Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс

Разработка классного часа для подростков. Духовно-нравственного воспитания учащихся

Цель: сформировать уважительное отношение к историческому наследию и основам православия.

Задачи.

1. Показать значение православия для русской культуры и жизни людей.

2. Расширить знания обучающихся в области музыки, литературы, искусства.

3. Развивать интерес обучающихся к русской культуре и истории.

4. Воспитывать чувство прекрасного и способствовать формированию эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, план-схема города для каждого обучающегося.

Оформление классной комнаты: выставка книг соответствующей тематики (Библия, книги по истории искусства, учебная литература по курсу «Основы православной культуры» и т. д.); на доске - карта города с отмеченными местами расположения храмов; репродукции картин русских художников соответствующей тематики.

Подготовительная работа: класс делится на исследовательские группы, каждая группа получает задание.

1) Архитектура. Группа изучает внешнее и внутреннее устройство храма.

2) Религиоведение. Группа исследует азы вероучения.

3) Краеведение. Группа собирает информацию о храмах города.

4) Культура. Группа изучает духовную музыку и поэзию, исследует религиозные мотивы в русской живописи.

Представленный классный час можно проводить в 5-7 классах средней школы в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся. Традиционно трудно говорить с учениками о религии. В классе могут быть представители разных национальностей и религиозных конфессий. Подходы к духовному воспитанию у родителей учеников тоже разные. Классный час знакомит обучающихся с основами православия с общекультурных позиций.

Презентацию учитель готовит самостоятельно или совместно с учениками. Она включает видео- и аудиоматериалы. Режим работы с презентацией - смена слайдов по щелчку.

Ход классного часа

Слайд 1. На слайде тема классного часа «Дорога к храму».

Учитель. Ребята, тема нашего классного часа сегодня «Дорога к храму».

Слайд 2. На слайде запись колокольного звона и эпиграф.

Звучит запись колокольного звона. На фоне звучащих колоколов учитель читает эпиграф:

... Над храмами сверкают купола,

Народу возвращаются иконы,

И мы идем и отдаем поклоны

Под звон, что издают колокола...

Ю. Шмидт

Учитель. Да, действительно, необычайно притягивающим оказывается голос храма, зовущий и торжественный. А как прекрасен облик храма! Даже сами светлые стены выделяют его на фоне окружающего пространства.

Скажите, как вы понимаете слова «дорога к храму»? (Необходимо подвести обучающихся к выводу о том, что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовный рост, преодоление зла в себе.)

Дорога к храму нелегка, длинна. Но длина ее измеряется не верстами и даже не днями, а работой — душевной работой. У каждого своя дорога к Храму. У кого-то она извилистая, узкая, с кочками и ямами, болотистая или каменистая, а у кого-то удобная, широкая и ровная. А может быть, это дорога, на которой есть и то и другое. Главное, чтобы она была, эта дорога.

Слайд 3. На слайде толкование слова «храм».

Учитель. Давайте посмотрим, какое толкование слова «храм» дает С. И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка».

Храм, м. Здание для богослужения, церковь.

Дорога к храму (высок.) - путь к вере, к Богу.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Со времени Крещения Руси в 988 г. храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь строится церковь. Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты - и жертвовались наибольшие средства.

• Храмы сами стали произведениями искусства. Лучшие архитекторы создавали удивительные по красоте и величию творения. Лучшие художники создавали иконы и внутреннюю роспись, которыми мы любуемся и восхищаемся по сей день. Лучшие мастера-ювелиры создавали церковную утварь и оклады икон, которые теперь являются бесценными экспонатами.

• В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. При храмах всегда были грамотные люди, устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX в. - церковно-приходские школы.

• Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

О том, как устроен храм, нам расскажет исследовательская группа архитекторов.

Слайд 4. Внешнее устройство храма.

Ученик 1. Существует несколько наиболее распространенных форм храма. Вытянутая, наподобие корабля, означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь.

Многие старинные русские храмы строились так: на четырехугольном главном храмовом здании располагался круглый или восьмиугольный «барабан», наверху которого помещался купол с крестом. Эта конструкция у русских церковных архитекторов называлась «восьмерик на четверике». Храм обычно имеет колокольню. При входе, как правило, устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезной, так как в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Каждый храм освящен в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Святого Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или великого праздника). Храм называется еще церковью и собором.

Слайд 5. Внутреннее устройство храма.

2-й ученик. Традиционное устроение храма: притвор - место для молящихся, солея - возвышенная часть пола перед иконостасом, амвон - центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей. Алтарь означает Царство Небесное. Место, где стоит народ, отделено от алтаря иконостасом, «и количество ярусов и икон на нем зависит от его величины.

Учитель. В последние десятилетия стали восстанавливать разрушенные храмы, строить новые, реставрировать памятники архитектуры. Не может душа не радоваться, глядя на величественные храмы, спроектированные и возведенные лучшими архитекторами страны. В России тысячи храмов, но нам хотелось бы остановиться сегодня на храмах города Троицка. Передаю слово краеведам.

Слайд 6. Храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Настоятель храма: священник Николай Степанычев.

Клирик храма: священник Антоний Лакирев.

Адрес храма: г. Троицк, ул. Богородская, 12.

История храма берет свое начало от основанной в 1674 г. домовой церкви князей Репниных в селе Богородском. Вплоть до 1732 г. село Богородское было вотчиной Репниных, после чего было продано Василию Борисовичу Толстому, который построил новую церковь рядом с местом прежде существовавшего храма. По неустановленным причинам усадьба Репниных вместе с храмом в то время уже не числилась как существующая.

В письменных источниках XIX столетия Тихвинский храм упоминается как приходская церковь сел Богородское-Ватутинки и Троицкое. Храм просуществовал до 30-х гг. XX в. В 1930 г. настоятель храма отец Феодор был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, а храм - разграблен и закрыт. Тихвинский храм разделил судьбу многих церквей и монастырей по всей России. С 1936 до 2002 г. стены церкви Тихвинской иконы Божией Матери служили общежитием для рабочих Троицкой камвольной фабрики.

В 1992 г. была организована и зарегистрирована община прихода Тихвинской церкви, здание церкви было передано в собственность РПЦ. Только в 1994 г., после отселения первых жильцов и освобождения трапезной части, в храме началась литургическая жизнь. К 2007 г. основные строительные работы в храме были завершены. Восстановление храма продолжается. Осенью 2007 г. при новом настоятеле священнике Николае Степанычеве сооружена капитальная кровля храма, построено здание воскресной школы.

Слайд 7. Храм Казанской иконы Божией Матери.

Храм находится в с. Пучково Наро-Фоминского района Московской области в 2 км от г. Троицка.

Настоятель храма: протоиерей Леонид Царевский.

Второй священник: иерей Лев Аршакян.

В XVI в. земли по речке Рыжовке, в состав которых входило село Пучково (тогда - деревушка Пучниково), принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца XVII в. вотчина перешла во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь.

В 1785 г. деревянная церковь сгорела, и Петр Васильевич Хитрово - знаменитый екатерининский вельможа, сенатор и кавалер — тотчас отправил прошение разрешить выстроить каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобных Зосимы и Савватия.

Началась постройка новой каменной церкви. Строительство продолжалось 10 лет. В 1802 г. храм в целом был закончен.

В 30-е гг. церковь Казанской иконы Божией Матери закрыли, и долгие годы в ней находились склад, затем овощехранилище, с конца 50-х гг. - клуб... К 70-м гг. храм перестали использовать и оставили открытым всем ветрам.

Первые серьезные попытки остановить стремительное разрушение здания храма были предприняты в 1988-89 гг. Троицким отделением общества охраны памятников истории и культуры. А пучковские жители по инициативе члена-корреспондента Академии наук Владлена Степановича Летохова добились разрешения, на воссоздание прихода.

17 марта 1990 г. в храме затеплилась жизнь: отслужили первый молебен. В Великую субботу 14 апреля прошло освящение куличей на поле у храма.

Слайд 8. Троицкая церковь города Троицка Московской области.

Настоятель церкви: священник Вадим Купцов.

6 февраля 2006 г. тройчане (542 человека) обратились к главе города Виктору Владимировичу Сидневу с просьбой о строительстве в Троицке православного храма.

29 июня того же года Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, благословил на строительство Троицкой церкви в г. Троицке и проведение учредительного собрания общины.

26 сентября 2006 г. выдано свидетельство о государственной регистрации местной православной религиозной организация прихода Троицкой церкви города Троицка Московской области.

13 марта 2009 г. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священник Вадим Купцов назначается настоятелем Троицкой церкви города Троицка. 18 апреля 2009 г. воздвигли крест на месте строительства церкви и освящали куличи и пасхи. Присутствовало около 300 человек.

11 июля 2009 г. состоялась первая Божественная литургия в Троицкой церкви (за 3 недели построили маленькую деревянную церковь).

Церковь получила название в честь Святой Троицы. Вот как Троицу изобразил великий русский художник Андрей Рублев (показывает репродукцию).

Учитель. Ребята у каждого из вас на столе есть карта- схема нашего города, на ней уже отмечены места расположения храмов. Найдите на карте свой дом и проложите путь от дома до ближайшего храма.

Надеюсь, что однажды вы возьмете с собой эту карту и пройдете отмеченный путь. Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть красоту и величие строения и ощутить ту благодать и покой, которые царят на территории, прилегающей к храму; послушать колокола, зовущие людей на службу.

Теперь мы знаем, какие храмы есть в нашем городе, что такое храм. Давайте посмотрим, что происходит внутри во время богослужения. Мы увидим фрагмент литургии - главного богослужения суточного цикла.

Слайд 9. Фрагмент литургии — главного богослужения суточного цикла.

Учитель. Посмотрите и скажите, какие чувства у вас возникли во время просмотра? Какими словами вы можете охарактеризовать обстановку, царящую в храме во время богослужения?

Вы наверняка уже что-то слышали о православии, вере в Бога; знаете о православных праздниках. Исследовательская группа религиоведов нам расскажет о том, что должен знать каждый православный христианин, да и просто образованный человек. Передаю им слово.

Слайд 10. Как вести себя в храме.

1-й ученик. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, кофтах и блузках без рукавов, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта шарфом или косынкой. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной, неопрятной одежде.

В церкви запрещается:

• громко разговаривать,

• держать руки в карманах,

• жевать жевательную резинку,

• переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками,

• пожимать руку знакомым.

Слайд 11. Фрагмент молитвы «Верую» в исполнении Д. Хворостовского.

2-й ученик. Символ веры - учение о том, во что должны веровать православные христиане, изложенное в кратких, но точных словах. По-другому Символ веры часто, по первому слову Символа веры, называют молитвой «Верую». Символ веры - это то, чем в идеале должен отвечать православный христианин на вопрос: «Во что, собственно, ты веришь?» Давайте послушаем фрагмент этой молитвы в исполнении Д. Хворостовского.

Слайд 12. Десять заповедей Закона Божия.

3-й ученик. Библия рассказывает, что более трех тысяч лет назад пророк Моисей и его народ увидели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня людям.

1. Первой заповедью Господь Бог указывает на самого себя человеку и, следовательно, повелевает познавать его и почитать.

2. Второй заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся кому-то или чему-то. Кроме грубого идолопоклонства есть и другие грехи против второй заповеди - это любовь к деньгам, чревоугодие, гордыня, тщеславие.

3. Третья заповедь запрещает нам упоминать имя Божие напрасно, то есть без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более для подтверждения какой-либо лжи.

4. Четвертая заповедь повелевает нам как в день воскресный, так и во всякие праздники посещать храмы и не откладывать этого ни по каким причинам, кроме тяжелой болезни.

5. Почитай отца и мать. Почитание - это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

6. Не убий. На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

7. Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди - залог сохранения семьи.

8. Не укради. То есть не воруй - ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, сделке, делай все по совести.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

10. Не завидуй. Зависть мешает радости. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало... Что было дальше, вы знаете.

Учитель. Если следовать этим заповедям, то жить становится просто, понятно и легко. Именно поэтому люди приходят в храм, находясь в трудной жизненной ситуации. Они находят утешение в вере в Бога. А люди талантливые находят в вере не только утешение, но и вдохновение.

Передаю слово группе исследователей культуры.

Слайд 13. Икона «Троица» Андрея Рублева.

1-й ученик. Традиции православной живописи уходят корнями в прошлое. Всем известна икона «Троица» Андрея Рублева, которая и поныне считается шедевром мировой живописи. Но библейские образы, красота природы, тема духовной красоты человека на протяжении веков вдохновляют талантливых художников на создание удивительных по красоте картин. Вы видите репродукции с полотен известного русского художника Апполинария Михайловича Васнецова.

2-й ученик. Музыка всегда играла важную роль в жизни человека, а в особенности музыка православная. В прошлом были созданы чудесные мелодии и духовные песни, которые заставляли грустить и радоваться вместе с ними, ликовать, даря волнение и трепет. Сергея Рахманинова, прославленного русского композитора и пианиста, православное богослужение вдохновило на создание своей версии «Литургии Святого Иоанна Златоуста». Эта композиция напоминает громадный сверкающий алтарь. Сейчас мы услышим небольшой фрагмент.

3-й ученик. С давних пор существуют традиции православной поэзии. Многие великие русские поэты обращались к теме веры в Бога.

Звучат фрагмент «Литургии Святого Иоанна Златоуста» С. Рахманинова.

ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ...

...Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющим огнями,

Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе,

Я становился за толпой,

Я приносил туда с собой

В душе и радости, и горе.

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете Тихом», - в умиленьи

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел...

Прошли года, прошли надежды,

Переменилися мечты.

В душе уж нет теперь, как прежде,

Такой сердечной теплоты.

Но те святые впечатленья

Над сердцем властны и теперь,

И я без слез, без раздраженья

Переживаю дни сомненья,

Дни оскорблений и потерь...

И. А. Бунин

Слайд 14. Репродукции полотен В. Д. Поленова.

1-й ученик. Перед вами репродукции с полотен В. Д. Поленова, знаменитого русского художника.

2-й ученик. Музыка - очень мощный инструмент воздействия на человека. Она может волновать, может печалить, может радовать, а духовные песни помогают человеку заглянуть в свою душу, лучше узнать себя. Иеромонах Русской православной церкви Роман (род. 16 ноября 1954 г.) - поэт, автор стихов и песен на религиозную тематику, член Союза писателей России. Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Сергеем Безруковым, Еленой Ваенгой, Кубанским казачьим хором. Сейчас мы услышим его песню «Колокольный звон» в исполнении автора.

Звучит начало песни иеромонаха Романа, затем на фоне музыкального сопровождения ученик читает стихи С. Есенина.

3-й ученик.

ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ...

...За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес, и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою...

С. Есенин

Слайд 15. Репродукции картин С. Н. Андрияки.

1-й ученик. Современные художники создают новые талантливые работы, используя библейские сюжеты или размышляя о душе человека, красоте природы, нравственности и духовности. Сергей Николаевич Андрияка (род. 14 июля 1958 г. в Москве) - российский художник-акварелист, народный художник Российской Федерации. Является художественным руководителем Школы акварели, которая названа его именем. Перед вами его работы.

2-й ученик. Вадим Байков (род. 18 марта 1965 г. в Волгограде) - композитор, певец, продюсер. Как сольный артист выпустил 5 альбомов. В 2006 г. организовал продюсерский центр «VB Pro», полностью сориентированный на запись и издание православной музыки. Сейчас мы услышим его песню «Небо» на стихи монахини Елисаветы (Кольцовой).

3-й ученик. Традиции православной поэзии существуют и в наши дни. Многих поэтов волнуют вопросы души, веры, величия нашей страны, патриотизма, любви к Родине, которые неизменно связаны с православием.

Звучит песня «Небо», на фоне — стихи Геннадия Емкина, г. Саров.

ЦЕРКОВКА

...То ли небо ниже наклонилось,

То ли поле выгнулось горбом

Для того, чтоб церковка вонзилась

Прямо в небо простеньким крестом.

Сколько храмов, Господи помилуй!

Так и рвутся, рвутся в небеса.

Господи! Божественною силой

Отвори невидящим глаза!

Неспроста ведь, солнцем облитая,

Словно Дух и Совесть всей Руси,

С бугорочка церковка простая

Во Твои уткнулась небеси...

Г. Емкин

Учитель. Мы видим, что вопросы, волнующие душу каждого человека, вдохновляли и еще долго будут вдохновлять талантливых поэтов, художников и музыкантов, затрагивая в читателях, зрителях и слушателях самые лучшие струны души.

Наш классный час подходит к концу. Скажите, что вы сегодня для себя открыли? Что произвело наибольшее впечатление, поразило, удивило?

Давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. (Необходимо подвести детей к выводу о том, что православие прочно вошло в нашу жизнь.) Наше общество живет по христианским законам, и каждый человек в своей жизни должен руководствоваться морально-нравственными установками, изложенными в заповедях. Православие, вера в Бога всегда вдохновляли и продолжают вдохновлять творческих людей на создание удивительно прекрасных произведений, которые обогащают нашу культуру. Мы должны гордиться, что являемся носителями великой русской культуры. В завершение нашего классного часа хочу вам пожелать, чтобы выбранный вами жизненный путь всегда был «дорогой добра».

Звучит песня «Дорогой добра» М. Минина на стихи Ю. Энтина.

Литература

1. Бородина, А. В. Основы православной культуры. Словарь- справочник / А. В. Бородина. - М. : Софиздат, 2010.

2. Новицкий, А. П. История русского искусства / А. П. Новицкий, В. А. Никольский. - М.: Эксмо, 2007.

Автор: А. В. Миненко

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс

Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской

Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс

Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс

Классный час «Я - это Я», 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!