Дата проведения: по выбору классного руководителя.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: способствовать формированию предпосылок успешного обучения детей и предпосылок удовлетворенности родителей результатами обучения их детей.
Задачи: ознакомить родителей учащихся с уровнем развития умственных способностей и развития мотивации к труду учащихся 1 класса, с возможными трудностями умных, но недостаточно ответственных детей; убедить родителей в успешности обучения детей, показавших недостаточно высокий результат развития умственных способностей, но высокий уровень развития мотивации к труду.
I. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает следующие действия классного руководителя:
1. Подбор методик изучения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста и методик изучения наличия или отсутствия мотивации к труду.
2. Проведение тестирования учащихся класса по подобранным методикам.
3. Анализ результатов тестирования.
4. Подбор материалов для составления текста практических советов по оказанию родителями помощи своим детям в успешном овладении учебным материалом.
5. Подбор «мудрых мыслей» для наглядного оформления учебного кабинета (приложение 1).
6. Подбор материалов для проведения педагогического всеобуча для родителей.
7. Возможно проведение занятия на закрепление позитивного отношения к школе (приложение 2).
II. Организационный этап
Классный руководитель сообщает тему родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, назначается рабочая группа для составления проекта решения родительского собрания, в состав которой входят представители родительского комитета или инициативной группы. Родителям предлагается продумать свои выступления по вопросам, которые будут озвучены в ходе родительского собрания.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Учащиеся 1 класса начали обучение в школе, имея определенный жизненный опыт, определенные достижения в развитии умственных способностей и трудовых навыков. Каждый ребенок индивидуален, имеет свой уровень развития тех или иных способностей.
Основной вид деятельности первоклассников - учебная деятельность, которая предполагает наличие у ребенка определенных интеллектуальных способностей.
Попробуем выяснить, каков уровень развития умственных способностей у детей нашего класса в отдельности и в целом у всего класса. Стоит отметить, что выявление уровня развития умственных способностей первоклассников происходило в соответствии с инструкцией теста, уточняющего логичность мышления младших школьников (приложение 3).
Выявив уровень развития умственных способностей, нужно знать, как использовать эту информацию, в чем практическая направленность этой информации. Данная информации нужна для установления соответствия «умный ребенок - прилежный ребенок».
Обратимся к определению этих понятий.
«Прилежание - старательность, усердие в труде, учении».
«Ум - способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Умный - обладающий умом, выражающий ум».
«Интеллект - умственные способности человека, ум».
«Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способность».
Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер.
Умственные способности детей можно рассматривать как показатель умственного развития, что обеспечивает продуктивность учебной деятельности.
В дошкольный период у детей должны были сформироваться некоторые способы мыслительной деятельности. В основном мыслительная деятельность у дошкольников развивалась в процессе игры. Через содержание игры происходило усвоение различных знаний и умений, развитие умственных способностей, так как дети по условиям игры должны были уметь находить характерные признаки в предметах, группировать, сравнивать, классифицировать по определенным признакам, делать выводы, обобщения. Наряду с этими мыслительными операциями у ребенка в процессе игровой деятельности должен был сформироваться познавательный интерес.
Почему дети, имеющие по данным психологических исследований высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость?
Оказывается, главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Результаты психологических исследований показывают, что большинство неуспевающих детей - это дети «интеллектуально-пассивные», т. е. дети, которые не приучены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Роль же интересов очень велика. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные. Интересы развивают и повышают качество мыслительной деятельности, влияют на общее развитие ребенка, на активность в учении, создают благоприятные условия для развития всех психических процессов.
Как же можно родителям способствовать развитию познавательных интересов в целях достижения успешности обучения ребенка?
Прежде всего нужно знать, в какой степени у вашего ребенка проявляется познавательная активность, какие имеются преобладающие мотивы, т. е. элементы побуждения к действиям.
В процессе подготовки к родительскому собранию было проведено исследование познавательной активности и исследование преобладающих мотивов учения детей нашего класса (приложение 4).
Эти диагностики позволили установить, насколько первоклассник ориентирован на учебную и познавательную деятельность.
В процессе работы должны быть учтены такие виды познавательного процесса, как восприятие, внимание, мышление, память. Развитием этих видов познавательного процесса занимаются учителя во время обучения своим предметам.
Родителям же в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения домашних заданий с элементами творчества, т. е. дополнение обязательной части домашнего задания своими находками, взятыми из дополнительной литературы. Если любознательному ребенку становится скучно в классе в силу массовости обучения, родители могут компенсировать потребность ребенка в знаниях в той или иной области познания в домашних условиях. Так, хорошо читающему ребенку в период обучения грамоте в школе нужно дома посоветовать читать дополнительную литературу, а не тексты в букваре. Ребенку, опережающему своих сверстников в математических способностях, на первых этапах обучения нужно в домашних условиях заняться решением посильных логических задач. Детям же, способным усвоить только необходимый школьный материал, следует в домашних условиях выполнять задания, отличающиеся разнообразием. Тогда каждая дополнительная работа будет ребенку интересна и будет выполняться им активно и на высоком эмоциональном подъеме.
Родителям можно дать следующие практические советы для поддержания познавательного интереса в домашних условиях:
1. Не перегружать детей скучной и нудной работой, предлагать больше разнообразия, больше возможностей для выбора.
2. Чаще интересоваться мотивами выполняемой детьми деятельности. Поддерживать в детях познавательную активность - любознательность.
3. Пользоваться не инструкциями и правилами, а личным примером. У много знающего родителя ребенок стремится познать еще больше.
4. Своевременная похвала - лучший стимул активности ваших детей.
IV. Обсуждение темы «Что в большей мере способствует развитию познавательного интереса?»
В учебном процессе важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения материала по всем учебным предметам, является организованность. Попытаемся проследить влияние родителей на формирование организованности. Родителям предлагается ответить на вопросы:
1. Соблюдается ли ребенком режим дня в домашних условиях?
2. Ребенок складывает свой портфель вечером или утром?
3. Участвуют ли родители в процедуре складывания портфеля?
4. Бывают ли случаи опоздания ребенка в школу?
5. Как часто опаздывает ребенок на учебные занятия?
6. Интерес родителей к занятиям ребенка в школе:
- постоянный;
- зависит от ситуации;
- отсутствует.
7. Получает ли ребенок в школе замечания, не касающиеся уровня овладения знаниями по предметам?
8. Чаще всего эти замечания касаются:
- дисциплины во внеурочное время;
- отсутствия каких-либо школьных принадлежностей;
- опоздания на учебные занятия;
- неиформированности ребенка по поводу дополнительных заданий учителя.
9. Какой вопрос показался вам самым целесообразным для вас?
10. Какой вопрос показался вам самым нецелесообразным для вас?
11. Каковы, по-вашему мнению, причины недостаточной успешности ребенка в школе на данном этапе обучения?
V. Выступления представителей родительского коллектива
На этом этапе целесообразны выступления родителей, заранее подготовленных классным руководителем. Желательно для выступления подготовить родителей учеников с такими краткими характеристиками:
- всегда все знает, все умеет, все выполняет правильно;
- не всегда все понимает, но старается выполнять;
- все знает, все понимает, но задания выполняет неверно.
В выступлениях родителей должны быть сведения о том, чем больше любит заниматься ребенок дома после школы, сколько времени занимается школьными делами, рассказывает ли дома о событиях в школе, как родители реагируют на какую-либо заинтересованность ребенка.
Во время выступления родителей классный руководитель с рабочей группой анализируют полученные ответы на вопросы, прозвучавшие ранее, выявляют в общих чертах особенности родителей учеников класса. Один из представителей рабочей группы готовит небольшое выступление по результатам анализа анкет.
VI. Подведение итогов родительского собрания
После выступления представителя рабочей группы родительского собрания, анализирующего ответы родителей на вопросы, классный Руководитель вправе дать пояснения по некоторым вопросам и выводы, которые можно сделать по ответам, данным на эти вопросы.
Так, ответы на вопросы 7-11 касаются степени влияния родителей на успешность обучения в школе. Классному руководителю стоит в общих чертах провести соответствие тех или иных указанных элементов и успешности обучения.
Например:
- влияние опозданий на эмоциональный настрой ребенка, на выполнение им объема работы на уроке;
- влияние отсутствия некоторых школьных принадлежностей на качество выполняемой на уроке работы;
- влияние отсутствия дополнительной информированности на взаимоотношения со сверстниками и т. п.
Основной вывод, который должен сделать классный руководитель - влияние родителей на формирование и воспитание организованности у первоклассников.
Проект решения готовится рабочей группой по ходу собрания в виде отдельных предложений по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на собрании.
Проект решения может быть следующим:
1. Отслеживать в домашних условиях степень заинтересованности детей учебными занятиями в школе.
2. Поддерживать интересы детей посредством организации посещения библиотек, кружков.
3. Интересоваться успешностью обучения детей, посещать консультации, организуемых классным руководителем 1 раз в месяц.
4. Продумать формы поощрения детей за особые достижения в учебной деятельности.
Мудрые мысли
Ничему не научишь человека, не научив его хотеть. (В. Борисов)
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежелание - множество причин.
Э. Асадов
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)
Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия. (Д. Писарев)
Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение. (Л. Толстой)
Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение. (Г. Бушнелл)
Занятие на закрепление позитивного отношения к школе
Необходимые материалы: диск со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломастеры, скотч.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение «Урок и перемена».
Цель: создание рабочей атмосферы, развитие эмоционального самоконтроля.
Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке», «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного ученика, то отвечает этот ребенок.
3. Игра «Школа для людей».
Цель: привитие положительного эмоционального отношения к учебному процессу в школе.
Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему «Что мне нравится в школе» (желательно под музыку). Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители. Кому нравится то же самое, может с согласия автора написать на рисунке свое имя.
4. Упражнение «Полянка».
Цель: обучение приемам саморелаксации.
Под музыку дети в расслабленном состоянии представляют, что находятся на лесной полянке летом.
5. Итог занятия.
Логичность мышления младших школьников (тест Равена)
Учащиеся 1 класса могут быть проверены по сериям А и В по тесту на логичность мышления из книги «Практическая психология. Инструментарий».
В серии А задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура, и исходя из этого подобрать недостающий фрагмент.
Для детей более старшего возраста предусмотрено исследование с использованием матриц серий С, D, Е.
Инструкция. Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 минут. Для того чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды («Приступить к выполнению теста») никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 минут подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста всем испытуемым можно сказать следующее:
«Дорогие дети! Все наши исследования проводятся в целях изучения, поэтому от вас требуется добросовестность, обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для выявления степени логичности вашего мышления».
После этого взять таблицу и открыть для показа всем первую страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить, как связаны между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).
Данные выполнения испытуемыми заносятся в таблицу:
№ |
А |
В |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
… |
|
|
12 |
|
|
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы дети не списывали друг у друга. По истечении 20 минут подать команду: «Закрыть всем таблицы!». Собрать бланки и таблицы к ним.
Интерпретация результатов
Правильное решение каждого задания оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности испытуемого. Составляется ранжирование результатов в целом по классу, начиная с самого большого количества очков. Желательно проводить аналогичное обследование в каждом классе начальной школы и вести учет результатов каждого ученика, выявляя степень умственного развития.
Ключ к тесту Равена
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
А |
4 |
5 |
1 |
2 |
6 |
3 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
В |
2 |
6 |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
Определение мотивов учения
Оборудование: шесть стандартизированных картинок с сюжетным изображением детей, бланк для регистрации ответов.
Выбор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
Контрольный |
|
|
|
|
|
|
Описание теста. Тест используется для исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. В основу методики «Мотивы учения» положен принцип персонификации мотивов. В ходе обследования ребенку читают рассказ, по ходу которого последовательно выкладывают картинки с рисунками, иллюстрирующими содержание. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Время, требуемое для проведения теста: в зависимости от количества проверяемых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
Инструкция по проведению
После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Мальчики (или девочки) разговаривали о школе.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». (Карточка с рисунком - женская рука с указующим жестом и перед ней фигура ребенка с портфелем в руках.)
Второй мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». (Показывается картинка, в основе которой учебный мотив (мальчик за партой).)
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Показывается картинка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что я хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Показывается картинка, на которой изображены две схематические фигурки взрослого и ребенка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого - портфель в руках, у ребенка - игрушечный автомобиль (позиционный мотив).)
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем хочешь». (Показывается картинка, на которой схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).)
Шестая девочка сказала: «Я хочу ходить в школу, чтобы получать пятерки». (Показывается картинка с изображением фигурки ребенка с тетрадкой в руках (мотив оценки).)
После прочтения рассказа ребенку задаются следующие вопросы:
- Как по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор II.
- С кем из них ты бы хотел учиться? Почему? - Выбор III.
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Чтобы быть уверенным 8 том, что ребенок произвел свой выбор исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.
Оценка и интерпретация результатов теста
Выбор I - внешний мотив - 0 баллов.
Выбор II - учебный мотив - 5 баллов.
Выбор III - игровой мотив - 1 балл.
Выбор IV - позиционный мотив - 3 балла.
Выбор V - социальный мотив - 4 балла.
Выбор VI - отметка - 2 балла.
Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество соответствий выбора.
Мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов. Показателем мотивационной готовности ребенка к школе является доминирование мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, потребность в новых источниках знания. Значимых различий в степени выраженности познавательного мотива у шестилеток и семилеток нет, что свидетельствует о том, что 6-7-летние дети могут рассматриваться как одна возрастная группа по данному параметру развития.
Значимыми являются социальные мотивы учения или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями заняться определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Внутренняя позиция школьника более выражена у 7-летних детей, потому нельзя рассматривать 7-летних и 6-летних детей в единой возрастной группе по данному параметру развития.
Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами.
О несформированости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!