Цели: учащиеся и родители смогут ознакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений; развитие умений анализировать, аргументировать свое мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации; развитие навыков коллективной работы.
Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания 11-классников и родителей от проведения встречи по данной теме.
Форма проведения: собрание-практикум совместно с родителями и учащимися.
Участники: учащиеся и их родители, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап
I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
II. Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей.
Тест 1. Психологический тип личности в общении
Инструкция. Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1. Я легко сближаюсь с людьми.
2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
3. Я разговорчивый человек.
4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
7. Мне удается оживить скучную компанию.
8. Я говорю быстро.
9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
Результаты
1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.
13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный, оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Такой человек часто несдержан в общении, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
Тест 2. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур
Инструкция. Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти геометрические фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее.
Испытуемым предлагаются три листа бумаги, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.
Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.
Первый тип - руководитель. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910,802, 811,820, 703, 712, 721, 730,604, 613,622,631,640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно - у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей - вербальный руководитель, или «преподавательский подтип» - 604,613,622,631, 640.
Второй тип - ответственный исполнитель - обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505,514,523,532,541,550.
Третий тип - тревожно-мнительный. Лидерских качеств не имеет.
Четвертый тип - ученый. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307,316,325,334,343,352, 361, 370.
Пятый тип - интуитивный. Лидерских качеств не имеет.
Шестой тип - изобретатель, конструктор, художник. Лидерских качеств не имеет.
Тест 3. Нарисуем свой характер
Инструкция. Перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым.
Интерпретация (только важных для общения качеств)
1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка - свидетельствуют о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце - часто берет на себя роль лидера.
2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата - беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища - признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его - интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень, - развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами - честолюбие, но неуверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени - возможно, неуправляемый, мятежный человек.
4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.
5. Неактуально.
6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) - в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.
7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией - чувство безопасности; если наоборот - мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета - тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент - способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.
8. Интересы: то, что изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.
9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор - дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение - у человека нет необходимости признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.
10. Независимость: круги просто замкнуты - постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги - независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо - скрытный характер.
11. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры - наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.
12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п.) - соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг - логическое мышление и практический склад ума.
Тест 4. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников
Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы «да» или «нет». Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Отвечайте быстро.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем- то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе - классе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания среди своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).
Ключ «Коммуникативные склонности» |
Ключ «Организаторские склонности» |
||||||||
1 - да |
3- нет |
5- да |
7- нет |
9- да |
2- да |
4- нет |
6- да |
8- нет |
10- да |
11 - |
13- |
15- |
17- |
19- |
12- |
14- |
16- |
18- |
20- |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
21 - |
23- |
25- |
27- |
29- |
22- |
24- |
26- |
28- |
30- |
да |
нет |
да |
нет |
да |
да |
нет |
да |
нет |
да |
31 - |
33- |
35- |
37- |
39- |
32- |
34- |
36- |
38- |
40- |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К = 0,05 х С, где К - величина оценочного коэффициента, С - количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
||||
Кк |
Баллы |
Уровень |
Ко |
Баллы |
Уровень |
0,10-0,45 |
1 |
Низкий |
0,20-0, 55 |
1 |
Низкий |
0,46-0, 55 |
2 |
Ниже среднего |
0,56-0, 65 |
2 |
Ниже среднего |
0,56-0,65 |
3 |
Средний |
0,66-0,70 |
3 |
Средний |
0,66-0, 75 |
4 |
Высокий |
0,71-0,80 |
4 |
Высокий |
0,76-1,00 |
5 |
Очень высокий |
0,81-1,00 |
5 |
Очень высокий |
Тест 5. Стратегия выхода из конфликта
С помощью этого теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для вас в конфликтных ситуациях (соперничество, компромисс, избегание или приспособление).
Инструкция. Вам предлагаются на выбор два утверждения. Выберите то из них, которое кажется вам более подходящим.
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать болезненной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что бы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого, более важного.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я пытаюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
6) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Проводя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим право взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникающих трудностей.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Результаты. Сверьте ваши ответы с ключом. За каждое совпадение начисляйте балл. Стратегия считается выраженной, если вы набрали 8 и более баллов по соответствующей шкале. Значения, полученные по каждой из шкал, анализируются совместно. При этом выделяются те стратегии поведения, которые вы выбираете чаще других.
1. Соперничество. За, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Ваша типичная реакция на конфликтную ситуацию - противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических). Человек, придерживающийся такой стратегии, воспринимает ситуацию как вопрос победы или поражения, занимает жестко фиксированные позиции и проявляет непримиримость в случае сопротивления партнера.
2. Сотрудничество. 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Ваша типичная реакция на конфликтную ситуацию - сотрудничество. Ваши действия обычно направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как ваши интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется всем участникам конфликта. Человек, придерживающийся этой стратегии, стоит за совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения.
3. Компромисс. 2а, 4а, 7б,10б,12б,13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Ваша типичная реакция на конфликтную ситуацию - компромисс. Ваши действия обычно направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
4. Избегание. 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б.
Ваша типичная реакция на конфликтную ситуацию - уход, избегание. При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. Человек, придерживающийся такой стратегии, старается не брать на себя ответственность за решение, не придавать значения разногласиям, отрицает само наличие конфликта, считает его бессмысленным.
5. Приспособление. 1б, 3б, 4б, 11б,15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Ваша типичная реакция на конфликтную ситуацию - приспособление. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, даже в ущерб своим интересам. Человек, придерживающийся такой стратегии, старается обратить внимание партнера на то, в чем оба согласны, вместо того чтобы обсуждать спорные вопросы; всячески подчеркивает свое согласие с предъявляемыми требованиями, претензиями и обвинениями, стремится поддержать другого, не задеть его чувств.
III. Сбор и анализ информации по теме собрания.
IV. Совместная с детьми подготовка практикума по коммуникации.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены по группам.
2. На классной доске тема собрания, высказывание:
Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале. (Л.Н. Толстой)
3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей собрания
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители и наши 11-классники! Сегодня мы встретились вместе, чтобы провести родительское собрание для вас, уважаемые родители, и вас, уважаемые выпускники! Я предлагаю вам объединиться в группы по 5-6 человек (желательно, чтобы родители и дети были в составе одной группы).
Как научиться общаться без конфликтов в жизни? Как сделать так, чтобы при общении вы достигали своих целей и в то же время адекватно воспринимали вторую сторону общения? Эти вопросы часто возникают в современной жизни. Мы попытаемся приблизиться к пониманию того, что можно управлять собственными взаимоотношениями с окружающим миром, жить в спокойствии с самим собой и окружающими вас людьми. А поможет нам в этом гость сегодняшней встречи, специалист-психолог. Итак, в добрый путь, к бесконфликтному общению!
II. Анализ анкет детей
Классный руководитель. Нашей сегодняшней встрече предшествовал длительный и серьезный подготовительный этап. С помощью школьного психолога (или классного руководителя) было проведено психологическое обследование учащихся (на классных часах и в режиме домашнего задания). Результаты этого анкетирования находятся перед вами (они строго индивидуально выдаются каждому родителю, а не раскладываются заранее на столах!). Тут же вы прочитаете рекомендации психолога в отношении именно вашего ребенка. На все интересующие вас вопросы ответит школьный психолог в индивидуальной беседе.
(Далее классный руководитель знакомит родителей с общими данными анкетирования по классу в цифровом и процентном соотношениях, не озвучивая фамилий детей. Возможно, кому-то необходимо обратиться за советом к квалифицированному психологу.)
III. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста-психолога (или классного руководителя). Проведение практикума по возможным путям выхода из конфликтных ситуаций
Психолог. Наверное, конфликты в жизни человека неизбежны. Причин конфликтных ситуаций много: различия в характерах общающихся, их разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону. Согласны ли вы с этим предположением?
Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить, нанесенные ему обиды могут спровоцировать многочисленные болезни человека, а неумение прощать может привести к депрессивным состояниям, снять которые смогут только врачи-специалисты. Хотим ли мы довести себя и друг друга до этого? Вряд ли. Тогда давайте попробуем понять, как же можно выйти их разных конфликтных ситуаций как дома, так и в школе.
Традиционно я предлагаю вам разделиться на группы по 5-6 человек для эффективной работы.
Итак, к доске я приглашаю по одному представителю от каждой группы.
Нарисуйте, пожалуйста, человека. В процессе рисования классный руководитель несколько раз останавливает игру и просит начать сначала, объясняя это тем, что рисующий делает не то, что нужно. Требования же постоянно меняются: то это должен быть ребенок, то мальчик, то девочка, то с портфелем, то с книгой и т. п. Таким образом, игра останавливается несколько раз. Далее ведущий просит закончить рисунок и сообщает, что победителей в этой игре нет, так как никто не справился с заданием. Обычная реакция после этого - участники расстроены, дети рассержены.
(Ведущий обращается к участникам игры.)
- Что вы чувствуете? Почему такие чувства? С чем это связано? Что произошло в данной ситуации? (Произошел конфликт из-за непонимания друг друга.)
Вот мы и увидели типичный случай возникновения непонимания друг друга. А почему возник конфликт? (Сразу не обговорили правила.) Можно было этого избежать? Как? (Заранее договориться, чтобы задание было понятно всем участникам игры.)
Какой же вывод можно сделать на данном этапе? Нужно стараться договориться между собой, прийти к общему мнению, чтобы не возникало в дальнейшем разногласий.
Мы предлагаем каждой группе найти свой выход из предложенных конфликтных ситуаций.
Группам для обсуждения предлагаются разные ситуации.
Ситуация 1. Однажды на уроке литературы учитель оценивал домашнюю подготовку учащихся. Одна из учениц отказалась отвечать, сообщив, что данный отрывок она еще не прочитала. В конце урока, озвучивая отметки за домашнее задание, учитель объявил и неудовлетворительные отметки. Тут же раздался плач старшеклассницы и крики, что учитель к ней несправедлив, а остальные прочитали еще меньше, нежели она. Учитель еще раз прокомментировал ее отметку. Прозвенел звонок. Все разошлись, явно недовольные друг другом.
- Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
Ситуация 2. Однажды на уроке русского языка учитель заметил, что один из учеников не работает и ничего не пишет, а просто рисует на листочке. На просьбы учителя заняться работой на уроке ученик ответил, что он не хочет, что этот предмет ему все равно не нужен при поступлении, а школьный экзамен он и так сдаст. Каждый остался при своем мнении.
- Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
Ситуация 3. Праздничный вечер накануне Нового года был подготовлен на «ура», каждый принял участие в его подготовке и проведении, в том числе заранее была выбрана группа ребят, которые приведут кабинет в порядок после праздника и чаепития. Однако все девушки изданной группы быстро ушли на школьную дискотеку, объяснив, что сейчас дискотека в разгаре. Мальчики, сославшись, что они уже выполнили свои обязанности по подготовке и проведению праздника и что уборка - явно не мужское занятие, также исчезли. Классный руководитель попросил всех ребят вернуться. Рассерженные, подростки вернулись и тут же начали возмущенно спорить, кто же должен был выполнить уборку в кабинете и при чем здесь все остальные. Произошла ссора между учащимися.
- Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
Ситуация 4. Дочь собирается на вечернюю прогулку с друзьями. В это время на кухне мать замечает немытую посуду и просит ее сначала выполнить домашние обязанности, а уже потом идти гулять. Дочь не хочет опаздывать на встречу с друзьями и говорит, что посуда никуда не убежит, ее можно вымыть и после прогулки. Мать настаивает на своем. Происходит ссора, каждый выплескивает свои эмоции на другого. Дочь уходит, хлопнув дверью, а посуда остается в раковине. Настроение испорчено у обеих.
- Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
(Происходит обсуждение. Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Далее представитель каждой группы выступает перед классом, объясняя, в чем суть конфликта и как его избежать. Объясняются и пути выхода из конфликтных ситуаций. Организуется обсуждение всех разобранных ситуаций в классе. Внимательно выслушиваются мнения участников. И необходимую помощь здесь оказывает специалист-психолог.)
Классный руководитель. Послушайте, пожалуйста, быль, рассказанную великим педагогом В.А. Сухомлинским.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери - Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери - утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. - Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде... Вот для чего хочется жить.
- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. - Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины - Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила:
- Кем же стал твой сын?
- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. - Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? - и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
- А твой сын кем стал? - спросила Белокосая.
- Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было - механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живем мы в селе - километров сто отсюда. У сына двое детей - мальчик трех дет и девочка недавно родилась...
- Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. - Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.
К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровая женщина». За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
- Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я...- и она заплакала.
- Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер... Умер, когда ему и года не исполнилось. А это... не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это... Но я для него - родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
- Как вы считаете, почему такое стало возможным? Почему у Белокосой матери вырос равнодушный сын? Что (возможно) не так делала мать, когда ее сын был еще маленьким? А что необходимо делать, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными?
(Обсуждение прочитанного происходит в группах... Каждая группа выступает с общим мнением.)
Итак, мы побывали с вами сегодня в разных ситуациях. И хочется верить, что в семьях отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимопонимании, любви и уважении. И эти же принципы будут лежать в основе ваших отношений с окружающим миром. А в заключение прозвучит стихотворение Ларисы Рубальской «Мы с дедом» (выразительное чтение подготовлено одним из учащихся).
Мой дед современный и вовсе не старый.
Туристские песни поет под гитару.
Он в джинсах, как я, ходит летом на даче.
Мы с дедом друзья, только вот незадача:
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Мы с дедом проводим вдвоем тренировки
И путаем даже порою кроссовки.
В компьютерах деду все просто и ясно,
И все же он часто ворчит несогласно.
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем.
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Действительно, «у каждого времени свои песни», но думается, всем уже понятно, что нужно приложить много усилий, чтобы научиться понимать и уважать друг друга, находясь в любом обществе.
IV. Принятие решения собрания. Подведение итогов
Классный руководитель. Итак, заканчивая наш сегодняшний разговор, я предлагаю каждому дописать незаконченный тезис: «Общение без конфликтов возможно, если...» Поделитесь друг с другом вашими мыслями! А ваше настроение после собрания прошу отразить с помощью цветных кружков или словесно на Листе отзывов. Спасибо! И всего вам доброго в мире без конфликтов!
Организаторские способности лидера
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Лидер: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
В психологии принято различать следующие типы лидеров.
Эмоциональный лидер - умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик - умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал - умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель - умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Все это требует наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильную волю.
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!