Дата проведение: II учебная четверть.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цели: создать условия для понимания родителями необходимости формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса.
Задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, позволяющими формировать сознательный интерес к обучению, с возможностями каждого учебного предмета в достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению, с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению; обсудить вопрос влияния внеклассной деятельности на формирование сознательного интереса к изучению учебных предметов.
Словарь терминов, необходимых при подготовке к родительскому собранию
«Интерес - внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным».
«Сознание - способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека».
«Интерес - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес - увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности».
«Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более опасному и глубокому отражению действительности. Перед образовательным учреждением стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые, наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям».
I. Подготовительный этап
Классный руководитель в период подготовки к родительскому собранию:
1. Проводит диагностику учащихся класса с целью изучения мотивации учения.
2. Ведет наблюдения в течение недели, предшествующей проведению родительского собрания, по приведенной ниже схеме. Результаты заносит в таблицу наблюдений за мотивацией учащихся.
|
Список учащихся класса |
День недели |
Учебные предметы |
|||
№ |
математика |
русский язык |
чтение |
ИЗО |
||
1 |
Иванов Антон |
Пон. |
- |
+ |
+ |
+ |
|
|
Вт. |
|
|
|
|
|
|
Ср. |
|
|
|
|
|
|
Четв. |
|
|
|
|
|
|
Пятн. |
|
|
|
|
2 |
Кузнецова Маша |
Пон. |
|
|
|
|
|
|
Вт. |
|
|
|
|
|
|
Ср. |
|
|
|
|
|
|
Четв. |
|
|
|
|
|
|
Пятн. |
|
|
|
|
Условные обозначения: «-» - интерес проявляется в результате применения на уроке зрелищных фрагментов, необычной ситуации. «+» - интерес на уроке присутствует постоянно. |
3. Готовит материал для ознакомления родителей с возможностями каждого учебного предмета в достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению.
4. Анализирует проведенные в классе мероприятия с целью выявления их влияния на формирование сознательного интереса к обучению.
5. Составляет вопросник для изучения родительского мнения оценки качества работы школы по формированию сознательного интереса к обучении.
6. Готовит фрагменты видеозаписи учебных занятий.
7. Готовит «лотерею нужных вопросов» для организации общения родителей по теме собрания.
8. Готовит распечатки полезных практических советов родителям по формированию сознательного интереса к учению.
II. Организационный этап
Классный руководитель сообщает тему и цель родительского собрания, задачи, которые оно призвано решить, а также регламент его проведения. Он сообщает перечень проведенной подготовительной работы к родительскому собранию и подчеркивает значение этой работы для решения задач собрания.
Выбирается экспертная группа. Задача этой группы - консультирование по интересующим вопросам родителей учащихся класса. Члены экспертной группы отвечают на вопросы исходя из собственного опыта.
Вопросы заранее не составляются, они возникают по ходу работы на родительском собрании.
Классному руководителю следует предусмотреть ситуацию, когда родители пассивно отнесутся к участию в проведении родительских собраний. По этой причине может не получиться взаимного обмена опытом между родителями. В таком случае классный руководитель сам готовит несколько вопросов и организует собрание так, чтобы представители экспертной группы были включены в обсуждение предложенного им вопроса. Экспертная группа выбирается в составе 3-4 человек из числа желающих или по предложению классного руководителя, родительского коллектива. Возможен выбор экспертной группы и по результатам какой-либо жеребьевки.
III. Проведение педагогического всеобуча
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 1 класса, позволяющими формировать сознательный интерес к обучению.
Классный руководитель. Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок, придя в школу, успешно учился. Но ребенку сначала нужно помочь в становлении и развитии психических процессов. Конечно, первыми на помощь придут родители и учителя. Чтобы помощь была оказана полноценно и квалифицированно, родителям, так же как и педагогам, нужно знать особенности психологии младшего школьного возраста. Для раскрытия темы этого родительского собрания наиболее важно знать особенности развития мышления, внимания, восприятия детей 7-8-летнего возраста.
Учащиеся 1 класса обычно мыслят конкретными категориями, отмечают наиболее наглядные внешние признаки, которые характеризуют действие объекта: что делает объект? для чего нужен этот объект? Происходит развитие восприятия под воздействием роли учителя, так как учитель организует деятельность учащихся по восприятию объектов, выявляя их существенные признаки. Аналогичную работу могут проводить и родители, побуждая своих детей наблюдать и сравнивать увиденное в разные промежутки времени или в разных состояниях.
У первоклассников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает проявление каких-либо сильных эмоций. Но перед учителем стоит задача не только заинтересовать ребенка внешними особенностями урока, но и приучить делать то, что его не занимает, т. е. научить делать что-то ради получения удовольствия от выполненной работы.
Анализ наблюдений классного руководителя делается по описанной выше схеме наблюдений.
Классный руководитель. У первоклассника пока сформирован интерес к самому процессу учебной деятельности, т. е. дети увлеченно и старательно выполняют какую-либо работу, не сознавая того, что в жизни им это может и не пригодиться, затем формируется интерес к результату своего труда: что-то впервые выполнил самостоятельно и очень этому обрадовался. После этого формируются интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Все это происходит в период обучения ребенка в 1 классе. Это называется сознательным интересом к обучению. Развитием качества сознательного интереса к учению нужно начинать заниматься как можно раньше. В этом необходима помощь родителей, т. е. многое можно сделать только в домашних условиях.
Итак, возрастные особенности учащихся первого класса позволяют формировать сознательный интерес к обучению. Каковы же возможности каждого учебного предмета?
IV. Ознакомление родителей с возможностями каждого учебного предмета для формирования сознательного интереса к обучению в целом
Целесообразно предложить членам экспертной группы ответить на вопрос: «Какой учебный предмет наиболее интересен вашему ребенку и почему?»
Полезно на этом этапе родительского собрания ознакомить родителей с результатами исследований, полученных при выполнении
задания по ранжированию учебных предметов по степени заинтересованности ими ребенком (приложение 1).
Сознательный интерес к обучению будет сформирован, если каждый учебный предмет своим содержанием будет способствовать:
- расширению общего кругозора детей;
- развитию потребности в познании;
- созданию ситуации успеха в познавательной деятельности для учащихся с неустойчивым успехом в учебном процессе;
- обогащению сферы общения в классе.
Математикой как наукой, изучающей количественные отношения и пространственные формы окружающего мира, заинтересованы многие учащиеся начальных классов. Первоклассникам нравится изучать этот предмет, поскольку учебный материал отличается конкретностью, разнообразием, быстрой сменой тем изучения. Изучение учебного материала подкрепляется наличием небольшого жизненного опыта. Этот учебный предмет наиболее соответствует рамкам преемственности школы и дошкольных учреждений. Чтобы внешняя заинтересованность математикой сформировала сознательный интерес к обучению по данному предмету, учащимся необходимо постоянно развивать свои интеллектуальные способности - учиться сравнивать и сопоставлять, складывать разные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции. Многому могут обучить родители в домашних условиях, используя для этого различные настольные игры, компьютер или пособия, изготовленные своими руками. Проведение учителем различных математических состязаний, математических КВНов, утренников также способствует формированию сознательного интереса к данному учебному предмету. Описанные в приложении задания и игры могут использоваться и родителями, и учителями (приложение 2).
Основой формирования сознательного интереса к чтению должно стать создание у детей отношения к слову как особому предмету работы. Это является исходным условием сознательного овладения техникой чтения и письма. Первоначально родителям нужно вспомнить, как происходило обучение ребенка чтению в дошкольный период: не относился ли ваш ребенок в этот период к категории детей, у которых полностью отсутствовал интерес к чтению, и вы насильно обучали его этому навыку. Если овладение навыком чтения родителями было навязано, то процесс формирования сознательного интереса к чтению будет несколько осложнен. Тем не менее, родителям стоит придерживаться в дальнейшем таких общих правил: сделать процесс овладения навыком чтения как можно незаметнее для детей и, обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования
Овладев навыком чтения, ребенок должен этот навык совершенствовать, и совершенствовать с интересом.
По результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся наша страна оказалась в 2006 году на 2-29 месте из 32 индустриально развитых стран. Регресс качества чтения детей будет необратимым, если не принимать мер. К сожалению, стандартом школьного образования из школьных предметов исключен предмет «внеклассное чтение» - предмет, направленный на расширение круга чтения детей и повышение качественного уровня восприятия текста. Учителям и родителям остается найти такие пути, которые помогут увлекая развивать наших детей посредством чтения. Одним из путей формирования сознательного интереса к чтению может стать перечитывание ранее изученных текстов. При первичном чтении читатель следит чаще всего за сюжетом: его интерес приковывается к происходящим в произведении событиям. Подлинным же чтением называют второе и последующие прочтения одной и той же книги. Но не каждую книгу детям, особенно первоклассникам, нужно рекомендовать перечитывать. К рекомендуемым для перечитывания книгам можно отнести классику детской литературы: Н. Носов, В. Драгунский, А. Грин, В. Каверин, А. де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкиен, А. Л индгрен. Но перечитывание - это не самоцель, а только начало, целью которого должно стать творчество. Творчество детей может проявиться при выполнении таких заданий: «В одной из своих историй Андерсен с большой нежностью рассказал о датском флаге и его символах. Найдите эту историю. Зарисуйте флаг Дании и объясните его символы». Или: «В сказках и историях Андерсена постоянная деталь пейзажа датских городов и городков - флюгера и вывески. По ним угадываешь и дело, и ремесло, и нрав хозяев. Попытайтесь дать свои проекты вывесок и флюгеров для своей школы, библиотеки, компьютерного клуба, своей комнаты и всего, что сами придумаете».
Все задания для детей желательно придумывать, следуя принципу: от информации к творчеству через промежуточное звено «рас- суждалки».
Может помочь в овладении сознательным интересом к чтению на стадии формирования и осуществление чтения по плану, составленному родителями на основе их жизненного опыта или учителем, исходя из требований школьной программы. Советы психологов важно учитывать для достижения поставленных родителями и учителями целей (приложение 4). Кроме этого, помощь психолога может заключаться и в подготовке материалов, которые родители могли бы использовать при индивидуальных занятиях с детьми по формированию осознанного интереса к обучению (приложение 5).
Сознательный интерес к предмету «русский язык» может быть сформирован при условии положительного эмоционального настроя к этому предмету, понимания учащимися его значения. Учащимся 1 класса ввиду их незначительного жизненного опыта, малого словарного запаса бывает трудно справиться с заданиями, требующими грамотного их выполнения. Это задания по написанию сочинений, письменных ответов на вопросы. Такие задания и не предусмотрены в 1 классе. Поэтому родителям не стоит портить общий положительный настрой на изучение русского языка выговорами из-за обнаружения достаточно большого количества грамматических ошибок в написанном ребенком произвольным текстом. Подготовкой же к такому виду работы могут служить упражнения, которые желательно выполнять с ребенком индивидуально, не забывая каждый раз анализировать результаты (приложение 6).
V. Обсуждение вопроса влияния внеклассной работы на формирование сознательного интереса к обучению
Внеклассная работа по учебным предметам позволяет расширить или углубить рамки школьной программы, используя другую форму подачи материала, отличную от обычной формы урока. Наконец, она позволяет детям ощутить заинтересованность их учебной деятельностью не только педагогами, но и родителями, так как обычно внеклассные мероприятия проводятся классным руководителем начальных классов в присутствии родителей учащихся. Внеклассные мероприятия требуют от детей предварительной подготовки, осуществление которой происходит внутри маленьких или больших групп, созданных по интересам или по определенным правилам. Таким образом, дети в период подготовки к внеклассному мероприятию имеют возможность учиться общению. Идея проведения какого-либо внеклассного мероприятия является общей идеей всех учащихся класса, дети живут в состоянии ожидания свершения чего-то интересного, необычного. Это позволяет снизить накопившиеся отрицательные эмоции. Внеклассные мероприятия по учебным предметам можно проводить 1 раз в месяц или учебную четверть. Чаще всего эти мероприятия совпадают с общешкольными: «Неделя естественных наук», «Неделя математики», «Конкурс чтецов», посвященный какой- либо дате и т. п.
Обсуждение этого вопроса с родителями можно начать с ответов представителей экспертной группы на вопрос: «Предполагали ли вы наличие у вашего ребенка таких знаний по учебному предмету? Каковы ваши новые ощущения?»
Затем предложить родителям ответить на вопросы анкеты:
1.Что, по-вашему, больше всего привлекает вашего ребенка в школе:
- общение с друзьями;
- общественная работа;
- получение оценок;
- узнавание нового;
- сам процесс учения;
- самостоятельная работа;
- что-то другое?
2. Какой учебный предмет наиболее интересен вашему ребенку?
3. Какой предмет является наиболее трудным для вашего ребенка?
4. Интересен ли этот трудный предмет вашему ребенку?
5. Может ли правильно организованная внеклассная работа повлиять на формирование интереса к этому трудному предмету?
6. Есть ли необходимость изучения трудного предмета для ребенка в дальнейшей жизни?
7. Какой учебный предмет считаете наиболее полезным для будущей жизни ваших детей?
8. Есть ли необходимость изучения вашим ребенком всех предметов, предусмотренных школьной программой?
VI. Подведение итогов родительского собрания
Итоги родительского собрания подводятся классным руководителем посредством индивидуальных ответов на вопросы, заранее разложенных в письменном виде на определенных столах, за которыми сидят присутствующие на собрании родители.
Примерные вопросы:
1. Какую тему попытались совместно раскрыть на собрании родитель, классный руководитель и школьный психолог?
2. Какие из материалов использованных на данном родительском собрании, показались вам наиболее интересными?
3. Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно?
4. Какие вопросы по теме собрания вам хотелось задать представителям экспертной группы?
5. Какой вопрос, по-вашему, не затронут на родительском собрании, хотя тема собрания предполагает его решение?
Анкета «Выявление интереса учащихся к учебным предметам»
Микроисследование 1
Классный руководитель. Ребята, вы изучаете разные предметы. Как вы к ним относитесь?
Этот опрос проводится с целью изучения ваших учебных интересов, что необходимо для улучшения учебного процесса, внеклассной работы и создания условий для вашего развития. Большая просьба! Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно.
Цифрой 1 отметьте предмет, наиболее интересный для вас. Цифрой 2 отметьте второй интересующий предмет, цифрой 3 - третий и т. д.
Микроисследование 2
Классный руководитель. А теперь нужно отметить предметы, которые вас не интересуют. Цифрой 1 - наиболее неинтересный предмет и т. д.
Результаты анкетирования вносят в сводную таблицу по классу.
Интерес |
№ урока |
Русский язык |
Математика |
Чтение |
Окружающий мир |
ИЗО |
Музыка |
Физкультура |
ОБЖ |
Положительный |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отрицательный |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания и игры для развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
Математика
Упражнение № 1
1. Из каких цифр состоит число 27?
2. С какой цифры начинаются числа 14, 18, 25, 46, 37, 56?
3. Какую форму имеет эту фигура?
4. Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры:
5. Укажите признаки чисел: 2, 24, 241.
6. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника:
7. Укажите признаки чисел: 5, 55, 555.
8. Назовите признаки следующей геометрической фигуры:
9. С какой цифры начинаются числа: 21, 215, 23, 242?
10. Почему данная фигура называется треугольником?
Упражнение №2
1. Дан набор квадратов - черных и белых, больших и маленьких. Для выполнения задания карточки с квадратиками следует разрезать.
Задание для школьника: разложить квадраты на группы:
а) большие и белые квадраты;
б) маленькие и черные квадраты;
в) большие и черные квадраты;
г) маленькие и белые квадраты.
2. Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые.
Они разделены на 2 группы:
Ответь, по какому признаку разделены кружки:
а) по цвету;
б) по величине;
в) по цвету и величине.
Правильный ответ: б)
3. Даны два пересекающихся круга в прямоугольнике. В них помещены треугольники, большие и маленькие, черные и белые.
Задание для школьника: показать, где расположены:
а) большие белые треугольники,
б) маленькие белые треугольники;
в) большие черные треугольники;
г) маленькие черные треугольники.
4. Геометрическое лото. Необходимо продолжать работу с ребенком, закрепляя его знания формы, величины и цвета предметов.
Дан набор геометрических фигур - карточки с геометрическими предметами (белыми, черными, темно-серыми, светло-серыми), большими и маленькими, разнообразными по форме (квадраты, круги, треугольники). Для выполнения задания карточки следует разрезать.
Задание для школьника: разложить карточки с фигурами:
а) по форме;
б) величине;
в) цвету и штриховке.
Затем задание можно усложнить: выбрать:
а) карточки с кругами белого цвета;
б) карточки с треугольниками черного цвета;
в) карточки с темно-серыми квадратами;
г) маленькие светло-серые треугольники и т. д.
Материал для обучения чтению и для формирования грамотного письма у ребёнка
Упражнение 1. Чтение однокоренных слов
Для занятий с детьми потребуется предварительная подготовка. Каждое слово из всех групп однокоренных слов следует написать на отдельных полосках картона или бумаги. Каждую группу однокоренных слов лучше поместить в отдельный конверт, а опорное слово группы написать цветной тушью.
Примерное содержание конвертов.
СТОЛ,
столик, столище, столяр, столишко, столовая, столица.
СТОЛБ,
столбик, столбец, столбняк, столбище.
ЛИСА,
лисица, лисичка, лисонька, лисиный, лисята.
ЛЕС,
лесок, лесище, лесочек, лесник, лесишко, лесной, лесничий.
ЛИСТ,
листва, листать, листовка, листок, листочек, листик.
КОРОВА,
коровушка, коровенка, коровонька, коровник, коровка.
КОРОЛЬ,
королевство, королевский, королевич, королева.
МОЛОД,
молодой, молодежь, молодость, молодняк, молодеть, молоденький.
МОЛОТ,
молотковый, молоточек, молотовище, молоточный, молоток.
МОЛОКО,
молочный, молочник, молочко, молочница, молочишко.
СКРИПЕТЬ,
проскрипеть, скрипучка, поскрипывать, скрипучий, заскрипеть.
СКРЕПИТЬ,
крепнуть, крепость, скрепка, подкрепить, закрепить, укрепление.
ПИТЬ,
запивать, напиток, выпить, спитой, допить, питье, питьевой.
ПЕТЬ,
пение, певица, припев, подпевать, певец, запевать, припевать.
ПИЛИТЬ,
пильщик, запилить, отпилить, выпиливание, пила, пилка. Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2-3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все слова перемешивает, оставляя лишь опорные слова (например, «пить», «петь», «пилить»),
В заключение обучающий просит ученика восстановить группы слов, т. е. найти «родственников» к словам «пить», «петь», «пилить».
Можно предложить ребенку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Например:
ПИЛИТЬ
пила
пилка
пильщик
запилить
отпилить
выпиливание
Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.
Взрослый сознательно делает несколько ошибок в раскладке слов по колонкам. Ребенок должен найти «заблудившиеся слова».
При выполнении упражнений данной группы не следует требовать от ребенка, чтобы он до конца уяснил оттенки значений всех слов. Главное при проведении данной работы - обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные во всех этих словах пишутся единообразно.
Упражнение 2. Составление слов из их частей
Не менее интересной и увлекательной может стать для обучаемого работа по составлению слов из их частичек - приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребенок не знаком с этими терминами, их не следует употреблять).
Перед началом работы обучающий на глазах у дошкольника разрезает определенное количество слов на части, например, полос- оньк-а, дяд-еньк-а, лис-оньк-а, ноч-еньк-а (количество слов зависит от возможностей ребенка).
Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.
Дополнительные задания
1. Прочитай слова как можно быстрее.
2. Запомни 3-4 слова. Составь их из букв разрезной азбуки.
3. Найди «заблудившиеся частички». Обучающий неправильно составляет слова - ученик исправляет ошибки.
4. Составь предложения с 3-4 словами.
Материал для работы может быть следующим.
Слова с суффиксами
-ОНЬК-
Полосонька, лисонька, волосоньки, коровонька, головонька, глазоньки, липонька, березонька, кисонька.
-ЕНЬК-
Дяденька, тетенька, рученька, ноченька, внученька, ноженьки, доченька.
-УШК-
Травушка, деревушка, лебедушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.
Слова с приставками
Протоптать, притоптать, затоптать, вытоптать, втоптать, истоптать, растоптать, потоптать, натоптать.
Упражнение 3. Работа с рифмованными текстами
Как известно, совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.
Мёд, овёс, отчёт, печёнка,
гнёт, начёс, учёт, избёнка,
пёс, утёнок, звездочёт,
дюна, тюбик, недочёт.
Мясо, мята, дядя, няня,
семя, имя, тетя, баня,
мякоть, вяз, ивняк, возня,
пятка, связка, западня.
Пять, опять, дитя, утята,
кухня, тяга, мяч, котята,
мять, обнять, поднять, пустяк,
догонять, менять, тюфяк.
Платье, блузка, лак, халат,
булка, колбаса, салат,
свекла, масло, сало, лук,
палка, стрелка, луг, плот, плуг.
Волос, голос, тело, глаз,
школа, глобус, мел, гул, класс,
лама, слон, лошадка, лось,
волк, волчица, лов, лосось.
Слон, слониха и слоненок,
лось, лосиха и лосенок,
волк, волчица и волчонок,
мама-галка и галчонок.
Уголь, лес, земля, цыпленок,
лето, лен, поля, теленок,
летчик, самолет, медаль,
роль, гастроль, февраль, миндаль.
Советы психолога родителям «Как помочь ребенку, когда он учится читать?»
Совет первый
Не дозируйте чтение ребенка ни по объему, ни по времени. Чтение ребенка должно быть свободно от любых регламентов. Очень плохо, если ребенок во время чтения переводит взгляд с книжной страницы на стрелки часов или косится на уголок страницы, где напечатан ее номер («сколько осталось»).
Совет второй
Не сидите рядом с целью послушать, «хорошо или нет».
Уберите из жизни ребенка дозированное чтение вслух при контролирующем слушателе. Это приносит сиюминутный результат и вред в будущем. Добровольность не дает гарантии, но оставляет надежду, что ребенок (сейчас или со временем) будет читать.
Совет третий
Не просите ребенка читать одно и то же несколько раз подряд. Необходима как воздух новизна. Любой другой текст состоит из тех же самых тридцати трех букв. Возможно, ребенок любит читать о звездах шоу-бизнеса, о великих спортсменах или путешественниках, о компьютерах. Тогда ищите книги (или популярные статьи) о том, что интересно именно вашему ребенку. Пока ребенок только учится читать, предлагайте ему для чтения только новые тексты. Исключением могут стать лишь рассказы и сказки, которые сам ребенок настолько любит, что готов их перечитывать. Нужна тренировка, а не натаскивание. Тренировка возможна в игре и сочетается с извлечением удовольствия.
Совет четвертый
Следите, чтобы перед ребенком всякий раз оказывался доступный ему текст. Не настаивайте на том, чтобы даже самые маленькие и легкие тексты непременно прочитывались до конца за один раз. Позволяйте ребенку остановиться в любой момент, даже прервавшись посреди предложения. Просто отложите чтение, оставьте книжку на виду и попытайтесь дождаться того момента, когда ребенок сам о ней вспомнит.
Совет пятый
Не просите слишком часто пересказать прочитанное. Лучше «поболтать» с ребенком о том, что прочитано, помогите ему поделиться своими впечатлениями. Главное, что сейчас нужно - раскрепощение детской речи, которому способствует пробуждение желания говорить по поводу прочитанного.
Совет шестой
Избегайте серьезности. Нужно создать ситуацию, в которой ребенок сможет позволить себе быть легкомысленным и беззаботным, чтобы из глубины его сознания однажды поднялось необходимое «хочу» - хочу читать. И чтобы этого «хочу» хватило ему на всю жизнь.
Задания для развития восприятия, воображения, мышления, способствующие формированию осознанности к назначению каждого учебного предмета
Задания для развития восприятия
«Составь целое из частей»
Ребенку в зависимости от возраста предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части по вертикали и горизонтали и 4 части по диагоналям.
В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.
Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.
«Определи положение предметов»
Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д., а после этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т. д.
Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.).
При выполнении подобных упражнений формируются внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т. д.
«Найди место»
Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, один из которых является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно- действенного выполнения к зрительному соотнесению.
Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.
В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.
При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.
Задания для развития воображения
«Нарисуй сказку»
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.
Использование данного задания целесообразнее предлагать учителям на уроках изобразительного искусства либо для домашних занятий.
Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т. д.
«Найди буквы и цифры, которые спрятались»
Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. С более старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.
При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, совершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, актуализируется аналитико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.
«Собери картинку и составь рассказ»
Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т. д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.
В процессе работы происходят актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, воображения.
Задания для развития мышления
«Установи последовательность событий»
Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.
В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помощи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.
Вариант 2. Установление последовательности в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты:
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.
В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения. В процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи).
«Установление закономерностей»
Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.
В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.
Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием является нахождение закономерностей в девяти изображениях.
В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.
Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.
Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.
Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений.
Упражнения для индивидуальных занятий с ребёнком
Упражнение 1. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру
Слова со сложной слоговой структурой вызывают трудности не только на письме, но и в произношении. Работа с этими словами проходит следующим образом.
1. Обучаемый читает предъявленные ему на карточках 3-4 слова и запоминает их написание.
2. Затем произносит их, закрыв глаза (сначала громко, потом шепотом).
Можно предложить ребенку представить данные слова, написанные крупными, яркими буквами (или ярко-белыми на черном фоне, или, наоборот, черными на белом фоне).
3. Обучаемый получает 3-4 конверта. В каждом конверте рассыпанные буквы из разрезной азбуки, соответствующие одному из отрабатываемых слов. Ребенок должен собрать слова из букв. Если он испытывает затруднения, нужно подсказать, какое слово можно составить из букв данного конверта.
4. Обучаемый составляет предложение с каждым из слов устно.
5. Затем записывает слова в тетрадь по памяти.
Слова могут быть следующими: аквариум, оркестр, библиотека, инструмент, директор, крокодил, сковорода, верблюд, Валерий, табуретка, композитор, шлагбаум, акваланг, портфель, автомобиль, слесарь, бульдозер, вермишель, тротуар, стихотворение, телевизор, регулировщик, револьвер, вертолет, парикмахер, архитектор, бутерброд, чертенок, спектакль, течение, велосипедист, фейерверк, водопроводчик, альбатрос, экскаватор, эскалатор, экспедиция, гимнастка, футболист, милиционер, мотоцикл, контролер, космонавт, магнитофон, аэродром, дрессировщик, простокваша, транспорт, демонстрация, орангутанг, бомбардировщик, маршрут, пододеяльник, скафандр, чертежник.
Перед началом работы следует выяснить, знакомы ли ребенку слова, над которыми вы будете с ним работать.
Упражнение 2. Запись предложений по зрительной памяти
Порядок выполнения задания следующий.
Обучающий (или сам ребенок) четким, красивым почерком записывает предложение на полоске картона или бумаги.
1. Обучаемый читает (по орфографическим правилам, т. е. так, как написано) и запоминает текст.
2. Затем ребенок разрезает предложение на отдельные слова и перемешивает их.
3. Обучаемый восстанавливает предложение.
4. Затем запоминает правописание всех слов следующим образом:
а) поочередно закрывает слова предложения, по памяти записывает их на черновике;
б) несколько раз подряд прочитывает предложение. Затем закрывает глаза и проговаривает то же самое по памяти (вслух и шепотом) «в уме» так же отчетливо, но не произнося ни звука.
5. Текст предложения убирается, а ученик записывает его в тетрадь.
Для работы можно взять следующие предложения (подобраны
Дятел громко стучит клювом по дереву.
На клумбе пестрели красивые цветы.
Письма опускают в почтовый ящик.
Ребята собирали на огороде сочные овощи.
Весной на деревьях распустились зеленые листочки.
Весной на улицах нашего города журчат веселые ручейки.
На прогулке маленькие дети наблюдали за красивыми птицами.
На концерте ребята пели веселую песню.
Ранней весной к нам из теплых стран вернулись грачи.
Учительница налила в пузырек немного клея.
Сережа читает интересную книгу о разведчиках.
Валюша споткнулась о пенек и заплакала.
Катюша нарвала в поле большой букет васильков.
Птица принесла в клюве корм для своих птенцов.
Учительница взяла портфель и пошла на урок.
Я люблю поливать цветы в своем классе.
Любочка нарисовала в альбоме красивую картинку.
Упражнение 3. Работа со связными текстами
Данное упражнение подготавливает детей к письменному изложению связных текстов. Задание это требует максимальной концентрации внимания, памяти, а также применения всех ранее приобретенных умений в чтении и в письме.
Для начала желательно взять простые, незатейливые тексты с четко прослеживающимися причинно-следственными и временными связями. Каждое предложение рассказа записывается на отдельной полоске картона или бумаги письменными буквами. Ребенку предлагается прочитать разрозненные предложения и составить из них рассказ. Затем обучаемый читает его несколько раз (по орфографическим нормам, как написано), пересказывает и записывает по памяти в тетрадь. Правописание наиболее трудных слов можно предварительно отработать на черновике.
Тексты рассказов могут быть следующими.
Наступило лето. Днем ребята ходили на речку. Там они купались, загорали. По вечерам дети читали книги и смотрели телевизор. Хорошо летом!
Это было летом. Наташа и Володя пошли в лес за грибами. Вдруг началась гроза. Ребята спрятались под большим деревом. Домой они вернулись без грибов.
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!