Цель: дать представление о различии между физическим и духовным ростом человека, о положительных и отрицательных качествах характера, формировать умение отличать хорошие поступки от неблаговидных; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать стремление к духовному самосовершенствованию.
Оборудование: у учителя — стул и табличка для записи его названия к игре «Любимое качество»; у учащихся — тетрадь, ручка.
Учитель. Тему сегодняшнего занятия я предлагаю вам расшифровать самим. Для этого нужно из каждой строки выписать в тетрадь только те буквы, которые не повторяются, т.е. у которых нет сестричек-близняшек.
Открывается запись на доске.
С |
И |
Н |
Ж |
Е |
С |
Я |
Е |
Т |
Ж |
Н |
И |
Т |
Ж |
|
|||||||||||||
В |
Е |
Р |
А |
Ф |
В |
Ф |
С |
Т |
В |
Ф |
Е |
У |
В |
Ответ. Я расту.
Учитель. Как вы понимаете название темы «Я расту!»? Как можно расти? (Ответы детей.)
Расти можно в высоту, т.е. становиться выше, в ширину, т.е. прибавлять в весе. Это называется физический рост, увеличивается в размерах ваше тело. А еще можно расти духовно, это значит увеличиваться в размерах будет ваша душа. А духовный рост гораздо ценнее, чем рост физический. Бывает, что человек ростом мал, неказист — пройдешь мимо и не заметишь, но стоит
с ним пообщаться, узнать его поближе — и понимаешь, что он очень интересный собеседник, что он необыкновенно добр, отзывчив, с таким человеком хочется дружить. Про такого говорят (запись на доске):
ЛАМ КИНТОЛОЗ, АД ГОРОД.
Ответ. Мал золотник, да дорог. Читаем каждое слово справа налево.
Объясняется смысл пословицы.
Учитель. Но случается и наоборот: высокий, красивый, привлекающий к себе внимание человек при близком знакомстве оказывается эгоистичным, самовлюбленным, не способным прийти на помощь. Встречались ли вам в жизни похожие люди? (Отклик детей.)
Для того чтобы окружающим вас людям было приятно общаться с вами, дружить, чтобы вас не отталкивали от себя, чтобы вы не остались в одиночестве, — для этого нужно расти духовно! Расти духовно — значит накапливать в себе лучшие качества характера.
Проверим, умеете ли вы отличать хорошие качества характера (положительные) от плохих (отрицательных). Поиграем в игру «Потопаем — похлопаем». Я буду называть какое-либо качество. Если, на ваш взгляд, оно положительное, то похлопайте в ладоши; если отрицательное — потопайте ногами.
Доброта, грубость, вежливость, аккуратность, отзывчивость, неряшливость, безответственность, скромность, доносительство, вредность, заботливость, доброжелательность, дружелюбие, преданность, жадность, эгоистичность, веселость, честность, смелость.
Учитель. Откуда можно узнать о хороших и плохих качествах характера? Где взять примеры правильного или неправильного поведения? Как научиться духовному росту?
Учиться этому можно всю жизнь — у своих родителей, воспитателей детского садика, учителей в школе, у героев книг и кинофильмов, у уважаемых людей, которые живут рядом с нами. Чтобы научиться отличать дурные поступки от хороших и стремиться накопить в свой душе побольше положительных качеств, нужно, прежде всего, много читать, потому что каждая прочитанная книга обязательно научит вас чему-нибудь хорошему и предостережет от совершения неблаговидных поступков.
Давайте потренируемся отличать хорошие поступки от плохих. Чтобы никого случайно не обидеть, я не буду называть имен. Вместо имен стану произносить «он» или «она».
- Он помог соседу по парте, проболевшему неделю, разобраться в новом материале.
- Он дал товарищу списать домашнее задание.
- Она поделилась с лучшей подругой чужим секретом.
- Он научил младшего брата играть в хоккей.
- Она обещала однокласснице прийти к ней на день рождения, но забыла.
- Он всегда пропускает девочек вперед, придерживая дверь.
- Она показала язык учителю, когда тот отвернулся.
- Он всегда рассказывает учителю, кто из ребят в чем провинился.
- Она помирила двух поссорившихся подруг.
- Она на полднике в столовой всегда выбирает себе кусочек получше.
- Он съел все конфеты, а сказал, что это сделала младшая сестренка.
- Она помогла бабушке расчистить дорожку от снега.
- Он изуродовал всех снеговиков, которых дети вылепили во дворе.
- Он каждый день выгуливает во дворе собаку старичка-соседа.
Послушайте рассказ С. Баруздина.
Раньше не раз так случалось: мать попросит о чем-нибудь Алешку — соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, — а Алешка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесет, сама воду выльет, и дело с концом!
Но вот однажды Алешка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофер капот открыл: в моторе копается.
Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть!
И Алешка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофера и даже колесо потрогал, что выше самого Алешки ростом...
Тем временем шофер капот захлопнул: видно, починил в моторе все, что нужно.
— А теперь машина поедет? — поинтересовался Алешка.
— Не поедет, пока воду не зальем, — ответил шофер, вытирая руки. — А, кстати, ты где живешь? Близко, далеко?
— Близко, — ответил Алешка. — Совсем рядом.
— Вот и добро! — сказал шофер. — Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь?
— Не возражаю! — сказал Алешка.
Шофер взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.
— Я дядю привел, воды позаимствовать, — объяснил Алешка матери, открывшей им дверь.
— Проходите, пожалуйста, — сказала мать и провела шофера в кухню.
Шофер набрал полное ведро воды, а Алешка свое принес — маленькое — и тоже налил.
Вернулись они к машине. Шофер вылил воду из своего ведра в радиатор.
— И мое! — сказал Алешка.
— И твое! — сказал шофер и взял Алешкино ведро. — Теперь все в порядке. А за помощь спасибо. Бывай!
Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала.
Алешка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго еще смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит:
— Мама! Давай я тебе помогу!
— Уж не подменили ли мне сына? — удивилась мать. — Что-то я его не узнаю!
— Нет, не подменили, это я! — успокоил ее Алешка. — Просто я помогать тебе хочу!
Учитель. В этом рассказе речь идет о пятилетнем мальчике, который понял, благодаря истории с самосвалом, что помогать — это хорошо и даже приятно. Как можно назвать качество характера, отложившееся в Алешкину копилку духовного роста? (Отзывчивость, заботливость.)
Предлагаю вам еще одну игру, которая называется «Любимое качество».
Дети становятся в круг. Учитель предлагает каждому ребенку подумать о качестве характера, которое он ценит в людях. Затем дети по очереди называют любимые качества. Тому качеству, которому отдало предпочтение большинство ребят, предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, которому дается название, например стул доброты. К стулу прикрепляется соответствующая табличка с названием, которое он будет носить в течение недели, затем его название можно изменить (стул вежливости, стул правдивости и т.д.). Оговаривается, что в дальнейшем на стуле доброты (вежливости, правдивости) может посидеть любой ученик, который захочет, чтобы в нем выросло это качество и отложилось в копилку духовного роста.
Учитель. Порой дети мечтают о каких-то героических поступках, подвигах: спасти малыша во время пожара, вытащить из воды тонущую девочку... Но большие героические поступки всегда начинаются с маленьких, незаметных. Героями не становятся сразу. Только тот человек способен совершить подвиг, у которого в его копилке духовного роста накоплено множество добрых поступков, а также знаний, полученных как в школе, так и в повседневной жизни. Так, например, чтобы спасти человека во время пожара, нужно многое знать: то, что входить в горящее помещение нужно только закрыв нос и рот какой-нибудь тряпкой, желательно мокрой, иначе можно задохнуться; то, что, открыв дверь или окно, вы тем самым усилите горение и распространение огня; то, что, если вы сделаете неправильный расчет, крыша может рухнуть вам на голову и все закончится печально. Так что подвиги — это удел взрослых, опытных людей. Героический поступок всегда связан с риском для жизни, и вы должны это понимать.
Послушайте рассказ В. Осеевой.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убирай сама — некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Учитель. О чем мечтал мальчик? Что ему посоветовала мама? Права ли она? (Ответы детей.)
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Классный час на тему: Щедрость, 1 класс
Классный час «Кто я, какой я», 1 класс
Классный час «Управляй собой», 1 класс
Расима Марваджановна Сайфутдинова # 27 марта 2016 в 13:22 0 | ||
|
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:32 0 | ||
|
Ольга Александровна Румянцева # 23 февраля 2017 в 19:31 0 | ||
|