Конкурсы

Классный час «Путешествие в сказку», 5 класс

Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса на тему: «Сказочные герои в произведениях русских писателей, художников, композиторов. Сказки и краски. Рассказы об иллюстраторах»

Цели:

- способствовать развитию творческого воображения, образного мышления;

- воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

- обучать умению выражать собственную точку зрения по поводу увиденного или услышанного.

Оборудование и материалы: иллюстрации и репродукции картин русских художников; аудиозапись музыкальных произведений; книги: Л. С. Крючкова и Н. В. Мощинская «Сказки и краски», Альбом «М. И. Глинка»; фильмы: «В сказочной стране художницы Мавриной», «Садко», «Сказка о царе Салтане», пластинка «Опера М. И. Глинки “Руслан и Людмила”».

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Сегодня мы опять отправимся в путешествие в сказку. Но это путешествие будет непростым. Путешествовать можно по- разному. Можно надеть спортивный костюм, обуть кроссовки и двинуться в путь с рюкзаком за плечами. Можно сесть в вагон поезда и наблюдать за убегающими вдаль красивыми пейзажами из окна своего купе. А можно...

...спасать от злых чар Черномора красавицу Людмилу;

…вместе с былинным героем Садко опуститься на дно морское;

...плыть по бескрайнему морю-океану с Царевной-Лебедью;

...из-за кулисы театра наблюдать, как мечтает Золушка о бале у самого царя;

...лететь в ступе вместе с Бабой-Ягой...

Ну что, отправляемся в путешествие?

II. Сказка в музыке, музыка в сказке.

1. «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки.

- Кто из вас, ребята, не знает великого русского поэта А. С. Пушкина?! Совсем скоро ему исполнится 210 лет со дня рождения. В его творческом наследии немало стихотворений, повестей, романов, удивительных поэм, среди которых первое место занимает «Руслан и Людмила».

А. С. Пушкин написал ее совсем молодым человеком - ему не было и 20 лет. Он посвятил своё первое большое произведение своему учителю в поэзии - известному русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому. А тот в свою очередь подарил А. С. Пушкину свой портрет и на обратной стороне написал такие слова: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Шли годы. Пушкин становился всё более знаменитым поэтом. Его стихи часто использовали композиторы, и появлялись красивые романсы. Среди этих композиторов мы называем имя Михаила Ивановича Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила», она появилась спустя более 20 лет после написания поэмы. Первое представление оперы состоялось на сцене Большого оперного театра в Петербурге 9 декабря 1842 года. Пушкина уже не было в живых 5 лет.

«Руслан и Людмила» - это русская национальная опера. Её стиль, построение, контрастное изображение некоторых героев получили впоследствии широкое развитие в творчестве других русских композиторов.

Классный руководитель показывает фотоиллюстрации из альбома «М. И. Глинка» и даёт возможность услышать фрагменты оперы: «Увертюра», «Марш Черномора», «Финал оперы» (желательно подобрать аудиозапись, где музыка звучит вместе с текстом поэмы А. С. Пушкина).

2. «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

- Музыкальные произведения, созданные великими русскими композиторами, о творчестве которых мы говорим с вами сегодня, воспевают подвиги сильных и мужественных людей. Они всегда назывались богатырями, смелыми и отважными людьми.

О них рассказывают русские народные былины. Но вот, пожалуй, героя былины «Садко» таким не назовёшь. Этот любимый в народе герой заслужил уважение прежде всего тем, что сумел победить Морского царя при помощи хитрости и находчивости.

Оперу на сюжет этой былины написал русский композитор Н. А. Римский-Корсаков.

Послушаем фрагмент из оперы «Шествие морских чудовищ».

После прослушивания - беседа.

- Кого представляли вы себе, когда звучал фрагмент из оперы?

- Какими виделись вам морские чудовища?

- Опишите их одежду, какие чувства вызывал у вас это фрагмент?

- Какие картины рисовали вы в своём воображении?

3. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, опера Н. А. Римского-Корсакова, картина «Царевна-Лебедь» М. Врубеля.

И вновь возвращаемся мы к творчеству А. С. Пушкина. Помните его «Сказку о царе Салтане»? А знаете ли вы, ребята, что Н. А. Римский-Корсаков написал ещё одну оперу - «Сказку о царе Салтане»?

А великий русский художник М. Врубель под впечатлением оперы композитора создал одну из самых лучших своих картин - «Царевну-Лебедь», которую вы видите. Давайте послушаем фрагмент из оперы, внимательно всмотримся в картину, а потом ответим на вопросы.

Прослушивание музыкального фрагмента.

После прослушивания - беседа.

- Кто изображён на картине М. Врубеля?

- Что сразу бросается в глаза при первом взгляде?

- Куда хочется смотреть особенно, кроме белого оперенья Царевны?

- Как написаны её глаза, чем украшена корона?

Вспомните строки из пушкинской сказки:

...говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит...

- А кого ещё напоминает Царевна-Лебедь?

Правильно, Василису Прекрасную.

И это, ребята, не случайно. Образы русского народного творчества становятся важной художественной темой М. Врубеля. И этим он, скорее всего, благодарен именно Н. А. Римскому- Корсакову, которого хорошо знал и любил.

4. «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

- Скажите, ребята, а кто ещё является непременным участником русских народных волшебных сказок?

Правильно, Баба-Яга.

Послушайте небольшую беседу о творчестве великого русского композитора М. П. Мусоргского и его музыкальном цикле «Картинки с выставки», в котором представлена музыкальная зарисовка «Баба-яга».

5. «Золушка» Ш. Перро и балет С. С. Прокофьева.

- Скажите, ребята, а какие волшебные вещи принадлежали вашим любимым сказочным героям? А кому принадлежали хрустальные башмачки?

Правильно, Золушке из сказки Ш. Перро.

По мотивам этой сказки великий русский композитор С. С. Прокофьев написал балет «Золушка».

- О чём мечтала Золушка?

- Куда она очень хотела попасть?

- Что рисовала она в своих мечтах?

- Почему попасть на бал она не могла? Кто помог ей в этом?

Послушаем фрагмент из балета: «Мечты Золушки о бале».

После прослушивания фрагмента - беседа.

- Что представляли вы себе, слушая музыку?

- Какой виделась вам Золушка?

- Какое настроение создала эта музыка?

III. Сказка в иллюстрациях русских художников.

- Мы говорим сегодня с вами, ребята, о музыке, картинах, литературных произведениях. Всё это ведёт нас в мир прекрасного. Но есть и другой вид искусства - искусство иллюстрации.

Каждый из вас, беря в руки книгу, хочет поскорее узнать, есть ли в ней картинки - иллюстрации. Ведь правда? (Ответы учеников.)

- А почему так притягивают иллюстрации? (Ответы учеников.)

- Правильно, они помогают понять написанное. (Ответы учеников.)

- Какие иллюстрации нравятся вам больше всего? (Ответы учеников.)

- Среди многих художников-иллюстраторов особое место занимает художница Татьяна Маврина.

Просмотр фильма «В сказочной стране художницы Мавриной».

IV. Подведение итогов.

Автор: Н. Ф. Ромашина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Зеркало здоровья», 5 класс

Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс

Классный час «Дорога к храму», 5-7 класс

Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской

Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!