Конкурсы

Родительское собрание «Учебные нагрузки в старших классах», 11 класс

Родительское собрание для родителей старшеклассников на тему «Учебные нагрузки в старших классах»

Цель: организация контроля за учебной деятельностью и подготовкой к итоговой государственной аттестации обучающихся старших классов.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, медицинский работник образовательной организации.

Предварительная подготовка: подготовка и проведение анкетирования родителей и обучающихся.

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление медицинского работника «Учебные перегрузки и здоровье подростков».

3. Результаты анкетирования родителей и обучающихся (см. Приложение).

4. Итоги собрания. Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы вновь встретились с вами, чтобы поговорить о наших детях и проблемах, возникающих на их пути взросления: нагрузки на здоровье подростков при обучении и подготовке к ЕГЭ.

Приведу простой и понятный пример: Находясь за рулем машины, водитель распределяет свое внимание на следующие объекты. Нужно держать руками руль, переключать коробку скоростей, включать поворотники, переключать сцепление, жать на газ или тормоз, смотреть вперед на дорогу, смотреть на зеркала. Вот уже набралось семь объектов внимания. Если добавить сюда разговоры с людьми, переключения автомагнитолы и разговоры по телефону, получается перегрузка сознания. Если в какой-то момент будут задействованы все объекты внимания, 162

неизбежна потеря внимания нужных объектов. Человек может перепутать газ с тормозом или не туда повернуть. Отсюда большое количество аварий. Закон перегрузки сознания не обманешь, просто нужно знать об этом и не перегружать свое сознание.

— Как помочь нашим детям не перегружать себя и при этом успешно подготовиться к экзаменам и с хорошими результатами окончить школу? Этому посвящен наш разговор.

2. Выступление медицинского работника «Учебные перегрузки и здоровье подростков».

— Еще много лет назад Алла Пугачева пела в известном хите: «Нагружать все больше нас стали почему-то - нынче в школе первый класс вроде института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появлялись новые, необходимые, предметы (информатика, граждановедение, ОБЖ, валеология и др.), но объемы прежних программ практически не были сокращены, то есть произошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного старшеклассника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения факультативов, кружков, секций, подготовки к экзаменам, приближается подчас к 14-16 часам. При этом у выпускников резко повышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Традиционная система обучения практически не дает возможности решить в полном объеме проблему здоровьесбережения. И даже не столько по причине самих программ, сколько из- за используемых методов обучения. Большинство детей приходят в школу с ослабленным здоровьем, и в процессе обучения здоровье продолжает ухудшаться. Ухудшение здоровья школьников напрямую зависит от учебных нагрузок. Существует ряд факторов, которые разрушают здоровье детей:

• Поза во время учебного процесса.

• Обедненные природные стимулы учебной среды.

• Вербальный принцип построения учебного процесса.

• Несовершенные методики преподавания.

Перегрузка зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Старшеклассники, занимающиеся в режиме интенсивной подготовки к экзаменам, подвержены сильной учебной нагрузке, однако следует иметь в виду, что она не носит чисто физиологического характера и не может измеряться только количеством часов или прочитанных страниц. Учебная нагрузка напрямую зависит от психологического отношения школьников к учению: если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И, наоборот, то, что вызывает у обучающихся отторжение или кажется бессмысленным, может вызвать переутомление даже при небольших объемах учебного материала.

Если подробно рассмотреть режим дня старшеклассников, то становится ясным, что он в корне неправилен. В подавляющем большинстве своем школьники недосыпают, мало гуляют, практически перестали ходить в спортивные секции. Все силы уходят на занятия - в школе и дома. А времени на восстановление потраченных сил практически нет. В буквальном смысле ни сна, ни отдыха...

В чем причины учебной перегрузки? Это, во-первых, неэффективное содержание общего образования, а во-вторых, запредельная интенсификация учебного процесса из-за слишком короткой, по сравнению со многими другими странами, продолжительности учебного года.

Сюда же можно добавить чрезмерный объем домашних заданий, доминирование авторитарного стиля отношений педагога с учеником, недостаточное внимание к созданию психологического комфорта в школе. И, наконец, низкая познавательная мотивация - дети не знают, зачем они учатся.

По данным Минобразования России, из-за перегруженного, нефункционального содержания более половины школьников не усваивают 60 % программного материала!

Причины школьных перегрузок.

1. Постоянные ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые подростки в силу особенностей своего психического склада (например, флегматики) не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. Высокие требования к скорости выполнения заданий и формированию УУД.

3. Количество часов, отведенных на изучение основных предметов (например, математики, русского языка, химии и т. д.), сократилось, появились другие уроки. Это значит, что школьнику приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Они уверены в том, что они никогда не смогут хорошо учиться. Это связано с системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Большое количество теоретического материала. По данным одного исследования, до 70 % информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена.

Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - физическое состояние детей или обучение?». Очень часто в связи с учебной нагрузкой происходит переутомление организма. Это дает сбой в организме ребенка. Утомление становится чрезмерным.

Утомление - временное состояние организма и существует целая система мероприятий для его снятия и предупреждения. Давно установлено, что восстановление сил быстрее происходит при смене деятельности, переключении с умственной на физическую работу и наоборот.

Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений в их здоровье в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

Образовательный процесс неизбежно сопровождается определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся.

В условиях перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за природных возможностей не в состоянии справиться с таким объемом заданий, - нравственным здоровьем.

Причин для переутомления у старшеклассников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.

В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон - организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.

Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка - закономерное следствие переутомления.

Как сделать школьную нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки («не справляюсь - значит, неспособный»).

Определите оптимальный режим дня конкретно для вашего ребенка. Учтите уровень работоспособности в разное время.

Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых «текстовых» предметов (история, география и др.), в то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение предмета, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, ваш ребенок не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это будет лучшей профилактикой школьных перегрузок и помощью нашим детям-школьникам.

3. Результаты анкетирования родителей и обучающихся.

Классный руководитель проводит анализ заранее проведенного анкетирования одиннадцатиклассников и их родителей.

4. Итоги собрания. Решение родительского собрания.

Приложение

Анкета для старшеклассников «Для чего я учусь?»

Закончи утверждение: Я учусь, чтобы _________________

Я должен хорошо учиться, чтобы ____________________

Я испытываю затруднения по следующим предметам: ____,

потому что ___________

Мне легко даются предметы: _______,

потому что ____________

Мне интересно учиться, потому что __________

Мне неинтересно учиться, потому что ______________

Мне не все равно/все равно, что я слабо учусь (подчеркни).

Мне хочется/иногда хочется/не хочется делать домашнюю работу (подчеркни).

Мои родители интересуются/не интересуются моей учебой.

Я собираюсь/не собираюсь поступать в вуз.

Мои родители думают, что я собираюсь поступать в тот вуз, который выбрали они, но у меня другие планы ________________

Сегодня школа - это _______________

Анкета для родителей

1. Сколько времени в среднем Ваш ребенок проводит в школе?

• 6-7 часов;

• 4-5 часов;

• до 10 часов.

2. Сколько времени в среднем каждый день Ваш ребенок тратит на выполнение домашнего задания?

• От 1 часа до 6 часов.

• Максимум 1 час.

• Нормы СанПиН - 3,5 часа.

3. Занимается ли Ваш ребенок дополнительно вне школы (репетиторы, подготовительные курсы и т. д.)?

• Нет.

• Занимается по одному предмету.

• Занимается по всем предметам, которые выбрал на ЕГЭ.

4. Как вы считаете, испытывает ли Ваш ребенок перегрузку?

• Да, и очень сильную.

• Работает в хорошем ритме.

• Нет.

5. Как Вы считаете, с чем могут быть связаны пропуски уроков одиннадцатиклассниками?

• Слишком большая нагрузка.

• На уроке неинтересно.

• Не все предметы нужны.

• В старших классах должно вводиться право свободного посещения уроков.

• Администрация должна жестче следить за посещаемостью.

• Другое (что именно) - (проблемы с учителями, часто болеет).

6. Если проблема дисциплины действительно существует, чем, по Вашему мнению, она может быть вызвана?

• На уроках неинтересно.

• За день в школе сильно устают, поэтому трудно сидеть тихо на всех уроках.

• На уроках слишком мало возможностей высказываться и выражать свою точку зрения.

• Просто некоторые ребята не умеют себя вести и «заводят» весь класс.

7. Как Вы думаете, чего не хватает Вашим детям для успешного обучения?

• Отдыха.

• Трудолюбия.

• Доброты.

• Общительности.

• Свободного времени.

• Целеустремленности.

• Ответственности.

• Дисциплины.

• Всего хватает.

8. Какую главную цель ставит перед собой Ваш ребенок?

• Успешно закончить школу и получить хороший аттестат для поступления в вуз.

• Успешно сдать ЕГЭ и получить наивысший балл по всем предметам.

• Просто скорее закончить школу и получить аттестат.

Рекомендуем посмотреть:

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!