Конкурсы

Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», 11 класс

Сценарий родительского собрания для 11 класса

Цели: ознакомить родителей с возможностями семьи в развитии моральных качеств выпускников; рассмотреть, каким образом семья влияет на адекватное отношение личности к окружающему миру.

Задачи

Образовательные: ознакомить с понятием «моральные качества человека»; рассмотреть, что такое коррекция этих качеств в старшем школьном возрасте.

Развивающие: формирование интеллектуальных умений родителей - анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование этических принципов и стилей воспитания.

Воспитательные: воспитание моральных качеств родителей, расширение их кругозора за счет усвоения новых понятий.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительный этап

I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.

II. Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей. Анкета предлагается и родителям, и 11-классникам.

Анкета «Смысл жизни. Нравственные ценности»

Ответьте на вопросы.

С какими из суждений о смысле жизни человека вы согласились бы?

1. Человек живет, чтобы вырастить детей и продлить свой род.

2. Человек живет, потому что родился, другого смысла нет.

3. Смысл жизни в служении людям и отечеству.

4. Человек живет только для своего удовольствия.

5. Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.

6. Есть какой-то высший, но недоступный человеку смысл жизни.

7. Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.

8. Ваш вариант ответа.

Какие жизненные ценности для вас наиболее значимы:

1) материальное благосостояние;

2) здоровье свое и близких вам людей;

3) хорошие отношения в семье;

4) возможность любить и быть любимым;

5) разнообразные удовольствия;

6) удовлетворение от хорошо выполненной работы, интерес к ней;

7) радость познания, возможность приобщиться к духовным ценностям;

8) профессиональная карьера;

9) хорошая обстановка в стране, в обществе;

10) жизнь в среде единомышленников, удовлетворение от коллективного решения проблем;

11) ваш вариант ответа.

III. Сбор и анализ информации по теме собрания.

IV. Совместная с детьми подготовка собрания.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На классной доске тема собрания. Кабинет оформлен по теме собрания.

3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей собрания (школьный психолог)

Классный руководитель. Уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в обществе. Какими мы с вами хотим видеть наших детей через несколько лет? Какие это будут личности? С какими моральными качествами? Какую роль может сыграть ваша семья в современных условиях воспитания выпускников, ведь основные качества личности к этому времени уже сформированы? Мы поговорим и о стилях воспитания, и о влиянии семейных отношений на формирование моральных качеств личности ребенка. У нас в гостях сегодня школьный психолог. После его выступления вы можете задать все интересующие вопросы, пообщаться индивидуально после собрания.

II. Анализ анкет родителей и детей

Классный руководитель. Итак, давайте посмотрим, какие результаты мы получили в ходе вашего анкетирования и анкетирования детей.

(Классный руководитель знакомите итогами проведенного исследования (анонимно), озвучивая их в цифровом и процентном соотношениях. Родители получают индивидуальные результаты, подготовленные психологом, в которых соотнесены ответы родителей и детей на одни и те же вопросы. Таким образом, у родителей есть возможность обратить внимание на внутренние проблемы ребенка и семьи. В каждом анализе включены и индивидуальные рекомендации психолога родителям.)

Что же важно для наших выпускников? Какие моральные ценности они отметили для себя? Проверьте, совпадают ли они с вашими, уважаемые родители!

III. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста (или классного руководителя)

Психолог. Сегодня мы поговорим о влиянии особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка, о четырех типах семей.

В современном обществе часто звучат мысли о безнравственности молодого поколения. И все чаще специалисты, занимающиеся этими вопросами, говорят о необходимости прежде всего сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем морального развития личности. Уже доказана прямая взаимосвязь между типами семейного воспитания и развитием моральных качеств личности ребенка. На сегодняшний день специалисты выделяют разные стили семейного воспитания и, соответственно, разные способы поведения подростков. Главные признаки, характеризующие морально здоровую семью, следующие:

а) гармоничность отношений в семье;

б) особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей по признакам воспитания детей.

1. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

2. Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

3. Третья группа семей. Наиболее характерная их черта - конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

4. Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка, их главное правило: «Учись хорошо и веди себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания - полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка - его взгляды, его отношение к людям - в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок - зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Познакомимся с ними.

Авторитетный стиль. Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль. Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к неадекватному, нарушающему моральные нормы поведению.

IV. Обсуждение возможностей родителей в развитии моральных качеств личности подростков

(Далее родителям предлагается традиционно объединиться в группы для работы на практикуме.

Каждой группе дается задание: самостоятельно сформулировать, какие основные моральные качества для них важны и какими они хотели бы увидеть своих детей в будущем. Каковы основные принципы воспитания моральных качеств личности ребенка? Покажите на конкретных примерах, на конкретных ситуациях возможности корректировки моральных принципов личности.

При этом родители должны помнить, что же они хотят получить в итоге такого воспитания. Не забудем, что 11-классники - это в основном уже сформировавшиеся личности. Как можно корректировать их моральные качества? Какой стиль воспитания наиболее приемлем для современных родителей? (На столах у каждой группы есть распечатки с теоретическим материалом «Стили воспитания»).

Родители работают в группах. Основная трудность, как показывает практика, - организовать работу родителей с разными стилями воспитания. Но и плюс в том, что, услышав об опыте воспитания в другом стиле, родители начинают задумываться и что-то менять в своем отношении к детям, что никогда не поздно.

Каждая группа защищает свой проект воспитания, показывая на конкретных примерах (здесь могут быть инсценировка, диалоги и т. п.). Классный руководитель или психолог организуют обсуждение услышанного и увиденного.)

Классный руководитель. Итак, к каким выводам можно прийти? Какие стили воспитания для вас приемлемы? Почему? Как можно осуществлять в повседневной жизни корректировку моральных качеств личности выпускников?

V. Принятие решения собрания. Подведение итогов

(Принимается общее решение собрания, которое оформляется в протоколе родительского собрания и маркерами, цветными фломастерами на ватмане, прикрепленном на классной доске. На нем же классный руководитель просит оставить родителей отзывы о прошедшей встрече и цветное выражение своего настроения после собрания.)

Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы обсудили одну из важнейших проблем воспитания личности - это развитие моральных качеств. Какими будут наши дети в будущем - сегодня зависит только от нас. Пожалуйста, помните, что любые качества человека поддаются коррекции, что семья может жить абсолютно по разным законам, воспитывать детей в разных педагогических стилях. Какие это будут стили и законы, кого мы получим в процессе воспитания - решать вам, мы можем только посоветовать! И наши традиционные памятки сегодня вам в подарок! Всего вам доброго! Успешного воспитания! Спасибо за понимание и сотрудничество!

Дополнительный материал

Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

3. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

4. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

5. Радуйтесь успехам ребенка.

6. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

8. Ребенок должен чувствовать, что он любим.

9. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.

6. Хвалите своего ребенка за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Рекомендуем посмотреть:

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!