Родительское собрание в 1 классе на тему «Здоровье наших детей»

Сценарий родительского собрания для 1 класса на тему «Основные факторы, способствующие укреплению и сокращению здоровья первоклассника»

Дата проведение: по выбору классного руководителя.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 час.

Цель: ознакомить родителей учащихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья первоклассника дома и в школе.

Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья учащихся на момент проведения собрания; создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье первоклассников, а также для осознания родителями необходимости совместной работы школы и семьи для сохранения и укрепления здоровья школьников; разработать программу совместной работы школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья первоклассников.

I. Подготовительный этап

Классный руководитель в период подготовки к родительскому собранию организует следующие мероприятия:

1. Анализ состояния здоровья учащихся школьной медицинской сестрой, который должен включать:

- общие сведения о физическом развитии и группе здоровья учащихся класса;

- общие сведения о заболеваемости детей класса на период проведения родительского собрания;

- сведения о профилактических мероприятиях по предупреждению инфекционных заболеваний;

- сведения о режиме работы, меню, качестве пищи в школьной столовой;

- информацию о работе и возможностях школьной медицинской сестры.

2. Подготовка к выступлению врача-педиатра из числа родителей учеников или специально приглашенных классным руководителем.

3. Подготовка материала для проведения педагогического всеобуча для родителей.

II. Организационный этап

Родители учащихся рассаживаются за круглый стол.

Классный руководитель сообщает тему и цель, а также задачи родительского собрания, которые нужно решить.

На собрании желательно присутствие школьного психолога, школьной медицинской сестры, врача-педиатра. Приглашенные родители и гости представляются друг другу классным руководителем.

Далее выбирается группа родителей, в обязанности которой будет входить ведение протокола собрания и составление основных решений данного собрания.

Классный руководитель проводит анкетирование родителей по представленной ниже анкете-опроснику с последующим анализом полученных результатов.

Вопросы анкеты:

1. Как вы оцениваете состояние здоровья вашего ребенка?

- хорошее;

- удовлетворительное;

- плохое.

2. Изменилось ли состояние здоровья вашего ребенка за период обучения в школе? Если «да», то изменения произошли:

- в лучшую сторону;

- в худшую сторону.

3. Какие причины, на ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья вашего ребенка в период нахождения его в школе?

4. Какие факторы, по-вашему мнению, способствуют укреплению здоровья вашего ребенка?

5. На что классному руководителю стоит обратить внимание при работе с вашим ребенком?

III. Ознакомление родителей с результатами анализа состояния здоровья учащихся на момент проведения родительского собрания

Анализ состояния здоровья школьников класса, выполненный медсестрой в период подготовки к родительскому собранию, лучше наглядно оформить в виде плаката, записей на доске или, если позволяет техническое оснащение школы, выполнить проецирование материала на классную доску в виде следующих таблиц.

Таблица 1

№ п/п

Список учащихся класса

Группа здоровья учащегося

Физкультурная группа учащегося

Количество дней, пропущенных по болезни

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Общее количество дней, пропущенных по болезни, по классу:

 

Таблица 2

№ п/п

Основные виды заболеваний учащихся класса

Количество учащихся, подверженных данному заболеванию, %

Количество учащихся, пропустивших учебные занятия по причине этого заболевания, %

1

Простудные заболевания

 

 

2

Заболевания зрения

 

 

3

Заболевания желудочно- кишечного тракта

 

 

4

Вегето-сосудистые заболевания

 

 

IV. Выступление врача-педиатра

Врач-педиатр сообщает родителям о современных и наиболее распространенных детских заболеваниях, методах их устранения и профилактических мероприятиях по их предупреждению. Выступление должно содержать информацию о современных лекарственных препаратах, которые могут применять родители в домашних условиях. Затем врач-педиатр отвечает на вопросы родителей на интересующие их темы.

V. Проведение педагогического всеобуча для родителей

Материал для проведения педагогического всеобуча должен быть подобран исходя их актуальности информации, относящейся к влиянию на здоровье школьника факторов, присутствующих и зависящих от школьных условий. Информация для родителей должна быть интересной, новой, не продолжительной по времени.

Классный руководитель. Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется пятнадцать раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз пятьдесят. Это означает, что, повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того, оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении - люди только что получили неожиданный подарок; остальные же, наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа - только 47%. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.

Безопасность ребенка в школе зависит и от родителей, от их участия в школьной жизни. Чтобы противостоять опасности, надо о ней знать. Аллергия или даже экзема может приключиться от обычного школьного мела. Врачи давно предупреждали: дети не должны прикасаться к мелу руками. Какой же вывод? Нужно оборачивать кусочки мела бумагой или фольгой.

Вместе со старым учебником ребенку могут достаться микробы и инфекции предыдущего владельца. Лучше позаботиться о том, чтобы у вашего ребенка свой набор новых учебников, а лучше - два. И вот почему. На детских спинах можно носить не более 4 кг веса, в противном случае гарантирован сколиоз. «Багаж» же школьника обычно бывает тяжелее в полтора-два раза. Поэтому сейчас 60% школьников страдают искривлением позвоночника. Второй комплект учебников освободит портфели от лишних килограммов, а детей от болезней. Еще лучше завести личные шкафчики, чтобы после уроков оставлять там все тяжести. Провоцируют искривления позвоночника и уроки физкультуры. «Бег на время», травмоопасные прыжки через «козла», лыжные гонки вдоль загазованного шоссе.

Сорок минут сидения на уроке вызывают напряжение мышц спины, нагрузку на позвоночник, снижение вентиляции легких, что может привести к воспалительным процессам. Очень скоро послушный ребенок, сидящий за партой не шелохнувшись, начинает зевать, что является дополнительной вентиляцией легких. Признаки переутомления: дети становятся рассеянными, хуже понимают материал, кто-то грызет ногти, кусает губы. Чтобы избежать этих негативных воздействий на здоровье учащихся, в каждой школе, в каждом классе продумана система мероприятий, именуемая «здоровьесберегающие технологии». Нужно, чтобы родители и дома поддерживали школьные начинания одним простым способом - своей заинтересованностью, включением в организацию по здоровьесбережению.

Если ребенок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак в школе и дома. Одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание.

Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут быстро уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.

Как лучше организовать завтрак школьника? Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и от биоритмов. Так, у детей - «жаворонков» по утрам хороший аппетит, а вот дети-«совы» от утренних завтраков часто отказываются. Родители должны это учитывать. Если ребенок ест по утрам с удовольствием, нужно этим воспользоваться и покормить его основательно перед школой. Но не стоит впихивать еду насильно - такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребенка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребенку что-нибудь из еды с собой.

В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации детей к школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с сыром, колбасой, ветчиной или рыбой; кусок отварного мяса, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока или кефира с булкой. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор. Не стоит по утрам игнорировать горячее питье: чай с лимоном, ягодные морсы, какао. Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

Для правильной организации домашнего завтрака школьника необходимо учитывать следующие моменты:

- индивидуальные особенности ребенка;

- распорядок и напряженность дня;

- наличие, калорийность и качество горячих завтраков в школе.

Бывают и такие ситуации: родители надышаться не могут на

своего ребенка, защищают его от малейшего ветерка, кормят его по тщательно сбалансированному меню, оберегают от потенциального контакта с микробами. В результате у ребенка складывается впечатление, что мир полон страшных опасностей, неизлечимых болезней, бешеных собак, маньяков, террористов, пьяных водителей. Намного проще оградить ребенка от внешнего мира, чем научить своего ребенка самостоятельно справляться с трудностями. Отпустить одного в школу, начать обливания холодной водой, доверить самостоятельно выполнять уроки - значит взять на себя серьезную ответственность. Привыкший же отвечать за свои поступки ребенок уже имеет свой собственный жизненный опыт, независимый взгляд на мир, будет иметь оптимистичный характер, что сопутствует сохранению и укреплению душевного здоровья.

VI. Подведение итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания может быть проведено в виде предложения классного руководителя поддерживать родителями необходимые для сохранения здоровья детей умения в домашних условиях, стремиться к совершенствованию навыков поведения и самим родителям.

Классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с материалом, используемым учителями на уроках для снятия мышечного, эмоционального напряжения, для упреждения падения остроты зрения. Родители получают этот материал на отдельно отпечатанных листах с целью изучения и возможного использования в домашних условиях (приложения 1, 2, 3).

Решение родительского собрания может быть следующим:

1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании для сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Провести мероприятия по предложенному или самостоятельно разработанному сценарию с целью укрепления здоровья детей.

3. Поощрять детей, стремящихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также их родителей.

Приложение 1

Двигательные игры-разминки

С первых дней обучения вся активность первоклассника в школе касается только «головы», поскольку школьная программа ориентирована в основном на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и телесная сферы ребенка не получают адекватной нагрузки. Потребность же первоклассников в игре и двигательной активности является естественной и гармоничной. Систематическое применение двигательных игр-разминок позволит снизить эмоциональное и физическое напряжение детей. Закрепление телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, восприятие, память. Этим создаются предпосылки для участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Двигательные игры-разминки могут проводиться и в домашних условиях во время выполнения учебных заданий, выполнения заданий творческого характера, предполагающих длительное нахождение тела в одном положении.

«Напряглись-расслабились»

В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т. д.).

«Упрямая шея»

Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично - ладони на лоб.

«Черепаха»

Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок - к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница»

Ребенок представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах:

а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично

предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);

в) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги»

Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично - с левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки»

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком - научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя - ногами. Затем усложните задачу:

1. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая - правая», хлопок, хлопок с партнером «правая - левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами.

2. «Кулак - ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте - «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

3. «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (ставятся друг на друга ребрами).

Приложение 2

Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. О расслаблении можно судить по внешнему виду ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние. В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня.

«Шишки»

Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама- медведица снова кидает шишки медвежатам...

«Холодно - жарко»

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...

«Сорви яблоко»

Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Драгоценность»

Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.. . Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях. Они отдыхают...

«Муравей»

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой нужно потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги. Ноги отдыхают.

«Мороженое»

Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...

«Факиры»

Вы - факиры. Сядьте на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты... (покажите детям эту позу). Пока звучит музыка, факиры отдыхают... Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова поднята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

«Пчелка»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит, пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

Приложение 3

Упражнение для профилактики остроты зрения

Гимнастика для глаз может принести пользу при условии ежедневного выполнения через каждые 2 часа зрительной работы.

Упражнение 1

Выполняется в положении сидя за столом, на полу, на стуле. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить упражнение 6-8 раз.

Упражнение 2

Выполняется в том же положении, что и в упражнении 1. Быстрое моргание в течение 1 -2 минут.

Упражнение 3

Выполняется стоя.

Смотреть прямо вдаль в течение 2-3 секунд. Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров, направить взгляд на палец на 3-5 секунд.

Выполнение упражнения производит лечебное действие.

Упражнение 4

Выполняется стоя. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты. Данное упражнение способствует расслаблению мышц глаз, улучшает кровообращение.

Упражнение 5

Выполняется стоя.

1. Палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаза.

2. Смотреть обоими глазами на палец в течение 3-5 секунд.

3. Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 секунд.

4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец в течение 3-5 секунд.

5. Палец левой руки на средней линии лица.

6. Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 секунд.

7. Двумя глазами смотреть на кончик пальца в течение 3-5 секунд, убрав предварительно ладонь с правого глаза.

Данное упражнение рекомендуется проделывать 6-8 раз с каждой рукой.

Упражнение 6

Выполняется стоя.

1. Отвести руку вправо.

2. Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижно, глаза следят за пальцем.

3. Обратное движение руки слева направо. Упражнение повторяется 10-12 раз.

Упражнение 7

Выполняется сидя.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с века.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников

Тематика родительских собраний в 1 классе на год

Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы

Нет комментариев. Ваш будет первым!