Цели:
- познакомить учащихся с балетным искусством;
- рассказать о музыкальном воплощении на сцене литературного произведения;
- дать возможность учащимся насладиться музыкой П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»;
- способствовать развитию творческих сил учащихся.
Оборудование и материалы: записи фрагментов из балетов, книга И. Дешковой «Загадки Терпсихоры», бумага для рисования, цветные карандаши, краски, настенный календарь «П. И. Чайковский», диафильм «Щелкунчик, или Мышиный король».
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносит из забвенья.
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным,
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.
А. А. Блок
I. Слово классного руководителя.
Мы продолжаем наши классные часы о культуре. Сегодня нам предстоит серьёзный разговор об искусстве балета.
II. Рассказ об одном из видов искусства - балете.
В театральном искусстве действие актёров на сцене основано на соединении нескольких элементов: танца, слова (декламации, речи), музыки, пения и т. д.
Когда театр объединяется с музыкой и танцем, то получается такой вид искусства, в котором характеры своих персонажей актёры раскрывают при помощи движения, жестов, пластики, различных поз. Это балет.
В греческой мифологии существовало девять дочерей Зевса, покровительниц наук, поэзии, искусств. Одна из них - Терпсихора - была покровительницей танцев, балета.
Перед вами книга И. Дешковой «Загадки Терпсихоры». В ней на примере балета П. И. Чайковского рассказывается об искусстве балета, как готовится спектакль, кто в нём участвует.
Прослушивание отрывков из балетов П. И. Чайковского.
III. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского.
Сейчас мы поговорим о русской музыке. Это понятие связано в нашем представлении с именем великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Перед вами его портрет. Даже если вы никогда не слышали музыку этого человека, вам, наверное, знакомы «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Времена года», «Детский альбом». Всё это создано Петром Ильичом Чайковским.
Музыкой П. И. Чайковский начал заниматься очень рано - с пяти лет его стали обучать игре на фортепьяно. А до этого, прежде чем посвятить себя музыке, будущий композитор стал юристом.
Но музыка влекла его неудержимо, и в 1862 году Чайковский поступил в класс композиции Петербургской консерватории. Чайковский окончил её с золотой медалью. Стал композитором.
Творческое наследие композитора очень велико. Он писал оперы и балеты, симфонии и романсы.
Послушаем «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» и стихотворение Маргариты Алигер с таким же названием.
Звучит аудиозапись «Танца маленьких лебедей». И на его фоне заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
В беспросветные дни осенние
И в дремучий лютый мороз,
После грозного потрясения,
Злых обид и чёрных угроз,
Вдруг почувствуешь: легче дышится,
И внезапно в душе твоей
Ни с того ни с сего послышится
Танец маленьких лебедей.
Дали дальние в добром лепете,
Клёкот близится и растёт.
И на что тебе эти лебеди?
И дался тебе их полёт!
Хоть и маленькие, а смелые...
Слушай жадно и молодей,
Думу думая, дело делая,
Танец маленьких лебедей.
Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними, храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая,
Танец маленьких лебедей.
Неожиданное спасение,
Белый плеск лебединых крыл,
Зашумели ключи весенние
Драгоценных душевных сил.
Дело доброе не забудется
И наказан будет злодей до поры,
Пока сердцу чудится
Танец маленьких лебедей.
Многие оперы и балеты П. И. Чайковский написал на сюжеты сказок, баллад, легенд. К их числу принадлежат опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Но есть в творчестве великого композитора балет, который знают и любят все. Это «Щелкунчик», созданный по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
IV. Просмотр фильма «Щелкунчик, или Мышиный король».
V. Беседа о балете.
- Какие виды искусства соединены в балете?
- Как называют танцовщиц?
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку Чайковского?
- О чём заставила задуматься музыка?
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
VI. Творческое задание: нарисовать «Вальс цветов».
В классе организуется выставка рисунков.
Автор: Н. Ф. Ромашина
Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс
Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс
Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс
Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс
Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской
Нет комментариев. Ваш будет первым!