Понятие: ценность — это то, что дорого и важно для человека.
Задачи: помочь осознать свои ценности и возможность свободного выбора ценностей; показать, что у людей различные ценности, поэтому они выбирают разный жизненный путь.
Материалы: рабочий лист №1 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого ученика, рабочий лист №2 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого ученика.
Вводное упражнение «Торги».
В упражнении участвуют пары: один - «владелец», другой — «покупатель». Задача одного - купить, а другого - продать, в зависимости от того, состоятся ли торги.
«Владелец» может продавать, например: один килограмм шоколада; печатную машинку, доставшуюся ему в наследство; стихи, посвященные любимой, и т. д. Ключевая фраза «покупателя»: «Продай мне эту вещь, я дам тебе за нее хорошую цену...». Ведущий по ситуации констатирует, состоялись торги или нет.
Рекомендации.
Не давать оценок, только «спасибо» за участие в упражнении.
Вводное слово учителя.
Ценность и цена - понятия разные. Все в нашем мире имеет свою цену. У каждого человека свои ценности.
Упражнение 1.
Заранее готовится список незаконченных предложений. Для примера используется рабочий лист №1.
Учитель зачитывает начало или конец предложения и просит учеников закончить его письменно или устно (по выбору педагога).
Ученики могут читать свои варианты ответов с листа или без подготовки.
Педагог просит учеников объяснить свои ответы, где это возможно, по желанию; при этом если обучающиеся не хотят, то могут не отвечать на вопросы.
Рабочий лист №1
Закончите следующие предложения:
1. Когда я поступлю в институт, я...
2. Если я выиграю в лотерею 10 млн рублей, я...
3. Если бы я мог загадать три желания, я бы загадал...
4. Когда я окончу школу, я...
5. После того как я заканчиваю домашнее задание...
6. Если бы у меня было 100 тысяч рублей...
7. Лучшим временем в моей жизни было время, когда я...
8. Я люблю своего друга, потому что...
9. Иногда я спорю со своими родителями, потому что...
10. Когда я дерусь со своим братом, сестрой, другом...
11. Если бы я мог изменить одну вещь в мире, я бы...
12. Иногда мне хочется...
Упражнение 2.
Предварительно готовится список вопросов. Например:
— Кто из вас жил за пределами нашего города?
— Кто из вас помогал другу в беде?
- Кто из вас считает, что реклама сигарет полезна?
— Кому из вас нравится проводить время в одиночестве?
— Кто из вас считает, что заниматься спортом важно?
Учитель опрашивает учеников по подготовленным вопросам. Обучающиеся должны высказывать свое мнение следующим образом: согласие — поднять руку вверх и потрясти, несогласие — опустить руку вниз и посвистеть, все равно - руки положить а колени или на голову.
Учитель просит обучающихся обсудить следующие вопросы:
- Меняем ли мы когда-нибудь свое мнение?
- Если да, то почему?
Упражнение 3.
Учитель раздает каждому ученику чистый лист бумаги.
Зачитывает поэтапно следующую ситуацию, оставляя время для письменных ответов.
1-й этап.
Ваш дом горит. Ваши родители и любимцы спасены. У вас есть 5 минут, чтобы собрать пять своих самых любимых вещей.
Перечислите их
2-й этап.
Пожар гораздо сильнее, чем вы могли предположить. У вас есть время только на четыре вещи; запишите на листе только четыре пункта.
3-й этап.
Быстро! Надо уходить! Возьмите только две вещи!
Учитель обсуждает со всем классом (или малыми группами) ответы учеников:
1) назовите одну из спасенных вещей;
2) почему вы взяли именно эту вещь, а не другую? Рекомендации.
Здесь не существует верных или неверных ответов!
Упражнение 4.
Учитель объясняет ученикам, что людям часто приходится делать выбор, и он зависит от множества причин.
Затем раздает каждому ученику рабочий лист №2.
Просит проранжировать список альтернатив.
После заполнения рабочего листа ученики обсуждают в парах или малыми группами свой порядок выбора альтернатив.
Ведется общее обсуждение с классом: что помогает людям делать выбор?
Рабочий лист №2
Ситуация. Ты идешь по дорожке и находишь кошелек с 50 млн рублей.
Из списка альтернатив выбери то, что ты сделал(а) бы в первую очередь, и отметь цифрой 1; затем цифрой 2 отметь, что ты бы сделал(а) с меньшей вероятностью и т. д.
• Куплю что-нибудь из того, в чем нуждаются бедные дети.
• Потрачу на вещи, которые мне нужны.
• Кое-что потрачу, а остальное оставлю на потом.
• Поделюсь с друзьями.
• Отдам родителям.
Упражнение «6 ценностей».
Учитель предлагает каждому на 6 листочках написать 6 ценностей. Говорит: «Мы живем в сложном мире - мире, где часто происходят катаклизмы, стихийные бедствия, войны... Представьте, что это произошло с вами, из вашей жизни ушла одна ценность. Уберите один листок с названием ушедшей ценности - той, от которой не жалко отказаться». Так повторяется 5 раз.
Педагог предлагает участникам игры озвучить ту ценность, которая осталась, и те, которых они лишились.
Говорит: «Сегодня у вас есть уникальная возможность вернуть одну ценность. Разверните смятую бумажку и верните одну ценность».
Так по одной возвращают все ценности.
Затем учитель предлагает сравнить, как были проранжированы ценности в начале и конце упражнения.
Вывод. У каждого человека свои ценности, ему очень часто в жизни приходится делать свой выбор между ценой и ценностью.
Литература
1. Виват, Россия! [Электронный ресурс] / О. В. Бондарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013. - 1 электрон, опт. диск.
2. Классные часы. 5-9 классы : «Сюрпризы» переходного возраста [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. В. Лысогорская, М. А. Павлова. - Волгоград : Учитель.
3. Работа с подростками девиантного поведения. 5 — 11 классы : поведенческие программы, социально-психологические тренинги [Текст] / авт.-сост. И. А. Устюгова [и др.]. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель.
Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской
Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс
Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс
Татьяна Александровна Василенко # 3 января 2020 в 21:19 0 |