■ Определите стиль воспитания в семье.
Ситуация 1. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
Ситуация 2. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
Ситуация 3. Родители считают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
Ситуация 4. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются.
■ Определите трудности, возникающие у ребенка при подготовке к школе.
Ситуация 1. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Ситуация 2. Бабушка рассказывает о Мише как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он умеет читать, знает много стихов. Но на занятиях в детском саду Миша нарушает дисциплину: вертится, отвлекается, не слушает объяснений воспитателя.
Ситуация 3. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше».
■ Проанализируйте типичные ситуации воспитания. Определите оптимальные стратегии поведения в них, ответив на
Ситуация 1. В семье устанавливают новогоднюю елку. Семилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: «Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?»
— Не твое дело, своих детей будешь воспитывать, тогда поймешь! — прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
3. Как бы вы поступили в таком случае?
Ситуация 2. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
— Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
— Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
— Нет, пойдем, все равно пойдем! — кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
— Доченька, подожди, дай твою руку! — внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
— Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
— Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?
Ситуация 3. В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
1. Как дальше может развиться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?
Ситуация 4. Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми вещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся.
— Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?! — возмутилась мать.
Отец пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.
Вопросы:
1. Какие ошибки допустили родители в данной ситуации?
2. Как бы вы поступили в подобном случае?
Ситуация 5. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.
Вопросы:
1. Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации?
2. Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?
Ситуация 6. Второклассник Володя, запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу:
— Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?
— Нет, — сухо ответил отец, — видишь, я занят.
— Тогда пусть мама идет, — добивался сын.
— Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени, — ответил отец и продолжал чтение газеты.
Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил:
— Ну что, придет твой папа?
— Нет, — ответил робким голосом Володя,— ему некогда.
Вопрос: К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?
Ситуация 7. В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Первокласснице Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение.
Посмотрев Олину работу, мать возмутилась:
— Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?
И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать Оли?
2. Каковы последствия подобных воздействий на детей?
Ситуация 8. Второклассница Аня под руководством учительницы тайно готовила маме подарок ко дню 8 Марта: вышивала салфетку. В день праздника девочка с волнением поздравила маму и преподнесла ей самодельный подарок. Мать равнодушно приняла салфетку, Аня огорчилась.
Вопросы:
1. Какова роль самодельных игрушек, поделок в воспитании трудолюбия, нравственных качеств личности?
2. Какую ошибку допустила мать Ани, принимая от дочери подарок?
3. Как бы вы поступили на месте Аниной мамы?
Ситуация 9. Отец вместе с сыном — первоклассником Витей — ремонтировал радиоприемник. Мальчик внимательно наблюдал за работой отца, а когда тот просил подать ему какую-нибудь деталь, он охотно выполнял просьбу.
Когда отец попросил подать ему проводок, Витя быстро исполнил просьбу, но подал не тот проводок.
— Не этот, другой подай, — потребовал нетерпеливо отец.
Витя растерялся и поспешил найти другой. Когда сын
— Да не этот! Что ты такой бестолковый?! Думать надо!
Отбросив резким движением проводок, переданный ему
Вопросы:
1. Какого важного качества недоставало отцу мальчика?
2. Как следует поступать в подобных случаях?
Ситуация 10. Мать поручила третьекласснику Сереже вычистить ковер. Когда мальчик закончил работу, мать заметила оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся только поздним вечером.
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына?
2. Как должна была поступить мать мальчика в этом случае?
Ситуация 11. Первоклассник Коля по заданию учительницы делал скворечник. Мальчик был поглощен работой, несколько раз собирал и разбирал домик, и когда наконец остался удовлетворен своей работой, обратился к отцу:
— Посмотри, папа, какой скворечник получился!
Отец оценивающе осмотрел его и сказал:
— А твоего домика скворцы не испугаются?
— Почему? — недоумевая спросил Коля.
— Да руки у тебя — крюки, простого не мог сделать по- человечески, — с укором сказал отец.
Когда через некоторое время отец предложил сыну установить скворечник на дереве, тот равнодушно сказал:
— А я его разломал и выбросил.
Вопросы:
1. Какое важное качество личности проявилось у Коли в процессе работы над скворечником?
2. Чувствовал ли отец внутреннее состояние сына, его настроение, когда мальчик обратился к нему за оценкой своей работы?
3. Как бы поступили вы в данном случае?
Ситуация 12. Третьеклассница Галя вместе с родителями и бабушкой приехала на дачу. Утром бабушка распорядилась:
— Сегодня будем заниматься прополкой — все грядки поросли травой.
Через некоторое время семья принялась за работу. С усердием начала прополку и Галя, но однообразная работа быстро ей наскучила, и она сказала:
— Я устала, и мне надоело вырывать траву.
— Постыдись,— возмутилась мать,— разве мы с бабушкой не устали?
В разговор вмешалась бабушка:
— Ей без привычки трудно, она и впрямь устала, пусть уж идет гулять.
— Вот ты всегда, мама, выгораживаешь ее. Так она никогда не научится трудиться и помогать близким.
Пока взрослые спорили, Галя незаметно оставила их. За ужином мать упрекнула дочь в лени.
— Ладно, угомонись,— опять остановила ее бабушка, — у нее еще все впереди, успеет наработаться.
Вопросы:
1. Каких положительных качеств недоставало Гале?
2. Какое важное условие не соблюдается в ее воспитании?
3. Как следовало поступить взрослым, чтобы Галя продолжала трудиться вместе со всеми и чтобы у нее вырабатывалось чувство удовлетворения от коллективного труда?
Беседа с родителями 2 класса. Как относиться к оценкам
Создание воспитательной среды в начальных классах
Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные», 1 класс
григорьева настя # 19 октября 2021 в 12:25 0 |
а есть ответы этих ситуаций?))) |