Родительское собрание «Как избежать конфликта в общении с взрослым сыном или дочерью», 11 класс

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 11 класса на тему «Как избежать конфликтов в общении со взрослым сыном или дочерью»

Цели собрания: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее; предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: семинар-тренинг.

Подготовительная работа к собранию: провести анкетирование обучающихся и родителей (см. Приложение).

Подготовка проблемных ситуаций для анализа.

Подготовка памятки для родителей (см. Приложение).

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление педагога-психолога «Что такое конфликт?».

3. Анализ анкетирования учащихся и родителей.

4. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

5. Итоги собрания. Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень важной теме - общению с нашими уже повзрослевшими детьми и возможности избегания конфликтов при общении с ними.

И как всегда начнем наше общение с мудрой притчи «Как наладить общение».

Молодой, горячий, сильно вспыльчивый юноша и пожилой, очень строгий, сердитый отец семейства обратились к мудрецу за наставлением и советом.

Юноша грешил тем, что очень легко раздражался на людей и в сердцах мог наговорить много обидных слов. Потом он остывал, раскаивался, просил прощения. Его умудренный жизнью спутник не позволял себе говорить сгоряча, он хорошо знал слабые места людей, поэтому мог отчитать их так жестоко, что они долго приходили в себя. И, конечно, он никогда не просил прощения, потому что считал себя правым и справедливым.

Ни молодой, ни пожилой не видели ничего страшного в своем поведении, ссылаясь на особенности своего характера и своего окружения. Не устраивало отца и сына только то, что их не понимали близкие и не было отношений с людьми того качества, которого им бы хотелось. А поэтому оба они чувствовали себя одинокими и несправедливо обиженными.

Мудрец, выслушав их, сказал, что поменять их окружающих он, к сожалению, не может, но, если они сами готовы выполнить точно и терпеливо очень сложное задание, то ситуация с отношениями может измениться. Поразмыслив, спутники согласились.

Тогда мудрец велел им закупить досок из самого прочного и драгоценного сорта дерева и построить вместе красивую изгородь. Когда после серьезных финансовых вложений и нелегких трудов, забор был готов, он дал им большие гвозди и тяжелый молоток и предложил каждый раз, когда они с кем-нибудь ссорятся, забивать гвоздь в доску примерно на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывать друг другу подробности ситуации.

В первые несколько дней гвоздей у юноши было очень много, у пожилого меньше, но забивать ему приходилось глубже. Они оба сбили руки в кровь и изнемогали от усталости, а слушая рассказы друг друга о происшедшем, сами изумлялись неразумности своих поступков. Потом гвоздей становилось все меньше, и пришли дни, когда не стало вбиваться ни одного гвоздя.

Тогда мудрец дал им клещи и предложил выдернуть свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много и ему пришлось побегать вдоль забора. Пожилой же тащил свои редкие гвозди с большим усилием. Когда они закончили, изгородь была покрыта множеством дырок разной глубины.

- Посмотрите на дело рук своих, так обстоят дела и в вашей жизни, - сказал мудрец, - сколько сил и средств стоит построить изгородь отношений, как неблагодарны усилия обидчика, ранящего чужие души, как непросто потом выдернуть гвозди обид и как безнадежно испорчена драгоценная изгородь, ибо дыры от обид остаются в душах навсегда. И не суть важно, частые и мелкие это обиды или редкие и глубокие, — вы все равно окажетесь в дырявых отношениях.

Говорят, с тех пор эти два человека стали просто образцом добрых отношений с людьми, только они почему-то приходили периодически к своей странной изгороди и подолгу у нее стояли. И тех, кто обращался к ним за советом, как строить теплые и близкие отношения, как у них, они тоже приводили туда. А те, в свою очередь, приводили других вопрошающих или рассказывали им об этом.

- Мораль притчи очевидна: каждому из нас приходится ежедневно строить собственную изгородь своих отношений с ребенком, домочадцами и окружающими. И каждому из нас важно помнить, легко ли будет взглянуть на эту изгородь.

2. Выступление педагога-психолога «Что такое конфликт?».

- Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты - это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте - это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть - главные чувства конфликтов.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

• проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

• проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

• проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте - способность к конфронтации-объяснению. Это:

1) умение отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу;

2) стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

3) стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чем же тут дело? Психологи обнаружили еще одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается («запечатлевается» - говорят специалисты) в психике ребенка. '

Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребенком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Что же тут страшного?» - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьезных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому - это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребенку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: «Как здорово, что ты у нас есть!», «Я люблю, когда ты дома», «Рада тебя видеть», и при этом чтобы вы ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно принимать ребенка - это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так - просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребенку знаки безусловного приятия особенно нужны, так же, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребенком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

- Как найти золотую середину в отношениях с ребенком и не конфликтовать с подростком?

Рядом с вами - личность. Многие родители не могут смириться с тем, что их дети имеют собственное мнение. Им нравится ужасная музыка, они носят кошмарные прически и даже делают пирсинг! Первый порыв - запретить! Будем объективны - это не сработает! Скорее всего, чадо сделает по-своему, но тайком. Поэтому лучше закрыть глаза на то, что не нанесет ребенку реального вреда (прическа, одежда, музыка), и сосредоточить свое внимание на том, что действительно важно - учеба, поздние прогулки. Не критикуйте грубо новый стиль одежды, кумиров и друзей подростка. Попросите просветить в этом вопросе и выскажите свое мнение дипломатично. Подчеркните, что чадо имеет право выглядеть так, как хочет, но вам это не слишком нравится. Уступив в одном, вы добьетесь послушания в другом, но если запретов слишком много, то в один прекрасный день ребенок вообще перестанет обращать внимание на ваше мнение. Дайте ребенку свободу выбора. Не пытайтесь сделать из него чемпиона по гимнастике или профессионального пианиста, если у него другие интересы. Поддерживайте его хобби, даже если вам оно непонятно, помогайте. Право на личное пространство «Он уходит в другую комнату, когда говорит по мобильнику, не разрешает убираться в его комнате, как будто я чужая!» Да, у ребенка в возрасте 12 лет уже могут появиться свои секреты. Если вы будете вторгаться в его пространство бесцеремонно, то, скорее всего, не узнаете о них никогда. Наберитесь терпения, не показывайте свою обиду и тревогу, и отпрыск сам о них расскажет. Трудно удержаться от того, чтобы не проверить компьютер и мобильник ребенка. Но не афишируйте это. Даже если вы узнали из этой переписки что-то ужасное, прежде чем устраивать разборки, подумайте, к чему приведет скандал? Если изменить ничего нельзя, просто примите к сведению. Если считаете, что нужно принимать меры, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не понял, откуда информация. Потерять доверие ребенка легко, но как потом вы сможете контролировать его жизнь, если он перестанет вам доверять?

• Если ребенок не желает учиться... Это, пожалуй, самая острая проблема. Подростки вдруг теряют интерес к учебе, оценки становятся все хуже и родители обоснованно тревожатся за будущее отпрыска. Для начала попытайтесь выяснить причину такого отношения к школе. Возможно, имеет место конфликт с учителем или одноклассниками. Или у ребенка появилось новое увлечение, которое занимает все его мысли. Спокойно и дружелюбно побеседуйте с чадом, объясните, почему вы беспокоитесь, и предложите помощь.

Доверие и участие. Вам могут не нравиться его новые друзья и увлечения. Но заставить его делать так, как вы считаете нужным, почти не реально. Лучший способ не конфликтовать с подростком - построить доверительные отношения. Проявите интерес к его новым увлечениям, беседуйте, а не допрашивайте. Поделитесь своими проблемами, например ссорой с коллегой. Расскажите интересные случаи из своей юности. Старайтесь не командовать ребенком, не указывать, как жить, а быть ему поддержкой и опорой. Чаще говорите о своих чувствах. Если ребенок поступил плохо, то, скорее всего, сам об этом знает. Вместо того чтобы говорить избитые фразы, ругаться и угрожать, расскажите, что вы на самом деле чувствуете - разочарование, тревогу. «У тебя в четверти столько троек, я волнуюсь, что ты не сможешь поступить в вуз». «Я просила тебя пропылесосить, а ты ничего не сделал. Мне обидно, что ты так относишься к моим просьбам». Выводы: как бы вам ни нравилось поведение вашего отпрыска, с помощью скандалов, грубых слов и угроз вы не достучитесь до его сознания. Ультиматумы и наказания проложат между вами пропасть непонимания. Только при доверительных отношениях вы сможете не конфликтовать с подростком и по-настоящему быть в курсе происходящего в его жизни».

Есть ли способ избежать конфликта или способ правильного поведения в конфликтной ситуации?

В системе стилей поведения человека в развертывающемся внешнем конфликте существуют пять основных стилей. Из них только один является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации.

Сотрудничество - стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Данный стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное.

Соперничество - свойственно в большей степени активным и агрессивным мужчинам. Часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению. Наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию. В данном случае индивид стремиться быть победителем.

Компромисс - стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей. В данном стиле люди стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Наименее эффективен в конфликтной ситуации, когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. Здесь важно ясно понимать ситуацию и обладать способностью отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта, адекватной самооценки.

Приспособление - стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений, доминирует у женщин. Субъект осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик. Частое использование этого стиля независимо от содержания ситуации лишает его носителя инициативы.

Избегание - стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее социально пассивный. Проявляется способность ускользнуть от конфликтной ситуации. Данный стиль свойствен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Порождает усиление внутренних конфликтов.

Из всех названных стилей наиболее активным и эффективным является сотрудничество, наиболее конфликтным - соперничество, компромисс занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения. К пассивной форме поведения относятся стили - избегание и приспособление.

3. Анализ анкетирования учащихся и родителей.

Классный руководитель анализирует результаты анкетирования детей и родителей. Определяет стили поведения родителей в конфликтной ситуации. Проводит обсуждение памяток с рекомендациями для родителей.

4. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, предлагаем вам разделиться •на несколько групп и проанализировать конфликтные ситуации.

Раздает по группам карточки с описанием ситуации.

Ситуация 1.

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ - «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».

- Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2.

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?».

- Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3.

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами невозможно сдать ЕГЭ. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду в дворники».

- Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 4.

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Однако он их истратил не по назначению, купил то, что ему самому давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

- Как поступить в подобном конфликте?

Вывод: конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

В заключение хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте - взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

5. Итоги собрание. Решение родительского собрания.

Приложение

Анкета для родителей «Определение стилей поведения родителей в конфликтной ситуации» (Р. Томаса)

1.

а) Нередко я предпочитаю, чтобы ответственность за решение спорного вопроса брали на себя другие.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я предпочитаю обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я больше стараюсь успокоить другого и сберечь наши отношения.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими интересами ради другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я уступаю в одном в обмен на другое.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я сразу же открыто пытаюсь определить, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Я считаю, что разногласия не всегда стоят того, чтобы волноваться из-за них.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо пытаюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

а) Я сразу же пытаюсь определить, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я больше стараюсь успокоить другого и сберечь наши отношения.

12.

а) Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь доказать логику преимущественно своих взглядов.

15.

а) Я больше стараюсь успокоить другого и сберечь наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

18.

а) Если это сделает счастливым другого, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

а) Я сразу же открыто пытаюсь определить, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Нередко я предпочитаю, чтобы ответственность за решение спорного вопроса брали на себя другие.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь привести к компромиссу.

25.

а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

а) Я предпочитаю среднюю позицию.

б) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

а) Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать спор.

б) Если это сделает счастливым другого, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предпочитаю среднюю позицию.

б) Я считаю, что разногласия не всегда стоят того, чтобы

волноваться из-за них.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другими заинтересованными лицами могли добиться успеха.

Пять стилей поведения в конфликте формируют пять шкал, балльное выражение которых равняется числу положительных ответов по указанным ниже номерам и буквенным индексам утверждений.

№ п/п

Стили поведения

Номера утверждений

1

Соперничество

За, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28в

2

Сотрудничество

2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21а, 23а, 26б, 28б, 30б

3

Компромисс

2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а

4

Избегание

1а, 56, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б

5

Приспособление

1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25а, 27б, 30а

Максимально возможная выраженность стиля - 12 баллов, диапазон значений от 9 баллов до 4 баллов соответствует умеренному использованию стиля.

Анкета для учащихся

Отметь, пожалуйста, основные причины возникновения конфликтов с родителями:

• Непонимание друг друга из-за разных взглядов на жизнь.

• Проблемы с учебой.

• Мой плохой характер.

• Позднее возвращение домой.

• Мои вредные привычки.

• Мало помогаю родителям по дому.

• Мои внешний вид, прическа.

• Из-за моей компании.

• Несправедливость требований родителей.

Анкета для родителей

Отметьте, пожалуйста, основные причины возникновения конфликтов с Вашим ребенком:

• Непонимание друг друга из-за разных взглядов на жизнь.

• Проблемы с учебой.

• У ребенка плохой характер.

• Позднее возвращение домой.

• Из-за его (ее) вредных привычек.

• Мало помогает по дому.

• Не нравятся его (ее) внешний вид, прическа.

• Из-за его (ее) компании.

• Не выносит критики, обижается на любое замечание, не выполняет справедливых требований.

Памятка «Советы родителям»

1. В конфликте лучше разбираться, когда люди спокойны, а не тогда, когда страсти накалены. Хорошо, если есть время остыть.

2. Мы все способны как на хорошие, так и на плохие поступки. И выбор делаем мы сами. Когда возникает серьезная проблема, у нас есть возможность изменить положение к лучшему.

3. Если у нас есть уважение и много хороших идей, как разрешить конфликт, мы можем найти вариант, когда проигравших не будет. Когда все, кто участвовал в конфликте, удовлетворены его исходом, мы говорим, что выигрывают все.

4. Попытайся взглянуть на происходящее шире, не присоединяясь к какой-то одной стороне. Попробуй оценить проблему с разных позиций. Это помогает найти решение, при котором выигрывают все.

Автор: Светлана Николаевна Лозовая

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!