Цели: помочь родителям ознакомиться с психологической составляющей здоровья детей; изучить типы психологических состояний подростка, свойственные этому возрасту; научить родителей предупреждать такие состояния и помогать ребенку выйти из них.
Задачи: ознакомить родителей с методами поддержки и сохранения психологического здоровья ребенка, с возможными путями выхода из «пограничных» психологических состояний.
Форма проведения: собрание - семинар для родителей.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, медицинский работник.
Подготовительной этап
I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
II. Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей. А. Анкетирование родителей.
Тест 1
Как вы считаете, присущи ли вашему ребенку (да, нет) следующие черты
1. Неуверенность в себе.
2. Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих).
3. Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку).
4. Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения).
5. Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки).
6. Склонность к самобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения).
7. Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.
Если на большую часть вопросов вы даете положительный ответ, у вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога.
Оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы
1. Поддерживаете ли вы связь со школой?
2. Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
3. Посещаете ли вы преподавателей вашего ребенка без их приглашения?
4. Знакомы ли вы лично с одноклассниками вашего ребенка и их родителями?
5. Часто ли ваш ребенок подробно рассказывает вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
6. При известии о неприятностях, произошедших с вашим ребенком, вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
7. Считаете ли вы себя достаточно выдержанным человеком?
8. Знаете ли вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?
Если более чем на 7 вопросов вы дали утверждающий ответ, то у вас и вашего ребенка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее 4, то вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.
В случае если вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете держать удар, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у вас доверие. Он поможет вам и вашему ребенку стать более уверенным в себе человеком.
Тест 2. Проблемы поведения в школьном возрасте
Инструкция. Заполните первую часть «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 - максимальное проявление проблемы). Затем заполните вторую часть «Эмоциональные нарушения», оценивая каждое нарушение таким же способом.
Дисциплинарные проблемы
№ п/п |
Дисциплинарные проблемы |
Оценка (балл) |
||||
1 |
2 |
|
|
3 |
|
|
1 |
Не подчиняется правилам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Не сотрудничает с братьями (сестрами) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Не сотрудничает с ровесниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Создает беспокойство, когда рядом взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Третирует ровесников или брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пререкается с родителями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Пререкается с другими взрослыми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Ломает имущество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Лжет или отказывается говорить правду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Ворует |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
||||
11 |
Не убирает за собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Затевает ссоры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Употребляет оскорбительные слова |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Проявляет физическую агрессию по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Выражает нежелание или негодование в ответ на просьбу что-либо сделать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Отказывается в ответ на просьбу что-либо сделать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Не может сделать что-либо после согласия выполнить это |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Обвиняет других за собственные проступки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Нарушает покой, порядок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Ввязывается в драки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эмоциональные проблемы |
||||||
№ п/п |
Дисциплинарные проблемы |
Оценка (балл) |
||||
1 |
Чувствует обиду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Ведет себя застенчиво |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Ведет себя агрессивно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Проявляет беспокойство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Пугается |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проявляет рассеянность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Проявляет нетерпение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Реагирует чрезмерно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Испытывает значительные колебания настроения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Испытывает неудовлетворенность от деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Относится к родителям как к собственности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Избегает родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Избегает брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Избегает всех ровесников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Избегает определенного ровесника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Испытывает разочарование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Испытывает скуку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Не поддерживает длительные отношения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Проявляет враждебность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Печалится |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Результаты. Перечислите все проблемы первой и второй части, оцененные вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно-следственную связь между перечисленными пунктами первой и второй части.
Если у вас в какой-то части получилось 10 и более пунктов, имеющих оценку 4 или 5, то ваш ребенок, возможно, имеет серьезные эмоциональные проблемы. В таком случае советуем обратиться за консультацией к специалисту.
Тест 3. Изучение типов семейного воспитания на основе методики В.М. Миниярова «Стили семейного воспитания»
(Родителям на собрании психолог представляет результаты в графике.)
Инструкция. Из противоречивых по значению личностных качеств необходимо выбрать одно. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50%-ного проявления обоих качеств следует отметить отрицательное. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.
Вопросы:
1. Чуткий, внимательный.
2. Равнодушный, холодный.
3. Правдивый, честный.
4. Нечестный, лживый.
5. Искренний, откровенный.
6. Замкнутый.
7. Вежливый.
8. Грубый.
9. Уравновешенный, спокойный.
10. Вспыльчивый, резкий.
11. Властолюбивый, любит командовать.
12. Не властолюбивый.
13. Стыдливый, скромный, стеснительный.
14. Горделивый.
15. Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам.
16. Безразличный.
17. Простодушный.
18. Хитрый, изворотливый.
19. Неуверенный, нерешительный.
20. Самоуверенный, хвастливый.
21. Униженный, подавленный.
22. Спесивый, высокомерный.
23. Желает понравиться коллективу.
24. Равнодушен к мнению коллектива.
25. Самостоятельный.
26. Беспомощный.
27. Доверчивый.
28. Подозрительный.
29. Человеколюбивый.
30. Самолюбивый.
31. Терпеливый.
32. Нетерпеливый.
33. Без подхалимажа.
34. Подхалим.
По отношению к различным видам деятельности
35. Добросовестный.
36. Недобросовестный.
37. Исполнительный.
38. Неисполнительный.
39. Активный.
40. Пассивный.
41. Больше любит физический труд.
42. Больше любит умственный труд.
43. Соблюдает правила игры.
44. Нарушает правила игры.
45. Ответственный.
46. Безответственный.
Оценка своих возможностей
47. Заниженная.
48. Завышенная.
По отношению к коллективу
49. В деятельности руководствуется личной выгодой.
50. Во всех действиях руководствуется интересами коллектива.
51. Нет чувства превосходства над другими.
52. Желает быть выше других.
53. Оказывает помощь товарищам.
54. Злорадствует по поводу чужой неудачи.
55. Скупой, жадный.
56. Бескорыстный.
57. Любим учителями, воспитателями.
58. Нелюбим.
59. Зачищает своих товарищей.
60. Ябедничает, сплетничает.
61. Любим товарищами.
62. Не любим товарищами.
По отношению к себе
63. Требовательный к себе.
64. Требовательный к другим.
65. Самокритичен.
66. Не самокритичен.
67. Верен слову.
68. Не верен слову.
69. Уверенный в себе.
70. Не уверен в себе.
71. Не обращает внимания на свою одежду.
72. Обращает внимание на свою одежду.
Отношение к критике, замечаниям
73. Положительное.
74. Отрицательное.
Волевые проявления
75. Организованный.
76. Неорганизованный.
77. Дисциплинированный.
78. Недисциплинированный.
79. Настойчив в достижении цели.
80. Не настойчив.
81. Инициативен.
82. Безынициативен.
Ключ к тесту
Нормальный |
1,3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 25,29, 33, 39,49, 63, 67,69 |
Конформный |
2,4, 7, 8, 16,18, 24, 34, 36, 50, 55, 57,60,62,64, 66 |
Доминирующий |
10,11, 14, 20, 22, 23, 33, 39,44,48, 52, 54, 68, 72, 74, 79 |
Сензитивный |
5,15, 25, 27, 39,42,43, 51,53, 56, 59,61,65, 71, 73,81 |
Инфантильный |
2, 13,16,26, 38,40,46, 70, 76,80 |
Тревожный |
10, 19, 28, 32,47, 58, 64, 66, 74, 78 |
Интровертный |
1, 6,13, 21,31,35, 37,41,45,47, 65, 73, 75, 77, 79, 82 |
1. Подсчитать количество буквенных обозначений кода (X), например для кода «К» X = 8, для кода «И» X = 6 и т. д.
2. Полученное количество чисел (X) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства:
Н = Х/16х100% К = Х/16х100%
Д = Х/16х100% С = Х/16х100%
И = Х/10х100% Т = Х/10х100%
Ин = Х/16х 100%
3. Результаты, представленные в процентном соотношении, следует использовать для построения графика. Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-педагогического типа личности.
Б. Анкетирование детей.
Тест 1. Агрессивны ли вы?
Инструкция. Уважаемые ребята! Прочитайте внимательно каждое утверждение. В бланке для ответов обведите номер того утверждения, с которым вы согласны.
Бланк для ответов
Физическая агрессия(Ф) |
1 |
9 |
17 |
25 |
33 |
Косвенная агрессия (К) |
2 |
10 |
18 |
26 |
34 |
Раздражительность (Р) |
3 |
11 |
19 |
27 |
35 |
Негативизм (Н) |
4 |
12 |
20 |
28 |
36 |
Обидчивость (О) |
5 |
13 |
21 |
29 |
37 |
Подозрительность (П) |
6 |
14 |
22 |
30 |
38 |
Вербальная агрессия (В) |
7 |
15 |
23 |
31 |
39 |
Чувство вины (Ч) |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могут бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Результаты. В каждой строчке бланка для ответов сосчитай отмеченные номера утверждений. Полученный результат отметь на графике.
Твоя агрессивность - твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя. Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.
Физическая агрессия - склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться!
Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. «физическая и косвенная агрессия».
Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее - в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия - за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины - поздравляю, вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять.
Психолог Г.А. Цукерман рекомендует предложить ребятам предсказать свои результаты по каждой шкале. Когда ученики построят свой предполагаемый профиль, им предъявляются реальные результаты теста. Возможны реакции двух типов:
1) познавательная страсть: «Все не совпадает! А где правда?! Какой я - настоящий?»
2) личностная озабоченность: «Это правда. Но я не хочу быть таким агрессивным. Что мне делать?»
Предложив ученикам нарисовать на том же графике еще одну кривую - «Я» - идеальное, мы помогаем им:
а) расчленить разные составляющие образа «Я» и осознать их различие;
б) очертить то пространство, в котором и ставятся задачи саморазвития и самоизменения.
Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны для подростка. Если на графике точка расположена выше пунктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения.
Знакомство с такими формами агрессии, как физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, поможет ребятам задуматься о разрушительной силе этих эмоций.
Тест 2. Диагностика психических состояний и свойств личности
Ф.И.О. __________ Дата ____________
1. Шкала депрессии.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
1. Я чувствую подавленность.
2. Утром я чувствую себя лучше всего.
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.
4. У меня плохой ночной сон.
5. Аппетит у меня не хуже обычного.
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом.
7. Я замечаю, что теряю вес.
8. Меня беспокоят запоры.
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.
10. Я устаю без всяких причин.
11. Я мыслю так же ясно, как всегда.
12. Мне легко делать то, что я умею.
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.
14. У меня есть надежды на будущее.
15. Я более раздражителен, чем обычно.
16. Мне легко принимать решения.
17. Я чувствую, что полезен и необходим.
18. Я живу достаточно полной жизнью.
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.
Результаты. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более - высокий уровень мотивации;
50% и более - средний (в норме);
25% и более - допустимый уровень;
менее 25% - отсутствие мотивации или данной характеристики.
2. Шкала самочувствия.
Инструкция. Просим вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.
Если состояний, указанных в вопросе, у вас
никогда не было, поставьте 5 баллов;
если встречаются очень редко - 4 балла;
если бывают временами - 3 балла;
если они бывают часто - 2 балла;
если почти постоянно или всегда -1 балл.
Если вопрос вам не понятен, обратитесь за разъяснением.
1. Замечаете ли вы, что стали более медлительным и вялым, что нет прежней энергичности?
2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?
4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?
7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?
9. Ожидание вас тревожит и нервирует?
10. У вас бывают кошмарные сновидения?
11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам и вы ощущаете себя одиноким?
13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?
14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
15. Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно?
17. Вы чувствуете себя скованно и не уверенно в обществе?
18. Приходят ли вам мысли, что ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем вы?
19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?
20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами?
Результаты. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более - высокий уровень мотивации;
50% и более - средний (в норме);
25% и более - допустимый уровень;
менее 25% - отсутствие мотивации или данной характеристики.
3. Оценка настроения.
Инструкция. Ответьте «да», «нет» или «наоборот» (противоположное чувство).
1. Чувствую себя исключительно бодро.
2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.).
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.
7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»
16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Результаты. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более - высокий уровень мотивации;
50% и более - средний (в норме);
25% и более - допустимый уровень;
менее 25% - отсутствие мотивации или данной характеристики.
4. Самооценка эмоциональных состояний.
Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов.
«Спокойствие - тревожность» _____________
10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
«Энергичность - усталость» _____________
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, сильная потребность в действии.
7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически неспособен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
«Приподнятость - подавленность» ___________
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо.
5. Чувствую себя чуть-чуть подавлено, так себе.
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.
«Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности» _________
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все что захочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.
Результаты. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более - высокий уровень мотивации;
50% и более - средний (в норме);
25% и более - допустимый уровень;
менее 25% - отсутствие мотивации или данной характеристики.
III. Сбор и анализ информации по теме собрания.
IV. Изготовление приглашений на собрание.
V. Написание сочинений по темам: «Автопортрет», «Моя семья», «Услышьте меня!» и т. п.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены для работы в группах, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся.
2. На классной доске тема собрания. Кабинет оформлен по теме собрания.
3. На столах чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи - «Как сохранить психическое здоровье ребенка». Всем вам известно, насколько здоровье человека зависит от его душевного равновесия, от его согласия с самим собой и окружающим миром. Мы часто говорим об этом, не задумываясь. Но мы взрослые люди. А каково детям в этом сложном мире найти себя, сохранить спокойствие, тем более в подростковом периоде. Сегодня мы хотим помочь вам понять, насколько важно научиться самому и научить ребенка сохранить психическое здоровье. Поможет нам приглашенный специалист - врач (классный руководитель представляет всем гостя).
Насколько это важно, вы услышите из сочинений наших 11-классников и результатов проведенного исследования (звучат выдержки из сочинений учащихся).
II. Анализ анкет родителей и детей
(Родителям раздаются результаты анкетирования, позволяющие выявить психологическое состояние подростка, уровень его тревожности, склонности к агрессии и т. п. Классный руководитель вместе с психологом могут провести комплексное анкетирование или использовать его часть (по необходимости). Результаты традиционно звучат в общем виде, а индивидуально родители получают результаты каждого ученика с возможными рекомендациями психолога.)
Классный руководитель. Итак, как видно из результатов проведенного исследования, проблема сохранения психологического здоровья подростков актуальна. Все ваши вопросы в индивидуальной беседе вы можете задать психологу после собрания.
А я предоставляю слово нашему гостю, медицинскому работнику (психологу).
III. Выступление специалиста (психолога, медицинского работника или классного руководителя)
Медицинский работник. Самое главное, что могут сделать родители наравне с воспитанием и обучением ребенка - это сохранение его здоровья. Не только физического, но и психического. Часто и много говорится о необходимости жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, но даже взрослому человеку трудно с этим справиться, гораздо труднее подростку с его особенностями восприятия окружающего мира в этом периоде.
Что же могут родители? А могут они самое главное - воспитывать ребенка без насилия в какой бы то ни было форме.
Насилие - это форма принуждения со стороны группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства, власти. Существует несколько видов насилия:
1) психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.);
2) эмоциональное (оскорбления, грубая брань);
3) вербальное (словесное);
4) экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки;
5) физическое (побои, издевательства);
6) уничтожение, повреждение имущества;
7) сексуальное насилие (принуждение, изнасилование).
Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.
Другой важной болезнью XXI века является социофобия - боязнь общества. Мы слышим об избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников. Об этом не всегда знают родители и учителя в школе, но проблема была и остается, и столкнуться с ней могут и наши 11-классники. Чем можно помочь? Как отойти от конфликтных ситуаций в семье, сохраняя таким образом спокойствие детей?
Предлагаем эффективную систематическую работу с подростком. Проведите обсуждение организации вашей жизни в семье, при этом каждый может высказать свое мнение по обговоренным правилам вашей повседневной жизни. Выработайте свои правила и договоренности и постарайтесь их не нарушать. Это может касаться как ежедневной жизни, так и глобальных вопросов, поднимаемых в семье.
Четыре ловушки, которые мешают эффективному сотрудничеству детей-подростков и взрослых:
• желание, чтобы у детей были те же приоритеты, что и у взрослых;
• осуждение и критика вместо того, чтобы придерживаться конкретной проблемы;
• невозможность определить заранее срок выполнения договоренности;
• несоблюдение принципа уважения к своему ребенку и к себе.
Четыре совета для эффективного общения с подростком:
• замечания должны быть простыми и сжатыми, например: «Я заметил, что ты не убрал в комнате, не мог бы ты сделать это сейчас?»;
• на возникшие возражения просто спросите: «Какой был у нас уговор?»;
• если возникли последующие возражения, промолчите и используйте невербальное общение (покажите на ваши часы; понимающе улыбнитесь; пожмите плечами и опять покажите на часы);
• если ребенок решит уступить и выполнить уговор (иногда явно раздосадованный), скажите: «Спасибо, что сдержал наш уговор».
Если вы придерживаетесь конкретных требований, то это впоследствии избавляет от возникновения других проблем. Эти проблемы (такие, как сопротивление ребенка или ваши оскорбленные чувства, когда он делает ехидное замечание) могут быть вынесены на повестку дня и обсуждены позднее.
Попытайтесь действовать, а не разговаривать. Послушайте себя хотя бы один день, и вы с удивлением обнаружите, сколько бесполезных слов вы говорите. Если вы будете больше делать и меньше говорить, ваши дети заметят разницу.
Следующий фактор, подрывающий и уничтожающий психическое здоровье подростка - это его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?
Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребенка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребенка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребенка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.
Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребенка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведет к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, язвы, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать еще большей беды.
Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребенка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребенка (думая, что все пройдет с возрастом, само собой), то он начнет считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.
Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости - способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.
Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии фрустрации или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребенка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но все должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.
Психологи М. Алворд и П. Бейкер выработали критерии определения агрессивности. По их мнению, говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто:
• теряет контроль над собой;
• спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;
• отказывается следовать принятым правилам;
• специально раздражает окружающих;
• всегда винит других в своих ошибках;
• сердится и отказывается что-либо делать;
• завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;
• быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырех из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребенка агрессии.
Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.
Существует несколько форм выражения агрессии подростками:
• физическая - использование подростком своей силы против другого человека;
• вербальная - выражение ребенком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;
• раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;
• подозрительность - склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;
• косвенная агрессия - воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);
• обида - как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;
• скрытая агрессия (или пассивно-агрессивное поведение), ее подсознательная цель - месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.
Пассивно-агрессивное поведение - одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознает, почему он так себя ведет.
Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребенок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течение 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребенок эти способы может не найти. Ему надо подсказывать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно-агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождетесь», - говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут еще ниже.
Дружить с подростком, который всегда ведет себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. От него стараются держаться подальше, а зачастую и просто боятся. В результате подросток чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ еще больше озлобляется. Он замечает, что отличается от других, но оценить свое поведение как неправильное не может. Часто ребенок ведет себя так, потому что не знает других способов взаимодействия. Или так ведут себя родные в его семье, и для него это привычный стереотип поведения.
Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему и самому неуютно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.
Подростки, скорые на физическую расправу, часто попадают в милицию за драки или за соучастие в правонарушениях. Да и словесные перепалки могут привести к тому, что в ход пойдут кулаки. К тому же подозрительность бежит впереди агрессивного подростка. Он в каждом видит врага, который хочет его обидеть, оскорбить. А лучшая защита - нападение. Вот и нападает такой ребенок на всех подряд.
Что можно сделать, если ребенок проявляет агрессию?
1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребенка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.
2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.
3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Этому может помочь привлечение подростка к совместной заботе о младшем брате (сестре) или о животном. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.
4. Агрессивный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотится, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Также ему помогут методы саморегуляции и аутотренинг. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.
5. Как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими еще приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.
6. Гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.
Нарисуйте для подростка «Лист гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ - пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл. Можно еще побить с остервенением подушку (или устроить подушечный бой с папой).
Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше). Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить - подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать.
Чаще всего гнев направлен на другого человека. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя также.
Помните: чувству гнева подвержены все без исключения. Лучший способ выражать свой гнев - как можно спокойнее и разумнее направлять его только на того, кто разозлил. Тогда другие люди и близкие не будут мишенями. Ведь часто случается, что сын разозлился на слова мамы, а под горячую руку попал младший брат. Проблему всегда можно решить, если здраво и логично обсудить ее, рассмотреть с разных точек зрения и найти компромисс. Это, конечно, тяжело, и сразу научиться невозможно. А у некоторых и вовсе не получается так справляться с трудностями. Для этого-то и нужны ваше терпение и помощь подростку. Да и сами вы должны поступать именно так. Ваш пример ярче всего покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.
7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.
Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент, еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.
Страх, тревога, тревожность. В нашем обиходе эти слова несколько смешались. Чтобы в них не запутаться, давайте разведем эти понятия. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко можно прочитать следующее: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных житейских ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают». То есть это состояние общего эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей даже там, где их нет.
Тревожность отличается от состояния тревоги. Бывают случаи, когда подросток о чем-то беспокоится или волнуется по какому- либо поводу. Если это проявляется редко, эпизодически, то говорят, что «ребенок испытывает тревогу». Тревожность - более устойчивое состояние беспокойства, которое проявляется достаточно часто и в самых различных ситуациях, хотя конкретных причин для этого может и не быть.
Если ребенок боится чего-то конкретного, то говорят о страхе. Страх - это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы и направлена на источник действительной или воображаемой опасности.
Страх может развиться у любого человека в любом возрасте. Существуют еще и возрастные страхи. Так, в возрасте до трех лет для детей характерны ночные страхи. К 4-5 годам появляются страхи одиночества, темноты. В возрасте 6-7 лет основным становится страх смерти. В начальной школе ученики стараются соответствовать ожиданиям учителя, и возникает страх несоответствия представлению о себе других. В подростковом возрасте появляется страх не найти друзей, остаться одному, в юношеском - не найти любимую. Так что страхи - явление закономерное. Но если их слишком много, то можно говорить о повышенной тревожности человека.
Что же способствует появлению тревожности? Психологи выделяют несколько причин, основными из которых являются следующие.
1. Повышенная тревожность самих родителей. Если они сами постоянно всего опасаются, волнуются по любому поводу, то это передается и их ребенку. Мама, которая весь день говорит, как она боится вести вечером дочь к зубному, потому что сама всю жизнь их не любила, провоцирует такую же боязнь врача и у ребенка. Потом эта боязнь может распространиться и на другие области. Повышенной тревожностью часто отличаются бабушки. Они так пекутся о внуках, что те зачастую вздрагивают только от одного бабушкиного голоса. Психологами отмечено, что если родители не удовлетворены своими социальными условиями, работой, зарплатой, то это может повысить тревожность их детей.
2. Противоречивые требования, исходящие от разных членов семьи, или разнобой в требованиях, предъявляемых родителями и учителями. Мама считает: нет ничего страшного, если ребенок иногда пропустит школу, когда он плохо себя чувствует. Отец другого мнения: в любом состоянии надо идти и учиться. Поэтому когда он приходит домой и узнает, что ребенок не ходил на занятия, то гнев его страшен. В результате даже пропуск уроков по уважительной причине вызывает у подростка страх перед реакцией родителя. А если подобные противоречия в методах воспитания существуют между родителями и в других сферах, то постоянное ожидание неприятностей приведет к повышенному тревожному эмоциональному фону самого ребенка.
3. Завышенные требования родителей к успехам ребенка. Многие родители считают, что их дети должны стать отличниками. И ругают (а иногда и бьют) их даже за тройки. Или родители хотят, чтобы их сын добился больших успехов в каком-то деле (играл на скрипке, занимал первые места в спорте и т. п.). А если ребенок не в состоянии хорошо учиться? Или у него нет музыкальных способностей? Такие подростки чувствуют себя несчастными и нелюбимыми, потому что расположение к ним домочадцев зачастую зависит исключительно от их успехов. Получилось, как хотят родители, - все хорошо, не получилось - крик и скандал. В результате такие дети живут ожиданием скандалов и неприятностей. И начинают их ждать уже не только от своих близких. Часто у них возникает вообще страх несоответствия требованиям окружающих и усиленное самоедство.
4. Требования и наказания, которые унижают ребенка. Например, в некоторых семьях еще сохранились наказания в виде стояния в углу на горохе на коленях или порки на глазах всех членов семьи. В итоге дети начинают испытывать постоянную тревожность, боятся что-либо сделать, потому что даже маленькая провинность может повлечь за собой унизительные процедуры. Некоторые из таких детей так и остаются тихими и забитыми. А другие подростки, становясь старше, активно протестуют против такого уклада, конфликтуют с родителями или убегают из дома.
5. Авторитарный стиль воспитания. В авторитарной семье ребенок постоянно находится в напряжении, потому что знает: все его действия и слова будут придирчиво «рассматриваться под микроскопом». И, скорее всего, в большинстве случаев им будут недовольны, особенно если он позволит себе проявить самостоятельность или отстоять свое мнение. В результате у подростка появляется чувство вины, которое становится практически постоянным его спутником. Именно оно и способствует появлению у него страха перед взрослым, облеченным властью. Такой подросток будет иметь проблемы в школе, ибо учителя - люди, перед которыми также надо отвечать (пусть даже на уроке на поставленный вопрос). И это вызывает у него уже знакомое ему чувство тревоги.
6. Постоянные скандалы в семье или развод. Любому ребенку для полноценного развития важна спокойная, доброжелательная обстановка. Жить в атмосфере конфликтов и выяснения отношений тяжело. И дети из таких семей зачастую не хотят идти домой, потому что могут попасть под горячую руку и навлечь на себя неприятности, которые они и так все время ожидают.
7. Неврозы или другие психические расстройства. Но в этом случае нужна и психологическая, и обязательно медицинская помощь.
Тревожный ребенок часто имеет заниженную самооценку. А следовательно, подросток не может показать себя с хорошей стороны, тем самым развивая в себе образ неудачника и неумехи. Он и сам верит в то, что ни на что не способен, легко смущается, когда на него обращают внимание. Стеснительность, зажатость, неверие в свои силы постепенно становятся неотъемлемыми чертами характера подростка, и их трудно преодолеть. К тому же, волнуясь, он не всегда может справиться со своими эмоциями. В результате страх берет верх, как бы парализуя ребенка. Иногда в такие моменты можно заметить неосознанное мышечное напряжение тела подростка или может возникнуть нервный тик.
Психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили следующие критерии определения тревожности у ребенка:
• постоянное беспокойство, даже когда оно необоснованно;
• трудность, а иногда и невозможность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания;
• мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
• повышенная раздражительность;
• легко расстраивается, часто не может сдержать слезы;
• нарушение сна: бессонница или прерывистый сон, возможны кошмары.
Обратите внимание на своего ребенка, если у него достаточно часто наблюдаются эти симптомы. А быть может, необходимо и обратиться к помощи психолога.
Сегодня все чаще говорят о подростковых неврозах. Это очень опасное заболевание. И опасность его кроется в отношении общества к психологическим проблемам личности. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Изучением причин возникновения невроза занимались различные психологи. И.П. Павлов и его школа установили, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:
1) при перегрузке процессов возбуждения;
2) при перегрузке процессов торможения;
3) при их «сшибке», т. е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.
Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузки процессов возбуждения.
Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы, лишением прогулок. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда вызывает агрессивность.
По механизму «сшибки» невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок любит своего новорожденного брата, но испытывает к нему неприязнь за то, что он отвлекает на себя внимание матери, или одновременно любит отца и ненавидит за то, что он уходит из семьи. Однако подобный срыв чаще происходит по вине родителей, когда ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным, когда один родитель разрешает то, за что другой наказывает.
Другой психолог - В.И. Гарбузов, занимаясь проблемой детских неврозов, пришел к твердому убеждению, что путь в невроз чаще всего начинается с подавления у ребенка его темперамента.
В процессе эволюции, в борьбе за выживание сформировались четыре врожденных типа приспособления, или темперамента - холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический темпераменты. Природа запрограммировала человека на определенный стиль поведения: мальчика - на мужской, девочку - на женский, и подобно тому, как, родившись мальчиком, человек должен прожить мужскую жизнь, ребенок должен воспитываться и жить в соответствии со своим темпераментом.
Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни или благополучию, в трудностях по достижению особо значимых целей, в жизненной борьбе, предписывая и обеспечивая свой, индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки темпераменту, он поступает противоестественно. Воспитание, период детства формируют характер или в согласии с темпераментом, или вопреки ему, что противоестественно.
Врожденным является не только темперамент, но и инстинкт самосохранения. Темперамент и инстинкт самосохранения взаимосвязаны. Человек флегматического темперамента медлителен, поэтому инстинкт самосохранения у него выражен сильнее, ему подобает быть осторожнее быстрого и расторопного сангвиника. У холерика, с его мощным потенциалом, которому сама природа определила роль исследователя и бесстрашного воина, инстинкт самосохранения ограничен. При подавлении темперамента природные связи нарушаются. В результате у холерика, например, инстинкт самосохранения обостряется, и холерик становится робким и осторожным. Однако робкий человек с темпераментом холерика - это уже не холерик, а дисгармоничная, нервная или трудная личность.
Чем более характер отклоняется от своей природной основы - темперамента, тем более темперамент подавляется характером, тем менее эффективно разрешаются трудности. В результате теряется такая черта характера, как мужественность. Ребенок с подавленным темпераментом закономерно терпит неудачи. Перестав быть мужественным, он теряет и уверенность в себе. А раз так, то обостряется инстинкт самосохранения. Ребенок становится все более робким, его обуревают сомнения, порождаемые неуверенностью в себе, тревожность превращается в черту характера, особенно сильно подавляющую темперамент, страхи возникают даже в тех случаях, когда бояться нечего. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Так формируется предневрозный характер - первый этап на пути к неврозу. Преобладание страхов, тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, педантичности, замкнутости или тревожной общительности свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном, рассудительном ребенке, у которого наблюдается предрасположенность к неврозу навязчивых состояний. Если в характере преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость и истеричность, то это - эгоист, вечно недовольный, капризный и невыносимо требовательный, постоянно брюзжащий, демонстративно-протестный ребенок, и в этом случае имеет место предрасположенность к истерическому неврозу.
В книге «Неврозы детей и психотерапия» А.И. Захаров приводит данные изучения семей с выраженными отклонениями в воспитании детей. Это прежде всего непоследовательное воспитание - постоянное чередование разных воспитательных отношений у одного и того же лица. Чем больше степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку со стороны членов семьи, тем более напряженна и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором, приводящим к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже иногда незначительных добавочных психотравм и соматической ослабленности. Среди форм невроза можно выделить самые распространенные.
Истерия - защитная реакция организма на психологическую вредность. Это бессознательная попытка разрешить жизненные трудности или конфликты путем ухода в болезнь. У больного истерией эти защитные реакции включаются независимо от его воли, как и рвота у съевшего недоброкачественную пищу. Поэтому необходимо помнить, что больной истерией не притворщик, что он сам страдает от своей болезни.
При неврастении неуверенность в себе, робость парализуют ребенка. Он пассивен и капитулирует перед трудностями, не пытаясь их преодолеть. Однако родители не только заставляют его учиться, но и требуют от него высокой успеваемости. И он выполняет задание с их помощью, под их диктовку, а на уроке молчит, будучи уверен, что ничего не знает, и тихо сообщает учительнице об этом. Потом он обреченно бредет домой, с поникшей головой выслушивает упреки родителей, покорно следует за ними к письменному столу, часами сидит за ним, - но все безуспешно. Он не ленится, он просто заранее не верит в успех, не доверяя своему уму и своим рукам. Всегда и во всем он уступает сверстникам и уныло стоит в уголке, когда они играют. Они ему кажутся сильными и умными. Он сдается без борьбы, не делает попытки защитить себя и, страдая, уступает в том, в чем не хотел бы уступить.
Невроз навязчивых состояний. При заболевании такой формой невроза все начинается со страхов. Тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, к педантичности, замкнутости или тревожной общительности в характере. У детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, обострен инстинкт самосохранения. И у них, как и при неврастении, неосознаваемая недооценка себя, а потому мучительная неуверенность в себе. Страх болезни, смерти, несчастья, мыслимых и немыслимых угроз изматывает их. Такие дети несколько раз перепроверят, чтобы ничего не забыть, не допустить ошибки, они перестраховщики. Из страха перед ошибкой, наказанием они выполнят все, что задано, выполнят скрупулезно, пунктуально. Их никогда не наказывали, но запугали тревожным или сверхсоциальным воспитанием так, что они панически боятся наказания за каждую ошибку. Однако пунктуальность требует времени, и такие дети не успевают. Они много раз себя перепроверяют и все равно тревожатся: а вдруг что-нибудь упустили.
IV. Обсуждение возможностей родителей по сохранению психического здоровья подростков
Классный руководитель. Ив заключение предлагаем вам притчу, которая отражает весь наш сегодняшний разговор о выпускниках.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих, в нашем воспитании, а вернее, в ошибках в нем. Давайте же пожелаем друг другу, чтобы в душе воцарился мир и комфорт. Самые главные слова, которые мы можем донести до наших детей: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем!»
V. Принятие решения собрания. Подведение его итогов
Классный руководитель. Итак, уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что наша встреча не пройдет бесследно, а нашим выпускникам мы поможем вовремя справиться с трудностями и жить в полной гармонии с самим собой и окружающим миром! (Родителям выдаются памятки.)
Памятка для родителей
Как себя вести, если ребенок тревожен?
1. Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Он должен поверить в свои силы. Найдите для подростка такое дело (кружок, секцию), где он сможет почувствовать и реально увидеть свои достижения. Научите подростка оценивать свои результаты с собственной позиции, ведь мнение даже самого близкого человека всегда субъективно.
2. Говорите добрые слова о своем ребенке при ваших и его друзьях. Это повысит его самооценку. А подростку важно быть привлекательным в глазах других.
3. Научите подростка представлять и формулировать свои цели позитивно. А перед тем как что-то сделать, вспомнить похожее дело, которое уже завершилось успешно. Это настроит его на более оптимистичный лад.
4. Все родители знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. И тем не менее многие из них допускают эту ошибку. В результате ребенок чувствует себя еще более несчастным. Сравнивайте только достижения самого ребенка с его же результатами прошлого периода. Представьте, что ваш сын пишет с большим количеством ошибок. И в одном и том же случае можно сказать так: «Опять у тебя больше 10 ошибок. Иван - и тот меньше сделал» и так: «Сегодня ты написал диктант немного лучше, сделал на 2 ошибки меньше. Еще чуть- чуть - и сможешь получишь хорошую оценку». Во втором случае вы избежите унизительного сравнения сына с другом и зародите в нем надежду, что он сам может выправить ситуацию.
5. Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Пусть ваших «нельзя» будет мало, но значимых, чем по каждому поводу и без ребенок будет слышать бесконечное «не...» и нравоучения.
6. Старайтесь предъявлять к подростку требования, исходя из его способностей и возможностей, такие, которые он в силах выполнить. Если ребенок будет не в силах выполнить ваши пожелания, то неудачи будут преследовать его, и он потеряет веру в себя. А бесконечные его извинения перед вами лишь увеличат чувство вины. Все это не будет способствовать развитию его жизненного и творческого потенциала. Более того, он может усомниться в вашей любви к нему, потому как «не соответствует придуманному вами идеалу». А подростку порой так не хватает уверенности в вашей любви к нему вне зависимости от его достижений.
7. Научите подростка снимать мышечное напряжение релаксационными упражнениями (лучше всего делайте эти упражнения вместе с ребенком) или с помощью расслабляющих ванн. Периодически проводите ему курсы общеукрепляющего массажа.
8. Будьте примером для своего ребенка - образцом спокойствия и рассудительности.
9. Покажите подростку варианты контролирования поведения и эмоций в различных ситуациях. Потренируйте ребенка в управлении самим собой.
10. Для некоторых дел можно придумать ритуал. Совершая его, подросток будет успокаиваться и верить в хорошее завершение начатого дела. Другим способом может стать наличие своеобразного талисмана. Пока он с ребенком, он может контролировать свои эмоции и страхи.
11. Поддерживайте своего ребенка и верьте в него.
Что можно сделать, чтобы снизить уровень конфликтности между родителями и детьми?
1. Прежде чем ругать и обвинять ребенка в содеянном, выясните причину, по которой он поступил именно так. Мы уже говорили о том, что подростки недальновидны и не представляют последствия своих поступков. Поэтому сначала лучше разобраться в проблеме, а затем - обсудить все варианты и перспективы развития ситуации при том или ином выборе решений. Научите детей просчитывать свои шаги.
2. Постарайтесь избегать при общении с ребенком слов типа «лжец», «эгоист» и пр. Лучше говорите о поступке, а не о самом ребенке. Фраза «Ты не подумал, как следует» куда более перспективна для общения, чем брошенное обвинение: «У тебя голова тупая - нет ни единой мысли».
3. Не стесняйтесь проявлений любви и нежности. Это научит ваших детей относиться к другим с любовью и правильно выражать это чувство. Помните, что наказание должно быть адекватно проступку. Находите компромиссы при разрешении сложных ситуаций, ведь у трудных подростков обычно независимый и сильный характер. Поэтому прямое давление на них может привести к обратному результату.
4. Найдите время для общения с подростком. Пусть это будут всего полчаса перед сном, но зато полчаса искренней и теплой беседы. Интересуйтесь проблемами своего ребенка, не забывая при этом рассказывать и о своих делах. Иначе это будет однобокое общение, воспринимаемое ребенком как контроль с вашей стороны.
5. Заботясь о своем ребенке, помните, что он вырастает. Не переводите эту заботу в контроль над делами подростка. Ведь в его личную жизнь можно вмешиваться только с его согласия.
6. Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции и не вымещать зло, которое вам причинили другие, на своем ребенке. Несправедливое отношение к подростку может вызвать его озлобленность и протест.
7. Еще в доподростковом возрасте обозначьте для ребенка границы дозволенного и недозволенного. Это сделает его более уравновешенным. Если не добились этого вовремя, постарайтесь быть последовательными в своих требованиях.
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!