Классный час про Альфреда Нобеля для старшеклассников

Разработка классного часа для учащихся старших классов. Тема: «Человек мира – Альфред Нобель»

Цели:

• на примере биографии ученого А. Нобеля показать, что развитие инициативы, творческого начала, самостоятельности познания — это одно из главных требований жизни в современном обществе;

• сделать акцент на том, что творчество доступно всем, только его необходимо развивать;

• воспитать чувства гражданского долга и гуманно-нравственную оценку учащихся к открытиям, изобретениям, связанным с угрозой жизни человечеству.

Форма проведения:

Химический вечер.

Предварительная подготовка:

1. Выбор группы-актива, ответственной за подготовку вечера:

2. Подбор, обработка и изучение материалов, касающихся жизни и деятельности А. Нобеля.

3. Организация выступлений групп учащихся по этапам биографии ученого и его научной и коммерческой деятельности.

4. Составление информационного бюллетеня с сообщением проведения общешкольного вечера, посвященного 170-летию со дня рождения А. Нобеля.

5. Оформление зала.

6. Приглашение гостей.

План проведения вечера:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление группы учащихся по основным этапам биографии ученого.

3. Открытие динамита.

4. Научная деятельность А. Нобеля.

5. Нобель и его бизнес.

6. Женщины в жизни А. Нобеля.

7. Завещание А. Нобеля.

8. Химические чудеса.

9. Заключение.

Оформление зала:

1. На сцене висит портрет Альфреда Нобеля и барельеф Медали, присуждаемой лауреатам Нобелевской премии.

2. Актовый зал украшен плакатами с изречениями великих ученых.

Примерный перечень афоризмов:

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Василий Ключевский

В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли.

Василий Ключевский

Наука — это организованное знание.

Герберт Спенсер

Знание — это сомнение, с огромным трудом превращенное в веру.

Анита Даниель

Жизнь коротка, а наука долга.

Лукиан из Самосаты

Если любопытство касается серьезных проблем, оно уже именуется жаждой познания.

Мария Эбнер-Эшенбах

Ученый — это человек, который в чем-то почти уверен.

Жюль Ренар

Ученый должен быть готов к тому, что в здании, которое он возводит, будут жить другие.

Людвик Хиршфельд

Часть первая

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья, гости и зрители нашего вечера, посвященного жизни и деятельности Альфреда Нобеля.

Ведущая: Разрешите поприветствовать всех присутствующих на нашем празднике и предоставить слово председателю оргкомитета — учителю химии.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не знал, что самое почетное звание в мире для ученого — Нобелевский лауреат!

Альфред Нобель — изобретатель динамита. У открытий, как у людей, свои судьбы. Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени.

А бывает золотая середина? Оказывается, да. И подтверждение этому — жизнь и творчество основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, учредителя премии мира, увековечившей его имя в человеческой памяти, — Альфреда Нобеля.

Не случайно тема нашего вечера звучит именно так: «Человек мира — Альфред Нобель». Творческая группа учащихся с удовольствием и большим энтузиазмом готовилась к сегодняшнему вечеру, и, я думаю, всем будет интересно подробнее узнать о жизни, научной и коммерческой деятельности этого удивительного человека.

Ведущий: На настойчивые просьбы издателей написать свою биографию Альфред Нобель отвечает со свойственным ему сарказмом и циничностью: «Сэр, не надо меня мучить. Это удел знаменитых убийц и актеров. А у меня не хватает времени на работу... А впрочем, можете публиковать».

Ведущая: Вот моя биография, говорит он: «Нобель — бедное полуживое существо. Достоинство: держит ногти в чистоте и никому не бывает в тягость. Недостатки: отсутствие семьи, великое терпение, слабое здоровье, но хороший аппетит. Единственное желание: не быть погребенным заживо. Величайший грех: отсутствие любви к богатству... Разве этого недостаточно для смертного?»

Ведущий: И все-таки давайте послушаем 1-ю группу знатоков-биографов Альфреда Нобеля.

На сцену выходят учащиеся 1-й группы знатоков-биографов.

Выступление 1-й группы знатоков-биографов

1-й ученик: Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 г. в Стокгольме и был четвертым ребенком в семье. Он родился очень слабым, и все его детство было отмечено многочисленными болезнями.

2-й ученик: Если обратиться к скромным истокам его фамилии, то она имеет крестьянское происхождение. Сведения о ней возникают из небытия с добавлением прозвища Нобелиус.

3-й ученик: Только в конце XVII в. дед Альфреда, цирюльник-кровопускатель, укоротил свою фамилию и с 1775 г. она стала звучать как Нобель. Его старший сын, Эммануэль, и стал отцом Альфреда.

4-й ученик: Эммануэль, архитектор, строитель и изобретатель, предприниматель средней руки, перебивался случайными заработками в течение ряда лет.

5-й ученик: В 1827 г. он женился на Каролине Андриетте Алсель, у них было восемь детей, только четверо из которых дожили до юношеских лет: Роберт, Людвиг, Альфред и Эмиль.

6-й ученик: После неудачных попыток организовать свое дело по производству каучука и эластичной ткани для Эммануэля наступили тяжелые времена, и в 1837 г., оставив семью в Швеции, он уехал сначала в Финляндию, а оттуда — в Санкт- Петербург.

7-й ученик: В России Эммануэль Нобель довольно активно занялся производством заряжаемых порошковыми взрывчатыми составами мин, токарных станков и станочных принадлежностей.

8-й ученик: В октябре 1842 г., когда Альфреду было 9 лет, вся семья приехала к отцу в Россию, где возросшее благосостояние позволило нанять для мальчика частного репетитора. Он показал себя трудолюбивым учеником, способным и проявляющим тягу к знаниям, особенно увлекающимся химией.

9-й ученик: Для девятилетнего Альфреда очень скоро русский стал вторым родным языком. Кроме того, он свободно владел английским, французским, немецким и итальянским языками. ,

10-й ученик: В российской столице отец дает своим сыновьям блестящее образование. Ну, а деловой хватки этим ребятам было не занимать!

1-й ученик: Вначале Альфред учился дома, а затем в 1849— 1851 гг. изучал химию в Париже в лаборатории известного французского ученого Т. Пелуза.

2-й ученик: В 17 лет Альфред совершает свое первое деловое (!) путешествие. Он пересекает Атлантический океан и в Америке ведет переговоры с жившим там шведским ученым Джоном Эрикссоном — изобретателем первого боевого парохода.

3-й ученик: Через три года — снова Россия, работа в компании отца, находящейся на подъеме. Ее специализация — производство боеприпасов для Крымской войны (1853—1856). В конце русско-турецкой кампании здесь начали выпускать паровые машины для кораблей.

4-й ученик: Спустя два десятилетия эти пароходы, переоборудованные под танкеры, потащат «черное золото» вверх по Волге, в промышленные центры России. А хозяином бакинских промыслов станет старший брат Альфреда, Людвиг.

5-й ученик: Однако к 1858 г. компания стала переживать финансовый кризис. Оставив братьев в Петербурге, Альфред с отцом возвращаются на родину, в Швецию — спасать хоть малую часть вложенного капитала. Здесь Альфред с головой уходит в химические исследования.

Ведущий: Наконец-то мы подобрались к конкретной научной деятельности Альфреда Нобеля.

Ведущая: Думаю, что надо поблагодарить наших знатоков-биографов и пригласить на сцену группу научных экспертов, которые поведают нам о химических исследованиях и изобретениях молодого ученого.

Ведущий: А я считаю, что совместно с ними нам расскажут интересные факты из его биографии, касающиеся его коммерческой деятельности, и группа молодых бизнесменов.

На сцену приглашается группа научных экспертов и молодых экономистов.

Выступление группы научных экспертов и молодых экономистов

Чудеса науки и удачного бизнеса

1-й эксперт: А. Нобель творит чудеса в небольшой лаборатории в семейном имении под Стокгольмом. И вот — первая удача! Он получает сразу три патента на свои изобретения. Это событие вдохновило его на новые открытия. Теперь, где бы он ни жил, у него всегда под рукой будет исследовательский «микроцентр».

1-й экономист: Альфред едет в Париж для поисков источника финансирования. Миссия оказалась удачной: Нобель получает заем в 100 тысяч франков и с головой уходит в работу.

2-й эксперт: Единственным взрывчатым веществом, применявшимся тогда, как для стрельбы, так и для любых взрывных работ, независимо от назначения, был черный порох.

3-й эксперт: В то же время было известно, что нитроглицерин является куда более мощной взрывчаткой.

4-й эксперт: Однако практическое применение его было чрезвычайно неудобным из-за того, что он представлял собой жидкость, довольно летучую и крайне опасную вследствие ее свойства взрываться от малейшего толчка или удара.

5-й эксперт: Никому еще в то время не удалось найти способ его укрощения. Детонация оставалась неуправляемой.

1-й эксперт: Ознакомившись с опытами русских химиков Н. Зинина и В. Петрушевского, Альфред изобретает практичный детонатор, который позволил использовать порох для взрыва нитроглицерина.

2-й эксперт: Эта новинка стала стимулирующим звеном в становлении репутации молодого ученого. Но успешное изобретение заканчивается трагедией.

3-й эксперт: 3 сентября 1864 г. его стокгольмская лаборатория взлетает на воздух. Мощный взрыв уносит восемь жизней, погибают его младший брат, 20-летний Эмиль-Оскар, и близкий друг, химик Хетцман. Вскоре после несчастья отца разбил паралич, и последние восемь лет он был прикованным к постели.

4-й эксперт: Альфред тоже в трансе. Мужественный, с сильным характером человек, он свое горе стыдливо прячет. Он один из тех, кого превратности судьбы только закаляют.

Он никогда не мирился с поражением и считал, что, не испытав бедствий, не познаешь и радостей.

5-й эксперт: В обществе появилась враждебность к его взрывоопасной продукции. Но ведь он работает на благо этого общества. Альтернативы нет, он уверен. Неужели его так и не поймут?

2-й экономист: Ему с трудом удается уговорить шведских железнодорожных предпринимателей применять его изобретение для прокладки туннелей. С их помощью учреждается первая компания, возводится завод.

3-й экономист: Ох, как нелегко ему было в первые годы! Альфред был не только директором и технологом. Ему пришлось вести и чисто рутинную работу: начальник канцелярии, руководитель рекламного бюро, казначей, адвокат...

4-й экономист: Первой среди покупателей его продукции числится Тихоокеанская железная дорога, которая использует его взрывное устройство для прокладки полотна через горы Сьерра-Невады.

5-й экономист: Патент на это изобретение лежит у него в кармане, и он основывает первое из своих иностранных предприятий «Альфед Нобель и Компания» (Гамбург). Нобель демонстрирует свое «взрывающееся масло» перед американскими бизнесменами, получает и здесь патент, основывает собственную компанию на атлантическом побережье Америки.

1-й экономист: Начинаются трения с пороховым магнатом Дюпоном. Американец хочет разделить с ним прибыль от производства жидкой взрывчатки, но получает отказ (только после смерти Нобеля эта компания была куплена Дюпоном).

2-й экономист: Вот строки из письма к матери: «...Америка — не для меня. Стремление выжать из всего прибыль, этот педантизм омрачает радость общения с людьми, нарушает ощущение уважения к ним...»

Укрощение строптивого джинна

1-й эксперт: Нитроглицерин — не детская игрушка. Эффективный для взрывных работ, он часто приводит к несчастным случаям. После стокгольмской трагедии сравнялся с землей завод Нобеля в Гамбурге. Взрывы унесли сотни жизней в Нью-Йорке, Сиднее, Сан-Франциско, Ливерпуле...

2-й эксперт: Как же укротить детонацию нитроглицерина? Неожиданно Альфреду приходит в голову счастливая мысль: пропитать нитроглицерином пористый природный абсорбирующий материал — кизельгур («инфузорную землю»).

3-й эксперт: Впитавшийся в мельчайшие поры инертного материала нитроглицерин перестал быть опасным. Самопроизвольные взрывы прекратились.

4-й эксперт: К тому же этой смеси можно было прессованием придавать любую форму. Например, отформованные из нее палочки можно было вставлять в заранее высверленные отверстия.

5-й эксперт: Эта находка Нобеля и получила название динамита (от греческого слова «динамис» — сила), на который был получен патент 7 мая 1867 г.

1-й экономист: Новое взрывчатое вещество позволило осуществить грандиозные проекты: прокладку Альпийского туннеля и Коринфского канала, удаление подводных скал в Ист- Ривер (Нью-Йорк), расчистку русла Дуная...

2-й экономист: Динамит стал применяться и на бакинских промыслах, где хозяйничали «русские Рокфеллеры» — Альфред и его старший брат.

3-й экономист: В последнее десятилетие жизни Нобель был владельцем 93 заводов, обладателем 350 (!) патентов на изобретения, его предприятия превратились в мировую сеть корпораций и синдикатов.

Ведущий: Итак, мы получили исчерпывающую информацию об изобретении XIX в. — динамита, которое принесло А. Нобелю не только всемирную известность, но и баснословное состояние...

Ведущая: Да, несомненно, это так. Однако сам Нобель отмечал, что его величайший грех — это отсутствие любви к богатству... Как можно объяснить такое противоречие — иметь несметное богатство и питать отвращение к нему?

Ведущий: Я думаю, что на этот вопрос можно ответить, взглянув на А. Нобеля как на человека и с нравственно-философских позиций.

Ведущая: Необходимо рассказать о нем, как о простом человеке, его мыслях, чувствах, увлечениях, любовных историях...

Ведущий: Этот материал нам подготовила 2-я группа знатоков-биографов.

На сцену выходят учащиеся 2-й группы знатоков-биографов.

Выступление 2-й группы знатоков-биографов

Самый богатый аскет

1-й ученик: Он был стройным мужчиной среднего роста, брюнетом с темно-синими глазами и выразительными, правильными чертами лица. Носил бороду и, по моде того времени, пенсне на черном шнурке.

2-й ученик: Не обладая крепким здоровьем, Нобель иногда капризничал, уединялся и бывал в подавленном настроении.

3-й ученик: Нобель был совершенно непритязательным в жизни и даже в чем-то аскетичным. Он мало кому доверялся и никогда не вел дневников.

4-й ученик: Даже за обеденным столом и в кругу друзей он был лишь внимательным слушателем, одинаково вежливым и деликатным со всеми.

5-й ученик: Обеды, которые он устраивал у себя дома, в одном из фешенебельных районов Парижа, были праздничными и одновременно элегантными: он был гостеприимным хозяином и интересным собеседником, способным вызвать любого гостя на увлекательный разговор.

6-й ученик: Когда же требовали обстоятельства, ему ничего не стоило воспользоваться своим отточенным до язвительности остроумием, о чем, например, свидетельствует одно его мимолетное замечание: «Все французы пребывают в счастливой уверенности, что умственные способности — исключительно французское достояние».

7-й ученик: В один из вечеров кто-то из гостей упрекнул Нобеля в том, что тот сопротивляется предоставлению женщинам избирательного права, и добавил: «В конце концов, Альфред, ведь между мужчиной и женщиной совсем маленькая разница». Нобель поднял бокал и произнес с мягкой иронией: «Господа, да здравствует маленькая разница!»

8-й ученик: Он мог работать очень напряженно, но затем с трудом достигал целительного покоя. Он часто путешествовал, пытаясь воспользоваться целебной силой различных курортов с минеральными источниками, что являлось в то время популярной и общепринятой частью режима поддержания здоровья. Одним из его любимых мест был источник в Ишле, в Австрии, где он даже держал небольшую яхту. Ему очень нравилось также бывать в Бадене-бай-Вин, неподалеку от Вены.

9-й ученик: Нобель проявлял щедрость к своим служащим. Когда его ассистент собрался жениться, Нобель тут же удвоил ему жалованье. А ранее кухарка-француженка получила от Нобеля подарок — 40 тысяч франков — огромную по тем временам сумму. Как же: девушка вышла замуж, надо ее поддержать. Да, богатый не тот, кто имеет, а тот, кто дает.

10-й ученик: Альфреду не везло с женщинами. Почему? Пожертвовал личной жизнью ради работы? А может быть, виной тому тяжелый, порой невыносимый характер? Как многие другие факты жизни этого титана XIX в., и эти детали его биографии, словно подводная часть айсберга, скрыты.

Розы и шипы

1-й ученик: Вначале Нобель влюбился в молодую шведку, работницу аптеки. Она умерла, и это потрясло его настолько, что два десятилетия он не мог ухаживать за женщинами...

2-й ученик: Блистательный Париж. Завсегдатай театральных премьер, он едет в «Комеди франсез» и рукоплещет взошедшей на вершину славы блистательной Саре Бернар.

Очарованный ее талантом, он с букетом цветов и с хризантемой в петлице спешит за кулисы и приглашает актрису в фешенебельный ресторан. Ее сын-подросток от случайной связи — не помеха.

3-й ученик: «Мне нужна женщина для создания домашнего очага, уюта. Способна ли великая актриса на подвиг?» — мечтает Альфред...

4-й ученик: Сара отправляется в трехмесячное турне по Северной Америке. А он пишет письмо в Швецию матери, просит совета. Ждет его долго. И, наконец-то, вот оно: «Сынок, я знаю твою пассию не понаслышке, — пишет мать. — Она поразила меня своей игрой в нашем театре еще в прошлом году... Если тебе нужна богема — ты ее получишь... Я знаю, во Франции к человеку, загубившему свою жизнь из-за женщины, относятся с сочувствием и сожалением, а сам герой гордится этим. На твоей родине, сын мой, его сочли бы болваном...»

5-й ученик: Он не мог ослушаться матери; он был привязан к ней и не хотел семейных ссор.

6-й ученик: Очередная симпатия Нобеля появилась после помещения им объявления в австрийской газете: «Очень богатый, образованный, среднего возраста (41 год) господин ищет владеющую языками даму в зрелом возрасте, которая могла бы работать секретарем и вести хозяйство».

7-й ученик: Альфред вел дела в разных странах, но своим домом считал место, где работал. Любил порядок и нуждался в помощи.

8-й ученик: Ему ответила на объявление графиня Берта Кински, оставшаяся без средств к существованию после смерти отца — австрийского фельдмаршала. Берта приезжает в Париж и производит на Нобеля неизгладимое впечатление.

9-й ученик: Однако она также не остается с А. Нобелем и покидает его со своим любовником Артуром фон Зуттером, уезжает в Вену, где тайно венчается.

10-й ученик: В курортном Бадене, под Веной, он встречает последнюю свою любовь — 20-летнюю очаровательную продавщицу цветочного магазина Софи Гесс. Они были связаны около 19 лет, но суть их отношений так биографами и не выяснена. Была ли она его любовницей или это была опека филантропа — трудно сказать.

1-й ученик: Но как бы то ни было — богатая квартира в центре Парижа, оригинальные драгоценности, вышколенная прислуга — все это для нее...

2-й ученик: В начале 90-х годов Софи Гесс выходит замуж за венгерского наездника и получает от Нобеля свадебный презент — огромную сумму денег.

3-й ученик: Через два месяца после свадьбы лихой наездник сбежал, прихватив с собой часть подаренных средств, но оставив ей ребенка.

4-й ученик: В завещании Альфред Нобель распорядился: «Софи Гесс должна получать годовой доход в полмиллиона шведских крон (в нынешней котировке)». Обладая такой суммой, она сумела дать дочери блестящее образование и безбедно прожить до глубокой старости.

5-й ученик: Следует, однако, отметить, что, несмотря на разрыв с тремя женщинами, Альфред до конца своих дней вел с каждой беспрерывную дружескую и доброжелательную переписку.

Ведущий: Да, потрясающая была судьба у этого умного, образованного и богатого человека! Он никогда не был женат и у него не было детей, т.е. прямых наследников...

Война — это ужас из ужасов...

Ведущая: Альфред Нобель столкнулся с глубокой нравственной проблемой своего открытия. При жизни Нобеля производство взрывчатых материалов для военных целей было убыточным делом. Основную выгоду он получал от использования динамита при сооружении туннелей, каналов, дорожных магистралей.

Ведущий: Да, но когда такие изобретения попадают в руки политиков — жди беды. Уже в следующем веке многие знаменитые физики-ядерщики вплотную столкнулись с этой нравственной проблемой.

Ведущая: Военное применение нобелевского детища началось с франко-прусской войны (1870—1871 гг.). Изобретатель и капиталист противился использованию своих открытий в военных целях. Один из биографов Нобеля Эрик Бергенгрен приводит его слова: «Со своей стороны я желаю, чтобы все пушки с прислугой можно было бы отправить ко всем чертям или, в лучшем случае, в музеи».

Ведущая: В другой раз он высказался еще определеннее: «Война — это ужас из ужасов, это самое страшное преступление... Мне бы хотелось изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы всякая война вообще стала бы невозможной».

Ведущий: Под покровительством Нобеля вершилось немало добрых дел. За год до его кончины на его деньги готовилась экспедиция шведского инженера С. Эндрэ (загадочно погибшего) к Северному полюсу. Участвовал Нобель и в работе Организации мира, на Всемирном конгрессе которой он присутствовал. Он всемогущ. Казалось бы, процветай!

Ведущая: Но великий магнат погружается в размышления о смысле бытия. Так ли он жил, почему так страшатся его имени, боятся его опытов? Почему, почему, почему... Что делать с богатством? Передать родственникам?.. Нет, растранжирят.

Ведущий: И он решил почти все состояние отдать ученым, литераторам, борцам за мир! Пусть весь мир знает: Альфред Нобель искупил свои грехи перед человечеством.

Ведущая: В слывшем угрюмым, нелюдимым Нобеле сочетались полярные черты характера: удачливость бизнесмена и поражающая социальная беспомощность, страсть к наживе и безразличие к наградам, миролюбие и воинственность, меланхолия и страсть.

Ведущий: В последние дни жизни Альфред Нобель пишет уникальное по своей значимости завещание: «Я нажил несметное богатство. Пора отдавать его людям, потомкам». И он ставит свою размашистую царственную подпись. Он был победителем в этой суматошной, полной плодотворной деятельности жизни.

Ведущая: Летом 1896 г. скончался его брат Роберт. В это же время Нобеля начали мучить боли в сердце.

Ведущий: На консультации у специалистов в Париже он был предупрежден о развитии грудной жабы, связанной с недостаточным снабжением сердечной мышцы кислородом. Ему было рекомендовано отправиться на отдых. Нобель вновь переехал в Сан-Ремо.

Ведущая: Он постарался завершить неоконченные дела и оставил собственноручную запись предсмертного пожелания. После полуночи 10 декабря 1896 г. от кровоизлияния в мозг и~ он скончался.

Ведущий: Кроме слуг-итальянцев, которые не понимали его, с Нобелем в момент ухода из жизни не оказалось никого из близких родственников и друзей...

Ведущая: Он не сумел победить лишь Ту, у которой никто никогда не выигрывал. Но и на нее он произвел впечатление. Ибо она вошла к нему без стука, на цыпочках, чтобы, не потревожив, увести короля динамита за собой в вечный покой.

Ведущий: Говорят, смерть приносит некоторую законченность в сюжет жизни. К Нобелю это утверждение не относится. Потому что он еще при жизни получил паспорт на бессмертие, попал в легенду.

Ведущая: Великие сами себе сооружают пьедестал. И в памяти людей они останутся столько, сколько будет жить человечество.

Часть вторая

ХИМИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА

Выступление группы химиков-энспериментатороз и Магов-чародеев

Учитель: Какой химический вечер может обойтись без «чудес»? Тем более посвященный одному из самых самых главных изобретателей взрывчатых веществ.

Наша замечательная группа «Магов» подготовила несколько «химических чудес», а зрителям предлагается конкурс на «Лучшего химика».

Условие конкурса самое простое — кто из вас больше, лучше и правильнее объяснит все чародейства наших Магов.

Ведущие. Разрешите нам на правах хозяев вечера первыми сделать, чудо, которое будет сигналом для появления Магов.

Учитель: Что ж, попробуйте, если не получится, я вам советую пригласить наших химиков-экспериментаторов.

Ведущие подходят к столику с химическими реактивами. Берут «волшебную палочку», пытаются провести над столиком магические движения, но увы... у них ничего не получается...

Учитель: Оказывается, все не так просто. Для этого нужны знания и умения. Попросим вызвать Магов — наших знатоков-химиков .

На сцену выходят в белых халатах, защитных очках двое учащихся, которые произносят заклинание над фарфоровой ступкой (в ней заранее приготовлены реактивы для опыта) и касаются смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. После появления яркого фиолетового облака гаснет свет, а на сцене появляются Маги- чародеи.

Объяснение опыта «Волшебное появление Магов»

В ступке смесь порошка металлического алюминия и сухого йода. Йода насыпано около 10 г, а алюминия — в избытке, примерно в два или три раза больше по сравнению с требуемым количеством по уравнению реакции. Если к этой смеси прибавить 2—3 капли воды, то через 2—3 минуты начинается бурная реакция образования йодида алюминия.

2АI + 3J2➙2AIJ3

Реакция сопровождается яркой вспышкой (смесь сильно разогревается, и часть йода возгоняется, образуя фиолетовое грибообразное облако). Вода в реакции играет роль катализатора.

Чудо первого Мага «Самовоспламеняющиеся свечи»

Внешний эффект. В руках у Мага две незажженные свечи. Он показывает их зрителям. После этого на мгновение соединяет их вместе фитилями, произносит «заклинание». Над ними появится дым, а вслед — и огонек. Маг разводит свечи в разные стороны — к удивлению зрителей, они сами собой воспламенились.

Объяснение. Как этого добиться? Две настоящие (одинаковые по размеру) свечи приготовлены заранее. Конец фитиля одной из них присыпан порошком марганцовки, другой пропитан жидким глицерином (достаточно 2 или 3 капли). Пользоваться глицерином и марганцовкой нужно осторожно! Если такие фитили соединить, выдержать небольшую паузу, пока не произойдет реакция, обе свечи окажутся горящими.

Чудо второго Мага «Огонь— художник»

Внешний эффект. На огнеупорной подставке прикреплена обыкновенная газета. Если ее аккуратно поджечь, она сгорит, но не вся. На подставке останется четкая газетная аппликация выбранного вами рисунка (например, луна или цветок).

Объяснение. Как этого добиться? Нужна предварительная подготовка. Сделайте трафарет предмета, силуэт которого ярко выражен. Наложите трафарет на газету, а весь объем тщательно пропитайте раствором из натуральных квасцов, которые и придадут газете огнеупорность.

Приколите газету к подставке. Раствора после высыхания не видно. Кнопку воткните в верхнюю часть силуэта. Поднесите снизу горящую спичку — газета сгорит, а пропитанный силуэт останется целым.

Заключение:

Учитель: Дорогие друзья, мы познакомились сегодня с жизнью и деятельностью удивительного ученого, бизнесмена, и прогрессивного деятеля Альфреда Нобеля. Он изобрел взрывоопасное вещество с надеждой и верой в то, что оно будет использовано только в мирных целях, но, к сожалению, это открытие нашло свое применение и как смертоносное оружие.

История всех войн, а в настоящее время и международный терроризм, показывают нам неимоверную жестокость и губительную разрушительную силу используемых взрывчатых веществ.

Стоять на страже и защите мирного существования всего человечества — такова сегодня главная задача каждого честного человека и гражданина. Не зря Нобелевской премией награждаются люди, которые являются активными борцами за мир.

Дополнительная информация

Подробности изобретенного детонатора

В 1863 г. А. Нобелю удалось изобрести практичный детонатор, который предусматривал использование пороха для взрыва нитроглицерина. Данное изобретение стало одним из краеугольных камней его репутации и благополучия.

Один из биографов Нобеля, Эрик Бергенгрен, описывает данное устройство следующим образом:

«В первоначальном виде... [детонатор] был сконструирован таким образом, что инициирование взрыва жидкого нитроглицерина, который содержался в металлическом резервуаре сам по себе или был залит в канал сердечника, осуществлялось взрывом более малого заряда, вставляемого под основной заряд, причем меньший заряд состоял из пороха, заключенного в деревянный пенал с пробкой, в которую был помещен воспламенитель».

Чтобы усилить эффект, изобретатель неоднократно изменял отдельные детали конструкции, а в качестве окончательного усовершенствования в 1865 г. заменил деревянный пенал металлическим капсюлем, начиненным детонирующей ртутью. Изобретением этого так называемого взрывающегося капсюля в технологию взрыва был заложен принцип первоначального воспламенения. Это явление стало фундаментальным для всех последующих работ в данной области. Указанный принцип превратил в реальность эффективное использование нитроглицерина, а в последующем — и других испаряющихся взрывчатых веществ как независимых взрывчатых материалов. Кроме того, данный принцип позволил приступить к изучению свойств взрывчатых материалов.

Рекомендуем посмотреть:

Организационный классный час в 10 классе

Научно-практическая конференция для школьников

Классный час «Умеете ли вы общаться?», 10 класс

Классный час на тему «Книга в нашей жизни», 10 класс

Классный час для старшеклассников на тему «О бизнесе и великих бизнесменах»

Нет комментариев. Ваш будет первым!