Дата проведения: конец III учебной четверти.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: информировать родителей учащихся об индивидуальных и возрастных особенностях детей 7-летнего возраста.
Задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-8 лет, с индивидуальными особенностями учащихся класса; формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
I. Подготовительный этап
Подготовительный этап данного родительского собрания играет наиболее важную роль.
Подготовительная работа медицинского работника
Школьная медсестра перед родительским собранием проводит медицинский осмотр учащихся класса для выявления уровня физического развития. Помимо фиксирования полученных данных о физическом состоянии учащихся класса на момент обследования, медсестра анализирует документы, полученные на каждого ребенка по окончании им дошкольного учреждения, - амбулаторные карты.
На основе всех данных в классных журналах заполняется «листок здоровья» на 1 учебное полугодие, а классному руководителю может быть представлен документ, отражающий более полную картину физических данных учащихся. Эти данные впоследствии должны быть подготовлены индивидуально для каждого родителя к моменту проведения родительского собрания в классе. Наблюдения и результаты медицинского обследования работника заносятся в таблицу «Физическое развитие школьника» (приложение 1).
Подготовительная работа школьного психолога
Школьный психолог перед родительским собранием проводит обследование в форме тестов для выявления соответствия уровня индивидуального развития учащегося его возрастным особенностям.
Тесты - это стандартизированные, часто ограниченные по времени испытания, предназначенные для измерения индивидуально-психологических различий. С помощью тестов пытаются выявить наличие или отсутствие каких-либо способностей, навыков, умений, качеств личности. «Тест - пробное задание, исследование, испытание. Тестировать - осуществлять тест, тесты».
С помощью тестов можно выявить у ребенка уровень развития познавательных процессов: видов памяти и внимания, образного мышления, зрительного и слухового восприятия.
Наиболее приемлемые и часто употребляемые тесты на исследование уровня индивидуального развития учащихся, возможные для проведения в период подготовки к родительскому собранию:
- «Кодирование» (приложение 2).
- Вариант методики Бурдона - способность распределения внимания (приложение 3).
- «Запоминание цифр» (приложение 4).
Параллельно с тестированием школьный психолог может провести анкетирование учащихся для выявления уровня тревожности и мотивации на данном этапе обучения.
Школьный психолог дает родителям практические советы, рекомендации в виде памятки по использованию результатов тестирования:
1. Наилучшим разрешением всех возникших вопросов является обращение к специалисту.
2. Следует начинать волноваться, если выявлены по большинству тестов низкие и очень низкие результаты и если в результатах различных тестов наблюдаются резкие перепады.
3. Средние и высокие результаты во всех тестах могут порадовать родителей: многое сделано для благополучного интеллектуального развития ребенка.
4. Если ребенок показал высокие результаты по всем предложенным тестам, то не стоит родителям думать о бесполезности их проведения. Выполнение заданий тестов будет в дальнейшем способствовать формированию у ваших детей чувства уверенности и комфортности.
По результатам всех проведенных тестов школьный психолог составляется сводную таблицу, включающую всех учащихся класса или индивидуальную сводную таблицу на каждого учащегося класса.
Подготовительная работа социального педагога школы
Социальный педагог школы перед собранием ведет наблюдения за учащимися во время учебных занятий, школьных перемен, внеклассных мероприятий и представляет классному руководителю справку о результатах своего наблюдения следующего содержания: «В период (указывается время наблюдения) социальным педагогом нарушений дисциплины и порядка у учащихся ... класса не выявлено, или, если выявлено, то перечисляются фамилии и имена учащихся».
В сводной таблице наблюдений классного руководителя также должна быть графа, отражающая наблюдения социального педагога школы.
Подготовительная работа классного руководителя
Подготовительная работа классного руководителя заключается в резюмировании выполнения работы психологом, социальным педагогом и медицинскими работниками, а также в сборе информации о выполненных ими наблюдениях. В результате классный руководитель составляет следующую таблицу:
№ по списку |
Ф. И. учащегося |
Медицинские данные |
Данные психолога |
Данные социального педагога |
|
|
|
|
|
Подробные данные указываются в Дневнике индивидуального наблюдения учащегося.
Также классный руководитель готовит материал для беседы о возрастных особенностях детей 7-8 лет.
II. Организационный этап
Классный руководитель сообщает о форме проведения предстоящего родительского собрания - конференции.
«Конференция - это большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп».
Учитель сообщает цели собрания, уточняя, что в форме совещания должны быть приняты определенные решения и сделаны соответствующие выводы по устранению выявленных недостатков в индивидуальном развитии учащихся.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями. Исследования показывают, что маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учителя, их привлекают серьезные занятия, хотя пока отметку они воспринимают как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно делать.
При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределенность, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряженность. Младший школьник стремится к положительным взаимоотношениям со взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция - чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться.
Возраст 7-8 лет является благоприятным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению, стоит только взрослому убедиться, что ребенку понятен их смысл. Эксперименты показали, что если требование воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки на основе этого требования произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще.
Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне.
Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые.
В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он
Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, прочитать текст. Если же ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы. Капризы - это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения. Некоторые капризы в дальнейшем подростковом возрасте могут проявиться в асоциальном поведении.
Таким образом, обратившись к теме родительского собрания, можно сделать следующие выводы с практическими рекомендациями родителям.
Трудности детей 7-8-летнего возраста:
1. Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряженности, неврозов взрослому необходимо спокойно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечет стабилизацию физического самочувствия ребенка.
2. Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребенка, стремиться всегда прийти на помощь.
3. Возникновение безудержных капризов. Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.
Возможности детей 7-8-летнего возраста:
1. Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
2. Возраст 7-8 лет ребенка благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
3. Ребенок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
4. Ребенок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.
Таковы общие возрастные особенности детей 7-8 лет. Но каждый ребенок индивидуален, и индивидуальные особенности детей проявляются по-разному в одном и том же возрасте.
Классный руководитель дает возможность родителям самостоятельно ознакомиться с содержанием Дневника индивидуальных наблюдений. Затем по ходу собрания свои пояснения может дать школьный психолог, раздав в завершении своего разговора письменные рекомендации по использованию результатов тестирования, а также указав свой режим работы с учащимися 1 класса и их родителями.
IV. Выступления представителей родительского коллектива
Этап индивидуальных выступлений представителей родительского коллектива на данном собрании может отсутствовать, так как родителям еще нужно усвоить полученную о своих детях информацию, сопоставить со своими наблюдениями и мнениями.
V. Подведение итогов родительского собрания
Решение собрания может быть принято в произвольной форме, зависящей от специфики коллектива родителей и детей, и включать такие пункты:
1. Предложить школьному психологу продолжить исследование поведения детей по указанным тестам и рассказать о своих наблюдениях в конце учебного года.
2. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом школы по желанию.
3. Провести день открытых дверей с посещением родителями основных учебных занятий для подтверждения успешности адаптации детей к новым школьным условиям.
Физическое развитие школьника
Ф.И. учащегося __________________
Показатель |
Оценка |
Рост |
|
Вес |
|
Объем легких |
|
Сила руки (соответствие возрасту) |
|
Артериальное давление |
|
Острота зрения |
|
Группа здоровья |
|
Медицинская группа |
|
«Кодирование» (задание из теста Векслера)
«Кодирование» - это проба на определение скорости и легкости формирования у ребенка обучаемости.
Ребенку предлагается бланк с пятью рядами простых фигур (всего 50) и пятью фигурами-эталонами (см. рисунок). Нужно заполнить пустые фигуры в бланке такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Пять фигур в начале образца отводятся для тренировки. Следует начать и закончить работу по сигналу взрослого, заполнять все фигуры последовательно, одну за другой, и работать как можно быстрее. В конце подсчитывается число правильно заполненных фигур.
Норма для детей 7 лет - 32-39 фигур, 46-47 фигур - хороший результат, 49 - наилучший результат.
Данные выполнения теста заносятся в таблицу по следующей схеме. В первой графе записывается номер по порядку следования в классном журнала, во вторую графу записываются фамилия и имя учащегося, в третьей графе указывается норма для данного возраста при выполнении теста (32-39 фигур), в четвертой - результат, выявленный у данного учащегося, в пятой - вывод психолога (с - соответствует уровню 7-летнего возраста, н - не соответствует, в - выше установленной возрастом нормы).
№ по списку |
Фамилия и имя учащегося |
Норма |
Показатель учащегося |
Вывод психолога |
|
|
|
|
|
Способность распределения внимания
(вариант методики Бурдона)
В процессе любой учебной деятельности, особенно во время работы в классе, ученику нужно уметь выполнять одновременно несколько требований. Способность ребенка распределять свое внимание одновременно на несколько предметов и в течение длительного времени удерживать их, контролировать свою работу - залог его школьных успехов.
Проверить уровень развития этой способности у ребенка можно, используя обыкновенный текст из газеты, книги, журнала, вычеркивая в нем 3 разные буквы в течение 5 минут. Так, одну из предложенных букв ребенок вычеркивает поперечной чертой (к), вторую букву - вертикальной чертой (а), а третью - крестиком (с).
По результатам работы нужно составить график продуктивности, откладывая по вертикали оси число просмотренных за 1 минуту знаков, а по горизонтали - время по минутам.
Если кривая работоспособности на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, т. е. четвертая и пятая минуты работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале - это нормальная кривая распределения внимания с выраженным устойчивым периодом врабатываемости (рис. 1). При высоком темпе выполнения работы возможны ошибки.
Если кривая работоспособности имеет резкие колебания (рис. 2) по всей длине или понижение в конце работы, - это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического состояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок, другая причина, установить которую сможет специалист)
Скорость выполнения задания в данном случае не учитывается, так как является индивидуальной характеристикой психической деятельности.
Данные выполнения теста заносятся в таблицу по следующей схеме. В первой графе записывается номер по порядку следования в классном журнале, во вторую графу записываются фамилия и имя учащегося, в третьей графе указывается результат, выявленный у данного учащегося психологом или классным руководителем (н - нормальное распределение внимания, и - истощение внимания).
№ по списку |
Фамилия и имя учащегося |
Характеристика распределения внимания |
|
|
|
Тест «Запоминание
Ребенку предлагается запомнить ряд случайных цифр, начиная с трех:
813 3126 52 169 631 925
645 7482 38 471 936 472
Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.
Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок 7 лет, - 5-6 цифр (норма).
Наиболее важным для оценки уровня развития памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Качество запоминания отличается у детей. Они пассивно, механически стараются запомнить и воспроизвести материал.
Если ребенок применяет какие-либо особые приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, то это говорит о хорошем развитии его интеллектуальных функций и благоприятно сказывается на результатах запоминания. Такие дети без особой подготовки способны использовать такие механические приемы: проговаривание вслух, повторение, запоминание последовательности, объединение одной общей темой, группировка.
При фиксировании результатов теста следует учитывать и количественный, и качественный анализ. Поэтому данный тест предполагается выполнять индивидуально с каждым учащимся класса.
Данные выполнения теста заносятся в таблицу по следующей схеме.
№ по списку |
Фамилия и имя учащегося |
Количественный анализ |
Качественный анализ |
Вывод |
|
|
|
|
|
В графу «Количественный анализ» вносятся отметки: с - соответствие норме, в - выше нормы, установленной возрастными особенностями, н - ниже установленной нормы.
В графу «Качественный анализ» вносятся отметки о качестве запоминания: н - низкое качество, в - высокое качество.
В графу «Вывод» можно внести отметки: «+» - уровень развития памяти соответствует возрасту и является допустимым, «-» - уровень развития памяти не соответствует возрасту, требует коррекции.
По результатам всех проведенных тестов школьным психологом составляется сводная таблица, включающая всех учащихся класса, или индивидуальная сводная таблица на каждого учащегося класса.
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Умный ребёнок, прилежный ребёнок
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Нет комментариев. Ваш будет первым!