Цель: информировать родителей об этапах взросления подростков и их подготовки к взрослой жизни.
Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от 11 класса.
Форма проведения: родительская конференция.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап
I. Анкетирование учащихся и родителей.
Анкета для детей
Продолжите предложения.
1. Семья для меня - это...
2. Мои родители для меня - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе в моей семье - это...
6. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
7. Когда я был ребенком...
8. Часто вечером дома я...
9. В мой подростковый период мои родители часто...
10. В мой подростковый период я часто не понимал...
11. В мой подростковый период я радовался в семье...
12. Правила жизни в моей семье меня...
13. Меня радует в моей семье...
14. Меня не радует в моей семье...
15. Я против того, чтобы в семьях...
16. Я хочу, чтобы в нашей семье...
17. Наша семья имеет традиции:
18. У нас есть семейные реликвии:
19. Я не понимаю, почему мне разрешают...
20. Я не понимаю, почему мне запрещают...
Анкета для родителей
Продолжите предложения.
1. Семья для меня - это...
2. Я для своих детей - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе в моей семье - это...
6. Мне не хотелось бы, чтобы ребенок в его будущей семье ...
7. Когда я был ребенком...
8. Часто вечером дома я...
9. В подростковый период моего ребенка я часто...
10. В мой подростковый период я часто не понимал...
11. В мой подростковый период я радовался в семье...
12. Правила жизни в моей семье меня...
13. Я думаю, что ребенка радует в моей семье...
14. Я думаю, что ребенка не радует в моей семье...
15. Я против того, чтобы в семьях...
16. Я хочу, чтобы в нашей семье...
17. Наша семья имеет традиции:
18. У нас есть семейные реликвии:
19. Я думаю, ребенок понимает, почему ему разрешают...
20. Я думаю, ребенок понимает, почему ему запрещают...
II. Конкурс рисунков и сочинений на тему «Что такое счастье?»
III. Приглашение специалиста-психолога.
IV. Подготовка традиционного Листа отзывов о собрании, цветных кружков, отражающих настроение родителей в конце встречи.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся.
2. На классной доске тема собрания, высказывание.
Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. (Януш Корчак)
3. Кабинет оформлен по теме собрания.
4. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Уважаемые родители! Совсем немного времени отделяет нас с вами от выпуска 11-классников во взрослую жизнь. Как сложатся их судьбы? Как помочь им реализовать себя? Как научить ребенка жить в полной гармонии с самим собой и окружающим миром? Кем будут наши дети, то следующее поколение, на которое так надеется все общество? Сложные вопросы звучат сегодня. Трудно найти правильные ответы на них. Давайте подумаем и вместе поразмышляем над ними и попытаемся помочь детям выйти во взрослую жизнь сформировавшимися личностями, способными учиться далее, реализовать свои возможности и способности, найти дело по душе и правильно выстроить отношения с окружающим миром, в том числе и в будущей своей семье.
У нас разное образование. Мы все имеем разные характеры. Нас отличает и разное мировоззрение. Поэтому так по-разному складываются судьбы людей. Но у нас есть общее, то, что нас объединяет, то, что приносит нам радость и боль, то, чем мы гордимся и восхищаемся. Это наша надежда - наши выпускники, наши дети, мальчики и девочки.
Как и что мы с вами можем сделать на этапе выпускного класса, чтобы ваш ребенок стал вашей радостью, вашим счастьем, чтобы через 5,10, 20 лет мы гордились ими и их успешно сложившимися судьбами?
Быть родителями - это и большое счастье, и великая ответственность, и любовь. Все дорогое нам дается нелегко. И дети подтверждают эту истину.
Один из ведущих психологов XX столетия Л.С. Выготский говорил: «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переходит, все течет». Я думаю, эти слова удивительно точны. Развитие подростка - это начало поиска себя, своего «Я», присущего только данной личности. Это время определения индивидуальности ребенка. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.
II. Анализ анкет родителей и детей
Классный руководитель. Как вы думаете, а что же является самым главным для ребенка в этот период?
Предлагаю вам познакомиться с результатами анкетирования в нашем классе.
(Озвучиваются анонимные результаты в цифровом и процентном соотношениях. Классный руководитель при необходимости может подготовить индивидуальные рекомендации для родителей по итогам анкетирования или посоветовать родителям обратиться к школьному психологу.
Кроме того, родители имеют возможность сравнить свои ответы и ответы ребенка на идентичные вопросы, сделать определенные выводы для себя, что-то учесть в дальнейшем воспитании или правилах жизни в семье.)
III. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста (или классного руководителя)
(Материал для выступления классный руководитель может использовать из собрания «Жизненный путь счастливого человека».)
IV. Обсуждение возможностей родителей по подготовке подростков к взрослой жизни. Практикум
Классный руководитель. Уважаемые родители! Какими вы хотите видеть детей в будущем - зависит только от вас. Кончено, свою роль сыграют и школа, и друзья, и окружение, но самое основное закладывается в семье. И те принципы, по которым живет ваша семья, думается, в любом случае должны строиться на взаимной любви, полном доверии, гармоничном взаимопонимании и поддержке друг друга как в радости, так и в горе.
Итак, что же актуально для выпускников на сегодняшний день? (По результатам проведенного анкетирования в классе.)
• Успешная подготовка к выпускным экзаменам.
• Профессиональное определение.
• Успешное поступление по выбранному профилю.
• Возможность гармоничных отношений с окружающим миром.
• Полное взаимопонимание в семье.
• Поддержка настоящих друзей.
• Встреча с настоящей любовью.
• Реализация собственных жизненных планов, способностей и возможностей.
• Понимание себя как личности.
Я думаю, что мы должны обратить внимание именно на эти факторы, определенные самими выпускниками, то есть идти от их потребностей.
Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и определить, каковы возможности семьи и школы в помощи детям по данным направлениям.
(Каждая группа получает список актуальных факторов жизни современного выпускника. Задача родителей - продумать конкретные меры и действия семьи и школы в этих направлениях жизни детей. Как помочь? Что могут предложить родители? Что можно обговорить в педагогическом партнерстве семьи и школы? Какие конкретные действия и мероприятия будут проведены в этих направлениях?
Родители оформляют решения цветными маркерами, фломастерами на листах формата А4.
Далее выслушиваются предложения каждой группы и составляется общий перечень мероприятий, направленных на помощь выпускникам. Это могут быть как совместные действия семьи и школы, так и мероприятия с участием приглашенных специалистов. С учетом этих мероприятий классный руководитель корректирует систему классных часов и план воспитательной работы, а также проведение встреч с родителями. Стоит отметить, что часть подготовки должна лечь на плечи родителей, так сотрудничество и партнерство принесут долгожданный результат и успех в общем деле воспитания личности, готовой к взрослой жизни.)
V. Принятие решения собрания
Классный руководитель. Подходит к концу наш разговор о подготовке к взрослой жизни наших детей.
Мы все надеемся увидеть выпускников счастливыми в их дальнейшей жизни, реализовавшими потенциал своей личности. Мы все хотим видеть наших детей воспитанными, трудолюбивыми, коммуникабельными. Однако они такие, какие есть. А в наших силах обратить внимание на необходимую коррекцию в воспитании и помочь им стать счастливыми людьми.
И на нашей встрече мы обратили внимание на то, что еще не совсем осмыслено, не внедрено в семейном воспитании. Ведь самое главное в том, что мы их любим, а наши дети всегда это чувствовали и знали.
В заключение я предлагаю вам дописать тезисы.
1) Жизнь - это...
2) Главное в жизни - это...
3) Мелочи жизни - это...
4) Радости жизни - это...
5) Наивысшая радость - это...
6) Самая большая беда - это...
7) Добрая память о себе - это...
8) Плохая память о себе - это...
9) Быть человеком - значит...
Ваши отзывы о собрании можно оставить в традиционном Листе отзывов на классной доске, и там же вы можете отметить настроение к концу собрания. Спасибо вам за сотрудничество! И счастливых нам выпускников!
Памятка родителю от ребенка
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
8. Не заставляйте меня чувствовать, что я младше, чем есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
9. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
10. Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
11. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже.
Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, и давайте поговорим об этом несколько позже.
13. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
14. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
16. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
17. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
18. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
19. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
20. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
22. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
23. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
24. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
25. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
26. Не забывайте: я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
27. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.
28. Требуя от меня трезвости, будьте трезвы сами.
29. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же...
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Бирючина Елена # 2 апреля 2019 в 16:27 0 |