Дата проведение: по выбору классного руководителя.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: ознакомить родителей учащихся с признаками одаренности детей.
Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния педагогов и родителей на развитие одаренных детей; разработать тематику конкретных мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей класса.
I. Подготовительный этап
Классному руководителю и школьному психологу в период подготовки к родительскому собранию необходимо провести исследование на выявление уровня IQ детей класса, проанализировать результаты в целом по классу, а также составить письменные индивидуальные характеристики учащихся. Одаренность не исчерпывается только IQ, хотя IQ - критерий, который нужно учитывать при оценке выраженной или имеющейся одаренности.
Классному руководителю нужно оформить стенд под рубрикой «Наши достижения», отражающий достижения детей в интеллектуальной, творческой, двигательной, художественной и других видах деятельности.
II. Организационный этап
Родителям сообщаются тема и цели собрания, форма работы (конференция), а также продолжительность собрания. Особое внимание обращается на важность темы родительского собрания - в раннем выявлении явно или потенциально одаренных детей специалистам необходимую помощь должны оказать родители, которые могут вовремя предоставить ребенку поддержку и создать благоприятные условия. Родители должны искать контакт со специалистами, которые могли бы передать их детям знания и навыки, необходимые для развития общения и стимуляции их одаренных детей. Осознание же одаренности собственного ребенка должно помочь родителям с большим вниманием отнестись к его образованию.
III. Ознакомление родителей с результатами анализа достижений учащихся класса
Родители знакомятся с учебными достижениями первоклассников по учебным предметам в форме, наиболее принятой в данном классе, - в виде письменных дневников наблюдений классного руководителя и в устной форме, когда составляется анализ учебных достижений в целом по классу, не называя фамилий и имен отдельных учащихся. На основе наглядно оформленного стенда «Наши достижения» обсуждаются с родителями конкретные достижения учащихся класса в спортивных мероприятиях, творческих заданиях, музыкальных и художественных видах деятельности. Сообщается, в каком направлении классу в целом удается достичь лучших результатов. Родители знакомятся с уровнем IQ своего ребенка, выявленным школьным
IV. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Одаренных детей в школьном возрасте насчитывается 30,5%, но это не значит, что непосредственно ваш ребенок не относится к числу одаренных детей. Каждый родитель может увидеть в своем ребенке некую черту одаренности в какой-либо сфере деятельности. Каких же детей можно считать одаренными? «Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
- интеллектуальной;
- академических достижений;
- творческого или продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественной деятельности;
- двигательной».
Уважаемые родители, прислушайтесь к описанию основных признаков одаренности и постарайтесь определить, в какой сфере деятельности вашего ребенка стоит считать наиболее одаренным.
Интеллектуальная сфера
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, может хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.
Сфера академических достижений
Достижения проявляются в конкретных учебных предметах.
Чтение: ребенок выбирает основным своим занятием чтение, имеет хороший словарный запас, понимает и запоминает то, что ему читают, демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, показывает необычное для своего возраста понимание математических отношений, с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, часто применяет математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам, демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей.
Творчество
Ребенок с головой уходит в интересующее его занятие, демонстрирует высокий интерес ко множеству разных вещей, часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, способен по-разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения.
Общение и лидерство
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнера по играм, с посторонними людьми сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или занятиями других детей, с легкостью общается со взрослыми, проявляет инициативу, берет на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью.
Сфера художественной деятельности
Изобразительное искусство: ребенок проводит много времени за рисованием или лепкой, получает большое удовлетворение от художественных занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.
Музыка: ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет короткие ритмические отрывки. Узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поет.
Двигательная сфера
Ребенок любит движение (бег, прыжки, лазание), прекрасно владеет телом, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков - ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы.
Ознакомившись с основными сферами деятельности и общими особенностями детей, проявляющих одаренность в той или иной сфере, попробуйте отнести своего ребенка по имеющимся у него способностям к одной из шести сфер одаренности.
В заключение всеобуча для родителей заполняется анкета «Ваш ребенок одарен?» (приложение 1).
V. Обсуждение наличия действительной одаренности учащихся класса
Классный руководитель объясняет родителям учащихся, на основе каких наблюдений и тестов был выявлен уровень IQ каждого ребенка (описывается работа школьного психолога по выявлению уровня IQ). Родителям предлагается определить свой уровень IQ по тем же самым методикам, что предложены были детям (приложение 2). Классному руководителю можно узнать уровень IQ родителей по желанию самих родителей.
VI. Подведение итогов родительского собрания
Одаренные дети, несмотря на свои выдающиеся природные данные, на всеобщий интерес к их способностям, имеют в жизни намного больше конкретных проблем, решать которые им должны помочь взрослые: родители, педагоги, воспитатели, специалисты в области психологии, медицины.
Основные проблемы одаренных детей:
1. Неприязнь в школе из-за того, что учебная деятельность для одаренного ребенка скучна и неинтересна. Нарушения в поведении одаренных детей возникают из-за несоответствия учебного плана их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям интересны сложные игры, в которые не играют их сверстники со средними способностями. Поэтому часто такие дети оказываются изолированными.
3. Погружение в философские проблемы. Чаще других детей одаренные дети бывают заинтересованы явлениями смерти, загробной жизни, религиозными верованиями.
4. Стремление к совершенству. Все, что делают такие дети, должно достигать высшего уровня.
5. Ощущение неудовлетворенности, критическое отношение к своим сверстникам, низкая самооценка.
6. Сверхчувствительность. Одаренные дети постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
7. Нетерпимость. Одаренные дети часто нетерпимы к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, отталкивают окружающих замечаниями, выражающими презрение.
Классный руководитель. Родителям, которые желают своим детям достичь больших высот в жизни, тема проведенного собрания должна подсказать способ их воздействия на имеющиеся недостатки у детей. Этот способ - наблюдение за своими детьми, постоянное сотрудничество с ними, положительное отношение ко всем начинаниям детей. Каждому родителю сегодня удалось увидеть в своем ребенке что-то особенное, что позволяет считать его одаренным в чем-либо. Если эта уверенность сможет удерживаться в вас в ближайшие годы, то ваш ребенок станет действительно таким, каким вы его представили, внимательно проанализировав способности в разных сферах деятельности. Теперь нужно найти реальные возможности для поддержания большей заинтересованности вашего ребенка той сферой деятельности, в которой его можно считать одаренным.
Если проблема, обсуждаемая на родительском собрании, заинтересовала вас и вы в процессе обсуждения нашли ответы не на все возникшие вопросы, то можно самостоятельно изучить существующую литературу по этой теме (классным руководителем на доске или на плакате оформляется список литературы (приложение 3)).
Решение родительского собрания:
1. Способствовать творческому развитию детей посредством проведения в классе праздников, утренников с участием самих детей.
2. Организовать посещение выставок художников, мастеров народных промыслов с целью ознакомления с творчеством.
3. Принимать участие вместе с детьми во внеклассных школьных мероприятиях эстетической и спортивной направленности.
4. Организовывать к каждому родительскому собранию оформление выставок, стендов, отражающих творческую деятельность учащихся класса.
Анкета «Ваш ребёнок одарен?»
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Мой ребенок имеет признаки одаренности в сфере (подчеркнуть нужное):
- интеллектуальной;
- академических достижений (чтение, математика, естествознание);
- творческой;
- общения и лидерства;
- художественной деятельности (изобразительное искусство, музыка);
- двигательной.
3. Я считаю своего ребенка одаренным в данной сфере, потому что отмечаю у него такие способности (перечислите).
4. По теме «Одаренные дети» получить дополнительную информацию (подчеркнуть):
- желаю;
- не желаю.
Предлагаем вашему вниманию 3 теста из книги «Психодиагностика детей», где для более основательного выявления одаренности учащихся, выявления IQ предлагается использовать методики в совокупности.
Тест «Карта одаренности»
Описание теста. Эта методика создана А.И. Савенковым специально для родителей. В ее основу легли многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет.
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещайте в первую клетку листа ответов, по второму - во вторую, и т. д.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т. е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть па открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии,
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
Обработка результатов. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1) интеллектуальная;
2) творческая;
3) академическая (научная);
4) художественно-изобразительная;
5) музыкальная;
6) литературная;
7) артистическая;
8) техническая;
9) лидерская;
10) спортивная.
Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси х отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси у будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».
Картиночно-словарный тест (КСТ)
Время, требуемое для проведения теста: 5-10 минут. Оборудование: набор из 25 картинок и бланк ответов ребенка. Описание теста. Тест ориентирован на детей 5-7 лет и направлен на измерение таких способностей ребенка, как ориентировка в окружающем мире, информированность, словарный запас, диагностика уровня развития высших психических функций.
Проведение. Перед началом тестирования ребенку дается следующая инструкция: «Я сейчас буду показывать тебе картинки. Постарайся сказать, что на ней нарисовано». После этого экспериментатор предъявляет ребенку одну за другой картинки и дословно записывает в бланк все его ответы под соответствующим номером. Кроме того, во время тестирования проводящий его должен делать пометки относительно того, как ведет себя ребенок во время обследования (соглашается ли работать, как часто отвлекается).
Оценка и интерпретация результатов. Обработка результатов проводится при помощи ключа. За каждый ответ ребенку присваивается 0,0,5 или 1 балл. Их сумма является первичной оценкой (ПО) по тесту. Она проставляется в соответствующем месте верхней части бланка ответов, затем по таблицам норм первичная оценка переводится в стандартную оценку IQ (WX = 100, W = 10), которая также проставляется в верхней части бланка ответов.
Ключ к КСТ
№ |
0 баллов |
0,5 балла |
1 балл |
1 |
- |
- |
Собака |
2 |
Лес |
- |
Дуб, деревья, кусты |
3 |
- |
- |
Газовая плита, плита |
4 |
- |
- |
Мотоцикл, мотороллер |
5 |
- |
- |
Показывает, указывает |
б |
- |
Птица |
Дятел |
7 |
Дразнится |
- |
Мальчик кричит, зовет, аукает |
8 |
Телевизор |
- |
Компьютер |
№ |
0 баллов |
0,5 балла |
1 балл |
9 |
Кухонные вещи, сервиз, предметы |
Перечисление |
Столовый прибор, кухонный прибор, посуда |
10 |
Лошадь |
- |
Зебра |
11 |
Шахматы |
Шахматная доска |
Шашки |
12 |
Загорает, упал, лежит |
Отдыхает |
Мальчик сидит и смотрит |
13 |
Змея |
- |
Ящерица |
14 |
Машины |
Перечисление |
Транспорт, городской транспорт, пассажирский транспорт |
15 |
- |
Птица |
Индюк |
16 |
|
|
Метро, подземная электричка, подземный поезд |
17 |
Продукты |
Перечисление |
Фрукты, овощи |
18 |
Земной шар |
- |
Глобус |
19 |
Девочки |
Сестры |
Двойняшки, близнецы |
20 |
- |
Инструмент |
Клещи |
21 |
Журавль |
Птица |
Аист, цапля |
22 |
- |
- |
Завод, фабрика, предприятие |
23 |
- |
Город и небо, облако |
Тучи, облака |
24 |
Кошка |
- |
Рысь |
25 |
- |
Олень |
Лось |
Нормативная таблица
Первичная оценка |
5 лет |
б лет |
7 лет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4,5 |
82 |
- |
- |
|
5 |
84 |
- |
- |
|
5,5 |
85 |
- |
- |
|
6 |
87 |
- |
- |
|
6,5 |
88 |
- |
- |
|
7 |
90 |
81 |
- |
|
8 |
93 |
82 |
- |
|
8,5 |
94 |
85 |
- |
|
9 |
96 |
88 |
82 |
|
9,5 |
97 |
90 |
83 |
|
10 |
99 |
91 |
83 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
10,5 |
100 |
93 |
86 |
|
11 |
100 |
94 |
87 |
|
11,5 |
1003 |
96 |
89 |
|
12 |
105 |
97 |
91 |
|
12,5 |
106 |
98 |
92 |
|
13 |
108 |
100 |
93 |
|
13,5 |
109 |
102 |
95 |
|
14 |
111 |
103 |
96 |
|
14,5 |
112 |
105 |
98 |
|
15 |
114 |
106 |
99 |
|
15,5 |
115 |
108 |
100 |
|
16 |
117 |
109 |
102 |
|
16,5 |
118 |
110 |
103 |
|
17 |
120 |
112 |
105 |
|
17,5 |
- |
114 |
106 |
|
18 |
- |
115 |
108 |
|
18,5 |
- |
117 |
109 |
|
19 |
- |
118 |
111 |
|
19,5 |
- |
120 |
113 |
|
20 |
- |
121 |
114 |
|
20,5 |
- |
- |
115 |
|
21 |
- |
- |
116 |
|
21,5 |
- |
- |
118 |
Дополнительные указания к проведению теста. Ребенку показывается по одной картинке из 25. Ключ к КСТ следует рассматривать так: если при рассмотрении первой картинки ребенок не смог назвать, что изображено на картинке, то за данную картинку его полученный балл равен 0 баллов, если при рассматривании картинки ребенком в качестве ответа было дано слово «собака», то данный ответ оценивается в 1 балл. Аналогичное фиксирование результатов следует проводить и по всем остальным картинкам набора. Сумма баллов - это ПО. Количество баллов в качестве первичной оценки равняется определенному количеству баллов, учитывая возраст ребенка. Так, в нормативной таблице данные следует рассматривать следующим образом: если первичная оценка ребенка равняется 17 баллам, то ребенок 5 лет имеет по этому результату IQ = 120, ребенок 6 лет с этим же результатом имеет IQ = 112, а ребенок 7 лет - IQ= 105.
Описание теста. Данный вариант теста ориентирован на детей 5-7 лет для определения уровня их информированности о социальном окружении.
Структура теста. Тест состоит из 11 компонентов, отражающих различные стороны жизни ребенка.
1. Общество.
2. Счет.
3. Время.
4. Игры, спорт.
5. Сказки.
6. Животные.
7. Растения.
8. Быт.
9. Инструменты.
10. Профессии.
11. Общая эрудиция.
Проведение тестирования. Тест рекомендуется начать со слов: «Сейчас я буду задавать простые вопросы о вещах, которые тебе хорошо знакомы». После этого сразу задается первый вопрос. Ответ ребенка заносится экспериментатором в бланк ответов. Вопросы задаются негромко, в спокойной и доброжелательной манере. Ребенок должен отвечать самостоятельно, чтобы ему было интересно и он не нервничал.
Инструкция. «Сейчас я буду спрашивать тебя о самых разных вещах. Ты все это, конечно, знаешь. И легко ответишь на мои вопросы. Если ты устанешь, скажи мне, мы сделаем перерыв, и ты отдохнешь».
Общественные ориентации
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
1 |
Как полностью зовут твою маму? |
Названы фамилия, имя, отчество - 1 балл. Названо только имя - 0 баллов |
2 |
Как называется город, в котором мы живем? |
Назван город - 1 балл |
3 |
Как называется столица нашей родины? |
Москва -1 балл |
4 |
Зачем существуют библиотеки? |
Чтобы читать, или обменивать книги, или хранить книги - 1 балл |
Счет
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Сколько дней в неделе? |
Допускается, если ребенок посчитает. Правильный ответ - 1 балл |
||
2 |
Сколько у человека всего пальцев? |
20 - 1 балл |
||
3 |
Сколько углов в комнате? |
4 -1 балл |
||
4 |
Сколько месяцев у лета? |
3 - 1 балл |
||
Время |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Какой день наступит после воскресения? |
Понедельник - 1 балл |
||
2 |
Когда начинается передача «Спокойной ночи, малыши»? |
«Вечером» или названо точное время - 1 балл |
||
3 |
Когда ты встаешь? |
Утром -1 балл |
||
4 |
Какое время года наступит после лета? |
Осень -1 балл |
||
Игры и спорт |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Кто стоит в футбольных воротах? |
Вратарь -1 балл |
||
2 |
Чем стреляют из лука? |
Стрелами -1 балл |
||
3 |
Как называют победителя соревнований? |
Победитель, чемпион - 1 балл |
||
4 |
Как называют тех, кто играет в шахматы? |
Шахматисты - 1 балл |
||
Сказки |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Где живет Баба-яга? |
В избушке на курьих ножках - 1 балл (если при ответе «в лесу» после просьбы экспериментатора в виде вопроса «Где в лесу?» ответ уточняется и дается правильный, то тоже оценивается в 1 балл) |
||
2 |
Как обычно начинаются сказки? |
Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве - 1 балл |
||
1 |
2 |
3 |
||
3 |
Из чего сделан Буратино? |
Из полена; из дерева; из деревяшки - 1 балл |
||
4 |
Как называется то место в театре, где идет представление? |
Сцепа -1 балл |
||
Звери |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Чем питается паучок? |
Мухами; мушками - 1 балл |
||
2 |
Как проводят зиму жучки? |
В коре; в земле - 1 балл. При ответе «забирается в норку» стоит уточнить, где находится эта норка? Ответ «спят» также требует уточнения в виде вопроса «где?» |
||
3 |
Какие птицы остаются на зиму в городе? |
Галки, воробьи, синицы, голуби, снегири - 1 балл (должно быть названо не менее 2 наименований |
||
4 |
Кто ест комаров? |
Лягушки; птички - 1 балл |
||
Растения |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Как называется подземная часть дерева? |
Корень; корневище; корешок - 1 балл |
||
2 |
Какие лечебные свойства подорожника? |
Если есть указание на кровоостанавливающее свойство подорожника или на его возможность быть использованным при простудных заболеваниях -1 балл |
||
3 |
Какое дерево всегда зеленое? |
Ель; сосна - 1 балл |
||
4 |
Какое растение может обжечь? |
Крапива -1 балл |
||
Быт |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
В яйце внутри белок, а еще что? |
Желток - 1 балл. При ответе «скорлупа» стоит задать вопрос «а что еще?» |
||
2 |
Что нужно маме, когда она варит кашу? |
Крупа; манка; рис; пшено - 1 балл. К этому может быть добавлено: молоко; сахар; соль. Но это не обязательно, обязательным является название какой-либо крупы |
||
1 |
2 |
3 |
||
3 |
Как нужно ухаживать за комнатными растениями? |
Поливать - 1 балл. Возможны также добавления: протирать пыль; рыхлить землю и пр., но обязательно должно быть сказано про полив растений |
||
4 |
Почему компот сладкий? |
Там песок (сахар) - 1 балл |
||
Инструменты |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Какие инструменты нужны парикмахеру? |
Расческа; ножницы - 1 балл |
||
2 |
При помощи каких машин колхозники убирают урожай? |
Комбайн; трактор - 1 балл |
||
3 |
Дерево пилят пилой, а чем его строгают? |
Рубанок - 1 балл. Если дан ответ «ножиком», следует уточнить, задав вопрос: «чем еще?» Если ответа «рубанок» не последовало, то 0 баллов |
||
4 |
Чем папа бреется, чтобы не было усов? |
Бритва; электробритва - 1 балл. При ответе «машинкой» следует уточнить, какой машинкой? |
||
Профессии |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
Кто разносит письма и газеты? |
Почтальон - 1 балл |
||
2 |
Кто работает в магазине? |
Продавец - 1 балл |
||
3 |
Кто доит корову? |
Доярка -1 балл |
||
4 |
Кто строит дома? |
Строитель или любая строительная профессия (маляр, штукатур, плотник) -1 балл |
||
Общая эрудиция |
||||
№ п/п |
Вопрос |
Оценка |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Зачем на улицах милиционеры? |
Для охраны порядка - 1 балл. Допускаются для оценивания в 1 балл ответы: чтобы был порядок; чтобы пьяных не было; чтобы бандитов ловить; чтобы машины ездили по правилам |
||
1 |
2 |
3 |
||
2 |
Почему на переезде, когда должен пройти поезд, вдоль рельсов опускают шлагбаум? |
Чтобы не было аварий - 1 балл. При непонимании ребенком вопроса допускается пояснение слова «переезд» |
||
3 |
Как отправить посылку? |
Отнести на почту - 1 балл |
||
Оценка и интерпретация результатов. Ответы ребенка оцениваются в соответствии с ключом, а затем полученные оценки складываются в первичный балл. По таблицам норм первичная оценка переводится в шкалу IQ (WX=100, W=15).
Нормативная таблица
Первичная оценка |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
9 |
70 |
- |
- |
|
10 |
72 |
- |
- |
|
11 |
75 |
- |
- |
|
12 |
78 |
- |
- |
|
13 |
80 |
- |
- |
|
14 |
83 |
- |
- |
|
15 |
85 |
- |
- |
|
16 |
85 |
- |
- |
|
17 |
87 |
80 |
- |
|
18 |
90 |
82 |
- |
|
19 |
92 |
84 |
- |
|
20 |
94 |
85 |
- |
|
21 |
95 |
87 |
- |
|
22 |
95 |
90 |
80 |
|
23 |
98 |
90 |
82 |
|
24 |
100 |
92 |
84 |
|
25 |
102 |
94 |
85 |
|
26 |
104 |
95 |
86 |
|
27 |
105 |
97 |
90 |
|
28 |
107 |
100 |
91 |
|
29 |
110 |
102 |
94 |
|
30 |
113 |
105 |
95 |
|
31 |
115 |
108 |
97 |
|
32 |
117 |
110 |
98 |
|
33 |
120 |
114 |
100 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
34 |
124 |
115 |
102 |
|
35 |
125 |
117 |
105 |
|
36 |
130 |
120 |
106 |
|
37 |
135 |
125 |
110 |
|
38 |
140 |
130 |
115 |
|
39 |
- |
- |
120 |
|
По результатам всех проведенных исследований можно определить IQ ребенка. Одаренные в интеллектуальной сфере дети должны иметь наивысший показатель IQ. Множество различных определений одаренности говорит о том, что она не исчерпывается высоким IQ, хотя IQ - критерий, практически неизбежный в оценке имеющейся одаренности. Например, IQ не является ведущим показателем в определении музыкальных способностей, но у большинства музыкально одаренных детей уровень умственного развития выше среднего.
Список литературы по теме «Одарённые дети»
1. Одаренные дети / Пер. с англ., под ред. В. Пурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
2. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. 1999. №5. С. 183.
3. Чему и как учить одаренных? // Народное образование. 1996. №8. С. 59.
4. «Бремя неординарности» и «Талант в группе риска» // Крылья. 2006. № 11. С. 6-10.
5. Раннее творческое развитие малышей // Школьная библиотека. 2004. № 8. С. 58-60.
6. Одаренных детей гораздо больше, чем мы знаем // Школьная библиотека. 2006. № 2. С. 68-71.
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Нет комментариев. Ваш будет первым!