Дата проведения: конец I - начало II учебной четверти.
Форма проведения: беседа, диалог классного руководителя и представителей педагогического коллектива школы с группой родителей учащихся 1 класса.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цели: ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе; осуществить психолого-педагогическую помощь родителям в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Задачи выяснить причины возникновения трудностей в общении и в воспитании детей в период начала обучения в школе; определить перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам.
I. Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в выполнении следующих мероприятий:
1. Беседа с школьным психологом, изучающим адаптацию ребенка в школе. Если психологическая служба в школе отсутствует, то классному руководителю следует вести наблюдения по следующему плану:
- учебная деятельность ребенка;
- внеурочная деятельность ребенка;
- отношения с одноклассниками;
- отношения со взрослыми людьми (учителями, родителями одноклассников);
- отношения с собственными родителями (приложение 1);
2. Беседа с заместителем директора по воспитательной работе с целью подбора тематики возможных внеклассных мероприятий, требующих участия родителей.
3. Предварительное проведение заседания родительского комитета класса или инициативной группы по составлению плана предстоящей воспитательной работы и материальному оснащению праздничных мероприятий.
4. Подготовка текста анкеты для родителей и проведение анкетирования (передав анкеты через детей) (приложение 2).
5. Подготовка текстов теста-опросника на каждого родителя (приложение 3).
6. Подготовка текстов беседы для родительского всеобуча.
7. Подготовка оформления в виде небольших плакатов, содержащих тексты практических советов (приложение 4).
II. Организационный этап
Родители рассаживаются в классе на те места, где сидят их дети во время учебных занятий. Такое размещение родителей поможет оценить, насколько удобное или неудобное место занимает ребенок, как это может повлиять на результат учебной деятельности.
Классный руководитель. Тема родительского собрания - «В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?» - выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительности в период адаптации наших детей к школе, к процессу обучения и воспитания в коллективе сверстников на территории школы. Проанализировав наблюдения за учащимися в течение периода нахождения в школе и результаты ваших ответов на вопросы анкеты, я пришла к выводу, что мы сможем найти правильные пути преодоления трудностей адаптационного периода. Вместе мы должны спланировать проведение мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленных целей.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Ваши дети пришли в школу. Перед классным руководителем возникают вопросы, которые надо решать в период адаптации детей ко всему, что их окружает в школе:
- как ознакомить со школой, одноклассниками, учителями;
- как научить правилам общения и поведения;
- как сделать атмосферу учебных занятий эмоционально благоприятной;
- как можно совместить учебный труд и игру;
- как с пользой провести праздники, прогулки, перемены;
- как установить контакт наших детей со старшеклассниками.
Ответив правильно на эти вопросы, мы сможем помочь детям
Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?
С приходом ребенка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребенок становится учеником, т. е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребенку сразу предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение определенных поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребенок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли они его обижать словами или действиями.
При всех этих произошедших существенных изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтем новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.
Ответы на вопросы анкеты позволили выявить область наибольших затруднений в период адаптации.
(Родителям, выявившим затруднения своих детей в общении с учителями, можно посоветовать организовать сюжетно-ролевую игру «Школа»: попросить ребенка рассадить все свои игрушки за парты и объяснить, почему он именно так рассадил игрушки, понаблюдать за стилем общения ребенка-учителя со своими учениками- игрушками. В дальнейшем можно предложить ребенку придумать свой сюжет игры и самостоятельно раздать в ней роли и установить правила взаимных отношений.
Родителям, считающим, что затруднения в адаптации к школьной жизни возникают из-за трудностей в общении со сверстниками, попытаться выяснить, с чем не согласен ребенок, можно ли разрешить возникающие конфликтные ситуации самостоятельно, без участия взрослых.)
Если вы чувствуете, что адаптироваться в школе ребенку мешают какие-то его собственные недостатки, то выясните, какого характера эти недостатки, почему они возникают. Предложите ребенку дома в игровой форме ответить на такие вопросы:
- Почему мальчик пытается поднять ведро с водой, а сделать это не может?
- Девочка хотела перепрыгнуть через скамейку, но упала, не смогла перепрыгнуть?
Если у ребенка завышенная самооценка, то все перечисленные причины неудач не будут касаться самих участников процесса, т. е. «ведро тяжелое», «скамейка высокая». Можно также предложить ребенку посадить на ступеньки лестницы себя и нескольких одноклассников, распределяя по каким-либо признакам. Например, кто из вас самый сильный, самый добрый, самый веселый? «Самый-самый» располагается на верхней ступеньке.
Заниженную самооценку ребенка следует повышать доверительными беседами о вере в свои силы и возможности, а завышенная самооценка будет корректироваться в процессе обучения и претерпевать изменения.
А как изменились отношения в семье из-за появления в ней ребенка-первоклассника? Произошло ли перераспределение устоявшихся ранее ролей, отведенных каждому? Не возникают ли ситуации тревожности, переходящие в конфликты между членами семьи? Чтобы дать практические советы по преодолению этих трудностей, нужно сначала попытаться проанализировать ситуацию в семье и целесообразность отношения к той или иной шкале на данном этапе развития ребенка.
IV. Социологический опрос родителей
При работе над тестом-опросником необходимо выразить согласие или несогласие с утверждениями с помощью ответов «да» или «нет». Родители работают индивидуально с текстами теста-опросника А.Я. Варги и В.В. Сталина (приложение 3) в течение 10-15 минут. Затем тексты собираются и анализируются учителем в период подготовки к следующему родительскому собранию.
V. Выступление представителей родительского комитета или инициативной группы
Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения внеклассных мероприятий.
Обговариваются количество планируемых мероприятий, их цели, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение.
VI. Подведение итогов родительского собрания
Возможно предположить, что по ходу ведения собрания одним из представителей родительского комитета ведется запись хода собрания и обговариваются примерные решения, возникающие по ходу собрания. Затем эти решения зачитываются всем присутствующим на родительском собрании.
Возможно, принятие решений данного родительского собрания возникнет непосредственно в конце собрания исходя из конкретных предложений представителей родительского коллектива.
Решение родительского собрания может быть следующим:
1. Проанализировать наблюдения классного руководителя и выполнить наблюдения по этой же схеме с внесением данных в таблицу. Некоторые данные могут быть получены со слов детей.
2. В целях предупреждения возможных трудностей в общении с ребенком-первоклассником организовать на следующем родительском собрании встречу со школьным психологом.
3. Организовать проведение в классе дней именинников с целью установить благоприятные межличностные отношения между учащимися класса.
4. Ответственными за проведение данного внеклассного мероприятия назначить следующих представителей родительского коллектива класса.
5. Для подготовки к проведению внеклассного мероприятия инициативной группе назначить дату встречи.
VII. Анализ итогов родительского собрания
Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты анализа по следующей схеме:
1. «Принятие - отвержение» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
2. «Кооперация» -... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
3. «Симбиоз» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
5. «Маленький неудачник» -... человек -... % общего количества родителей учащихся класса.
Для наглядного представления преобладающего отношения родителей к ребенку, выявленного в данном классе, можно изобразить данные в виде диаграммы или графиков.
На основе этих данных классный руководитель планирует свой стиль взаимодействия с родителями класса, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для обучения и воспитания детей в коллективе.
Таблица наблюдений
Сфера деятельности |
Критерий |
Оценка |
Отношения со своими родителями |
Проявляет капризность при родственниках |
|
Командует родителями |
|
|
Ждет встречи с нетерпением |
|
|
Настороженность при встрече |
|
|
Сфера деятельности |
Критерий |
Оценка |
Отношения со взрослыми |
Превышает нормы дозволенности |
|
Умеет поддержать разговор |
|
|
Легко вступает в контакт |
|
|
Отношения с одноклассниками |
Чаще бывает один |
|
Часто помогает другим |
|
|
Возникают драки, ссоры, конфликты |
|
|
Внеурочная деятельность |
Сборы и уход домой |
|
Самообслуживание в школьной столовой |
|
|
Участие во внеучебных мероприятиях |
|
|
Умение занять себя на перемене |
|
|
Учебная деятельность |
Понимание заданий урока |
|
Утомляемость на уроках |
|
|
Перепады настроения в течение урока |
|
|
Выполнение дополнительных заданий к урокам |
|
|
Готовность к урокам |
|
|
Активность на уроках |
|
|
Приход в школу без опозданий |
|
|
Фамилия, имя учащегося |
|
|
№ по списку в классном журнале |
|
Инструкция к ведению наблюдений
Наблюдения за учащимися классный руководитель ведет в течение первых двух месяцев обучения детей в школе после чего проводит родительское собрание (конец I - начало II учебной четверти).
Классный руководитель ведет наблюдения не сразу за всеми учащимися, а за небольшой группой, состоящей из 4-5 учащихся, поэтому в день один получается зафиксировать наблюдения за 1-2 учащимися. Данные наблюдений заносятся в предложенную таблицу в виде условных знаков (+) или (-). Например, приход в школу без опозданий: если ребенок по наблюдениям классного руководителя всегда вовремя приходит к началу уроков, то в данной графе это наблюдение классного руководителя фиксируется знаком (+), если же опоздания ребенка постоянны или повторяются часто, то знаком (-).
Наблюдения классного руководителя можно распечатать индивидуально по каждому учащемуся или иметь в наличии целым списком, используя при индивидуальных беседах с родителями.
Анкета для родителей
1. Играет ли ваш ребенок дома в «школу»? Какую роль отводит себе в этой игре?
2. Возникают ли трудности у вашего ребенка в общении с учителем (классным руководителем)?
3. Возникают ли у вашего ребенка трудности в общении с одноклассниками: часто на кого-то в обиде, часто жалуется, бывают крупные конфликты с кем-либо из одноклассников?
4. Жалуется ли ребенок дома, что его не спрашивают на уроках, хотя он всегда поднимает руку?
5. Возникала ли ситуация, когда ваш ребенок сам признавался, что был в чем-то не прав?
6. Всегда ли ребенку удавалось все сделать так, как он запланировал перед выполнением?
7. Бывает ли ребенок доволен результатами своего труда?
Инструкция по использованию данных анкеты при ведении родительского собрания
Ответы родителей на вопросы 1,2 помогут учителю выявить адаптацию ребенка в сфере отношений со взрослыми, т. е. помогут выяснить, понимает ли ребенок профессиональную роль учителя, умеет ли строить отношения с ним в учебной деятельности.
Ответы родителей на вопрос 3 выявляют адаптацию ребенка в сфере отношений со сверстниками и помогут выяснить, может ли ребенок принять точку зрения одноклассника в определенной ситуации, может ли посмотреть на ситуацию по-другому?
Ответы на вопрос 4, 5, 6, 7 выявляют адаптацию ребенка в сфере отношений к себе и помогают классному руководителю и родителям выяснить какую самооценку - завышенную или заниженную - имеет ребенок на данном этапе обучения и развития, каков имеет уровень самоконтроля, умеет ли он правильно оценить свои действия и возможности.
Тест родительского отношения
Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Сталиным, направлен на выявление родительского отношения к ребенку.
Родительское отношение понимается как система разработанных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Необходимо выразить согласие или несогласие со следующими утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».
Тест-опросник
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я все время стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает все плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне более воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребенок прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно выведет из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок меня часто раздражает.
47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов
Принятие - отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56,60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ «да» - 1 балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов.
Высокие баллы по шкале «Принятие - отвержение ребенка» - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Высокие баллы по шкале «Симбиоз» - 6-7 баллов - свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Высокие баллы по шкале «Контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.
Низкие баллы по шкале - 1-2 балла - свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребенка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» -
7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, он игнорирует их.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла-свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребенка случайными и верит в него.
Практические советы родителям
1. Учите детей самостоятельно придумывать сюжеты различных игр, согласовывать действия между участниками игры.
2. Будьте участниками событий, происходящих с детьми в школе, дома, в учреждениях дополнительного образования.
3. Общайтесь с вашим ребенком на правах равного партнера и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с окружающими.
4. Задавайте ребенку вопросы, требующие обдуманных полных ответов, стимулируйте желание задавать вопросы самими детьми.
5. Трудности ребенка - это ваши трудности. Справиться с затруднениями вместе легче и быстрее.
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Умный ребёнок, прилежный ребёнок
Нет комментариев. Ваш будет первым!