Дата проведены: I-II учебные четверти.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1 час.
Цель: ознакомить родителей учащихся 1 класса с гигиеническими нормативами продолжительности основных видов деятельности школьников.
Задачи: способствовать формированию понимания необходимости совместной деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья школьников; способствовать формированию правильного отношения родителей и учащихся к соблюдению гигиенических норм учебных школьных занятий.
I. Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в проведении следующих мероприятий:
- информирование родителей о дате, теме родительского собрания;
- подготовка документов санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- подготовка информации для проведения педагогического всеобуча с целью понимания необходимости соблюдения гигиенических норм учебных занятий.
II. Организационный этап
Собравшимся родителям сообщается тема собрания, цель его проведения.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Чтобы понять необходимость вводимых на государственном уровне гигиенических норм учебных занятий, необходимость соблюдения этих норм, нужно вникнуть в суть проблемы. Почему государственные санитарно-гигиенические службы волнует вопрос организации безопасного для здоровья школьников учебного процесса?
Состояние здоровья детей, подростков и молодежи катастрофично: 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. В.Ф. Базарный отмечает, что «главный похититель здоровья наших детей, главный и скрытый виновник нашей нынешней демографической трагедии - система образования детей, прежде всего - школа». Здоровье может либо формироваться и развиваться, либо расстраиваться и утрачиваться в процессе воспитания человека в семье, в детском саду и в школе.
Сейчас большинство детей уже рождаются ослабленными, в школу они приходят еще более ослабленными, с массой недугов и болезней. Неблагополучие и трагедии семейного плана, ухудшение экологии среды, несбалансированное питание, ранние вредные привычки приводят к ухудшению физического, психического и духовно- нравственного здоровья школьников. И в результате действия этих факторов возникают проблемы, обнаруживающие себя в учебном процессе - слабая мотивация учения, низкая учебная дисциплина, частые пропуски уроков учениками из-за болезни, нервно-психическое переутомление учащихся. Родители могут и должны требовать, чтобы образовательное учреждение регулярно отчитывалось перед ними о состоянии здоровья их детей. Но они также должны стать и инициаторами внедрения таких новых форм работы, которые бы позволили проследить начальные и конечные результаты сбережения и укрепления здоровья. Поэтому нужна совместная деятельность педагогов и родителей учащихся.
Но прежде всего родители должны быть ознакомлены с нормативными документами, соблюдение требований которых позволяет формировать начальный этап по здоровьесбережению учащихся.
Вот некоторые из них:
1. В соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя при 35-минутной продолжительности уроков.
2. Допустимая недельная нагрузка 20 часов.
3. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебные недели.
По данным книги «Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе» под редакцией Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня в 1 классе выглядят следующим образом:
Класс |
Продуктивные уроки |
Непродуктивные уроки |
1-2 |
1(↑),2(↓),4(↓) |
3 (↑) |
Примечание: стрелки после цифр означают падение (↓) или рост (↑) работоспособности учащегося на соответствующем уроке. Так, выражение «1 (↑)» означает, что работоспособность учащегося на первом уроке возрастет от его начала к концу. Выражение «2 (↓)» означает, работоспособность учащегося на втором уроке падает от его начала к концу, и вслед за этим идет урок «3 (↓)» - непродуктивный, но работоспособность учащегося на этом уроке возрастает от его начала к концу.
Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели
1 |
Благоприятные дни |
Неблагоприятные дни |
1-4 |
Вторник, среда, четверг |
Понедельник, пятница, суббота |
Оптимальная длительность использования технических средств обучения на уроке в 1 классе: просмотр кинофильма, кинофрагмента - 15-20 минут, просмотр телепредачи, видеофильма - 15 минут.
Научными исследованиями установлено, что наиболее эффективная продолжительность выполнения домашних заданий (общее время подготовки домашних заданий) для учащихся 1 класса составляет 45-60 минут. Домашние задания задаются только со второго полугодия.
Кроме перечисленных требований родители должны быть ознакомлены и с информацией, которая позволит понять принципы составления учебного расписания по дням недели и расположение уроков в течение дня.
Современными учеными доказано, что умственная работоспособность у детей младшего школьного возраста наиболее оптимальна в период 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материла при наименьших психофизиологических затратах организма.
При составлении учебного расписания заместитель директора по учебной работе пользуется таблицей И.Г. Сивкова, в которой трудности каждого предмета ранжируются в баллах.
Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 |
Иностранный язык | 10 |
История | 8 |
Литературное чтение, русский язык, ИВТ | 7 |
Естествознание | 6 |
Физкультура | 5 |
ОБЖ | 4 |
Рисование | 2 |
Музыка | 1 |
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходится на вторник и четверг, в то время как среда должна быть несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
IV. Обсуждение темы «Может ли соблюдение санитарно-гигиенических правил оказать влияние на сохранение и укрепление здоровья первоклассников»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятны ли вам гигиенические нормы, предъявляемые к учебной деятельности?
2. Согласны ли родители с мнением о соблюдении перечисленных правил?
3. Соблюдаются ли перечисленные нормы и правила в общеобразовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок?
4. Достаточно ли только соблюдения этих норм и правил для сохранения и укрепления здоровья?
5. Что вы можете предложить, что реально можно применить в условиях школы для сохранения и укрепления здоровья наших детей?
Классный руководитель организует обсуждение исходя из особенностей коллектива родителей учащихся. Обсуждение предложенных вопросов можно провести в устной форме, а можно предложить родителям письменно ответить на них.
V. Подведение итогов родительского собрания
Итог этого родительского собрания подводится в виде принятия решения родительского собрания.
Решение родительского собрания может быть следующим:
1. Принять к сведению информацию о санитарно-эпидемиологических правилах и нормах, предъявляемых к организации учебного процесса в школе.
2. Родителям стараться придерживаться установленных норм при выполнении заданий в домашних условиях.
3. Родительский коллектив считает, что сохранению и укреплению здоровья наших детей будут способствовать следующие меры, которые можно предложить к использованию в школе и классе (перечисляются формы, методы, мероприятия по здоровьесбережению, предложенные родителями в ходе обсуждения).
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Умный ребёнок, прилежный ребёнок
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!