Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова;
- раскрыть перед учащимися самобытность его таланта, любовь к Родине, способность выразить близость к народной жизни;
- заинтересовать учащихся умением художника по-своему изобразить сказочных персонажей.
Оборудование и материалы: автопортрет В. М. Васнецова, альбом «В. М. Васнецов», диапозитивы «В. М. Васнецов», репродукции картин художника.
I. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами «пойдём в гости» к знаменитому человеку. Это непревзойденный талант, мастер своего дела. Мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Перед вами автопортрет художника. Сухощавое лицо, впалые губы, глубокие глаза, вдумчивый, внимательный взгляд, белый чистый воротничок подчёркивает прямо посаженную голову. Рыжая бородка и усы. О чём задумался он сейчас?
Давайте отправимся вслед за его мыслями по тропинкам его творчества, откроем для себя страницы его удивительной жизни, внимательно рассмотрим и «прочитаем» живописные полотна, знакомые и незнакомые.
Просмотр диапозитивов с литературно-музыкальным сопровождением о В. М. Васнецове и рассказ классного руководителя о картинах художника.
II. Рассказ о детстве В. М. Васнецова («На родине художника»).
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая (по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии.
Отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником; мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В 1850 году отец получил новый приход, и семья переехала в небольшое село Рябово, где был построен из лиственницы уютный дом с мезонином. В нем Виктор провел свои детские годы, которые он вспоминал с благодарным чувством всю жизнь.
Дремучие, сказочные леса, поля и перелески, высокое, медленно меняющееся небо - все входило в детскую душу вместе с рассказами отца, человека не только глубоко религиозного, но и достаточно образованного, склонного к поэтическому восприятию мира. Семья жила бедно, карандаши и краски доставались с трудом. Мальчик рисовал, получая впечатления не только от родной природы, но и из старых журналов с картинками.
Эстетические чувства испытывал Виктор Васнецов, что с такой эмоциональной силой выразит позднее в стихах о детстве Иван Бунин:
Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял на клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Ребенок, я думал о Боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч.
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый,
Где ты мое сердце пленил!
III. В сказочном мире В. М. Васнецова.
«Я всегда только жил Русью», - говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов. Он и прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царств», «Алёнушка» и др. Они навеяны русскими народными сказками, былинным эпосом. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном.
1. «Витязь на распутье».
В те годы, когда Васнецов задумывал свои сказочно-былинные сюжеты, в том числе «Витязя на распутье», в России развивался интерес к далекому прошлому страны, к ее культурному наследию. Васнецов был одним из первых, кто смело проникал в прошлое, как бы ощущая себя очевидцем событий. «Стремление к русской поэтической старине, к былинам, - писал критик В. Стасов, - глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, еще на родине, в Вятке».
Карандашные наброски и рисунки, эскизы к будущему «Витязю на распутье» относятся к началу 70-х годов, когда художнику было чуть больше двадцати лет. Замысел вынашивался долго. В 1877 году он пишет первый вариант картины «Витязь на распутье» и выставляет ее на VI Передвижной выставке. Стасов картину похвалил. Но Васнецов, по-видимому, остался ею неудовлетворен, в ней не было того нужного поэтического настроения, которое он искал и которое сумел передать позже, в работе, помеченной 1882 годом. Теперь сам облик витязя говорит о неизбежности выбора - путь только прямо, где «живу не бывати» - и готовности преодолеть любые превратности судьбы.
2. «После побоища Игоря Святославича с половцами».
В часы бледного московского рассвета вставали перед Васнецовым картины давно им любимого «Слова о полку Игореве»:
Тут кровавого вина недостало.
Тут пир окончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за русскую землю.
Никнет трава от жалости,
А дерево от печали
к земле приклонилось.
Не яростный бой занимал воображение художника, не шум сражения, а скорбный плач по героям, насыщенный живописной образностью, пронзительным чувством сострадания и гордости. Об этом он написал одну из лучших своих картин «После побоища Игоря Святославича с половцами». В этом произведении, полном поэтической грусти, живет душа русского народа.
Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Лицо князя мужественно и спокойно, его глаза открыты, будто смотрят на зрителя и вопрошают о чем-то... Златокудрый юный княжич, пронзенный стрелой в самое сердце, словно спит. «Изронил жемчужную душу из храброго тела...» Художник, увлеченный древностью, словно любуется доспехами, одеждами. Их краски - зеленые, синие, желтые, красные - под стать полевым цветам и так же певучи, как природа, воспетая в «Слове» и в картине. А «дети бесовы» скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку: земля не приняла посягнувших на ее свободу. Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая и зрителей вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии.
3. «Ковёр-самолёт».
Уже в преклонном возрасте Виктор Васнецов вновь вернулся к дорогой для него теме. Теперь, когда самолеты стали реальностью, Иван-царевич уже не победитель воздушного пространства, он сидит на ковре подле своей суженой.
«Ковер-самолет» - самая первая сказочная картина В. М. Васнецова, написанная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий, как сказочная птица, ковер- самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства. Они плывут по утреннему небу на ковре-самолете, чуть грустные и утомленные. Очищается от утреннего тумана земля, открывается ее певучая неброская красота. В наши дни по небу плывет не чудо - мечта человека осуществилась.
Особая лирическая, поэтическая интонация, славящая добро, истинное, непоказное, отличает вторую картину «Ковер- самолет».
4. «Три царевны подземного царства».
В 1880-1881 годах Васнецов по просьбе Саввы Ивановича Мамонтова написал три картины для вокзала Донецкой железной дороги. Картина «Три царевны подземного царства» предназначалась для кабинета правления, но туда не попала.
Теперь она находится в Третьяковской галерее. Картина должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине - каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Васнецов представил их в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Они вышли из подземного царства и словно окаменели. Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты, который он нащупал в образе третьей, младшей царевны, «черненькой».
Картина «Три царевны подземного царства» великолепна по колориту. Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции.
5. «Алёнушка»,
После многочисленных набросков и эскизов летом 1881 года Васнецов приступил к картине «Алёнушка».
О красоте человека из народа говорит убедительно и задушевно знаменитая васнецовская «Алёнушка» - один из самых трогательных образов русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.
Худенькая, хрупкая фигурка тоскующей над речкой Алёнушки, загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка, казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березах, как будто оберегающих покой Алёнушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, сквозящая и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.
Алёнушка показана Васнецовым сидящей на сером «горючем» камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой пейзаж своей задумчивой, чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осинок и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию девушки.
Грустят вместе с Алёнушкой птицы на ветке, небо, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.
6. «Иван-царевич на Сером волке».
Васнецов избрал волнующий момент, когда Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента. Природа вторит настроению беглецов - она словно чувствует опасность. Переливы серолилового неба, виднеющегося за великанами-деревьями, тьма болота впереди - настороженно-пугающи. Но юная яблонька на переднем плане, усыпанная бело-розовыми цветами, вносит иную, светлую поэтическую ноту, яблонька словно поддерживает сказочных героев. Они красивы истинно русской красотой. Особенно пленительна царевна. В картине Васнецов показал обобщенные черты сказочной красавицы, русской «лебедушки», которой посвящено в народе столько песен и сказок. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозят в этом чудесном образе. Картина и сейчас производит большое впечатление своей неподдельной искренностью.
Вечная женственность сквозит в облике Елены Прекрасной в картине «Иван Царевич на Сером волке». Сама царевна печальна, но ее костюм радостен, наряден. Герои мчатся по незнакомому лесу к своему будущему. На их лицах тревога, но их ободряет цветущая яблоня, которая символизирует неземную любовь.
7. «Богатыри».
Богатыри - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова. Он работал над ней с перерывами около двадцати лет. Это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому. Каждая деталь в картине призвана к одному - выразить «русский дух». Группа изображена на светлом фоне неба - выделяется крупным, четким, выразительным силуэтом. Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Художник не скупится на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.
8. «Спящая царевна».
В двадцатые годы XX столетия Васнецов напряженно работает над завершением «поэмы сказок», начатых им в основном в начале века.
«Спящая царевна» была задумана еще в 1882 году. Французская сказка Шарля Перро о спящей красавице послужила лишь первым толчком. Потому что картина совсем не о том. На открытой странице художник процитировал премудрые строки. Страницы загадочны, не дочитаны, хотя в самой песне есть на них ответ. Спит до лучших времен древнерусское царство-государство. Красные маки не увяли, еловые леса не засохли, зеленеют березки... Русь ждет своего часа.
IV. Викторина.
Вопросы:
1) Какие темы, мотивы были особенно любимы Васнецовым и оказались наиболее полно и широко раскрытыми в его творчестве? (Сказочные.)
2) Кого любил изображать на своих картинах В. М. Васнецов? (Простых людей.)
3) Каким настроением проникнута картина «Алёнушка»? (Грустным, печальным.)
4) Назовите имена известных вам литературных героев, изображенных на картине «Богатыри». (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.)
5) Как называется опера Н. А. Римского-Корсакова, декорации к которой были изготовлены В. М. Васнецовым? («Снегурочка».)
6) Как называется сказочный домик, который был спроектирован художником? (Избушка на курьих ножках.)
7) Какие художественные детали на картине «Богатыри» подчёркивают силу и богатырскую мощь героев? (Маленькие ёлочки у ног богатырей.)
8) Как зовут балаганного героя, изображённого В. М. Васнецовым? (Скоморох.)
9) Кто из известных собирателей произведений изобразительного искусства приобрёл несколько картин В. М. Васнецова для своей знаменитой галереи? (Павел Михайлович Третъяков.)
10) Какие ещё картины художника вы знаете?
V. Подведение итогов.
Автор: Н. Ф. Ромашина
Родительское собрание «Как уберечь детей от вредных привычек», 5 класс
Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской
Классный час «Книга - лучший друг» 5 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!