Конкурсы

Родительское собрание «Общение родителей с детьми подростками»

Родительское собрание – круглый стол в 5 классе «Стиль общения взрослых с детьми каким он должен быть?»

Цели: познакомить родителей со средствами и формами стиля общения; учить родителей пользоваться благоприятным стилем общения; дать памятку для родителей по правилам эффективного общения.

Оборудование: Тест «Итог заседания круглого стола». Памятки для родителей «эффективный стиль общения».

Участники собрания: родители, классный руководитель, педагог-психолог.

I. Организационная часть собрания.

Учитель приветствует родителей, предлагает расположиться за круглым столом, желает полезной и плодотворной работы, представляет приглашенного педагога-психолога.

II. Вступительное слово учителя.

Прежде, чем мы с вами приступим к работе, послушайте тему нашего собрания, эпиграф и на что надо обратить внимание во время собрания, чтобы вы могли заполнить небольшую анкету.

Содержание анкеты

- Какое настроение у вас перед началом собрания (заполняется сразу) и после собрания? (заполняется в конце).

- Какая мысль вам больше всего понравилась и почему?

- Какая мысль не понравилась или была не очень понятна?

- Каким был стиль общения на занятии? (благоприятный или вредоносный).

- Кто как работал? (Нужно поставить в кружочках оценку по пятибалльной системе.)

III. Выступление-беседа.

Кто прекрасней всех на свете? Вы, конечно, ответите, что дети. Как надо воспитывать ребенка, чтобы у него были нормальные отношения с окружающими, чтобы он слушался, был трудолюбивым, аккуратным и т. д.?

А оказывается, что начинать надо с себя, менять надо себя. А путь предстоит трудный и долгий. Но это - единственный путь воспитания вашего ребенка. Всем хорошо известна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». На самом деле, так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно «записывается» или фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появятся у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.

Я вас хочу нацелить на то, чтобы не стеснялись спрашивать, учиться, в чем-то ошибаться. Послушайте мудрые пословицы:

«Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Глупым считается тот вопрос, который не был задан».

Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение так же необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым (полезным, благоприятным), но и вредоносным.

«Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу». «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Все разрешимо, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Этот стиль общения ставит в центр личность ребенка, любовь к этому ребенку. «Ребенок - человек повышенной ценности. Ребенок дан нам для того, чтобы мы его любили.

Любовь к ребенку может быть чисто физиологической, а может быть высокой. Один любит ребенка потому, что это его дитя и он этим гордится; другой - потому что ребенок маленький, беспомощный, забавный; третий любит в нем свое продолжение, четвертый соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы» (Симон Соловейчик). А любить ребенка надо «просто так, просто за то, что он есть».

Средства общения

Общение взрослого и ребенка, да и вообще людей, происходит через взгляды, слова и прикосновения. А благоприятный стиль общения - это приветливые взгляды, добрые слова и ласковые прикосновения. Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства. Давайте разберем несколько пословиц. Как вы понимаете их скрытый смысл?

«Глаз не накормишь».

(Если это отнести к детям, то любящие родители говорят, что они не могут наглядеться на своих детей.)

«Глаза - зеркало души».

 (Другими словами можно это так сказать: глаза без души мертвы или слепы. Что у нас творится в душе, то отражается в глазах.)

Давайте напишем определения благоприятного и вредоносного взгляда. Но помните: чтобы у человека увидеть в глазах то или иное чувство, нужно, чтобы это чувство появилось в его душе:

- приветливый                        11 испепеляющий

- ласковый                               2 хмурый

- добрый                                  3 недовольный

- улыбчивый                            7 злой

- нежный                                  5 сердитый

- влюбленный                         12 уничтожающий

- любящий                               1 строгий

- заинтересованный               8 презрительный

- подбадривающий                 4 укоризненный

- одобряющий                         6 недобрый

- стыдливый                            10 ненавязчивый

- честный                                  9 безразличный

- умилительный

- усталый

Распределим вместе определения вредоносного взгляда на ребенка по мере усиления отрицательного воздействия на ребенка (возможная нумерация приложена).

От взгляда перейдем к словам. Слово, как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

СЛОВО

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ухо - слух

«Уши без сердца глухи». Подтверждают это утверждение сами родители: «Я ему 100 раз сказала, а он как глухой», «Я ему кричу, кричу, а он меня не слышит», «Я его зову, зову, а он молчит». Почему это происходит? «Дети могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон голоса важнее всего» (Ю. Б. Гиппенрейтер).

Известный психотерапевт и писатель Владимир Леви пишет: «Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном?..

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, порицаний.

Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!

Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее - задохнется дух»...

Положительный и отрицательный тон общения

Спокойный                                 - Обвинительный

добрый                                       - резкий

восторженный                           - сердитый

нежный                                      - строгий

удивленный                               - приказной

радостный                                 - злой

дружеский                                  - равнодушный

искренний                                   - повелительный

убедительный                            - неуверенный

уважительный                            - грустный

                                                    - официальный

                                                    - увещевательный

                                                    - льстивый

                                                    - ор

Через слова мы предаем свои чувства к ребенку. Как важно говорить ребенку нежные слова. Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Нежные слова».

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы все реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических высот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили,

Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце все равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему дается!

Как ты не толкай его во мглу,

А оно возьмет и повернется

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:

Пострадай, подумай, раскуси...

Это все, по-моему, условно,

Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо –

Верить в молчаливую любовь.

Разве молчуны всегда правдивы?

Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать,

Может быть и все наоборот.

Ну а если говорить и чувствовать?

Разве плохо говорить и чувствовать?

Разве сердце этого не ждет?

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек - на то и человек!

И уж коль, действительно, хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!

Вот некоторые выражения, которые необходимо ребенку говорить: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты со мной рядом», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т. д.

Прикосновения

«Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Какие прикосновения применяют взрослые:

Прикосновения, вызывающие положительные эмоции

Прикосновения, вызывающие отрицательные эмоции

1

2

- погладить по голове

- обнять

- прижать к себе

- поцеловать

- похлопать по плечу

- положить руку на плечо

- взять за руку

- побороться

- потолкаться

- пощекотать

- погладить спинку

- почесать за ушком

- сделать массаж

- лизнуть в носик, в щечку

- посадить на колени

- полежать рядом

- дружески ущипнуть

- подзатыльник

- оплеуха

- пощечина

- отшвырнуть

- оттолкнуть

- отстранить

- выкрутить или потрепать за ухо

- подергать за чуб

- врезать по попе

- отходить ремнем и т. д.

Все это очень плохо. Ни о какой любви к ребенку здесь речь идти и не может.

Послушайте в заключение еще одно стихотворение Эдуарда Асадова.

НЕ БЕЙТЕ ДЕТЕЙ!

Не бейте детей, никогда не бейте!

Помните, вы бьете в них сами себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!

Вы только взгляните: пред вами - дети,

Какое ж, простите, геройство тут?!

Но сколько ж таких, кто жестоко бьет,

Вложив чуть не душу в тот черный труд,

Заведомо зная, что не ответят!

Кричи на них, бей! А чего стесняться?!

Ведь мы ж многократно сильнее детей!

Но если по совести разобраться,

То порка - бессилье больших людей!

И сколько ж порой на детей срывается

Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.

Ну как же рука только поднимается

На ужас в глазах и потоки слез?!

И можно ль распущенно озлобляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

Мир жив добротою и уважением,

А плетка рождает лишь страх и ложь.

И то, что не можешь взять убеждением,

Хоть тресни - побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,

Разрушим — вовеки не соберем.

И день, когда мы избили ребенка,

Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,

Не знаю, как жить они после будут,

Но только запомните, люди милые,

Они той жестокости не забудут.

Семья - это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена.

IV. Выступление педагога-психолога.

1. Посчитайте, сколько раз за день ваш стиль общения носил положительный и отрицательный характер. Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

2. Закройте глаза и представьте, что вы встретили лучшего друга. А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок.

3. Обнимайте ребенка 8 раз в день.

V. Правила эффективного общения.

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что Вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он Вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он Вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:

- ребенок убедится, что Вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что Вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном Вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем Ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У Вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте Вашу заинтересованность в том, что он Вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

VI. Обработка анкет «Итог занятия круглого стола».

Давайте вернемся к анкетам. Заполните их.

Зачитываются непонятные родителям мысли, дается разъяснение. Оглашаются понравившиеся мысли. Выводится общее настроение присутствующих родителей и оценивается работа родительского собрания в целом.

VII. Подведение итогов собрания.

Учитель. Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. «Душа ребенка подобна скрипке - как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Автор: В. Д. Иманова

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка

Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие

Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника

Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Нет комментариев. Ваш будет первым!