Классный час в начальной школе «В гармонии с природой»

Конспект классного часа по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы

Учитель. Вам нравится лес? А цветущий луг? А куча мусора? (Ответы.) Значит, лес и луг вы считаете красивыми, а мусор нет?

Дети. Да.

Учитель. А как вы определили, что лес и цветущий луг красивы, а мусор нет? Кто вам подсказал это? (Ответы.) Очень часто человеку достаточно одного взгляда, чтобы понять, что красиво, а что некрасиво. И вроде бы никто ему не объяснял, почему одно считается красивым, а другое нет, а человек понимает, что это именно так. Но в том-то и дело, что человек слышит эту подсказку, хотя и не всегда осознает это, но услышать ее он может, если обладает чуткостью, если он прислушивается к своему сердцу, которое очень тихо, беззвучно разговаривает с человеком. Давайте же с вами попробуем понять, что лежит в основании красоты, почему наше сердце чувствует ее.

Возьмите альбомный лист и цветные карандаши. Представьте, что этот лист бумаги - кусочек голой земли. Давайте попробуем создать на нем красоту. Голая земля не очень привлекательна, гораздо приятнее смотреть на зеленую травку, не правда ли? Вот и посадим на нашей земле зеленую травку. (Учитель рисует на доске цветными мелками.) Но вот среди травки вырос цветочек, а вот еще один. Какого цвета у вас растут цветочки? (Ответы.) А к кому из вас на цветочек прилетела бабочка? Бабочки очень красивые, разноцветные создания (показать иллюстрации с изображением бабочек). А погода у вас хорошая? Солнышко светит? А теперь посмотрим па свои рисунки. Бабочка украсила цветок, цветок украсил травку, травка украсила голую землю, солнышко улучшило наше настроение. В ваших рисунках вы соединили некоторые отдельные элементы, которые хоть и отличаются друг от друга, но хорошо сочетаются и дополняют друг друга, и вот перед нами прекрасная цветочная поляна. Вам хочется поиграть на такой полянке?

Дети. Да.

Учитель. То, что у нас сейчас получилось на рисунках, называется гармония. Ваше чуткое сердечко подсказало вам, что эти элементы природы хорошо сочетаются друг с другом, вот вы и нарисовали их все вместе, и получилась красивая картина природы. Как, по-вашему, что можно еще нарисовать на этих рисунках, что не нарушило бы её гармонию? (Дерево, птичку, землянику, зверька, играющих детей...) А теперь представьте, что на этой полянке мы нарисуем пустые бутылки и консервные банки, кусок ржавого железа и другой мусор. Останется ли наш рисунок красивым и гармоничным?

Дети. Нет.

Учитель. Скажите, какими должны быть разные элементы, чтобы они создали гармоничный рисунок?

Дети. Красивыми, они должны подходить друг другу по цвету, по смыслу (сочетаться), дополнять друг друга... (Рассматривая картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», помочь детям наводящими вопросами.)

Учитель. Поэтому гармонию мы можем определить как дружное и красивое соединение и сочетание разных элементов, когда разные части дополняют и украшают друг друга. Цветы на наших полянках и так красивы, но бабочка и зеленая травка придадут еще большее великолепие. Объединяясь, маленькие элементы создают красоту. Красив цветок и сам по себе (показать иллюстрации с изображением отдельных цветов), но их единение отражается в красивых клумбах (иллюстрации или видеозапись: парковые клумбы). Капелька воды красива, особенно на солнце, но много капелек - это уже ручей, река или красивый водопад (видеозапись: водопады). Одна снежинка не может создать красоты, хотя сама по себе она очень красива, но вместе много снежинок создают прекрасный зимний покров земле и деревьям. (Видеозапись.) Даже простой кирпич, в котором очень многие не видят красоты, объединившись с себе подобными, создаёт величественную красоту домов, храмов, соборов. (Видеозапись или иллюстрации: Кельнский собор, Парфенон, Колизей, церковь Покрова Богородицы на Перли...) Гармония и дисгармония (то есть не гармония) присутствует всегда и во всех сферах жизни: в природе, в отношениях между людьми, в отношениях между природой и человеком. Давайте приведем несколько примеров гармоничных и дисгармоничных отношений (диалог с детьми).

В природе: бабочка и цветок; человек и собака («собака - друг человека») - гармоничные сочетания.

Собака и кошка; животное в клетке - дисгармония.

Отношения между людьми: мир, дружба, любовь - гармоничные.

Война, вражда, ненависть-дисгармония.

Отношения между людьми и природой: забота о животных, посадка деревьев, защита рек от загрязнения - гармоничные.

Загрязнение природы, свалки, издевательство и убийство животных - дисгармония.

Запомните, дети: гармоничное сочетание малых элементов создает красоту, но малейший элемент дисгармонии делает и все образование дисгармоничным. Например: свалка мусора на природе или в городе; пятно на красивом платье, десять хороших слов, а потом одно плохое, и все, уже неприятно... Есть у русского народа пословица о том, что даже «ложка дегтя портит бочку меда». Вот как опасно допускать дисгармонию даже в малом. Если соединить вместе гармоничные звуки, мы услышим красивую мелодию («Вальс цветов» П. И. Чайковского), а если соединим негармоничные звуки, то можем услышать вот что (набор звуков: скрежет, скрип... - какофония). Какие звуки ближе вашему сердцу, гармоничные или дисгармоничные?

Дети. Гармоничные.

Учитель. Сейчас выйдут два ученика (заранее подготовить детей). Один из них будет делать гармоничные движения, а другой негармоничные движения. Чьи движения вам больше понравились?

Дети. Гармоничные.

Учитель. Как можно назвать гармоничные движения?

Дети. Танец.

Учитель. А негармоничные?

Дети. Кривлянье.

Учитель. Вот так везде и во всем. Гармония ведет к красоте и миру, а дисгармония это путь к безобразию и вражде.

Дополнительный литературный материал

Сумасшедший лес

Тот далекий год, о котором пойдет речь, выдался очень нелегким для обитателей одного леса. И не только потому, что в этот год в их лес врезался огромный метеорит, заставивший сильно затрястись землю, но еще и потому, что в этом же году случилось три наводнения, два пожара и вдобавок ко всему пронеслось аж пять сильнейших ураганов, поваливших множество деревьев.

Первыми этих страшных напастей и потрясений не выдержали ежи. Они дружно заявили, что пришел конец света и что земля, вода, огонь и воздух не хотят жить в мире и в гармонии со своими лесными соседями. С этого момента колючие ежики стали ходить не ночью, как обычно, а днем, совсем не по правилам и где им вздумается. Они попадали по дороге под лапы зверей, а ночью, к большому неудовольствию многих, со своей колючей шубой без спроса забирались спать в чужие норы. Вскоре остальные звери и даже некоторые растения, чьи нервы не выдержали стольких трудностей и потрясений, решили последовать примеру ежей и остаток жизни прожить без соблюдений древних лесных правил и законов.

- Зачем нам нужно согласие и доброе сосуществование, когда мы вот-вот можем умереть от очередного стихийного бедствия? - рассуждали звери. И они один за другим стали действительно быстро забывать о том, что в природе они должны жить в гармонии и согласии друг с другом, жить вместе и сообща, стараясь не мешать своим соседям.

Цветы стали раскрывать свои лепестки не утром, а когда им вздумается, пчелы стали гораздо меньше собирать мед и в свободное время от безделья стали дружно гоняться по лесу за медведями. Медведи, преследуемые пчелами, ища убежища, разворотили и поломали множество заячьих, лисьих и волчьих нор. Волки назло всем стали еще громче и больше по ночам выть на луну, мешая спать. Бобры никак не могли из-за воя заснуть и решили работать всю ночь вслепую. Без разбора в темноте они подтачивали зубами деревья и валили их вместе с живущими на них совами и белками. Белки с деревьев стали бросаться обгрызенными шишками и скорлупой орехов. Лоси, рассерженные шишками, стали ковырять рогами деревья, а деревья, чтобы причинить вред муравьям и мухам, стали выпускать много липкой смолы.

Змеи, лоси, комары, мыши, кабаны, мухи, птицы - все как будто с ума сошли и разучились жить в гармонии и согласии друг с другом. Каждый делал только то, что хотелось ему, совсем не считаясь со своими соседями. Если бы в тот момент кто-нибудь из людей зашел погулять в лес, то он сразу сломя голову выбежал бы оттуда, потому что в таком лесу отдохнуть человеку было бы просто невозможно. На него бы налетели пчелы, вокруг него носились бы сердитые медведи, волки, лоси, рядом бы валялись подточенные бобрами деревья, а на голову сыпался бы град обгрызенных шишек и ореховой скорлупы.

Кому ж приятно жить в лесу, в котором все забыли законы гармонии, любви и мирного сосуществования друг с другом? Стали постепенно один за другим убегать звери из сумасшедшего леса, и вскорости лес опустел. Не было слышно голосов птиц, не видно цветов, погибших без пчел, не было привычного жужжания насекомых. Стал лес каким-то тихим, нерадостным и безжизненным. Видно, и вправду люди говорят, что гам, где нарушена гармония и согласие, вспыхивают вражда и ссоры, которые даже большой лес могут сделать полумертвым и безжизненным.

Вопросы к тексту:

1. Отсутствие чего сделало лес сумасшедшим и неприятным, а потом безжизненным и некрасивым? (Отсутствие добрых, гармоничных отношений, мирного сосуществования.)

2. Как вы думаете, почему природа, горы, лес красивы и очень нравятся вам? (Там живет все в гармонии друг с другом.)

3. Вы согласны с тем, что красота рождается там, где есть гармоничные отношения, где разное подходит друг к другу?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!