Цели:
- способствовать развитию творческого воображения, образного мышления;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
- обучать умению выражать собственную точку зрения по поводу увиденного или услышанного.
Оборудование и материалы: иллюстрации и репродукции картин русских художников; аудиозапись музыкальных произведений; книги: Л. С. Крючкова и Н. В. Мощинская «Сказки и краски», Альбом «М. И. Глинка»; фильмы: «В сказочной стране художницы Мавриной», «Садко», «Сказка о царе Салтане», пластинка «Опера М. И. Глинки “Руслан и Людмила”».
I. Слово классного руководителя.
Сегодня мы опять отправимся в путешествие в сказку. Но это путешествие будет непростым. Путешествовать можно по- разному. Можно надеть спортивный костюм, обуть кроссовки и двинуться в путь с рюкзаком за плечами. Можно сесть в вагон поезда и наблюдать за убегающими вдаль красивыми пейзажами из окна своего купе. А можно...
...спасать от злых чар Черномора красавицу Людмилу;
…вместе с былинным героем Садко опуститься на дно морское;
...плыть по бескрайнему морю-океану с Царевной-Лебедью;
...из-за кулисы театра наблюдать, как мечтает Золушка о бале у самого царя;
...лететь в ступе вместе с Бабой-Ягой...
Ну что, отправляемся в путешествие?
II. Сказка в музыке, музыка в сказке.
1. «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки.
- Кто из вас, ребята, не знает великого русского поэта А. С. Пушкина?! Совсем скоро ему исполнится 210 лет со дня рождения. В его творческом наследии немало стихотворений, повестей, романов, удивительных поэм, среди которых первое место занимает «Руслан и Людмила».
А. С. Пушкин написал ее совсем молодым человеком - ему не было и 20 лет. Он посвятил своё первое большое произведение своему учителю в поэзии - известному русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому. А тот в свою очередь подарил А. С. Пушкину свой портрет и на обратной стороне написал такие слова: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Шли годы. Пушкин становился всё более знаменитым поэтом. Его стихи часто использовали композиторы, и появлялись красивые романсы. Среди этих композиторов мы называем имя Михаила Ивановича Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила», она появилась спустя более 20 лет после написания поэмы. Первое представление оперы состоялось на сцене Большого оперного театра в Петербурге 9 декабря 1842 года. Пушкина уже не было в живых 5 лет.
«Руслан и Людмила» - это русская национальная опера. Её стиль, построение, контрастное изображение некоторых героев получили впоследствии широкое развитие в творчестве других русских композиторов.
Классный руководитель показывает фотоиллюстрации из альбома «М. И. Глинка» и даёт возможность услышать фрагменты оперы: «Увертюра», «Марш Черномора», «Финал оперы» (желательно подобрать аудиозапись, где музыка звучит вместе с текстом поэмы А. С. Пушкина).
2. «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
- Музыкальные произведения, созданные великими русскими композиторами, о творчестве которых мы говорим с вами сегодня, воспевают подвиги сильных и мужественных людей. Они всегда назывались богатырями, смелыми и отважными людьми.
О них рассказывают русские народные былины. Но вот, пожалуй, героя былины «Садко» таким не назовёшь. Этот любимый в народе герой заслужил уважение прежде всего тем, что сумел победить Морского царя при помощи хитрости и находчивости.
Оперу на сюжет этой былины написал русский композитор Н. А. Римский-Корсаков.
Послушаем фрагмент из оперы «Шествие морских чудовищ».
После прослушивания - беседа.
- Кого представляли вы себе, когда звучал фрагмент из оперы?
- Какими виделись вам морские чудовища?
- Опишите их одежду, какие чувства вызывал у вас это фрагмент?
- Какие картины рисовали вы в своём воображении?
3. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, опера Н. А. Римского-Корсакова, картина «Царевна-Лебедь» М. Врубеля.
И вновь возвращаемся мы к творчеству А. С. Пушкина. Помните его «Сказку о царе Салтане»? А знаете ли вы, ребята, что Н. А. Римский-Корсаков написал ещё одну оперу - «Сказку о царе Салтане»?
А великий русский художник М. Врубель под впечатлением оперы композитора создал одну из самых лучших своих картин - «Царевну-Лебедь», которую вы видите. Давайте послушаем фрагмент из оперы, внимательно всмотримся в картину, а потом ответим на вопросы.
Прослушивание музыкального фрагмента.
После прослушивания - беседа.
- Кто изображён на картине М. Врубеля?
- Что сразу бросается в глаза при первом взгляде?
- Куда хочется смотреть особенно, кроме белого оперенья Царевны?
- Как написаны её глаза, чем украшена корона?
Вспомните строки из пушкинской сказки:
...говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит...
- А кого ещё напоминает Царевна-Лебедь?
Правильно, Василису Прекрасную.
И это, ребята, не случайно. Образы русского народного творчества становятся важной художественной темой М. Врубеля. И этим он, скорее всего, благодарен именно Н. А. Римскому- Корсакову, которого хорошо знал и любил.
4. «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
- Скажите, ребята, а кто ещё является непременным участником русских народных волшебных сказок?
Правильно, Баба-Яга.
Послушайте небольшую беседу о творчестве великого русского композитора М. П. Мусоргского и его музыкальном цикле «Картинки с выставки», в котором представлена музыкальная зарисовка «Баба-яга».
5. «Золушка» Ш. Перро и балет С. С. Прокофьева.
- Скажите, ребята, а какие волшебные вещи принадлежали вашим любимым сказочным героям? А кому принадлежали хрустальные башмачки?
Правильно, Золушке из сказки Ш. Перро.
По мотивам этой сказки великий русский композитор С. С. Прокофьев написал балет «Золушка».
- О чём мечтала Золушка?
- Куда она очень хотела попасть?
- Что рисовала она в своих мечтах?
- Почему попасть на бал она не могла? Кто помог ей в этом?
Послушаем фрагмент из балета: «Мечты Золушки о бале».
После прослушивания фрагмента - беседа.
- Что представляли вы себе, слушая музыку?
- Какой виделась вам Золушка?
- Какое настроение создала эта музыка?
III. Сказка в иллюстрациях русских художников.
- Мы говорим сегодня с вами, ребята, о музыке, картинах, литературных произведениях. Всё это ведёт нас в мир прекрасного. Но есть и другой вид искусства - искусство иллюстрации.
Каждый из вас, беря в руки книгу, хочет поскорее узнать, есть ли в ней картинки - иллюстрации. Ведь правда? (Ответы учеников.)
- А почему так притягивают иллюстрации? (Ответы учеников.)
- Правильно, они помогают понять написанное. (Ответы учеников.)
- Какие иллюстрации нравятся вам больше всего? (Ответы учеников.)
- Среди многих художников-иллюстраторов особое место занимает художница Татьяна Маврина.
Просмотр фильма «В сказочной стране художницы Мавриной».
IV. Подведение итогов.
Автор: Н. Ф. Ромашина
Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс
Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс
Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс
Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской
Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!