Дата проведения: III учебная четверть.
Форма проведения: круглый стол.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: формировать представление о возможности творческого подхода к учебной деятельности у учащихся 1 класса.
Задачи: проанализировать возрастные особенности первоклассников, обусловливающие возникновение творческого отношения к учебной деятельности; выявить индивидуальные особенности учащихся класса с целью подтверждения наличия творческого потенциала; оказать помощь родителям в осуществлении формирования у учащихся творческого отношения к учебной деятельности.
I. Подготовительный этап
Классный руководитель в период подготовки к родительскому собранию анализирует работы учащихся по учебным предметам, ученические портфолио. Непосредственно перед проведением родительского собрания классному руководителю нужно провести следующую работу:
1. Совместно со школьным психологом провести тестирование на выявление творческого потенциала учащихся класса и уровня их работоспособности.
2. Организовать выполнение учащимися творческих работ по русскому языку в виде сочинения на предложенную тему.
3. Организовать выполнение учащимися творческих работ по предметам: изобразительное искусство, художественный труд, ознакомление с окружающим миром.
4. Продумать оформление аудитории для проведения родительского собрания.
5. Подготовить материалы для проведения педагогического всеобуча для родителей по теме «Творческое мышление учащихся- первоклассников».
6. Продумать материал для изучения рефлексии родителей по окончании родительского собрания.
II. Организационный этап
Сообщение родителям темы и цели родительского собрания, хода проведения и регламента.
Знакомство родителей с присутствующими на собрании гостями: школьным психологом, учителем изобразительного искусства и художественного труда. Желательно присутствие на этом родительском собрании представителя какого-либо учреждения дополнительного образования детей.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Цель данного этапа родительского собрания - ознакомить родителей с таким терминами, как «креативность», «творчество», «тип нервной системы», показать суть использования данных терминов в работе с учащимися 1 класса.
Классный руководитель. Творчество - это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты.
Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности - творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.
Учащиеся первого класса при поступлении в школу должны уметь следовать ряду инструкций, предлагаемыми им учителем. Но наряду с этим следует помнить, что креативный потенциал даже 7-летнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но необходимо не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, творческий потенциал сам по себе не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем. Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих первоклассников следовать девизу «Инициатива не наказуема». Конечно, процесс творчества в учебной деятельности первоклассникам труднее освоить, чем в любой другой деятельности. Но, тем не менее, создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в 1 классе, иначе инициатива не возникнет, а только загубится в последующие годы обучения в школе. Даже такие простые предложения со стороны взрослого, как ниже перечисленные, смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:
1. Попробуй по-другому ответить на этот вопрос.
2. Попробуй решить задачу другим способом.
3. Выучи еще какое-нибудь стихотворение этого автора.
4. Дополни выученное тобой правило своим примером.
На первых этапах обучения важно выявить наличие креативности у учащихся класса, чтобы знать, насколько творчески может в целом класс подойти к выполнению какого-либо предложенного задания.
Чаще всего таких детей можно заметить в ходе обычных педагогических наблюдений. Эти дети имеют свое мнение, они равнодушны к внешней оценке, очень независимы, самодостаточны.
Школьный психолог провел исследование детей класса для выявления творческой одаренности учащихся. Сообщение школьного психолога о результатах диагностики учащихся класса с использованием теста креативности Торранса (приложение 1).
Классному руководителю можно завершить выступление школьного психолога по данному вопросу сообщением общих результатов класса в процентном отношении, т. е. беглостью или продуктивностью мышления обладают 8 (к примеру) учащихся класса, что составляет 33% (к примеру) от общего количества класса и так далее по каждому критерию, обозначенному в интерпретациях теста.
Выступление психолога продолжается сообщением о диагностике индивидуально-типологических особенностей учащихся класса по теппинг-тесту Ильина (приложение 2).
Классный руководитель. Темп работы - уровень работоспособности - тоже может оказывать влияние на процесс творческого мышления, так как по уровню работоспособности определяются наклонности ребенка, его индивидуальные возможности. Хотя медленный, средний или высокий темп работы не всегда обуславливают возникновение, формирование и развитие творческого потенциала в ребенке.
Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий характер зависит от влияния родителей и других взрослых в школе и дома. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка даже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери - больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Восприятие новых идей и радость собственных достижений дают и ребенку прямой и убедительный пример. Родители должны учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребенке наибольшую развитость одного полушария мозга (левое отвечает за рационально-логические процессы, правое - за интуицию). Ученые доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, т. е. процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга. Родителям можно воспользоваться следующими рекомендациями, разработанными Дэвидом Льюисом. Он составил список утверждений, вытекающих из материала по изучению опыта семей, где имеются одаренные дети. Эти утверждения показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития. Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребенка личностью, желающим воспитать в ребенке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребенка рекомендации.
Желательно, чтобы у каждого из родителей, присутствующих на собрании, был текст данных утверждений.
1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребенку.
18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
25. Я учу ребенка свободно общаться с людьми любого возраста.
26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
29. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
30. Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.
31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
33. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
34. Я помогаю ребенку быть личностью.
35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
37. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
38. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.
Дэвид Льюис считает, что родителям полезно ознакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если они согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.
Чтобы тревоги уменьшить, можно воспользоваться ответами Кэрола Тэкэкса, профессора университета г. Кливленда:
1. Не ограничивать ребенка школьными рамками, развивать его интересы и ставить перед ним новые, увлекательные задачи.
2. Следует уделять специальное внимание проблеме развития и воспитания.
3. Постараться посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, его интересами и занятиями. Это поможет выбрать те направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы.
4. Учитывайте способности, возможности и индивидуальность ребенка.
IV. Выступление представителя учреждения дополнительного образования
Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и в развитие детей в частности.
Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестает быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть оттого, как она может адекватно оценивать свои возможности и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний стимул к движению вперед. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования (УДО), способствующие развитию у школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными умениями ребенка.
Выступление педагога учреждения дополнительного образования может быть построено по плану:
1. Рассказ об учреждении, представителем которого является данный педагог.
2. Ознакомление родителей с возможностями учреждения дополнительного образования: перечень кружков, секций, студий, режим их работы.
3. Реализацию каких возможностей и способностей может предложить УДО.
4. Демонстрация достижений УДО путем показа наиболее удачно выполненных детьми работ, выставка работ педагогов, выступление воспитанников.
5. Обмен информацией родителями и педагогом УДО.
V. Изучение мнения родителей по теме родительского собрания
Классный руководитель должен попытаться в устной форме организовать обсуждение по следующим вопросам:
1. Понятна ли вам необходимость рассмотрения темы «Инициатива не наказуема» именно на этапе первого года обучения детей в школе?
2. Изменилось ли мнение кого-либо из родителей об актуальности данной темы после ряда выступлений присутствующих на собрании педагогов?
3. Что хочется уточнить по теме родительского собрания?
4. Вы согласны принять к сведению данные на собрании рекомендации по созданию условий для развития творческой активности детей?
5. Знаете ли вы свои собственные способности?
Классный руководитель. Важным является изучение
творческого мышления и наставников детей, т. е. педагогов и родителей. У педагогов с высоким творческим потенциалом ученики добиваются хороших результатов в учебе. Если же преподаватель не проявляет своих творческих способностей, то даже творчески одаренные ученики не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Эти требования предъявляются и к родителям. Поэтому, давайте попробуем оценить себя (приложение 3).
VI. Подведение итогов родительского собрания
Классному руководителю на этом этапе нужно провести экспресс- проверку результатов анкетирования родителей, сообщить о творческом потенциале коллектива детей и родительского коллектива.
Примерное решение родительского собрания может быть следующим:
1. Помочь детям определить направления своего развития и осуществить запись в учреждения дополнительного образования.
2. Организовать в классе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей на учебных занятиях. Это могут быть предметные недели, организации конкурсов чтецов, художников, юных поэтов и писателей.
3. Поддерживать инициативу детей к творчеству в школе и дома.
4. Провести в классе конкурс по демонстрации достижений учащихся.
Классным руководителям предлагаются тесты, которые помогут Дополнить сведения о наличии творческого потенциала у учащихся класса, полученные в период подготовки к родительскому собранию (приложения 4, 5, 6).
Тест Креативности Торранса
Мы приводим краткий вариант теста, его фигурную форму. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Это второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Подготовка к тестированию
Перед тестированием экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - 15-35 человек, т. е. не более одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста - 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов для тестирования необходимо отвести 15-20 минут.
При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:
«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».
Инструкции к тестовым заданиям
После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:
«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.
Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его плодотворно использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки».
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой. На выполнение этого задания отводится 10 минут. (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста).
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но на основе каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».
Если дети не задают после инструкции вопросов, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.
Измерения и обработка результатов
Важным условием высокой надежности результатов теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
Процедуры измерения
1. Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торранса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.
2. Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами;
3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.
Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.
Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.
Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.
Проверка надежности измерений
Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20-40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени.
Указатель оценки теста. В указатель включены данные, полученные на 500 учащихся школ Москвы в 1994 году. Возраст испытуемых - от 6 до 17 лет.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «Х1», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6-10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
- цвет, если он дополняет основную идею ответа;
- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
- тени, объем, цвет;
- украшение, если оно имеет смысл само по себе;
- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
- поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.
Стимульный материал
Фамилия ______ Имя __________ Дата ___________
Закончи рисунок.
Ниже нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу.
Ниже приведены три примера подсчета баллов за разработанность ответов. Следует их внимательно изучить.
СПИСОК 1. Напомним, что ответы, не указанные в списке 1, получают оценку по оригинальности 2 балла как нестандартные и встречающиеся реже чем в 2% случаев. Категория этих ответов определяется по списку 2. Ответы на задание с указанием номеров категории и оценок по оригинальности.
Фигура 1
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча. (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце («любовь»), (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.
Фигура 2
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.
Фигура 3
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.
Фигура 4
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Кот; кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица; гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъестественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.
Фигура 5
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.
Фигура 6
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.
Фигура 7
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ. (62) Серп.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека.
(36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат. (60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.
Фигура 9
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.
Фигура 10
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья.
(37) Лицо человека. (4) Лиса.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек, фигура.
СПИСОК 2. Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями категории.
(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
(3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
(1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
(20) Бельевая веревка, шнур.
(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
(7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
(39) Воздушный змей.
(33) Географические объекты: берец волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес.
(34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
(24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
(64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, -эстакада.
(4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
(5) Животное: следы.
(53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор.
(65) Зонтик.
(63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
(62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
(46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал.
(68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
(50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
(9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.
(12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток.
(54) Космос: космонавт.
(16) Костер, огонь.
(23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
(40) Лестница: приставная, стремянка, трап.
(2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник.
(32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
(43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.
(44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
(6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
(59) Наземный транспорт - см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.
(38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.
(35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце.
(21) Облако, туча: разные виды и формы.
(30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
(19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
(67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит.
(48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.
(29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
(66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
(36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка.
(8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок.
(26) Развлечения: певец, танцор, циркач.
(47) Растения: заросли, кустарник, трава.
(27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
(58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, Баба-яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
(42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
(60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.
(52) Снеговик.
(57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела».
(55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
(13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.
(15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
(14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
(17) Тростники изделия из него.
(51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
(31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
(28) Цветок: маргаритка; кактус, подсолнух, роза, тюльпан.
(45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки.
(61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
(37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик.
(56) Человек из палочек: см. «Человек».
(10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.
Интерпретация результатов тестирования
Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники - от 8 до 10 заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5) встречается чаще всего у подростков (5-8 классы).
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости оттого, как это качество проявляется.
В таблице 1 показаны средние результаты КТТМ у учащихся 1_2 классов.
Таблица 1
Классы |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
1-2 |
9,0(1,2) |
7,5(1,7) |
10,3 (2,9) |
22,4 (8,8) |
Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торранса (табл. 2). В скобках в таблице указаны показатели стандартного отклонения.
Первая цифра - номер категории, вторая - баллы за оригинальность, третья - баллы за разработанность.
В таблице 2 - преобразование «сырых» показателей в Т-шкалу.
Таблица 2
Т-шкала |
Баллы по оригинальности |
Баллы по разработанности |
1-3 классы |
1-2 классы |
|
100 |
- |
66 |
95 |
|
62 |
90 |
|
58 |
85 |
20 |
54 |
80 |
19 |
49 |
75 |
18 |
45 |
70 |
16 |
40 |
65 |
15 |
35 |
60 |
13 |
31 |
55 |
12 |
26 |
50 |
10 |
22 |
45 |
9 |
18 |
40 |
7 |
14 |
35 |
6 |
10 |
30 |
4 |
5 |
25 |
2 |
1 |
20 |
1 |
- |
Значения по Т-шкале 50+10 соответствуют возрастной норме.
Пример обработки заданий:
Первая цифра - номер категории, вторая - баллы за оригинальность, третья - баллы за разработанность.
Теппинг – тест Ильина
Теппинг-тест рассчитан на диагностику индивидуально-типологических особенностей учащихся: темп и работоспособность.
Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.
Важно:
1. В точности соблюсти размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Объяснить ребенку, что прямоугольник заполняется в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.
3. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
4. На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.
Инструкция
Классный руководитель. Перед каждым из вас лист с пронумерованными квадратами. Сейчас вы будете стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинаем работать - стучать - по команде «Начали!» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом, напоминаю, по команде «Дальше!» переходим к следующему квадрату. Наша задача поставить в квадрате как можно больше точек. Итак, все готовы? Начали!
Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество точек для б квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на б).
Определение работоспособности
Составьте график работоспособности, используя точки, расставленные в квадратах, и предложенную форму графического представления результатов теппинг-теста.
Напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено.
Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности.
1. Сильный тип. Темп (количеств точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и (или) 3, а затем постепенно снижается.
2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.
3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).
4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.
Обработка результатов
Для детей 7-12 лет количество точек составляет:
20 точек и меньше - медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек - средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше - высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Тест «Каков ваш творческий потенциал»
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современная система обучения и воспитания может быть улучшена?
а) да;
б) нет, она и так достаточно хороша;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы незначительно.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой вы работаете?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть очень важную роль и сможете что-то принципиально изменить в системе непрерывного образования?
а) да, наверное;
б) это мало вероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринимать какое-то действие, думаете ли вы, что осуществляете свое начинание, способствующее улучшению положения дел?
а) да;
б) часто думаю, но не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением дидактики как науки об обучении?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) нет, все, что мне известно пока из этой науки, меня не привлекает;
в) все зависит от целей изучения этой науки.
7. Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом? Испытываете ли вы желание добиться в нем успеха?
а) да;
б) удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня;
в) нет, так как знаю, что успеха достигнуть невозможно.
8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все теоретические положения, которые могут помочь решить проблему?
а) да;
б) нет, достаточно знаний первого опыта;
в) нет.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, продолжая начатое;
б) махнете рукой на затею;
в) продолжаете делать свое дело.
10. По-вашему профессию надо выбирать исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) значимости и нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она дает.
11. Путешествуя, могли бы вы легко пройти по маршруту, который однажды пройден?
а) да;
б) нет;
в) да, но только в той местности, которая мне понравилась.
12. Сразу после беседа сможете ли вы вспомнить все, что говорили?
а) да, без труда;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспомнить не смогу.
13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений;
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) поразмыслить наедине;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, вы все равно решаете свою проблему.
15. Вы занимаетесь подготовкой доклада (сообщения). Решаете прекратить это занятие только, если:
а) дело закончено и, кажется вам отлично выполненным;
б) вы более или менее довольны;
в) вам не все удалось сделать, но есть еще и другие дела.
16. Когда вы одни, то:
а) любите почитать книгу любимого писателя;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) решаете проблему, связанную с вашей работой.
17. Если какая-то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:
а) независимо оттого, где и с кем вы находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет сильным.
Ключ к тесту:
За ответы «а» - 3 балла.
За ответы «б» - 1 балл.
За ответы «в» - 2 балла.
Вопросы 1,6,7,8 - определяют границу вашей любознательности.
Вопросы 2,3,4,5 - веру в себя.
Вопросы 9 и 15 - постоянство.
Вопрос 10 - амбициозность.
Вопросы 12 и 13 - слуховую память.
Вопрос 11 - зрительную память.
Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым.
Вопросы 16,17 - способность абстрагироваться.
Вопрос 18 - способность сосредотачиваться.
Эти вопросы и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала.
Интерпретация результатов теста
49 и более баллов. В вас заложен творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле можете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом вы и решите проблему.
Изучение гибкости построения графического образа
В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 г. предложен американским психологом Е.П. Торренсом. Тест предназначен для детей от 5 до 9 лет.
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по 8 штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги (см. образец бланка ниже).
Инструкция ребенку
«Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок...»
Время выполнения задания 15-20 минут (в зависимости от общего уровня развития детей).
Главный показатель творческого мышления - количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их, мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по нижеприведенной таблице, где представлены данные для возрастов: 6 лет и 8 лет. К примеру, ребенок 8 лет на основе кругов нарисовал: солнышко; три изображения лица (фас); голову в профиль; снеговика и зайца, где круг играет роль туловища, и машину, где круги - колеса; цифру «девять». Таким образом, ребенок нарисовал 9 рисунков, но количество изображенных тем всего 5. Такой показатель для этого возраста свидетельствует о низком уровне развития гибкости.
Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов
Уровень развития способности |
Возраст |
|
б лет |
8 лет |
|
Высокий |
5 и более |
8 и более |
Средний |
3-4 |
6-7 |
Низкий |
1-2 |
1-5 |
Примерный бланк для изучения гибкости построения графического образа
Изучение гибкости при создании слов
Задание предназначается для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Дается слово «электростанция». Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания - 5 минут. Два раза одну и ту же букву использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова.
Для оценки гибкости мы подсчитываем количество верно составленных слов, показатели творческой способности рассчитаны на возраст 8-9 лет.
Высокий уровень развития способности - 9 слов и более.
Средний уровень - 7-8 слов.
Низкий уровень - 6 слов и менее.
Изучение речевых творческих способностей на уроках русского языка
Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственных, однокоренных слова. Время выполнения заданий теста: задание 1 - 5 минут; задание 2-5 минут; задание 3 - 5 минут; задание 4-20 минут. Общее время выполнения теста составляет 35 минут. Проводится с группой детей.
Детям предлагаются следующие задания.
Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: адрес, салют...
Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова пилка.
Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег.
Задание №4. Составить и записать окончание сказки:
«Жил был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.
Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор...»
Оценка результатов теста
В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова.
В четвертом задании ответ ребенка оценивается по пятибалльной шкале.
1 балл - ребенок отказался от выполнения задания.
2 балла - не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.
3 балла - написано хотя бы одно целое, законченное предложение.
4 балла - написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.
5 баллов - написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и выводы.
Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту.
Определить его значение можно по следующей таблице:
Таблица интерпретации результатов теста
Высокий уровень развития |
13 баллов и более |
Умеренно высокий уровень |
11-12 баллов |
Средний уровень развития |
10 баллов |
Умеренно низкий уровень развития |
8-9 баллов |
Низкий уровень развития |
7 баллов и менее |
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!