Конкурсы

Родительское собрание «Дороги, которые мы выбираем», 11 класс

Разработка родительского собрания для родителей старших классов «Дороги, которые мы выбираем»

Цель: содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников; информировать родителей о современном рынке труда и его требовании к профессионалу; познакомить родителей с результатами профессиональной направленности учащихся 11 классов.

Участники: родители, педагог-психолог, специалист (педагог) профориентации.

Предварительная работа:

1. Проведение анкетирования обучающихся по выявлению профессиональной направленности подростков (см. Приложение).

2. Подготовка памяток для родителей (см. Приложение).

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление педагога-психолога «Что самое главное при выборе профессии?».

3. Результаты анкетирования.

4. Выступление педагога по профориентации «Пути, которые выбирают».

5. Итоги собрания. Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена вопросам выбора профессионального пути нашими детьми. В этом вопросе важно не столько, какую профессию выберут Ваши дети, а сколько, как самостоятельно и осознанно они сделают этот выбор.

Послушайте мудрую притчу о выборе пути.

Как-то пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево - так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

— Я пойду вправо - недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:

— Я пойду назад - мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед - надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли: человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод: у каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для наших детей - найти свой верный путь, свою цель.

2. Выступление педагога-психолога «Что самое главное при выборе профессии?».

- Ответ один: чтобы работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение. Именно это главное в выборе профессии.

Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо. Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность ваших детей в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Встречались ли вам люди, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют? Почему это произошло? В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, полвека считавшаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация медленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему?

Ответы родителей.

- Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В таком случае его, как правило, постигнет жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор.

Это в лучшем случае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его здоровья, карьеры? Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хочется подражать. И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.

Родителям раздаются памятки «Как стать группой поддержки своему ребенку в выборе профессии».

3. Результаты анкетирования одиннадцатиклассников по готовности выбора профессии.

Классный руководитель знакомит родителей с итогами тестирования.

4. Выступление педагога по профориентации «Пути, которые выбирают».

- Нелегко бывает выбрать будущую профессию. Большинство бед происходят от того, что люди не могут четко сформулировать свои цели и трезво оценить свои возможности.

Справиться с трудностями, возникающими при принятии решения, вам помогут статьи в специализированных изданиях, рассказывающие о той или иной профессии и требованиях, которые она предъявляет человеку, советы родственников и, конечно же, квалифицированная помощь школьного психолога, который окажет вашему ребенку комплексную поддержку: ответит на интересующие вопросы, проведет ряд тестов, определяющих склонности и способности ваших детей. Раньше было проще: существовал своеобразный конвейер: школа - вуз - аспирантура - научная деятельность. Или: школа - ПТУ - работа.

Сейчас ситуация изменилась: на каждом шагу - море возможностей, можно потеряться.

Все знают, что существует рынок товаров, есть рынок труда, но не все еще поняли, что образовательные услуги тоже образуют рынок. Эти рынки тесно взаимосвязаны. Первое, в чем нужно определиться, - на какой «рынок» вам нужно сейчас. Если ваш ребенок сразу после школы отправляется трудиться, будьте готовы к тому, что через некоторое время жесткие условия рынка труда могут потребовать приобретения новых, более глубоких и современных знаний для повышения конкурентоспособности. И вашему ребенку все равно придется искать на рынке образовательных услуг то, что поддержит его «на плаву».

Если же ваш ребенок отправится учиться, то, приобретая знания, умения и навыки, он выходит на рынок труда позже, но гораздо лучше вооруженный. Не исключено, что через некоторое время он вновь почувствует нехватку знаний и опять отправится «грызть гранит» науки. Этот постоянный круговорот и есть основа того, что называют системой непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни.

По статистике, сегодня до половины выпускников, а по некоторым направлениям до 80%, работают не по специальности.

Одна из причин - неправильный выбор профессии, без учета своих возможностей и требований рынка труда. О переизбытке юристов и экономистов, зачастую некачественно подготовленных, говорилось уже немало.

Столь драматичная ситуация сложилась как раз потому, что многие потребители образовательных услуг - выпускники школ и их родители - при выборе профессии ориентировались не на реальные потребности экономики, а на весьма условные соображения «престижа», на общественные и, увы, нередко искаженные стереотипы.

Так что если ваш ребенок хочет через несколько лет стать не только успешным выпускником профессионального учебного заведения, но и востребованным молодым специалистом, стоит учесть, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет. Кроме того, на востребованность влияет не только технологический, но и географический фактор. Например, на юге постоянно требуются специалисты по пищевым технологиям и инженеры в области сельского хозяйства, а в Сибири больше нужны инженеры, хорошо знакомые с современными технологиями. Так что, выбирая будущую профессию вместе со своим ребенком, думайте и анализируйте, анализируйте и думайте!

В ближайшие 10 лет на рынке труда будут востребованы представители следующих профессий:

Инженеры - это уже не звучит непрестижно: наблюдается острый дефицит квалифицированных технических специалистов уже сейчас. Инженеры-электрики, инженеры-технологи потребуются еще сильнее через 5-10 лет - по прогнозам, уже через 7-8 лет около 70 % инженеров уйдут на пенсию, а замена придет лишь в количестве 5-10 % от требуемого числа специалистов.

Интересно в этом контексте направление по работе с энергосберегающими технологиями - в этой нише очень мало специалистов, а востребованность растет высокими темпами.

Медики - прогнозируется спрос на сиделок и геронтологов, это связано с ростом продолжительности жизни и, следовательно, увеличением количества пожилых людей. Также понадобятся квалифицированные узкопрофильные специалисты (офтальмологи, стоматологи, аллергологи), действительно ценные с профессиональной точки зрения кадры получат высокооплачиваемую работу в медицинских центрах.

Специалист по добыче труднодоступных запасов нефти - разведанных месторождений на планете крайне много, но есть проблема по добыче «черного золота». Нефтяникам будущего придется иметь дело с залежами в шельфе, нефтеносными песками и другими нестандартными ситуациями.

IT-специалисты - в ближайшее десятилетие будет активно развивать Интернет и все, что с ним связано. Без проблем найдут себе работу не только программисты-кодеры, а и представители узкой сферы деятельности, например - SMM-специалисты (люди, занимающиеся продвижением товаров в социальных сетях).

Риск-менеджеры - специалисты, которые смогут проанализировать деятельность предприятия и организации и указать руководству на высокий риск определенных сделок и операций.

Селекционеры - специалисты по генной инженерии. Население планеты неуклонно растет, питания требуется все больше и больше. В цене будут профессионалы, которые смогут вывести принципиально новые сорта растений, способные быстро решить продовольственную проблему в развивающихся странах.

Экологи — вместе с растущим населением увеличивается и количество промышленных предприятий, причем большинство из них существенно вредят окружающей среде. Это значит, что хороший эколог не останется без работы в ближайшие десятилетия, так как забота об окружающей среде превратится в первоочередную задачу многих государств.

Специалисты по биотехнологиям - будут нужны для создания новых источников питания, устроенных на основе живых микроорганизмов.

Маркетологи - от перенасыщения товарами на российских рынках «спасет» маркетолог, он будет востребован, как никогда, для разработки стратегий в компании.

Специалисты в сфере логистики - потребуются на мировой рынок большим притоком. В связи с огромной потребностью организации и координации поставок товаров, от производства до точек их реализации.

5. Итоги собрания. Решение родительского собрания.

Приложение

Тест «Готовность к выбору профессии» (методика Н. Пряжникова)

Обучающимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3. В избранной профессии вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что она недалеко от дома.

6. Если вам не удастся получить избранную профессию, то у вас есть запасные варианты.

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам недостает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

14. Учителя одобряют ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «Хочу».

Обработка и интерпретация результатов.

Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом: 1, 3, 6, 7, 8, И, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23 - «да»; 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21 - «нет» (если ответы сходятся - 1 балл).

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность;

7-12 баллов - низкая готовность;

13-18 баллов - средняя готовность;

19-24 балла - высокая готовность.

Памятка родителям «Как стать группой поддержки своему ребенку в выборе профессии»

Пять шагов психологической поддержки Вашего взрослеющего ребенка.

1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и Вашим активным участием, между «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!». Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.

2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?

3. Если Ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, Ваш долг - помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.

5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным - пусть он вместе с Вами попробует построить план своей карьеры.

Автор: Светлана Николаевна Лозовая

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:47 0
Основная цель родительских собраний в нашей школе – снятие эмоциональной напряженности у родителей в период подготовки к выпускным экзаменам, развеять мифы, которые сопровождают ЕГЭ.
Однако, я как психолог, стараюсь уделять внимание и профориентации . Спасибо за разработку