Методические рекомендации. Занятие знакомит детей с особенностями и разнообразием сказок; развивает внимание, нестандартное мышление, память, развивает речь, расширяет словарный запас.
Оборудование: спички, бумага.
Учитель. Конечно же, все вы любите сказки. О них мы и поговорим сегодня. Многообразие сказок поражает наше воображение. Они бывают народные и авторские; бытовые (рассказывающие о жизни людей), волшебные, сказки о животных и даже сказки-анекдоты и сказки-загадки.
Предлагаю начать занятие с разминки. В названии каждой сказки есть одна ошибка. Найдите ее.
➢ «Кот в тапочках». («Кот в сапогах».)
➢ «Мишенька и медведь». («Машенька и медведь»).
➢ «Молодые яблоки». («Молодильные яблоки».)
➢ «Сестрица Аленушка и братец Ивашка». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
➢ «Мальчиш и Карлсон». («Малыш и Карлсон».)
➢ «Принцесса на бобах». («Принцесса на горошине».)
➢ «Гладкий утенок». («Гадкий утенок»).
➢ «От страха глаза велики». («У страха глаза велики».)
➢ «Замарашка». («Золушка».)
➢ «Сказка о мертвой принцессе и о семи богатырях». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Учитель. Сказка — это, конечно же, вымысел, выдумка. Но даже являясь выдумкой, она остается поучительной. Сказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными, она высмеивает людские недостатки: жадность, глупость, жестокость. В сказках всегда добро побеждает зло.
А вот что говорил А С. Пушкин по поводу поучительности сказок. Расшифруйте его слова:
АКЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЁМАН.
МЫРБОД МАЦДОЛОМ КОРУ.
Ответ. «Сказка — ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок». (Читаем каждое слово справа налево.)
В русских народных сказках вы непременно встретите такие выражения, как «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле», «мать-сыра земля», «буйная головушка», «сокол ясный», «синее море» и другие. А еще в них встречаются некоторые числа. Угадайте, какие, отыскав в квадрате с числами от 1 до 20 недостающие. Выпишите их.
2 |
8 |
13 |
14 |
15 |
1 |
17 |
5 |
18 |
10 |
19 |
11 |
20 |
6 |
4 |
16 |
Ответ: 3, 7, 9, 12.
В сказках встречаются устаревшие слова. Попробуйте к словам из левого столбика подобрать их значения из правого столбика.
око рот
чело палец
уста глаз
перст ладонь
ланиты щеки
длань лоб
Ответ. Око — глаз, чело — лоб, уста — рот, перст — палец, ланиты — щеки, длань — ладонь.
Предлагаю вашему вниманию кроссворд. В сказках встречается много золотых предметов. Вспомните некоторые из них.
1. Его снесла курочка Ряба. (Яичко.)
2. «Златая ... на дубе том». (Цепь.)
3. Золотая птичка-флюгер в сказке А. Пушкина. (Петушок.)
4. «Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Все ... золотые. (Скорлупки)
5. Обитательница моря, исполнительница желаний. (Рыбка.)
6. Что золотое добывал Ясон и аргонавты? (Руно.)
7. Он принадлежит Буратино. (Ключик.)
В сказках, особенно в русских народных, встречается такой яркий персонаж, как Баба Яга, а также не менее яркое ее жилище — избушка на курьих ножках. Вспомните, какие слова надо произнести, чтобы избушка повернулась. («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом».)
Задание: из спичек сложена избушка на курьих ножках. Переложите одну спичку так. чтобы избушка повернулась другой стороной.
Теперь проверим, хорошо ли вы знаете отчества, фамилии или прозвища сказочных героев.
Задание: подберите каждому герою из левого столбика подходящее отчество, фамилию или прозвище из правого столбика.
Кощей Болотная
Василиса Бессмертный
Кикимора Премудрая
Мышка Прекрасная
Лягушка Смоляной бочок
Лиса Царевич
Иван Искусница
Мальчик С пальчик
Старик Хоттабыч
Марья Патрикеевна
Петушок Квакушка
Бычок Золотой гребешок
Зайчик Норушка
Елена Побегайчик
Змей Горыныч
Карабас Базилио
Кот Барабас
Последнее задание: разгадать ребусы, в которых зашифрованы имена сказочных героев.
Ответы: Лиса, Колобок, Мойдодыр, Пятачок. Учитель. Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Классный час о жадности и жадных, 1 класс
Классный час на тему: Щедрость, 1 класс
Классный час «Управляй собой», 1 класс
Наталья Шеховцова # 26 февраля 2016 в 12:01 0 | ||
|
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:34 0 | ||
|