Конкурсы

Родительское собрание о вреде курения, 11 класс

Разработка родительского собрания для 11 класса «Курить – здоровью вредить?!»

Цели: привлечь внимание школьников и родителей к проблеме курения; повысить стремление учащихся жить без вредной привычки, стремление к психическому, нравственному и физическому совершенству.

Задачи: убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения детей; предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Форма проведения: собрание-практикум.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительной этап

I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.

II. Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для учащихся. Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения

Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

• 20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.

• Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

• Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

• Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

• Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.

• Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

• Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.

• 50% смертей от заболеваний сердца среди женщин - результат курения.

• Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.

• Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

Анкета для учеников и курящих родителей

Я курю тогда, когда...

1. Я чего-то достигаю в жизни.

2. Нужно проявить активность.

3. Сигарета попадает мне в руки.

4. Мне нужно успокоиться.

5. Мне нужно расслабиться.

6. Я чем-то огорчен.

7. Нужно что-то обдумать.

8. Я нервничаю.

9. Нужно принять важное решение.

10. Собираются все курящие люди.

11. Это стало привычкой.

III. Сбор и анализ информации по теме собрания.

IV. Написание учащимися сочинений, создание презентаций по теме собрания.

V. Совместная с детьми подготовка родительского практикума.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На классной доске тема собрания, плакаты, коллажи, выполненные учащимися.

3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Уважаемые мамы и папы! Сегодня нам предстоит обсудить одну из сложнейших проблем человечества - проблему курения. Ее актуальность, думаю, понятна многим. К сожалению, курящих подростков мы видим все чаще и чаще, а число начинающих курить девушек увеличивается в геометрической прогрессии. Проблема эта стара как мир, но и решается она во всем мире по-разному. Кто-то идет по пути запретов, кто- то проводит серьезную профилактическую работу, прежде всего с молодежью и подростками. О каких-либо достижениях в борьбе с курением, думается, говорить пока рано. Но и не говорить, замалчивая эту серьезную проблему, - тоже путь ошибочный.

(Классный руководитель зачитывает выдержки из сочинений учащихся (наиболее характерные, анонимно).)

Итак, как помочь детям понять всю опасность табакокурения и его последствий? Как обратить их взоры от сигареты к полезным привычкам? На эти вопросы нам поможет найти ответы наш сегодняшний гость, врач (классный руководитель представляет приглашенного специалиста или родителя, готового выступить по этой теме).

II. Анализ предварительной работы по подготовке собрания

Классный руководитель. Давайте обратимся к полученным в ходе анкетирования данным по нашему классу (анонимно).

А теперь послушаем специалиста, хорошо знающего, к каким последствиям приводит табакокурение. Слово медицинскому работнику.

Объединяя усилия всего человечества в борьбе с табаком, Всемирная организация здравоохранения уже на протяжении многих лет 31 мая проводит глобальную ежегодную акцию «Всемирный день без табачного дыма».

Приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире является курильщиками. Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год. Вдумайтесь в эту цифру!

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1-2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день и более. Посмотрите таблицу (на доске).

Кол-во выкуриваемых сигарет в день (шт.)

Курящие мужчины (%)

Курящие женщины (%)

1-9

10%

20%

10-19

22%

18%

20-29

17%

8%

30 и более

10%

4%

Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем.

Ежегодно 4 миллиона человек умирают от последствий табакокурения.

К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 миллионов человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.

Известно, что курить - здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т. д.

Конечно, от этого страдают все, кто не курит, особенно дети. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только часа, по существу, каждый раз «выкуривает» половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечнососудистой, эндокринной и выделительной систем. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в легких, но и в других органах.

Болезни, связанные с курением: бронхит, эмфизит; болезни сердца, инфаркты; рак легких и иные раковые заболевания; болезни желудка и 12-перстной кишки.

Курение - важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев ежегодно гибнет 11 тысяч человек.

85% всех умерших от рака легких были курящими людьми. 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми. Инфаркт в 40 лет ждет, прежде всего, курящего человека.

III. История табака. Капля никотина убивает верблюда!

(Выступление классного руководителя или подготовленного родителя.)

Классный руководитель. До конца XV века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно и раньше, североамериканские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.

Слово «табак», возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом tobaco у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и, несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560 году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале XIX века алкалоид - «никотин».

Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.

В 1580 году английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Вальтер Рейли создал табачную плантацию в Ирландии, а позднее - еще несколько, на колониальных американских территориях. Одну из них он назвал «Вирджиния», что впоследствии дало имя самому распространенному сорту табака.

В начале XVII века на территории современной Америки, в основном в английских колониях, возникли и другие табачные плантации. В 1611 году такую плантацию создал в Вирджинии англичанин Джон Рольф.

Семена табака он ввозил из Тринидада и Венесуэлы, а технологию позаимствовал у Вальтера Рейли (и усовершенствовал ее). Уже через 8 лет начался экспорт табака из Вирджинии в Англию, а сам Джон Рольф навсегда поселился в Новом Свете и даже женился на дочери индейского вождя, давшего ему совет попытать счастья в табаководстве.

Среди аристократов были и другие страстные поклонники табака. Сам король Пруссии Фредерик I (нач. XVIII века) устраивал при германском дворе курительные торжества, а его сын, Фредерик- Вильям I, даже основал так называемую Табак-коллегию, на заседаниях которой сочетались такие разные, казалось бы, вещи, как рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся неумеренным курением трубок. Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I - и, пожалуй, больше никто.

Но у табака всегда были и, мягко говоря, оппоненты - и не только в лице Инквизиции. Король Англии Джеймс I еще в начале XVII века неоднократно выступал против курения, считая эту привычку вредной для здоровья, играющей на руку испанской торговле и, что особенно справедливо, вводящей людей в умиротворенное состояние и тем самым ослабляющей военную мощь страны. Он ввел пошлину на ввоз табака в Англию, а во Франции то же самое предпринял кардинал Ришелье.

Это, конечно, не остановило распространение табака, а лишь способствовало процветанию контрабандного ввоза. А вот на Востоке, особенно там, где из-за жаркого климата курение часто становилось причиной пожаров, за него полагались гораздо более суровые кары. В Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни. В Японии за курение можно было угодить в тюрьму, а у нас в России - подвергнуться пыткам и увечьям. Правда, все запреты и увещевания не помогли искоренить табакокурение тогда, не помогают они и сегодня, когда каждому человеку с раннего детства известно, что курение опасно для здоровья.

Во время открытия Америки табак уже был там во всеобщем употреблении. Индейцы Южной и Центральной Америки курили длинные сигары, скрученные из листьев растения коиба (это сохранилось и сейчас у жителей Южной Америки). На языке кубинских индейцев слово «коибо» означает «процесс курения». Испанцы и португальцы заимствовали сигары и распространили их в Европе в первой половине XVII века. В Мексике и Северной Америке ацтеки и индейцы были курильщиками трубок, и так как англичане начали свое заселение Нового Света с Северной Америки, то заимствовали первоначально курение табака в трубках, наладив у себя производство курительных трубок из особого кустарникового вереска.

Историки точно установили дату и обстоятельства, при которых население Европы познало сладость курения табака. В 1597 году Роман Панов в своем повествовании о втором путешествии Колумба в Америку сообщает вполне определенные подробности о распространенности обычая курить табак между жителями этой страны. Еще в первое путешествие Колумба в 1492 году жители Антильских островов предстали перед ним в дыму табака; табак они завертывали в маисовый лист и придавали последнему форму, напоминающую сигару. Последующие путешественники выяснили, что курение табака с помощью трубки широко распространено по всей Америке, и лишь в некоторых частях восточного побережья Южной Америки заменяется жеванием табака.

Сначала европейцы обратили внимание главным образом на лекарственные свойства табачных листьев, затем на их способность заглушать голод и поддерживать бодрость.

Гражданин города Милана Жироламо Бенцони, живший в Мексике в 1541 -1555 годах, сообщил, что в этой стране курительный табак называют табакко, откуда и пошло европейское название «табак». В 1556 году участник французской экспедиции в Южную Америку миссионер Андрей Теве (Thevet) привез в Париж семена табака, который он называл пет ен (lе Petun).

Теве дал описание процесса курения на берегах р. Мараньена, где сухие листья табака завертывают в пальмовые листья, образуя за счет последних подобие длинной трубки. В1560 году французский посланник в Лиссабоне Жан Нико (Nicot) привез семена этого растения во Францию, где и положил начало культуре табака. Ботаник Далешан (Dalechamp) впервые описал табак в своей книге «История растений» (Historia plantarum, 1586) и назвал его в честь Нико Nicotiana.

Французы начали разводить табак как лекарственное и декоративное растение. Лишь в 1585 году высадившаяся в Испании и Португалии партия солдат продемонстрировала европейцам диковинное зрелище людей, пускающих дым изо рта и носа. В Германии высказывание Гете «образованный человек не курит» быстро было опровергнуто повседневной жизнью.

Английский король Джемс в 1604 году сочинил свою «контроппозицию табаку», в которой охарактеризовал курение как «обычай, отвратительный для глаза, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких; в черном дыме - ближайшее сходство со стигийским дымом преисподней». Бранный трактат Джемса объясняется тем, что в Англию первоначально попала махорка, а не табак.

Петр I сделался страстным курильщиком во время пребывания в Англии; до него в России за курение табака били кнутами и ссылали в Сибирь. Широко распространилось также нюханье табачного порошка, столь красочно изображенное в пьесах А. Островского; появились специальные, порой драгоценные, табакерки. Употреблялись также длинные и узкие курительные трубки; многие стали коллекционировать их. В мусульманских странах появились причудливые приборы - наргиле, кальяны и пр., в которых дым пропускается через сосуд с водой и далее, по змеевидно изогнутому дымоотводу, - в легкие курильщика. Триумфальное шествие табака привело его в XVI веке в Индию, Индонезию, Японию, на острова Океании. Для многих стран производство табака стало главным источником государственного бюджета (например, в Турции).

IV. Родительский практикум

Классный руководитель. Уважаемые родители! Для дальнейшей работы давайте разделимся на группы и ответим на вопросы (каждой группе распечатаны одни и те же вопросы).

1. Курит ли ваш ребенок?

2. Какие сигареты курит ребенок?

3. Сколько раз в день?

4. С кем, в какой компании он курит?

5. Что является причиной курения?

6. Ваше отношение к этой проблеме?

7. Как вы считаете, что можно предпринять, чтобы избавить детей от этой пагубной привычки?

- Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.

(После обсуждения все группы предлагают свое видение ситуации и решения данной проблемы. Обсуждаются все предложения и выносятся в решение собрания (это может быть список профилактических мероприятий, предлагаемых для проведения в классе).)

Советы родителям по борьбе с курением

Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?

1. Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.

2. Курящие люди имеют проблемы с лечением и сохранением зубов.

3. Внешний вид: желто-серый цвет лица, темные круги под глазами, нарушение кровоснабжения.

Как помочь бросить курить?

1. Родители должны первыми освободиться от курения.

2. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - это способствует отказу от курения.

3. Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

4. Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

Как самим бросить курить? Помните!

1. Вы - человек, который может вознаградить себя не только курением. Лучше пару раз глубоко вдохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут больший эффект.

2. Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.

3. Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.

4. Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.

5. Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.

6. Вы курите без разбора, не замечая количества и качества сигарет, которые курите. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.

V. Решение собрания. Подведение итогов

Классный руководитель. Итак, сегодня мы лишь обозначили актуальность поставленной проблемы, попытались найти меры профилактики табакокурения, осознанного отношения подростков к вредным привычкам и здоровому образу жизни. Проблема, как вы понимаете, сложная и требует систематической профилактики. Но хочется надеяться, что наша сегодняшняя встреча не прошла безрезультатно, а наши дети будут здоровы! Человек сам выбирает путь в жизни. И я желаю вам сделать ее счастливой и быть здоровыми!

Ваши пожелания и мнения о проведенном собрании, пожалуйста, отразите в Листе отзывов. Спасибо всем за сотрудничество!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!