Цели: способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером; предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью обучающихся.
Форма проведения: педагогический ринг.
Участники: классный руководитель, родители обучающихся, учитель информатики, педагог-психолог.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога.
3. Выступление учителя информатики.
4. Практическая часть.
5. Итоги родительского собрания.
Подготовительная работа:
Подготовка памяток для родителей «Компьютер в жизни школьника».
Памятка
1. Ваш ребенок должен быть за компьютером не более 4 часов в день.
2. Покупайте ему диски с образовательными программами.
3. Следите за тем, какие темы интересуют Вашего ребенка в информационном пространстве.
4. Просматривайте игры, в которые играет Ваш ребенок.
5. Знайте, что зачастую с помощью Интернета молодежь заманивают в различные секты.
6. Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернета, вместе с ребенком.
7. Не отмахивайтесь от его предложений «показать что-то интересное».
8. Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.
I. Вступительное слово классного руководителя.
- Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством, как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т. д.
Современный ребенок рано осваивает компьютер, и из игровой приставки компьютер постепенно превращается в незаменимого помощника и источник информации. Это открывает новые возможности в обучении и развитии, что весьма полезно для школьника. Можно делать домашние задания, удобно вести исследовательскую работу, просматривая различные энциклопедии в Интернете, пользоваться обучающими программами, смотреть познавательные фильмы. Также очень удобен для школьника Интернет. Можно в любом месте в любое время дня и ночи найти интересующую вас информацию за считанные секунды. В Интернете возможно найти единомышленников или поделиться своими идеями и проектами. Можно просто «сидеть на сайте» какой-то энциклопедии, познавая окружающий нас мир.
Компьютер изменил понятие детей об отдыхе. Большинство подростков теперь предпочитают отдыхать за компьютером.
Конечно, в первую очередь это игры. Игры в основном без пользы убивают время, хотя некоторые из них даже полезны. Логические, познавательные или игры-стратегии помогут неплохо развить смекалку, при этом активизируя мышление. Даже игры типа «бродилок», «стрелялок», например, помогут развить командный дух. Так как ученикам младшей, да и старшей школы больше по душе посидеть пару часов за игрой, чем выполнить задание по какому-либо уроку, то все это должно быть в меру и контролироваться родителями. Помимо игр отдохнуть можно за просмотром фильмов, прослушиванием музыки, чтением электронных книг и энциклопедий или просто общаться по Сети с друзьями. Также можно найти себе хобби, например можно пробовать создавать музыкальные композиции, клипы, рисовать и многое другое.
Компьютер изменил не только игры, но и общение подростков. Оно стало виртуальным. Сидя на диване, можно общаться с друзьями в любой точке земного шара. Хорошо это или плохо?
Давайте познакомимся с мнением школьников, использующих компьютер в своей повседневной жизни.
Марина С. (ученица 9 класса):
- Очень помогает подготовиться по литературе. Не нужно читать произведения, в Интернете все есть в кратком пересказе, или можно фильм посмотреть.
Алексей (8 класс):
- Без компа не могу, переводы по английскому языку можно сделать за 10 минут и готовые домашние задания можно скачать.
Андрей (9 класс):
- С помощью Интернета делаю все рефераты, иногда нахожу сочинения. Прочтешь и понимаешь, как самому нужно писать.
Таня (8 класс):
- Да компьютер не только в школьных делах помогает. Вот я недавно в больнице лежала, а там карантин, никого не пускают, только Интернет и спасал: и от школы не отстала, так как дистанционно занималась.
Никита (9 класс):
- Да без компа я вообще жить не могу, в Интернете проходит вся моя жизнь. И уроки делаю, и общаюсь с друзьями, и играю.
Богдан (9 класс):
- А я с помощью специальных компьютерных программ готовлюсь к экзаменам. Использую демоверсии, чтобы «натаскать» себя на тестовых заданиях.
Итак, использование компьютера полезно в меру. И результат зависит только от человека. Новые технологии всегда будут помогать познавать наш мир.
Полезность компьютера и Интернета очевидна, но, как и у всего, есть обратная сторона медали. Педагог-психолог познакомит нас с понятием «компьютерная зависимость».
2. Выступление педагога-психолога.
- Компьютерная зависимость - некая форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестоком мире подростку кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход в этой ситуации.
Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.
Признаки компьютерной зависимости.
• Соматические признаки: сухость глаз, запоры, отсутствие аппетита, неряшливость, боли в животе, головные боли, сонливость и утомляемость.
• Психические признаки:
- возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке;
- отсутствие контроля за временем в процессе игры;
- неуклонное стремление увеличивать время игры;
- при невозможности поиграть возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия;
- использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
- проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или педагогами.
Причины захвата компьютером личности ребенка.
Первая и самая главная причина - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен к саморегуляции своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», чаще всего что-то делает, не думая о последствиях.
Покупка маленькому ребенку дорогостоящей игрушки - компьютера - часто связана с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности; ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, подросток попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, спрятавшись в укромном уголочке от лишних проблем и забот, чтобы не участвовать в страшном мире взрослых.
Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия. Ребенка не научили советоваться, а значит, слушать, но самое главное - слышать рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростком возрасте - подросток не слышит и не воспринимает указания взрослых.
В компьютерную зависимость чаще всего попадают неуверенные в себе дети, с низкой самооценкой, нецелеустремленные, зависимые от мнения окружающих, замкнутые, малообщительные, которые в жизни имеют малый круг общения и друзей.
Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг - все это приводит к компьютерной зависимости подростка.
Негативные последствия компьютерных игр:
- проблемы в учебе (снижается успеваемость);
- проблемы со здоровьем (деформация позвоночника, сколиоз, нагрузка на глаза - «сажается» зрение, спазмы мускулатуры лица, головные боли);
- личностные изменения человека - замкнутость, тревожность, жестокость, агрессивное поведение. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийства, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания;
- приобретение психологических трудностей в общении, во взаимопонимании как со сверстниками, так и со взрослыми;
- малая приспособленность к жизни в реальном мире, инфантильный стиль отношения к проблемам;
- негативное воздействие на детскую психику.
Сегодня многие медицинские специалисты считают, что компьютерная зависимость должна быть включена в официальный список психических отклонений.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?
Познакомить его с временными нормами для школьников. Знакомство с компьютером начинать с 5-6 лет - 10-15 минут. В начальном звене школы - до 20 минут.
В среднем звене - до 30 минут.
В старшем звене - до 40 минут.
В начальной школе компьютерные игры должны носить не развлекательный, а развивающий характер, расширяя кругозор ребенка.
Играйте вместе с ребенком в настольные и другие игры (шахматы, шашки, лото, пазлы, конструкторы).
Культивируйте семейное чтение. Проблема наших детей в том, что они не читают самостоятельно художественную литературу.
Приучайте ребенка к труду, в любом возрасте у него должны быть домашние обязанности.
У ребенка должна быть разнообразная занятость свободного времени. Оптимальный вариант, когда Вашему ученику остается очень мало времени на компьютерные игры, так как он должен заниматься в спортивных секциях, школьных кружках, посещать музыкальную школу, принимать активное участие в школьных мероприятиях.
Используйте программные средства блокировки, фильтры для нежелательного просмотра материала, рекламы.
Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет. Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем номере телефона или домашнем адресе. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру Вашей кредитной карты или банковским данным.
Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих проблем, конфликтов. Контролируйте общение ребенка на сайтах.
Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли она какую-то опасную информацию? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения?
Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми от курения, алкоголя, телевизора, Интернета. Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребенка.
3. Выступление учителя информатики.
Учитель информатики рассказывает родителям об учебных программах, показывает то, чем ученики занимаются на его уроках. Вручает родителям памятки.
4. Практическая часть.
Диспут для родителей.
1. Боитесь ли Вы общения Вашего ребенка с компьютером? Почему?
2. Изменилось ли поведение Вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с компьютером? В чем это выражается?
3. Как Вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
4. Посещает ли Ваш ребенок компьютерный клуб?
5. Вызывает ли у Вас тревогу увлечение компьютерными играми и виртуальное общение в Интернете?
6. Являетесь ли Вы пользователем ПК? С какой целью вы его используете?
7. Чувствуете ли Вы собственную зависимость от компьютера?
8. Считаете ли Вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках по различным предметам?
5. Итоги родительского собрания.
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Нет комментариев. Ваш будет первым!