Цели: познакомить родителей со средствами и формами стиля общения; учить родителей пользоваться благоприятным стилем общения; дать памятку для родителей по правилам эффективного общения.
Оборудование: Тест «Итог заседания круглого стола». Памятки для родителей «эффективный стиль общения».
Участники собрания: родители, классный руководитель, педагог-психолог.
I. Организационная часть собрания.
Учитель приветствует родителей, предлагает расположиться за круглым столом, желает полезной и плодотворной работы, представляет приглашенного педагога-психолога.
II. Вступительное слово учителя.
Прежде, чем мы с вами приступим к работе, послушайте тему нашего собрания, эпиграф и на что надо обратить внимание во время собрания, чтобы вы могли заполнить небольшую анкету.
Содержание анкеты
- Какое настроение у вас перед началом собрания (заполняется сразу) и после собрания? (заполняется в конце).
- Какая мысль вам больше всего понравилась и почему?
- Какая мысль не понравилась или была не очень понятна?
- Каким был стиль общения на занятии? (благоприятный или вредоносный).
- Кто как работал? (Нужно поставить в кружочках оценку по пятибалльной системе.)
III. Выступление-беседа.
Кто прекрасней всех на свете? Вы, конечно, ответите, что дети. Как надо воспитывать ребенка, чтобы у него были нормальные отношения с окружающими, чтобы он слушался, был трудолюбивым, аккуратным и т. д.?
А оказывается, что начинать надо с себя, менять надо себя. А путь предстоит трудный и долгий. Но это - единственный путь воспитания вашего ребенка. Всем хорошо известна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». На самом деле, так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно «записывается» или фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появятся у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.
Я вас хочу нацелить на то, чтобы не стеснялись спрашивать, учиться, в чем-то ошибаться. Послушайте мудрые пословицы:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Глупым считается тот вопрос, который не был задан».
Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение так же необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым (полезным, благоприятным), но и вредоносным.
«Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу». «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Все разрешимо, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Этот стиль общения ставит в центр личность ребенка, любовь к этому ребенку. «Ребенок - человек повышенной ценности. Ребенок дан нам для того, чтобы мы его любили.
Любовь к ребенку может быть чисто физиологической, а может быть высокой. Один любит ребенка потому, что это его дитя и он этим гордится; другой - потому что ребенок маленький, беспомощный, забавный; третий любит в нем свое продолжение, четвертый соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы» (Симон Соловейчик). А любить ребенка надо «просто так, просто за то, что он есть».
Средства общения
Общение взрослого и ребенка, да и вообще людей, происходит через взгляды, слова и прикосновения. А благоприятный стиль общения - это приветливые взгляды, добрые слова и ласковые прикосновения. Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства. Давайте разберем несколько пословиц. Как вы понимаете их скрытый смысл?
«Глаз не накормишь».
(Если это отнести к детям, то любящие родители говорят, что они не могут наглядеться на своих детей.)
«Глаза - зеркало души».
(Другими словами можно это так сказать: глаза без души мертвы или слепы. Что у нас творится в душе, то отражается в глазах.)
Давайте напишем определения благоприятного и вредоносного взгляда. Но помните: чтобы у человека увидеть в глазах то или иное чувство, нужно, чтобы это чувство появилось в его душе:
- приветливый 11 испепеляющий
- ласковый 2 хмурый
- добрый 3 недовольный
- улыбчивый 7 злой
- нежный 5 сердитый
- влюбленный 12 уничтожающий
- любящий 1 строгий
- заинтересованный 8 презрительный
- подбадривающий 4 укоризненный
- одобряющий 6 недобрый
- стыдливый 10 ненавязчивый
- честный 9 безразличный
- умилительный
- усталый
Распределим вместе определения вредоносного взгляда на ребенка по мере усиления отрицательного воздействия на ребенка (возможная нумерация приложена).
От взгляда перейдем к словам. Слово, как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.
СЛОВО
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Ухо - слух
«Уши без сердца глухи». Подтверждают это утверждение сами родители: «Я ему 100 раз сказала, а он как глухой», «Я ему кричу, кричу, а он меня не слышит», «Я его зову, зову, а он молчит». Почему это происходит? «Дети могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон голоса важнее всего» (Ю. Б. Гиппенрейтер).
Известный психотерапевт и писатель Владимир Леви пишет: «Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном?..
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, порицаний.
Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее - задохнется дух»...
Положительный и отрицательный тон общения
Спокойный - Обвинительный
добрый - резкий
восторженный - сердитый
нежный - строгий
удивленный - приказной
радостный - злой
дружеский - равнодушный
искренний - повелительный
убедительный - неуверенный
уважительный - грустный
- официальный
- увещевательный
- льстивый
- ор
Через слова мы предаем свои чувства к ребенку. Как важно говорить ребенку нежные слова. Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Нежные слова».
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря ж оно ему дается!
Как ты не толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси...
Это все, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!
И не очень это справедливо –
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать,
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек - на то и человек!
И уж коль, действительно, хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
Вот некоторые выражения, которые необходимо ребенку говорить: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты со мной рядом», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т. д.
Прикосновения
«Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Какие прикосновения применяют взрослые:
Прикосновения, вызывающие положительные эмоции |
Прикосновения, вызывающие отрицательные эмоции |
1 |
2 |
- погладить по голове - обнять - прижать к себе - поцеловать - похлопать по плечу - положить руку на плечо - взять за руку - побороться - потолкаться - пощекотать - погладить спинку - почесать за ушком - сделать массаж - лизнуть в носик, в щечку - посадить на колени - полежать рядом - дружески ущипнуть |
- подзатыльник - оплеуха - пощечина - отшвырнуть - оттолкнуть - отстранить - выкрутить или потрепать за ухо - подергать за чуб - врезать по попе - отходить ремнем и т. д. Все это очень плохо. Ни о какой любви к ребенку здесь речь идти и не может. |
Послушайте в заключение еще одно стихотворение Эдуарда Асадова.
НЕ БЕЙТЕ ДЕТЕЙ!
Не бейте детей, никогда не бейте!
Помните, вы бьете в них сами себя,
Неважно, любя их иль не любя,
Но делать такого вовек не смейте!
Вы только взгляните: пред вами - дети,
Какое ж, простите, геройство тут?!
Но сколько ж таких, кто жестоко бьет,
Вложив чуть не душу в тот черный труд,
Заведомо зная, что не ответят!
Кричи на них, бей! А чего стесняться?!
Ведь мы ж многократно сильнее детей!
Но если по совести разобраться,
То порка - бессилье больших людей!
И сколько ж порой на детей срывается
Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.
Ну как же рука только поднимается
На ужас в глазах и потоки слез?!
И можно ль распущенно озлобляться,
Калеча и душу, и детский взгляд,
Чтоб после же искренно удивляться
Вдруг вспышкам жестокости у ребят.
Мир жив добротою и уважением,
А плетка рождает лишь страх и ложь.
И то, что не можешь взять убеждением,
Хоть тресни - побоями не возьмешь!
В ребячьей душе все хрустально-тонко,
Разрушим — вовеки не соберем.
И день, когда мы избили ребенка,
Пусть станет позорнейшим нашим днем!
Когда-то подавлены вашей силою,
Не знаю, как жить они после будут,
Но только запомните, люди милые,
Они той жестокости не забудут.
Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена.
IV. Выступление педагога-психолога.
1. Посчитайте, сколько раз за день ваш стиль общения носил положительный и отрицательный характер. Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
2. Закройте глаза и представьте, что вы встретили лучшего друга. А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок.
3. Обнимайте ребенка 8 раз в день.
V. Правила эффективного общения.
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что Вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он Вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он Вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:
- ребенок убедится, что Вы его слышите;
- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребенок убедится, что Вы его поняли правильно.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, посмотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном Вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем Ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У Вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте Вашу заинтересованность в том, что он Вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
VI. Обработка анкет «Итог занятия круглого стола».
Давайте вернемся к анкетам. Заполните их.
Зачитываются непонятные родителям мысли, дается разъяснение. Оглашаются понравившиеся мысли. Выводится общее настроение присутствующих родителей и оценивается работа родительского собрания в целом.
VII. Подведение итогов собрания.
Учитель. Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. «Душа ребенка подобна скрипке - как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.
Автор: В. Д. Иманова
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Нет комментариев. Ваш будет первым!