кинг буквально помешался на своей идее, изготовляя все новые и новые модификации бритвы. За последующие 8 лет опытов, в изнурительной борьбе за дешевизну лезвия он истратил более 25 тыс. долларов. Он почти ни с кем не виделся и целыми днями просиживал в лаборатории или над чертежами.

2-й ученик: Нужна была тонкая, прочная и при этом дешевая сталь. Специалисты, к которым он обращался, советовали бросить бессмысленные поиски. Закалить стальную полоску такой толщины — все равно, что пытаться сшить платье из нитки. Но он не отступал.

3-й ученик: Дело сдвинулось с мертвой точки в 1900-м, когда за техническое воплощение жилеттовской идеи взялся Уильям Никерсон, выпускник Массачусетского технологического института. Никерсон разработал технологию укрепления и заточки стальной ленты. Еще несколько месяцев работы — и решение найдено. Жиллетт закончил разработку окончательной модели.

4-й ученик: Когда он наконец выполз из своего добровольного заточения, друзья подняли его на смех: «Ты, приятель, совсем одичал. Ты хоть в зеркало-то себя видел? Изобрел бритву, а сам зарос, будто в лесу живешь».

Он не обиделся, а принял к сведению. Он уже сам об этом думал. Беда была в том, что, как на грех, бороды снова стали входить в моду. Первыми начали носить бороду представители королевских фамилий Европы, а затем волна докатилась и до Америки. Переломить моду не удастся, но ведь возможен компромисс.

5-й ученик: Усы — чем не компромисс? Так появились те самые знаменитые жилеттовские усы, которые стали фирменным знаком компании. Но в их волшебную силу не верили еще ни сам обладатель усов, ни те, кому он пытался предложить свое изобретение. Друзья шутили, а инвесторы и инженеры оставались равнодушны и в ус не дули.

Этапы успеха

1-й ученик: И все же в 1901 г. Жиллетту удалось убедить нескольких друзей вложить в дело небольшие суммы в качестве первоначального капитала. Набрав 5 тыс. долларов, он получил патент на свое изобретение и открыл фирму. Первые одноразовые бритвы появились на рынке в 1903-м. В этом году удалось продать 51 бритву и 168 лезвий. В следующем — 91 тыс. бритв и 123 тыс. лезвий. К 1908-му объем продаж превысил 13 млн долларов.

2-й ученик: Во время первой мировой войны мода на бороды, разумеется, сошла на нет, и спрос на бритвы резко вырос. Наступил звездный час Жиллетта. Военное время и походные условия требовали упрощенного быта. Одноразовые бритвы были весьма кстати. Они решали сразу множество проблем: были дешевы, просты в обращении, не требовали ухода и, будучи одноразовыми, гарантировали гигиеничность. Жиллеттовские бритвы начали расходиться в небывалых количествах. К 1917 г. ежегодно продавался 1 млн бритв и 120 млн лезвий.

3-й ученик: Война закончилась, а привычка бриться самостоятельно осталась. Наступил 1921 год. 20-летний срок первоначального эксклюзивного патента истекал, а это означало, что на следующий же день после его окончания любая компания могла выбросить на рынок одноразовые бритвы и составить Жиллетту конкуренцию. «Разведка» доносила, что несколько производителей готовы выпускать дешевую имитацию жилеттовских бритв. Судьба компании висела на волоске. За шесть месяцев до истечения срока патента Жиллетт разработал и выпустил новую модель ценой 1 доллар за штуку (предыдущие стоили от 5 долларов). В тот год доход компании был рекордным.

4-й ученик: К 1930 г. компания Gillette слилась с основным конкурентом.

Вплоть до начала второй мировой войны она продолжала расширяться. В моду вошла бритва, в которой лезвие было вставлено в цельный пластмассовый корпус. После использования ее выбрасывали всю, а не только лезвие. Кроме того, компания стала производить бритвенные аксессуары и кремы для бритья.

5-й ученик: В 1947 г., уже после смерти изобретателя (он умер в 1932 году), одноразовая бритва пережила второе рождение. На смену привычным, завернутым в промасленную бумагу отдельным лезвиям пришли безопасные кассеты со встроенными лезвиями.

1-й ученик: Затем в 1957 г. появилась первая бритва Gillette с подвижной головкой. Последняя модель жилеттовской бритвы с тремя лезвиями под названием Mach много раз мелькала в рекламных роликах на экранах российских телевизоров. И мы, как и все прогрессивное человечество, влились в цивилизованное одноразовое русло, внеся свой вклад в миллиардные продажи бритв, 40-миллиардные продажи лезвий, в работу тысяч фабрик не только в Америке, но и в Аргентине, Австралии, Канаде, Бразилии, Мексике, Англии, Франции, Германии и Швейцарии.

2-й ученик: Теперь и в наших домах появились упаковки со знаменитыми усами изобретателя одноразовых бритв Кинга Жиллетта. Сам же 7 7-летний основатель одноразовости и продавец сиюминутности незадолго до смерти скромно заметил: «Из всех великих изобретений одноразовая бритва — величайшая из мелочей».

3-й ученик: Жиллетт мог умирать спокойно. Ведь он оставлял в наследство своей семье одно из самых крупных состояний в Америке.

Великий повар Бернар Луазо

Ведущий: Во Франции есть два вида человеческой деятельности, снабженных прилагательным «высокая»: высокая мода и высокая кулинария.

Ведущая: Предоставляем слово следующей группе биографов, которые расскажут о жизни знаменитого французского повара.

1-й ученик: Родившись в 1951 г. в скромной и многодетной семье торговца шляп в департаменте Пюи де Дом, Бернар Луазо рано оставил дом ради своей мечты. Он говорил: «Я мечтал стать великим поваром. Это похоже на то, как футболисты мечтают стать Пеле или Рональдо».

2-й ученик: Для того чтобы добиться своего, 17-летним пареньком он пришел на обучение к известному мэтру французской кухни Мишелю Труагро. По его собственным словам, в то время он даже не знал, как выглядит омар. В течение трех лет Бернар моет посуду и чистит котлы. И все это время, занимаясь самой тяжелой кухонной работой, он снедаем внутренним огнем честолюбивой мечты. Каждый вечер, оставаясь в одиночестве в своей маленькой служебной комнате, он клянется себе, что станет самым великим поваром в мире.

3-й ученик: Сегодня Мишель Труагро, его бывший мэтр, отзывается о нем, как о «локомотиве, человеке необыкновенного трудолюбия и настойчивости», а тогда его мнение о Бернаре было не слишком высоким. Всю свою жизнь Бернар не мог забыть прощальных слов мэтра Труагро: «Если ты когда-нибудь станешь поваром, то я стану архиепископом».

Три года ученичества у другого маститого мэтра Клода Верже привели его к первому признанию.

На этот раз Бернар уже не маленький поваренок на побегушках. Клод Верже доверяет ему кухню ресторана «Ля Кот Д’Ор» в Сольо — в сердце старой Бургундии. Этот ресторан находился тогда не в самой лучшей своей поре. Его дела постепенно приходили в упадок, хотя еще сравнительно недавно «Кот Д’Ор» знал другую славу, когда здесь царствовал мэтр французской кухни Александр Дюмень, принимавший в своих залах Дали, Пикассо и Де Голля.

4-й ученик: Через три года, в 1977 г., Бернар получает свою первую звездочку в престижном кулинарном справочнике «Мишлен». Вторую — в 1981-м.

В 1982 г. он выкупает этот ресторан. Для этого ему пришлось пойти на поклон к банкирам и рассказать им о своей мечте: он непременно станет великим поваром современности, а ресторан «Кот Д’Ор» вновь станет Меккой для туристов.

Ему поверили и дали кредит на покупку ресторана! Он, недавний поваренок, мальчик на побегушках с руками, покрытыми ссадинами от тяжелой работы, становится владельцем огромного ресторана в сердце старой Бургундии!

5-й ученик: Бернар еще не может до конца поверить в случившееся, он счастлив, он благодарит за все Бога и жизнь!

Теперь Бернар полон грандиозных замыслов. Его невероятное трудолюбие и энергия возвращают дому «Кот Д’Ор» утерянный блеск. Он расширяет отель, пристраивая новое крыло, реставрирует холл, после чего его детище попадает в высшую категорию: «Отдых и замки».

1-й ученик: За 15 лет он вложил в свое детище 10 млн евро. Бернар хотел, чтобы «Кот Д’Ор» был самым прекрасным местом в мире. Он научился удерживать своих посетителей: к нему приходили, как приходят поужинать к другу, и останавливались на ночь до прекрасного завтрака. Самые скромные люди делали траты, чтобы поесть у него. И когда он это узнавал, он всегда делал красивый жест, оплачивая им ужин или место в отеле.

2-й ученик: Но он понимал, что одной только вкусной еды мало для счастья: «Люди хотят благополучия. Это то, что я пытаюсь им дать. Я люблю людей! Я должен всегда давать, поднимать настроение тех, у кого какие-то проблемы». Его путь к вершине завершился получением последней, третьей звездочки. Это было в 1991, в год его сорокалетия.

3-й ученик: По этому случаю его фото было опубликовано на первой полосе «Нью-Йорк Таймс». Америка приветствовала успех этого человека, который сделал себя сам. С тех пор щедрый, теплый и добрый Бернар Луазо не переставал «выкладывать свое сердце на тарелку». Он был по-прежнему удачлив и честолюбив.

4-й ученик: В 1998 г. он покупает три ресторана в Париже. Бернар говорил, что эти рестораны для парижан, но его высшая мода по-прежнему — Кот Д’Ор.

Он увеличивает коммерческий фонд отеля, заключает контракты с фирмами полуфабрикатов. Его книги издаются в США, Европе, Японии.

В декабре 1998 г. для того, чтобы погасить свой долг в 4,5 млн евро, Бернард Луазо выставляет свою группу на бирже и выигрывает 5 млн евро. До сих пор он остается единственным поваром, в мире, который выставлялся на бирже.

5-й ученик: Он любил фотографироваться для журналов, широко улыбаясь своей дружелюбной улыбкой. Он охотно давал интервью, понимая, что коммуникабельность — это одна из необходимых приправ для его рекламы.

1-й ученик: Его жена, Доминик, изящная дама с прекрасной фигурой (несмотря на то, что ее муж — грандиозный повар), понимает его без слов. Его трое детей: Бланш, Беранжет и Бастьян, здоровы и миловидны. Он считал себя счастливым мужем и отцом...

2-й ученик: Но в начале 2003 г. в мир пришла трагическая весть. 24 февраля Бернар, как всегда, удаляется в свою комнату после обеда. Вечером он обычно выходит в зал ресторана, чтобы поприветствовать своих клиентов, поэтому ему необходимо отдохнуть. Через несколько часов великий повар Бернар будет обнаружен мертвым с простреленной головой. Рядом с ним — его охотничье ружье. Никакой записки или предсмертного письма Бернар Луазо не оставил.

3-й ученик: Какая же пустота или боль вошла в сердце этого человека, что не выдержав ее, он поставил своих близких перед фактом своего самоубийства?..

4-й ученик: Именно с тем фактом, что человек, который честно создал самого себя, не захотел продолжать жить, трудно смириться почитателям знаменитого повара.

5-й ученик: Что же остается привлекательного в жизни, если прекрасная мечта юности оказывается иллюзией? Для чего жить, чему посвящать себя, если даже знаменитый мэтр, добившийся всего в жизни сам, засвидетельствовал, что жить не стоит?

1-й ученик: Он предпочел уйти в пустоту, оставив преуспевающий ресторан, благоустроенный дом, жену и детей — все, о чем мечтал, будучи еще бедным поваренком, чистящим котлы на чужой кухне.

2-й ученик: Известные французские журналы объясняют его смерть усталостью и строгостью кулинарных критиков, собиравшихся лишить ресторан Бернара Луазо одной звездочки. Но если посмотреть на жизнь и на смерть этого человека с другой точки зрения...

3-й ученик: Посвящая своей мечте всю свою жизнь, этот талантливый и целеустремленный человек не имел времени задуматься об истинном смысле своей жизни. Работая без выходных, утверждаясь в материальном плане, он, к несчастью, пропустил что-то очень важное. «Что пользы в том человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

4-й ученик: Приобретая весь мир, забывая о своей душе, человек не может обрести счастья. Несмотря на все признаки успеха и благосостояния, его истинное «Я» окажется больным и несчастным.

«Душа» в Евангелии часто употребляется вместо слова «жизнь». А жизнь в ее высшем значении— это духовная жизнь.

5-й ученик: Постоянное внимание к своей духовной жизни — это высший аристократизм, самая лучшая мечта. Она не обманывает и не оставляет чувства пустоты. Она наполняет чувством радости бытия.

Ведущий: Ребята, мы познакомились с интересными фактами из жизни знаменитых людей. Давайте попробуем ответить на вопросы:

• Какие мысли, чувства вызвали у вас эти жизненные истории?

• Какими качествами обладали эти люди, пытаясь воплотить свои мечты в реальность?

• Что общего между ними?

• Почему знаменитый мэтр так ушел из жизни?

Обсуждение учащихся:

Жилетт и Бернар мечтали с детства, ставили себе очень высокие цели. Эти люди проявляли настойчивость, трудолюбие. Они не отчаивались и не робели перед трудностями в осуществлении своих планов.

Как ни странно, но оба этих человека не получили профессионального образования для реализации своих идей.

Знания они добывали через практический опыт, познавая профессиональные навыки с азов, из реальной жизни. Они были «помешаны» на воплощении своих идей, не считались со временем, трудились самозабвенно.

Ведущий: Думаю, что настало время обсудить понятие, очень распространенное и в наше время, — трудоголизм.

Ведущая: Мы надеемся, что нам поможет разобраться в этом школьный психолог.

Часть вторая

КТО ТАКОЙ ТРУДОГОЛИК?

Выступление психолога

В наше время явлению трудоголизма ученые — психиатры, психологи, физиологи, а также философы и социологи, уделяют пристальное внимание, пытаясь объяснить причины его возникновения, проанализировать социальные последствия и найти оптимальные пути решения этой проблемы.

Не будем углубляться в научные теории, их терминологические понятия, а попытаемся разобраться на уровне «прозы жизни». Почему сейчас так естественно связаны работа и стресс? Почему стресс и трудоголизм также стоят на одной ступеньке?

Кто же такой трудоголик? Само слово несет противоречивый смысл. Первая его часть «труд» — это, безусловно, хорошее начало, но вторая — «голик» — признак неблагополучия, патологической зависимости от чего-либо. Следовательно, трудоголик — рабски зависящее от труда существо, он и рад бы отдохнуть, да не может.

Трудоголик — скорее всего, это личность с определенными психологическими проблемами.

Трудоголизм — это одна из форм бегства от реальности. Если годами прятаться от решения реальных, порой жестоких проблем жизни, атрофируется сама способность принимать решения. Трудоголик живет для того, чтобы работать, тогда как «трудолюбцы» работают для того, чтобы жить. Существует понятие «трудовой невроз» — это состояние, при котором человек пытается справиться с душевным неустройством с помощью каких-то ритуальных, отвлекающих действий. У трудоголика работа выступает как занимательный и волнующий процесс, дающий возможность оправдать свое поведение и укрепить чувство собственной значимости. Трудолюбивый же человек живет в ладу с собственной душой и собственными представлениями о жизни.

Если вам приходится засиживаться до ночи над уроками, подумайте, начальные ли это симптомы трудоголизма или просто:

• неумение рационально организовать свой день,

• некомпетентность,

• тянете чужую работу, а на свою не остается времени.

А эти качественные привычки могут войти и в вашу про фессиональную деятельность.

К чему ведет трудоголизм?

• Для трудоголика исчезает само понятие «свободное время». Все его время занято работой.

• Понятие «личная жизнь» у него вытесняется на задворки сознания и превращается в «лишнюю жизнь».

• Одновременно у трудоголика растет раздражение.

• Он начинает все яростнее и злее относиться к тем, кто «ничего не делает, ни на что не способен, живет непонятно как...»

• Его перестают интересовать даже результаты его труда. Он живет по закону: «Процесс — все, результат — ничто».

• Его жизнь теряет последние признаки бесформенности, присущей любой человеческой жизни.

• Его бытие жестко регламентировано на много дней вперед — дальше он не заглядывает.

• Работа превратилась для него в панцирь, защищающий от жизненных проблем.

• Его организм устал, чувства притупились.

• Все реже его посещают творческие озарения, удивительные фантазии, оригинальные мысли.

• Он спешит что-то делать — и не успевает думать.

• В работе он действует все рациональнее и однообразнее, все чаще ошибается.

• Ему не хватает свежести восприятия мира, а также критичного отношения к себе.

• Он не соразмеряет свои силы.

• Берет на себя гораздо больше, чем может выполнить, и не справляется с работой, сколько бы времени ей ни уделял.

• Он становится ненадежен, непунктуален.

• Память заметно слабеет, он забывает многие важные детали, едва способен сосредоточиться.

• Служебные промашки чередуются с нервными срывами.

• Хроническая стадия «трудоголизма» неминуемо ведет к инфаркту, инсульту, язвенной болезни.

Вот типичный «клинический портрет» современного менеджера, чересчур увлеченного работой: «Господин X столько лет пребывал на грани нервного срыва, что теперь постепенно начал сдавать. Его помощник посетовал, что господин X «совсем помешался на работе, он не знает покоя». Из автомобиля он бросается в поезд, из поезда — в самолет, из самолета — в авто, не переставая руководить по телефону. Он целиком погрузился в мир своих призрачных фантазий и планов. Между тем он стал больным человеком, едва способным исполнять служебные обязанности. Еще два года назад врачи констатировали у него головные боли и легкое расстройство речи. Странные симптомы множатся. Чем только его ни пробуют лечить...»

Как лечить трудоголизм?

К счастью, трудоголизм излечим. Надо лишь вовремя понять, что в вашей жизни есть серьезные пробелы и трудности, от которых вы прячетесь с головой в работу, не решая, а лишь усугубляя их. Не горите на работе!

Занимаясь непрерывной умственной работой, обязательно следуйте таким рекомендациям:

• Старайтесь делать перерывы, и вы увидите, как изменилась ваша продуктивность!

• Дайте мозгу глоток воздуха и передышку, позвольте ему вынырнуть из глубин ваших мыслей, проектов и отчетов, собраний.

• Займитесь чем-нибудь противоположным, так, чтобы все ваши мысленные ресурсы без остатка были поглощены другим делом.

• Четко распланируйте периоды работы и отдыха.

• Отдыхайте не только мыслью, но и телом — смените позу, обстановку.

• Отдыхайте раньше, чем устанете.

Советы трудоголику.

• Постепенно уменьшайте число рабочих часов в неделю. Избегайте резких перемен, начните с того, что запретите себе работать по выходным.

• Планируя свой день, отведите время для развлечений, как для самого важного дела. Помните, удовольствие — это лекарство от стресса.

• Каждый день вам необходимо хоть немного физических упражнений. Пусть это будет прогулка или небольшая гимнастика, но обязательно ежедневная.

• Избегайте говорить за обедом о работе. Договоритесь об этом с коллегами, если вы обедаете вместе с ними.

• Выберите хобби, меньше всего похожее на вашу работу. Если на работе вы решаете технические задачи, дома займитесь комнатными цветами. Если на работе вы проводите весь день в помещении, заведите собаку или садовый участок.

• Хотя бы один вид деятельности должен быть связан с общением в семье или с друзьями. Вам необходимо отрываться от коллег и не отдаляться от интересов семьи.

• Запретите себе испытывать чувство вины, если вы не заняты работой. Из всех перечисленных советов — этот самый важный!

• Научитесь правильно обращаться со своими эмоциями.

• Бережно относитесь к собственной нервной системе.

• Постарайтесь овладеть практическими навыками «угашения» отрицательных эмоций, снятия стресса и психологической напряженности с помощью расслабления мышц, нормализации состояния нервной системы с помощью успокаивающих дыхательных упражнений, а также активизации скрытых резервов подсознания для решения различных задач, принятия решений в нестандартных ситуациях.

Заключение:

Воплощение в жизнь любой цели требует от человека полной самоотдачи, напряжения физических и психических сил. Однако следует помнить о моральной и душевно-нравственной стороне бытия. Жить в согласии с самим собой. Работать не ради самовыражения и самосовершенствования.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Книга в нашей жизни», 10 класс

Организационный классный час в 10 классе

Классный час «Умеете ли вы общаться?», 10 класс

Научно-практическая конференция для школьников

Классный час про Альфреда Нобеля для старшеклассников

Нет комментариев. Ваш будет первым!