Научно-практическая конференция для школьников

Классный час для старшеклассников. Тема: «Наследие знаменитого инженера В.Г. Шухова»

Цели:

• убедить учащихся в том, что интеллект, фантазия глубокие знания и эрудиция так же нужны каждому человеку, как инструменты рабочему;

• показать практические возможности оригинальных инженерных решений для развития научно-технической мысли;

• развить у детей навыки расторможения мышления, воображения с целью нешаблонных подходов к решению практических инженерных задач;

• показать на примере деятельности В.Г. Шухова, насколько важна и творчески значима профессия инженера;

• пробудить чувства патриотизма, гордости за русскую науку и ее ярких и талантливых представителей, таких как В.Г. Шухов.

Форма проведения:

Научно-практическая конференция.

Предварительная подготовка:

1. Выбор оргкомитета, ответственного за проведение конференции.

2. Подбор и обработка исторических материалов, литературных и научно-технических публикаций.

3. Организация групп историковедов и научно-технических экспертов по изучению жизненного пути В.Г. Шухова.

4. Сообщение по классам параллелей о проведении научно- практической конференции, посвященной жизни и деятельности В.Г. Шухова.

5. Организация конкурса-викторины по этапам жизни и деятельности В.Г. Шухова.

6. Конкурс на лучшее сочинение по темам: «Биография В.Г. Шухова», «Творческое наследие великого инженера».

7. Оформление актового зала.

8. Приглашение гостей.

План проведения вечера:

1. Вступительное слово председателя оргкомитета.

2. Выступление групп историковедов по основным этапам биографии В.Г. Шухова.

3. Выступление группы научно-технических экспертов по изучению творческого наследия В.Г. Шухова как инженера-изобретателя.

4. Увлечения В.Г. Шухова.

5. Подведение итогов конкурсов и викторины. Награждение победителей.

Оформление конференц-зала:

На сцене в центре — портрет Владимира Григорьевича Шухова.

Можно использовать плакаты с высказываниями знаменитых ученых.

Афоризмы:

Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь (Жюль Верн).

Исполнению — предшествует мысль, точному расчету — фантазия (К.Э. Циолковский).

Если ты не будешь искать — другие найдут (Роберт Оппенгеймер).

На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице (Ф. Бэкон).

Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать — легко и приятно, но думать трудно (К. Ушинский).

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение (Дж. Бернал).

Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет (П. Капица).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, участники и все присутствующие на этой научно-практической конференции, посвященной знаменитому инженеру, изобретателю Владимиру Григорьевичу Шухову.

Ведущая: Мы рады всех приветствовать на торжественном собрании. Слово предоставляется председателю оргкомитета.

Вступительное слово председателя оргкомитета:

Имя Владимира Григорьевича Шухова нам известно лишь по нескольким строчкам из учебника «Органическая химия» при изучении темы «Природные источники углеводородов», откуда мы знаем, что в 1891 г. В.Г. Шухов предложил установку для крекинга нефти, т.е. разработку по расщеплению крупных молекул углеводородов на более мелкие молекулы.

Однако эти сведения не дают полной картины жизни, творчества и поистине великих заслуг этого удивительно талантливого, многогранно одаренного ученого-инженера.

Недавно был отмечен 150-летний юбилей со дня рождения Владимира Григорьевича Шухова, и мы не должны забывать имена великих сынов России.

Шухов — один из замечательных конструкторов конца XIX — начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Наряду с Г. Эйфелем, Р. Мелартом, Э. Фрей- сине. Шухов является основоположником современных строительных конструкций.

Ведущая: Ребята, давайте поподробней узнаем о жизни этого замечательного человека.

Ведущий: Начнем сначала. А это — детство! Каким оно было у маленького Володи Шухова?

На сцену выходит, группа учащихся, которая рассказывает о детских годах В.Г. Шухова.

Выступление 1-й группы историковедов

Детские годы Володи Шухова

1-й ученик: Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в небольшом и тихом провинциальном городе Грайвороне Белгородского уезда Курской губернии.

2-й ученик: О своем происхождении сам Шухов писал так: «Мой пращур был вольный штатский человек, мобилизованный на войну со шведами, и за храбрость в бою под Полтавой Петр I пожаловал его дворянством».

3-й ученик: С тех пор все Шуховы становились кадровыми офицерами русской армии. Традицию нарушил отец Володи Шухова Григорий Петрович, который не чувствовал призвания к военному делу.

4-й ученик: Григорий Петрович Шухов закончил юридический факультет Харьковского университета, считавшегося после Петербургского, Московского и Киевского одним из лучших.

5-й ученик: Благодаря своему образованию, решительному и твердому характеру, честности, трудолюбию и обаянию Григорий Петрович довольно быстро сделал блестящую карьеру. Уже в 29 лет он был произведен в титулярные советники и получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память о Крымской войне 1853—1856 гг.

1-й ученик: Небезынтересно, что Григорий Петрович Шухов, будучи совсем молодым человеком, едва разменявшим третий десяток, был какое-то время Грайворонским городничим.

2-й ученик: Еще через восемь лет Григория Петровича переводят на работу в Петербург, где вскоре он производится в надворные советники.

3-й ученик: Мать В.Г. Шухова, в девичестве — Вера Капитоновна Пожидаева — дочь подпоручика Капитона Пожидаева, имевшего маленькое имение в Щигровском уезде Курской губернии.

4-й ученик: Вера Капитоновна была натурой незаурядной, обладала огромным запасом энергии, воли, жизненной силы и красоты.

5-й ученик: В семье Шуховых существует предание, что в Петербурге на балу Веру Капитоновну увидел «король вальсов» Иоганн Штраус. Она произвела на него такое сильное и неизгладимое впечатление, что он посвятил ей одно из своих произведений.

1-й ученик: Лет с шести Володя Шухов проявлял исключительные способности и страсть к книгам. Окружающих поражала изобретательность мальчика, который то устраивал фонтан из старых труб, то, запрудив ручей, сооружал мельницу.

2-й ученик: Родители воспитали в своем сыне целеустремленность, трудолюбие, проницательность и жажду к знаниям.

3-й ученик: В 1864 г., когда ему было 11 лет, Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию.

4-й ученик: В гимназии Владимир занимался хорошо и проявил способности к точным наукам, особенно к математике. Однажды на уроке он доказал теорему Пифагора способом, который сам придумал. Учитель отметил оригинальность доказательства, но поставил двойку! за отступление от догмы.

5-й ученик: Гимназию Владимир закончил в 1871 году с блестящим аттестатом. Выбор профессии был однозначным. Кроме выдающихся математических способностей, у Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером, практической деятельностью способствовать развитию России, процветанию своей страны.

Ведущая: Ребята, из всего сказанного мы узнали, что Володя был не только талантливым и способным ребенком, но и достаточно старательным учеником.

Ведущий: Посмотрим, как и где учился Владимир Шухов дальше.

Ведущие приглашают на сцену вторую группу учащихся, историковедов, которые повествуют о получении В.Г. Шуховым дальнейшего образования в студенческие годы.

Выступление 2-й группы историковедов

Казеннокоштный воспитанник

1-й ученик: По совету отца Владимир поступает в Московское императорское техническое училище (МИТУ).

2-й ученик: Это учебное заведение предоставляло возможность получить фундаментальную физико-математическую подготовку, приобрести глубокие знания по другим теоретическим дисциплинам и одновременно овладеть прикладными ремеслами, столь необходимыми инженеру-практику.

3-й ученик: Учебные программы здесь составлялись на основе учебных и практических курсов Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения — самого передового учебного заведения Европы.

4-й ученик: Выдержав вступительные экзамены в училище, Владимир Шухов был зачислен в «казеннокоштные воспитанники» и жил самостоятельно в казенных дортуарах, изредка навещая родителей, которые в то время жили в Варшаве.

5-й ученик: Учиться в училище было непросто, атмосфера здесь царила тяжелая: строгий режим, казарменная дисциплина, мелочный надзор, ущемление элементарных прав. Но строгости являлись не самоцелью, а побуждали к прилежной и добросовестной учебе.

1-й ученик: От воспитанников требовали отличного усвоения физико-математических знаний, на основе которых инженер имеет все для своего дальнейшего самостоятельного роста.

2-й ученик: Приученный родителями к самостоятельной и скромной жизни, Владимир Шухов упорно занимался физикой и математикой, работал в читальном зале, чертежной, столярной и слесарной мастерских.

3-й ученик: Успехи Владимира Шухова заметили и оценили по достоинству его преподаватели по училищу, известные ученые: доцент по кафедре аналитической механики Н.Е. Жуковский, профессор по кафедре математики А.В. Летников, почетный член педагогического совета академик П.Л. Чебышев, который прославился своими работами по теории чисел, теории вероятностей, теоретической механике.

4-й ученик: В 1876 г. В. Шухов с отличием и золотой медалью заканчивает училище. В знак признания его выдающихся способностей он был освобожден от защиты дипломного проекта.

5-й ученик: Академик П.Л. Чебышев делает молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической работе в университете.

1-й ученик: Однако Владимира Григорьевича больше привлекают не теоретические исследования, а практическая инженерная и изобретательская деятельность, мечты о которой так близки к осуществлению.

2-й ученик: Владимир Шухов отказывается от предложения, и в составе научной делегации в порядке поощрения командируется советом училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов.

3-й ученик: Выставка открывалась в Филадельфии, в Фермоунт-парке, на берегах живописного озера в мае 1876 г.

4-й ученик: Поездка в Соединенные Штаты сыграла определяющую роль в жизни В.Г. Шухова.

5-й ученик: С этого момента начинается одна из самых интересных страниц жизни и творчества Владимира Григорьевича Шухова, о которой вам расскажет другая исследовательская группа.

Ведущая: Верно ли, когда говорят, что в жизни, нет ничего случайного?

Ведущий: Что ты имеешь в виду?

Ведущая: А то, что в жизни бывают такие встречи, которые оставляют неизгладимый след, а иногда дают шанс стать знаменитым!

Ведущий: Да, в жизни каждого человека есть счастливый шанс, но некоторые его просто не замечают или не используют...

Ведущая: Давайте послушаем о том, какая удивительная встреча произошла у В.Г. Шухова в Америке и впоследствии круто изменила его жизнь!

Ведущие приглашают на сцену третью группу историковедов.

Выступление 3-й группы историковедов

Счастливый шанс

1-й ученик: На выставке в Филадельфии Владимир Григорьевич Шухов познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, который уже несколько лет жил в Америке.

2-й ученик: Чтобы понять важность знакомства этих молодых людей, необходимо несколько слов сказать о А.В. Бари — неординарном и талантливом человеке.

3-й ученик: Бари участвовал в строительстве главного и других зданий Всемирной выставки. Он заведовал всеми «металлическими работами», за что получил Гран-при и золотую медаль.

4-й ученик: Именно А.В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой.

5-й ученик: Александр Вениаминович помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища.

1-й ученик: Бари показывал участникам делегации металлургические заводы Питтсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.

2-й ученик: Эта встреча оказала значительное влияние и на Шухова и на Бари, и в дальнейшем послужила толчком для удивительно плодотворно-творческого симбиоза ученого- изобретателя и супер-бизнесмена...

3-й ученик: Вернувшись из Америки в 1877 г., В.Г. Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. После ярких впечатлений от заокеанской поездки начались серые будни, работа над чертежами железнодорожных насыпей, станционных зданий, локомотивных депо.

4-й ученик: Эти навыки в последующем весьма пригодились молодому инженеру, но работа без возможности творчества, под гнетом косного начальства угнетала Шухова.

5-й ученик: Под влиянием друга семьи Шуховых, хирурга Н.И. Пирогова, Владимир Григорьевич поступает вольнослушателем в Военно-медицинскую академию.

Ведущая (обращаясь к историковедам): А как же А.В. Бари? Что он делает после окончания выставки?

1-й ученик: А.В. Бари в Америке уже был достаточно самостоятельным и прекрасно зарекомендовавшим себя перспективным инженером.

2-й ученик: Однако он понимал, что Россия стоит на пороге стремительного промышленного развития.

3-й ученик: Бари бросает свое практически налаженное дело и решает уехать в Россию, планируя добиться здесь более быстрого успеха!

4-й ученик: Летом 1877 г. А.В. Бари с семьей едет в Россию, оставаясь гражданином Северо-Американских штатов.

5-й ученик: А.В. Бари становится главным инженером Товарищества братьев Нобель, где начал заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти.

1-й ученик: Прозорливо оценив творческий потенциал В.Г. Шухова еще в Америке, А.В. Бари приглашает его принять руководство отделением фирмы в Баку — новом центре быстро развивающейся российской нефтяной промышленности.

2-й ученик: А в 1880 г. А.В. Бари основал в Москве свою строительную контору и котлостроительный завод, пригласив В.Г. Шухова на должность главного конструктора и главного инженера.

3-й ученик: Так начался плодотворный союз блестящего менеджера и фантастически талантливого инженера. Он продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.

4-й ученик: Приглашая В.Г. Шухова к сотрудничеству, А.В. Бари получал молодого (25 лет), не обремененного предрассудками инженера с блестящими характеристиками, порядочного, свободно владеющего тремя языками (английский, французский, немецкий), приятной внешности и отличного воспитания.

5-й ученик: В.Г. Шухов в лице А.В. Бари обрел исключительного партнера — образованного и культурного человека с опытом предпринимательской деятельности в Америке, грамотного инженера, способного объективно оценивать идеи и предложения, умеющего на равных общаться и с иностранными предпринимателями, и с крупнейшими промышленниками России. Союз Шухов — Бари был взаимовыгодным и поэтому долговременным и плодотворным.

Ведущий: Да, действительно — это была судьбоносная встреча! Несмотря на то, что каждый из этих инженеров мог самостоятельно добиться в жизни больших результатов, но...

Ведущая: Но, как говорят, одна голова хорошо, а две — да такие — еще лучше!

Ведущий: Настало время познакомиться с конкретной деятельностью В.Г. Шухова.

На сцену приглашается группа научно-технических экспертов.

Выступление группы научно-технических экспертов

Творчество и трезвый расчет

1-й ученик: В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, тонкий художественный вкус и идеальная инженерная логика, трезвый расчет и глубокая духовность.

2-й ученик: В 1880 г. В.Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки.

3-й ученик: Молодой инженер произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Бала- ханских нефтепромыслов до Баку.

4-й ученик: В 1891 г. В.Г. Шуховым было разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений. Установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе.

5-й ученик: В.Г. Шухов — создатель нефтеналивного флота в России. По его проектам создавались точные чертежи в Москве.

6-й ученик: Не менее обширна и география распространения в России изобретений замечательного инженера.

7-й ученик: Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока.

8-й ученик: Сборка стальных барж длиной от 50 до 130 м осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 г. было построено 82 баржи.

9-й ученик: В результате исследований В.Г. Шухова и его коллег (Е.К. Кнорре и К.Э. Лембке) была создана универсальная методика расчета водопроводов. Фирма Бари после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России.

10-й ученик: По проектам В.Г. Шухова было сооружено в России и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве.

1-й ученик: Интересно, что, получив в 1919 г. по постановлению Совнаркома заказ, Владимир Григорьевич предложил проект радиомачты из девяти секций общей высотой около 350 метров.

2-й ученик: Под руководством В.Г. Шухова за сравнительно короткий срок был разработан первый вариант металлической башни высотой 350 м — на 50 м превышавшей всемирно известную башню Густава Эйфеля, построенную в 1889 г. на Марсовом поле в Париже в связи с проведением Всемирной промышленной выставки.

3-й ученик: В качестве основного несущего каркаса башни В.Г. Шухов предлагал использовать ранее неоднократно применявшуюся пространственную сетчатую конструкцию в виде гиперболического параболоида. Башня должна была состоять из девяти гиперболических пространственных секций, установленных друг на друге и прочно скрепленных между собой в единую высотную систему.

4-й ученик: О своем проекте В.Г. Шухов докладывал специалистам НКПиТ. Многие эксперты отмечали оригинальность принятых конструктивных решений башни.

5-й ученик: Для ее возведения требовалось всего 2500 т металлических прокатных профилей, тогда как на строительство башни Эйфеля было израсходовано 7500 т стальных конструкций.

6-й ученик: К сожалению, первоначальные замыслы В.Г. Шухова не удалось реализовать. В тяжелых условиях гражданской войны и империалистической блокады строительство столь высокой башни оказалось трудно выполнимым делом — не хватало металла, средств, а главное, времени. В.Г. Шухов вынужден был откорректировать свой проект.

7-й ученик: Вместо девяти секций осталось только шесть, а высота снизилась до 150 м. На возведение такой башни потребовалось всего 240 т металла, который выделили из резервных запасов военного ведомства. По заключению экспертов уменьшение высоты башни до 150 м оказалось вполне приемлемым для обеспечения ранее заданной дальности радиопередач.

8-й ученик: В проект башни быстро внесли необходимые коррективы, не изменив первоначальной концепции и конструктивного замысла автора. К сожалению, первоначальные варианты конструктивных разработок, техническая документация и статические расчеты элементов конструкции, а также рабочие чертежи деталей и узлов этой оригинальной башни не сохранились.

9-й ученик: Тем не менее, известно, что фундаментом Шуховской башни служит монолитная бетонная кольцевая плита со средним диаметром в плане 40,5 м. Толщина кольцевых железобетонных стен цоколя фундамента составляет всего лишь 50 см. Несмотря на сравнительно большую высоту сооружения, подошва кольцевого фундамента заглублена в грунт всего на 2,5 м ниже планировочной отметки земли.

10-й ученик: На первую нижнюю секцию башни передаются все нагрузки от собственного веса конструкций, возможных гололедных отложений, а также максимальные изгибающие моменты от ветровой нагрузки. Нижние секции имеют более мощные поперечные сечения элементов каркаса.

1-й ученик: Средний диаметр нижнего опорного кольца равен 40,3 м, а верхний уменьшается до 32,3 м. Наклонные прямолинейные стойки каркаса образованы 48 взаимно пересекающимися парными элементами. Аналогичное конструктивное решение имеют выше расположенные секции башни. Суммарная высота гиперболического каркаса башни составила 148,4 м.

2-й ученик: Башня в ту пору стала самым высоким сооружением в стране, выше колокольни Ивана Великого в Кремле, имеющей высоту 80 м, шпилей Петропавловской крепости высотой 100 м и Адмиралтейства высотой 75 м в Петрограде.

3-й ученик: Проектировщики не только разработали оригинальные конструктивные решения каркаса башни, но и детально продумали очередность и технологию монтажа всех ее элементов без устройства капитальных лесов.

4-й ученик: После окончания монтажа конструкций первой нижней секции внутри ее на земле поочередно собирали остальные металлические секции. В итоге вся башня, собранная на земле, как бы напоминала секции сложенной подзорной трубы огромных размеров.

5-й ученик: Строительство башни велось комплексной бригадой верхолазов-смельчаков, состоящей всего из 22 человек. Несмотря на принимаемые меры по безопасному производству работ, в июне 1921 г. при подъеме очередной, четвертой, секции произошел перекос пространственного каркаса, и металлические конструкции обрушились вниз, повредив смонтированные элементы следующих секций.

6-й ученик: Во время аварии погибли рабочие, производившие монтаж башни. Но строительство башни было продолжено.

7-й ученик: В.Г. Шухов в эти дни трагические дни пережил тяжелые минуты. В своем дневнике 30 июля 1921 г. он писал: «Приговор Шухову — условный расстрел».

8-й ученик: Однако кроме В.Г. Шухова никто не смог бы с успехом закончить в сжатые сроки начатый проект, поэтому он остался жив...

9-й ученик: В короткие сроки В.Г. Шухов производит перерасчет в плане конструкции башни, и она становится немного короче по сравнению с намеченной ранее высотой.

Как истинный инженер, уверенный в своей правоте, Шухов при монтаже стоял внутри башни под поднимаемыми секциями!

10-й ученик: Существующая башня из шести гиперболоидных секций общей высотой 152 м была возведена с помощью изобретенного Шуховым уникального метода «телескопического монтажа». Долгое время башня оставалась самым высоким сооружением в России.

1-й ученик: 19 марта 1922 г. Шаболовская радиостанция передала свои позывные, которые принимались в отдаленных городах и на окраинах республики, а также многими европейскими радиостанциями.

2-й ученик: В 1927 г. Шуховская башня начала работать с установленным на Шаболовке 40-киловаттным радиовещательным передатчиком, созданным Нижегородской радиолабораторией под руководством видного инженера-радиотехника и ученого Михаила Александровича Бонч-Бруевича.

3-й ученик: Станция получила название «Новый Коминтерн». Несколько лет башня использовалась как радиоиспытательная.

Непостижимо, но факт...

6-й ученик: Творческое инженерное наследие инженера Владимира Шухова так велико и многогранно, что становится непостижимым, как один человек мог выполнить такой объем работы...

7-й ученик: По его проектам были сооружены сотни башен гиперболоидного типа, 450 железнодорожных мостов, более сотни станционных сооружений, доменные печи, кузнечные и меднолитейные цеха.

8-й ученик: Шухов проектировал водопроводы, водонапорные башни, пакгаузы, хлебные элеваторы, мельницы, висячие металлические перекрытия, шпалопропиточные заводы, кессоны, маяки, воздушно-канатные дороги, многие тысячи паровых секционных котлов вертикального и горизонтального типа.

9-й ученик: Для нефтяной промышленности по его проектам и непосредственно под его руководством были построены сотни нефтеналивных барж, нефтепроводы, насосные станции, резервуары, газгольдеры, нефтеперегонные установки, насосы, нефтенапорные башни, нефтекачки, нефтеподогреватели и другое оборудование.

10-й ученик: Только в дооктябрьский период им было получено 11 привилегий (патентов) на выдающиеся изобретения, опубликованы 23 серьезные научные работы.

Ведущая: Неужели одному человеку было под силу не только придумать, но и претворить в жизнь столько грандиозных изобретений?

Ведущий: Выходит, что и невозможное становится реальностью...

Однако несмотря на то, что инженерная и производственная деятельность занимала у Шухова основное время, благодаря своей исключительной работоспособности, четкой организации рабочего дня он неизменно находил возможность и для других занятий.

Ведущий: Какой же была личная жизнь Владимира Григорьевича? Оставалось ли у него время на нее при такой занятости?

Выступление 4-й группы историковедов

Его любовь, семья и увлечения

1-й ученик: В молодые годы он был увлечен Ольгой Леонардовной Книппер, но, видимо, без взаимности...

2-й ученик: И женился лишь в сорок лет на Анне Николаевне Мединцевой, которая приходилась дальней родственницей Анне Ахматовой.

3-й ученик: Анна Николаевна серьезно интересовалась литературой и театром, с ее мнением считались самые престижные литературные салоны, и в доме у Шуховых часто устраивались музыкальные вечера с участием знаменитых музыкантов, таких как К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзер.

4-й ученик: У Владимира Григорьевича было пятеро детей: Ксения, Сергей, Фавий, Вера и Владимир.

5-й ученик: Благодаря Анне Николаевне детей с раннего возраста обучали искусству, и у них рано проявились творческие способности. Ксения и Фавий играли на скрипке, Вера выступала на балетной сцене, а Сергей учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1-й ученик: Старший сын В.Г. Шухова — Сергей, также обладал незаурядными математическими способностями, и впоследствии стал продолжателем дела отца — проектировал сооружения нефтяной промышленности, большепролетные цехи стекольных заводов, восстанавливал после войны Большой и Вахтанговский театры.

Ведущий: А было ли у Шухова какое-нибудь увлечение? А то все работа и работа...

Ведущая: Как это сейчас называют — «хобби»? Я слышала, что их у него на протяжении жизни было предостаточно!

2-й ученик: Вначале, в короткие часы отдыха увлечением Шухова был велосипедный спорт, где он отдавал предпочтение британскому велосипеду «Пенни-фартинг» с разновеликими колесами. В московском кружке «Любителей велосипедных поездок» его нередко избирали «старшиной». Не случайно профессор Московского высшего технического училища Николай Жуковский подарил ему в 1902 г. экземпляр своей книги «О прочности велосипедного колеса» с дарственной надписью. Впоследствии имя Владимира Шухова неизменно было в списке благотворителей «Московского клуба велосипедистов-любителей».

3-й ученик: Впоследствии в круг его спортивных интересов вошли коньки, лыжи, стрельба из лука и даже метание бумеранга.

4-й ученик: Особым увлечением Владимира Шухова стала игра в шахматы. Он неизменно воздавал должное таланту Михаила Чигорина, победителя первого Всероссийского турнира (1899 г.), редактора «Шахматного листка», журнала «Шахматы», и с большим интересом следил.за перипетиями его шахматных баталий 1889 и 1892 гг. за мировое первенство с первым чемпионом мира Вильгельмом Стейницем.

5-й ученик: Неожиданным для родных и близких стало занятие Шухова фотографией. Его друзья вспоминали, что иногда он шутливо приговаривал: «Я инженер по специальности, а в душе фотограф». Чем же привлекла его фотография? Похоже, толчок к этому дала первая Всероссийская фотографическая выставка в Москве, прошедшая в 1889 г. в здании Императорского российского исторического музея. Вероятно, именно знакомство с обширной выставочной экспозицией привело Владимира Шухова к мысли с помощью фотоаппарата запечатлеть мгновения быстротекущей жизни. На многочисленных его работах представлена Москва конца XIX — нача-. ла XX вв., во всем многообразии радостных и печальных житейских событий.

Ведущий: Говоря о В. Г. Шухове и его работах, постоянно приходится повторять слова «первый», «впервые» и добавлять самые яркие эпитеты.

Ведущая: Говорить о В.Г. Шухове-человеке тоже необходимо словами в превосходной степени. Коллеги, партнеры, соратники, друзья отзывались о Владимире Григорьевиче всегда с отменной теплотой и любовью. Его жизнь, казалось бы, посвященная только работе, в действительности была яркой и многогранной.

1-й ученик: На протяжении многих лет он общался с замечательными современниками из разных сфер деятельности — учеными, инженерами, архитекторами, медиками.

2-й ученик: Осталось добавить, что инженер Шухов был неравнодушен к литературе и искусству, любил поэзию Михаила Лермонтова, регулярно посещал оперные и балетные спектакли.

Шухов дружил с О. Книппер-Чеховой и ее шумным актерским окружением, любил слушать Ф. Шаляпина, читать стихи, конструировать мебель.

Товарищ, учитель, патриот

3-й ученик: Сослуживцы писали ему в приветственном адресе, поднесенном в 1910 г.: «Мы не будем касаться здесь Ваших изобретений: они известны во всей России и даже за ее пределами. Но мы не можем обойти молчанием того, что, играя такую огромную роль в жизни и росте всего предприятия, Вы для нас были всегда доступным и участливым не только начальником, но и товарищем, и учителем. Каждый мог спокойно нести к Вам свое горе и свои радости в уверенности, что все найдет живой отклик у Вас...»

4-й ученик: В 1929 г. Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929-м — ее почетным членом. Отношение В.Г. Шухова к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 года, было, мягко говоря, неоднозначным. Но, оставаясь истинным русским патриотом, он отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США.

5-й ученик: Нелегко жилось В.Г. Шухову еще и потому, что он был человеком прямым, открыто высказывавшим свои суждения. Серго Орджоникидзе о нем отзывался так: «В отличие от многих старых специалистов, которые нам льстили, когда мы делали ошибки, Шухов указывал нам на наши просчеты смело, не боясь. Многие этого не понимали, и только потом приходилось убеждаться в правоте и искренности Владимира Григорьевича. Он был поставлен в тяжелое положение, когда вступал в дебаты с подхалимами и невеждами. Ему неоднократно хотели приписать преднамеренно неправильные действия, но не было вопроса, который Владимир Григорьевич не решил бы успешно».

1-й ученик: Внук Шухова, Федор Владимирович, писал о своем дедушке: «...его успехи во многом объясняются жизненной чистотой, нравственной строгостью, благожелательностью к людям и пренебрежением к материальным благам — качествами, присущими передовой русской интеллигенции конца XIX века».

2-й ученик: Не зря все права на свои изобретения и все гонорары В.Г. Шухов передал государству. Еще в 1919 г. в его дневнике было записано: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

3-й ученик: Все, кто работал с В.Г. Шуховым, отмечали, что он обладал удивительным даром общения, имел тонкое художественное чутье и педагогический такт.

4-й ученик: Был он и талантливым организатором. Умел разъяснять суть любых, казалось бы, очень сложных технических проблем.

Ведущая: Его последние годы проходят в уединении. Он принимал дома только близких друзей и старых коллег, читал, размышлял.

Ведущая: Умер В.Г. Шухов 2 февраля 1939 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Заключение:

Учитель: Лучше всего о своей профессии — настоящего инженера — сказал сам Владимир Григорьевич, как бы передавая эстафету в новый век через своего внука: «Ты не знаешь, как это трудно. Надо думать, все время думать, днем и ночью, и все время придумывать новое, иначе тебя жизнь отбросит. Кроме того, профессия инженера —это заводы, монтажные площадки, где также твое рабочее место, где есть рабочие коллективы, воплощающие инженерные идеи, о них тоже надо думать. Как трудно работать клепальщикам, котельщикам, кузнецам... Имей в виду, что с техникой нужно быть очень честным. За обман она жестоко мстит, разрушается, ломается и не только губит твое доброе имя, но может погубить и людей... Профессия инженера тем неблагодарна, что для понимания ее красоты нужно иметь соответствующие знания... Всеми своими знаниями я обязан прежде всего самостоятельной работе с книгой».

Председатель оргкомитета: Сегодня, когда за окном XXI век, память о Владимире Григорьевиче Шухове, замечательном человеке и гениальном инженере, жива и свежа. Для новых и новых поколений российских инженеров и исследователей он был и остается символом инженерного гения и примером служения своему делу, своему Отечеству.

Дополнительная информация о жизни и деятельности В.Г. Шухова

С Шуховской башней связаны и первые шаги отечественного электронного телевидения. В 1936 г., когда приступили к созданию Московского телецентра, на ней было решено установить передающую телевизионную антенну. Рядом с башней построили технические здания, смонтировали технологическое оборудование, проложили необходимые кабельные линии к размещенной на самом верху башни передающей турникетной антенне. Для подводки телевизионного фидера к антенне по всей высоте сооружения дополнительно смонтировали металлическую ферму, а на отметках 141,7 м, 144,3 м и 148,4 м башни соорудили три горизонтальные технические площадки для установки технологического оборудования. В конце 1937 г. с Шуховской башни начались опытные телевизионные передачи, а с марта 1939 г. приступил к регулярной работе Московский телевизионный центр (МТЦ) с разложением изображения на 343 строки. В 1941 г. в связи с начавшейся войной оборудование радиотелевизионной станции было демонтировано и эвакуировано из Москвы.

Природа необычайно щедро одарила Владимира Григорьевича яркими, многогранными талантами. Поражает воображение простое перечисление сфер его деятельности.

По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр.

По проектам В.Г. Шухова построены насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы- холодильники, дебаркадеры, батопорты, мины и т.д.

Не менее обширна и география распространения в России изобретений замечательного инженера. Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока.

В.Г. Шухов — создатель нефтеналивного флота в России. По его проектам создавались точные чертежи в Москве.

Сборка стальных барж длиной от 50 до 130 м осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 г. было построено 82 баржи.

Не осталась без внимания историков и активная деятельность Владимира Шухова в Политехническом обществе, авторитетной общественной организации, созданной в 1877 г. и объединявшей лучших представителей московского инженерного сообщества. Действительным членом этого Общества его избрали 15 апреля 1881 г., и с этого времени он неизменно принимал активное участие в его заседаниях, а также в выпуске журнала «Бюллетень Политехнического общества». В книге «Очерк 40-летия деятельности Политехнического общества» (1918) об этом сказано так: «В виде приложений к Бюллетеню были напечатаны интересные и обширные статьи наших товарищей-инженеров. Среди них обращают внимание большие печатные работы инженера-механика В.Г. Шухова — насосы, трубопроводы, строения. Этот автор не доверял напечатания работ ни одному из других технических журналов и охотно делал это в нашем товарищеском органе, оплатив все расходы». Кстати, еще один красноречивый факт: только за 1896—1902 гг. он оказал денежную помощь Обществу на общую сумму 1167 рублей. Большие заслуги Владимира Шухова были отмечены избранием его 18 апреля 1903 г. почетным членом Политехнического общества.

Мало, кто сегодня знает, что Владимир Григорьевич Шухов, наряду с инженерным творчеством, успешно занимался предпринимательской деятельностью. Так, 18 июня 1882 г. император Александр II утвердил устав новой компании «Восточное нефтяное общество». В числе пяти учредителей этой компании вместе с инженером Александром Бари, московскими купцами братьями Цион был и инженер-механик Владимир Шухов.

Возможно, для многих наших современников станет открытием то, что знаменитую Шаболовскую радиобашню в Москве во времена нэпа (1919—1923 гг.) построила частная строительная организация «Радиоартель», главой которой являлся Владимир Шухов. При монтаже этого сооружения высотой 150 м и весом 220 т впервые в России было использовано смелое новаторское решение. Вопреки устоявшимся стереотипам монтажных работ, сборка шести стальных секций производилась на земле, затем с помощью пяти ручных лебедок, уже на высоте, каждую последующую секцию протаскивали сквозь предыдущую и скрепляли болтами. Принцип крупноблочного телескопического монтажа, при отсутствии подъемных кранов, предложенный инженером Шуховым и его соратниками, в то время стал подлинным прорывом в технологии строительства высотных сооружений.

В получившей широкую известность книге профессора Петра Худякова «Путь к Цусиме» (Москва, 1907 г.) глава «Боевая мощь русского и японского флота во время войны 1904—1905 гг.» была написана Владимиром Шуховым. При работе над ней ярко проявились выдающиеся аналитические способности этого сугубо гражданского человека, ранее не имевшего никакого отношения к военным делам. Используя только открытые источники, российскую прессу, британский ежегодник Jane’s Fighting Ships, французский журнал Revue maritime, американское издание Cassier’s Magazine, он сумел дать обстоятельный анализ состояния русского и японского флота и тактики их действий, а также выявить подлинные военно-технические причины Цусимской трагедии. Предчувствуя возможный нездоровый интерес к своей работе со стороны морского и жандармского ведомств, в начале главы он поставил следующий эпиграф: «Наше морское дело всегда было секретом для нас, для русских, но для японцев — никогда».

Хотя инженерная и производственная деятельность занимала у Шухова основное время, благодаря своей исключительной работоспособности, четкой организации рабочего дня он неизменно находил возможность и для других занятий.

За 15 лет работы в «Строительной конторе» (1880—1895) В.Г. Шухов получил 9 привилегий (патентов), имеющих значение по сегодняшний день: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг-установка, ажурная гиперболоидная башня, получившая большой резонанс в мире после Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде.

Эта выставка стала крупнейшим событием в культурной, промышленной и технической жизни страны и подлинным триумфом инженерной мысли В.Г. Шухова. Более четырех гектаров площади зданий и павильонов было покрыто и застроено его конструкциями, превращавшими каждый павильон в новое достижение российской науки и техники. В общей сложности В.Г. Шухов запроектировал восемь выставочных павильонов площадью около 27000 м2. Четыре павильона были с висячими покрытиями, столько же перекрыты сетчатыми оболочками пролетом 32 м. Конструкции В.Г. Шухова опередили свое время как минимум на 50 лет. Висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 г., а покрытие в форме опрокинутого усеченного конуса во Французском павильоне в Загребе (Югославия) — в 1937 г.

Главной достопримечательностью Нижегородской выставки стала водонапорная башня В.Г. Шухова (высотой 32 м). В течение 15 лет шуховские башни появились более чем в 30 городах России, а в годы первых пятилеток было построено около 40 башен в России, Закавказье и Средней Азии. Башни В.Г. Шухова при всей своей надежности и функциональной практичности были необыкновенно красивыми. Сам Владимир Григорьевич говорил: «Что красиво смотрится, то — прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно». В.Г. Шухов, впервые в мире рассчитав и создав висячие и арочные сетчатые пространственные покрытия, положил начало новому направлению в строительном искусстве. Дебаркадеры Кишского (Брянского) и Казанского вокзалов в Москве, свето- грозрачные перекрытия ГУМа, музея изящных искусств, Петровского пассажа, Главпочтамта, стеклянный купол Метрополя — все эти и многие другие сооружения в Москве не обходились без участия В.Г. Шухова. И сегодня они поражают своей красотой, изяществом, как будто только что созданы. А ведь возраст некоторых из этих сооружений перевалил за сто лет!

Чем больше узнаешь о делах и трудах В.Г. Шухова, тем больше поражаешься гению этого русского инженера и ученого. Кажется, здесь уже столько было перечислено его уникальных изобретений и проектов, но этот перечень можно продолжать и продолжать. Мы не упоминали еще маяки его конструкции, плавучие ворота сухого дока, платформы для тяжелых орудий, трамвайные депо...

Впрочем, как бы авторы ни старались сделать список полным, все равно многое останется за пределами перечня. Причем многие из разработок Владимира Григорьевича таковы, что будь они единственными из того, что сделал инженер, все равно его имя осталось бы навсегда в истории науки и инженерного искусства.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Умеете ли вы общаться?», 10 класс

Организационный классный час в 10 классе

Классный час на тему «Книга в нашей жизни», 10 класс

Классный час про Альфреда Нобеля для старшеклассников

Классный час для старшеклассников на тему «О бизнесе и великих бизнесменах»

Нет комментариев. Ваш будет первым!