Конкурсы

Первое родительское собрание в 1 классе в начале учебного года

Разработка первого собрания в 1-м классе

Форма проведения: родительский всеобуч.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей первоклассников с особенностями режима дня учащегося.

2. Обсудить трудности, возникающие в воспитании первоклассников.

3. Дать рекомендации по организации рабочего дня первоклассника.

Ход собрания

1. Выступление учителя:

— Уважаемые родители! Ваши дети проучились уже в школе почти месяц. Поступление ребенка в школу — это стресс для него. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1-й класс, — быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем — лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой школьной нагрузкой, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок дня. Режим способствует правильному росту и развитию организма в целом, создает у человека чувство бодрости, свежести, повышает его работоспособность.

Надо сказать, что в младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Для сохранения здоровья важное значение имеет полноценный отдых, и прежде всего сон. Даже небольшое, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье детей. Поэтому в семье надо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника был достаточный и спокойный сон.

Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10—12 часов.

При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:

1) следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время;

2) приучить ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги); приучить спать при открытой форточке;

3) не разрешать ребенку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр не соответствующих возрасту телевизионных передач, шумные игры); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;

4) в помещении, где засыпает ребенок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор или радиоприемник и т.д.

Не следует пренебрегать указаниями гигиенистов о времени подъема и отхода ко сну. Здесь важно помнить о полезной привычке — рано ложиться и рано вставать.

Ученику надо вставать не за полчаса до занятий, чтобы наспех проглотить свой завтрак и домчаться до школы, а примерно за полтора часа. Школьник должен самостоятельно убрать свою постель. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, которая благотворно воздействует на центральную нервную систему ребенка, активизирует работу системы кровообращения и дыхания.

При организации питания ребенка необходимо соблюдение постоянного времени приема пищи. В младшем школьном возрасте рекомендуется кормить ребенка не реже 4-х раз в день, примерно через каждые 3-4 часа. Утром ребенок должен получать горячий завтрак (каша, картофель), а также чай или молоко. Обед в строго определенное время, обязательно с первым блюдом, а также необходим полдник. Ужин должен быть легким, и давать его следует за 1—1,5 часа до сна.

Какие типичные ошибки в режиме дня допускают родители при организации учебного труда младшего школьника?

■ Не выделяют для учебного домашнего труда определенного времени. Дети делают уроки, когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.

■ Перед домашней учебной работой ребенок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ней с неохотой, работает небрежно.

■ Заставляют ребенка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребенок уже устал, даже если он находился на улице. Подвижные игры в течение длительного времени (более 2 часов) переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное: утром — с 9 до 11.30, а вечером — с 16 до 17.30, это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.

Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребенку необходимо пребывание на воздухе в подвижном состоянии (спортивные игры, физический труд). Пассивный отдых дома (бесцельное хождение) ведет к потере работоспособности, постепенно воспитывает лень, нежелание делать полезное для людей дело. Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.

С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Собирайтесь в школу без суеты, без скандала. Постарайтесь обойтись без- нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасную дорогу в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.

2. Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников

Трудностей много, они разные, одни преодолеваются просто, другие же доставляют немало хлопот и огорчений родителям и учителям.

С первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб — плохо с письмом. Чаще всего дело в задержке речевого развития, чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перенести в буквы. А если сами образы звуков нечетки, туманны, смешиваются один с другим? Тогда и письмо будет с ошибками. У детей, которые пришли в 1-й класс с задержками речевого развития, устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма — плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы.

Как же бороться с этими трудностями?

Прежде всего родители обязательно должны посоветоваться с логопедом. Одним из способов помочь ребенку преодолеть трудности может стать работа с карточками. Приготовьте чистые карточки и три ящичка. На каждом напишите: «Пишу с ошибками», «Сомневаюсь», «Пишу правильно». На карточках — слова, в которых ребенок делает ошибки. Обведите красным то место в слове, где есть ошибка. Разберите звуковой и буквенный состав слова. Пусть ребенок напишет несколько раз, проговаривая его и выделяя орфограмму цветной пастой. Занятия должны быть непродолжительными (10- 15 минут), ежедневными, систематическими. Постепенно перекладывая карточки из одного ящичка в другой, не забывайте повторять пройденное.

3. Практические рекомендации родителям

Памятка «Чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием»

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не- выспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.

6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

4. Микроисследование по вопросам воспитания ребенка в семье

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты с последующим ее самоанализом.

Уважаемые родители!

Выберите варианты ответов и возьмите в кружок.

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

6. Поставить себя на место ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы — добрая фея или прекрасный принц?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный мучай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

Ключ к тесту:

Ответ А оценивается в 3 очка.

Ответ Б — в 2 очка.

Ответ В — в 1 очко.

30-39 очков. Если вы набрали столько очков, значит, ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16-30 очков. Забота о ребенке для вас — вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки; кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе

Положение о родительском собрании в начальной школе

Конспект родительского собрания в 1 классе

Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье

Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность

Нет комментариев. Ваш будет первым!