Классный час на тему «Ценности», 5-6 класс

Классный час для подростков о ценностях

Понятие: ценность — это то, что дорого и важно для человека.

Задачи: помочь осознать свои ценности и возможность свободного выбора ценностей; показать, что у людей различные ценности, поэтому они выбирают разный жизненный путь.

Материалы: рабочий лист №1 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого ученика, рабочий лист №2 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого ученика.

Ход классного часа

Вводное упражнение «Торги».

В упражнении участвуют пары: один - «владелец», другой — «покупатель». Задача одного - купить, а другого - продать, в зависимости от того, состоятся ли торги.

«Владелец» может продавать, например: один килограмм шоколада; печатную машинку, доставшуюся ему в наследство; стихи, посвященные любимой, и т. д. Ключевая фраза «покупателя»: «Продай мне эту вещь, я дам тебе за нее хорошую цену...». Ведущий по ситуации констатирует, состоялись торги или нет.

Рекомендации.

Не давать оценок, только «спасибо» за участие в упражнении.

Вводное слово учителя.

Ценность и цена - понятия разные. Все в нашем мире имеет свою цену. У каждого человека свои ценности.

Упражнение 1.

Заранее готовится список незаконченных предложений. Для примера используется рабочий лист №1.

Учитель зачитывает начало или конец предложения и просит учеников закончить его письменно или устно (по выбору педагога).

Ученики могут читать свои варианты ответов с листа или без подготовки.

Педагог просит учеников объяснить свои ответы, где это возможно, по желанию; при этом если обучающиеся не хотят, то могут не отвечать на вопросы.

Рабочий лист №1

Закончите следующие предложения:

1. Когда я поступлю в институт, я...

2. Если я выиграю в лотерею 10 млн рублей, я...

3. Если бы я мог загадать три желания, я бы загадал...

4. Когда я окончу школу, я...

5. После того как я заканчиваю домашнее задание...

6. Если бы у меня было 100 тысяч рублей...

7. Лучшим временем в моей жизни было время, когда я...

8. Я люблю своего друга, потому что...

9. Иногда я спорю со своими родителями, потому что...

10. Когда я дерусь со своим братом, сестрой, другом...

11. Если бы я мог изменить одну вещь в мире, я бы...

12. Иногда мне хочется...

Упражнение 2.

Предварительно готовится список вопросов. Например:

— Кто из вас жил за пределами нашего города?

— Кто из вас помогал другу в беде?

- Кто из вас считает, что реклама сигарет полезна?

— Кому из вас нравится проводить время в одиночестве?

— Кто из вас считает, что заниматься спортом важно?

Учитель опрашивает учеников по подготовленным вопросам. Обучающиеся должны высказывать свое мнение следующим образом: согласие — поднять руку вверх и потрясти, несогласие — опустить руку вниз и посвистеть, все равно - руки положить а колени или на голову.

Учитель просит обучающихся обсудить следующие вопросы:

- Меняем ли мы когда-нибудь свое мнение?

- Если да, то почему?

Упражнение 3.

Учитель раздает каждому ученику чистый лист бумаги.

Зачитывает поэтапно следующую ситуацию, оставляя время для письменных ответов.

1-й этап.

Ваш дом горит. Ваши родители и любимцы спасены. У вас есть 5 минут, чтобы собрать пять своих самых любимых вещей.

Перечислите их

2-й этап.

Пожар гораздо сильнее, чем вы могли предположить. У вас есть время только на четыре вещи; запишите на листе только четыре пункта.

3-й этап.

Быстро! Надо уходить! Возьмите только две вещи!

Учитель обсуждает со всем классом (или малыми группами) ответы учеников:

1) назовите одну из спасенных вещей;

2) почему вы взяли именно эту вещь, а не другую? Рекомендации.

Здесь не существует верных или неверных ответов!

Упражнение 4.

Учитель объясняет ученикам, что людям часто приходится делать выбор, и он зависит от множества причин.

Затем раздает каждому ученику рабочий лист №2.

Просит проранжировать список альтернатив.

После заполнения рабочего листа ученики обсуждают в парах или малыми группами свой порядок выбора альтернатив.

Ведется общее обсуждение с классом: что помогает людям делать выбор?

Рабочий лист №2

Ситуация. Ты идешь по дорожке и находишь кошелек с 50 млн рублей.

Из списка альтернатив выбери то, что ты сделал(а) бы в первую очередь, и отметь цифрой 1; затем цифрой 2 отметь, что ты бы сделал(а) с меньшей вероятностью и т. д.

• Куплю что-нибудь из того, в чем нуждаются бедные дети.

• Потрачу на вещи, которые мне нужны.

• Кое-что потрачу, а остальное оставлю на потом.

• Поделюсь с друзьями.

• Отдам родителям.

Упражнение «6 ценностей».

Учитель предлагает каждому на 6 листочках написать 6 ценностей. Говорит: «Мы живем в сложном мире - мире, где часто происходят катаклизмы, стихийные бедствия, войны... Представьте, что это произошло с вами, из вашей жизни ушла одна ценность. Уберите один листок с названием ушедшей ценности - той, от которой не жалко отказаться». Так повторяется 5 раз.

Педагог предлагает участникам игры озвучить ту ценность, которая осталась, и те, которых они лишились.

Говорит: «Сегодня у вас есть уникальная возможность вернуть одну ценность. Разверните смятую бумажку и верните одну ценность».

Так по одной возвращают все ценности.

Затем учитель предлагает сравнить, как были проранжированы ценности в начале и конце упражнения.

Вывод. У каждого человека свои ценности, ему очень часто в жизни приходится делать свой выбор между ценой и ценностью.

Литература

1. Виват, Россия! [Электронный ресурс] / О. В. Бондарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013. - 1 электрон, опт. диск.

2. Классные часы. 5-9 классы : «Сюрпризы» переходного возраста [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. В. Лысогорская, М. А. Павлова. - Волгоград : Учитель.

3. Работа с подростками девиантного поведения. 5 — 11 классы : поведенческие программы, социально-психологические тренинги [Текст] / авт.-сост. И. А. Устюгова [и др.]. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс

Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс

Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс

Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс

Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской

Татьяна Александровна Василенко # 3 января 2020 в 21:19 0
Очень необычная форма проведения мероприятия. На мой взгляд ребятам будет не просто выбрать обдуманные ответы. Элемент внезапности и непрямые вопросы. помогут узнать истинные чувства и ценности школьников. Очень интересная разработка. Спасибо.