Конкурсы

Классный час «Первопечатник Иван Фёдоров», 5-6 класс

Конспект классного часа по эстетическому воспитанию для учащихся 5-6 класса на тему «Книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров»

Цели:

- познакомить учащихся с историей появления книгопечатания на Руси;

- расширить кругозор учащихся о процессе создания книги, её атрибутах, типографских особенностях;

- увлечь учащихся игрой и в творческом соперничестве дать возможность раскрыть свои познавательные и интеллектуальные способности;

- познакомить учащихся с памятником Ивану Фёдорову в Москве.

Оборудование и материалы: юла и игровое поле для проведения игры «Поле чудес»; экран с закрытыми буквами слов; фотография памятника Ивану Фёдорову в Москве; диапозитивы с изображениями древних рукописных книг; фотографии древних книг в альбоме «Художественные сокровища Московского Кремля».

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Дорогие ребята! На прошлых занятиях мы говорили с вами об иконах, колокольных звонах, русском народном декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Каждый раз мы подчёркивали мысль о том, что наши предки стремились донести до нас, своих потомков, великий смысл всех жизненных, нравственных и духовных ценностях своего времени, своей эпохи.

Наши предки очень хотели оставить для нас письменные свидетельства собственных мыслей, устремлений и желаний.

Образованные люди вели активную переписку друг с другом, монахи в монастырях описывали события тех далёких лет, богатые князья и дружинники собирали в своих домах библиотеки, которые чаще всего состояли из рукописных книг.

II. Книжное искусство на Руси.

Демонстрация серии фото «Книжное дело на Руси» и комментарий классного руководителя.

Книжное искусство в Древней Руси достигло высокого уровня уже в XI веке. Для писания книг изготовляли так называемый пергамент (особым образом выделанная телячья, свиная или баранья кожа). Использовали чернила, изготовленные по особому рецепту, употребляли краски. Рукописи украшали орнаментом и иллюстрациями.

Монахи, а иногда и князья переписывали книги.

Изготовить книгу - выделать пергамент, переписать текст, украсить его орнаментом и иллюстрациями - было делом нелёгким, поэтому над книгой трудились годами.

Судьба древнерусских рукописей была порой трагична. Рукописи гибли при частых пожарах, набегах половцев и печенегов и, к сожалению, от невежества последующих поколений.

Известно, например, что древнерусская рукопись Остромирово евангелие была найдена после смерти Екатерины II в её гардеробной. Очевидно, императрице поднесли в дар этот бесценный подарок, памятник древнерусской литературы, она же «оставила без уважения» его. Сейчас рукопись хранится в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Остромирово евангелие было написано дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, богатого и знатного вельможи.

III. Первопечатник Иван Фёдоров.

Демонстрируется фотография памятника Ивану Фёдорову.

Памятник Ивану Фёдорову (около 1510—1583 гг.), выдающемуся русскому просветителю, положившему начало русскому книгопечатанию (скульптор Сергей Михайлович Волнухин, профессор Училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор И. П. Машков). Установлен в 1909 г. в Театральном проезде, недалеко от Никольской улицы, где находился Печатный двор. Памятник сооружен по инициативе Московского археологического общества на народные средства, собранные по подписке. Открытию предшествовал конкурс на лучший проект (1901 г.), в котором участвовали скульпторы России, Болгарии, Сербии, Австрии, Франции.

Открытие памятника состоялось 27 сентября 1909 года.

Бронзовая фигура Ивана Федорова стоит на гранитном кубическом постаменте. Первопечатник изображен во время работы, на нем русский кафтан, сапоги, волосы придерживает ремешок-наголовник.

Это поза труженика, полностью отдавшегося своему делу. Ничто не должно мешать его работе, всё продумано, даже то, чтобы волосы не мешали, ниспадая на глаза, - поэтому они, как было принято у мастеровых, перехвачены ремешком.

В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы «Апостола» - первой русской печатной книги, другой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. Возле нее - ручной инструмент для пользования типографской краской. Иван Федоров придирчиво рассматривает результат своей работы.

Стоит, изваянный в бронзе, русский мастеровой с лицом спокойным и сосредоточенным. Стоит спокойно, ладно - не делает ни одного лишнего движения. Человек трудится. Проверяет свою работу. Он за неё в ответе перед людьми и перед собственной совестью. На задней стенке пьедестала об этом вещают слова самого Ивана Фёдорова:

Первое нача печатати

На Москве святые книги

в лето 1563

Априля 19

ради братий моих

и ближних моих.

Вот уже 100 лет стоит в центре Москвы первый памятник русскому труженику.

IV. Игра «Поле чудес».

- Итак, ребята, мы узнали с вами удивительную историю о древнерусских книгах, начале книгопечатания на Руси. Мир книги необъятен. Обо всё рассказать невозможно. Тем не менее попытаемся расширить свои знания, я предлагаю вам принять участие в игре «Поле чудес».

Необходимо приготовить игровое поле с волчком посередине и очками вокруг, здесь же карточки: БАНКРОТ, +, ПРИЗ и т. д. На доске - таблички, закрывающие заранее подготовленные слова к игре. Участники игры называют поочерёдно по букве, ведущий открывает угаданные буквы. Один из учащихся помогает подсчитывать количество очков.

1. Здесь находится название первой книги, напечатанной Иваном Фёдоровым. Книга эта вышла 1 марта 1564 года.

А

П

О

С

Т

О

Л

2. Поэт Максим Богданович пишет:

На девственном листе, под узеньким окном, Неспешно буковки выводит он пером.

И между ярко-чёрными рядами Вставляет красную строку.

Как назывались заголовки рукописных книг?

С

Т

А

Т

И

Н

3. Здесь находится название красной краски, которой выполнялись заголовки рукописных книг.

К

И

Н

О

В

А

Р

Ь

Финал.

Как называют человека, который очень любит читать книги? В обиходе мы называем его книголюбом. А как ещё?

Б

И

Б

Л

И

О

Ф

И

Л

Суперигра.

В переводе с греческого языка это слово обозначает «список всех книг в библиотеке».

К

А

Т

А

Л

О

Г

В заключение игры ученик читает стихотворение.

КНИГОГРАД

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке - словно дом,

Обложку-дверь откроешь второпях -

И ты вошёл, и ты уже в гостях...

Как переулок - каждый книжный ряд,

А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее войдёшь,

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга - время и страна...

Здесь, в комнате моей, из года в год

Всё человечество в ладу живёт.

Давид Кугультинов

Варианты заданий для другого, например, класса

КИРИЛЛИЦА - азбука, составленная в конце IX - начале X века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (Греция), на основе греческого алфавита.

ФОРЗАЦ - место в книге между обложкой и сброшюрованными листами, которое примыкает к твёрдому переплёту.

ШМУЦТИТУЛ - заглавные листы разделов.

КСИЛОГРАФИЯ - гравюра на дереве. Особыми резцами наносили изображение на деревянную пластинку, а затем делали его оттиск на книжной странице.

СТРАНИЦА - отдельная сторона листа в книге.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Итак, ребята, мы заканчиваем путешествие в мир книги. Но общение с книгой не прекращается. Оно продолжится много- много раз и откроет ещё немало интересного.

Автор: Н. Ф. Ромашина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс

Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс

Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской

Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс

Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!