Родительское собрание в 1 классе. Развитие логического мышления младших школьников

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 1 класса «Развиваем логику»

Цель: познакомить родителей с особенностями формирования логического мышления младшего школьника.

Часто проблемы в обучении связаны с несформированностью у детей логического мышления, что ведет к определенным трудностям в усвоении навыков решения задач и счета. На нашем собрании вам будет предложена система домашних занятий с детьми, которая представлена упражнениями и играми на развитие логики и формирование навыков счета, решение логических задач.

Занятия на развитие логики и счета

Трудности в усвоении азов математики можно устранить путем систематических игровых занятий с отстающими детьми в группах, сформированных по 4-5 человек.

Вам и вашим детям понравятся игры, которые направлены на развитие логического мышления, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

Играя, решая все задания, задачи и задачки, ваш ребенок учится думать, что очень важно для творческого мышления и логического рассуждения. Желаем вам успехов.

Игры можно проводить на переменах, также после уроков, в группе продленного дня, а также дома с друзьями или в паре с ребенком и мамой или папой.

Вступительное слово:

Вот что писал в XX веке в «Психологических этюдах о математическом творчестве» замечательный ученый Анри Пуанкаре: «Мы скорее должны были бы удивляться, если бы это не являлось для нас столь обыденным: каким образом могут существовать люди, не способные к математике? Если математика бывает лишь к законам логики, доступным всякому зрелому уму, если ее очевидность основана на общих для всех людей принципах, которые никто не может отрицать..., то почему же существует так много людей, совершенно не способных к ней? Что не все способны к открытиям, в этом нет ничего загадочного. Что не все могут удержать в памяти доказательство, когда-то выученное, еще допустимо. Но кажется изумительным, что не все могут понимать математические доказательства в момент их изложения. А между тем большинство людей в состоянии лишь с трудом следить за этими доказательствами... Более того, как возможны заблуждения в математике? Здоровый ум не должен делать ошибок в логике; а между тем есть очень тонкие умы, которые не затрудняются в тех кратких рассуждениях, какие приходится делать в обыденной жизни, и вместе с тем не обладают способностью следить или повторить без ошибки несколько длинные математические доказательства, представляющие, однако, из себя не что иное, как совокупность маленьких заключений, совершенно аналогичных тем, какие они делают так легко».

Практические рекомендации для родителей

Когда и как?

Приучать к элементам логики нужно уже с 3-4 лет. Можно начать (собирать) со сборки пазлов. Когда малыш освоит 2-3 картинки, можно сложить все кусочки в один пакет. После, чтобы сложить какую-нибудь картинку, ребенку нужно будет поразмышлять, какой кусочек из имеющихся необходим. Здесь ему нужно оказать помощь, подсказав, что нужно отбирать по фону картинки или по форме разрезов.

Детям 6-8 лет можно предложить разрезать страницу журнала (начинать с 6 частей) и сложить ее. Кода картинка сложена, разрежьте каждый кусочек пополам. Опять перемешайте. Красочно иллюстрированных журналов очень много, и картинки не надоедят вашему ребенку.

Игра «Третий — лишний»

Наборы слов: найди лишнее слово и объясни почему:

1) коза, корова, курица, лось:

а) курица — птица,

б) лось — на букву «л»,

в) лось — дикое животное среди домашних.

Устный счет. Игра с обычным кубиком

Возьмите обыкновенный игральный кубик, на гранях которого нанесены числа или точки от 1 до 6. Его легко сделать самим из обычного детского кубика, лучше всего пластмассового, написав на его гранях или наклеив на них соответствующие числа.

Теперь, играем. Кто больше?

Играют двое. Каждый кидает на стол кубик 3 раза подряд. Подсчитывается сумма очков на верхней грани. У кого набранных очков окажется больше, тот и победил. Важно, чтобы ребенок сам подсчитывал очки, как свои, так и ваши, и сам определял победителя.

«До 11»

Играют двое. Каждый кидает на стол кубик столько раз, сколько считает нужным, и при этом старается, чтобы сумма очков, выпавших на верхней грани, была как можно ближе к 11, но не превышала это число. При переборе засчитывается поражение. Бросать кубик можно столько раз, сколько каждый считает нужным. Кто ближе к 11, тот и победил.

Вместо 11 можно договориться о любом другом числе.

Игра с шарами

Дети 6-7 лет. Пятеро играющих.

Поместить шарики в непрозрачный мешок. Все пятеро с закрытыми глазами достают из мешочка шарик и поднимают его над головой. Открыв глаза, дети видят все шарики, кроме своего. Каждый должен определить цвет своего шарика.

Игры с картами и домино

Хорошими развивающими логику играми можно считать манипуляции с игральными картами из колоды в 52 листа. Отберите все тузы, двойки, тройки, четверки, пятерки и шестерки, тщательно перемешайте их и разложите рубашками вверх. Тузам присваивается значение 1, остальные карты оцениваются по своему номиналу. После этого можно играть в карты аналогично играм с кубиком, т.е. до 11, 12, 13... , но вместо того, чтобы бросать кубик, надо наугад выбрать карты. Постепенно в игру добавляйте семерки, восьмерки, девятки и десятки, соответственно изменяя суммы, к которым надо стремиться.

Можно играть и «костяшками» домино. Надо наугад вытаскивать перевернутые рубашкой вниз «костяшки». Стоимость «костяшек» определяется суммой нанесенных на нее точек от 0 до 12 очков. С учетом этого следует определять суммы, к которым надо стремиться.

Логические задачки:

1. Дружили три девочки — Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Какая из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

2. Рома, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

4. Алеша, Слава, Валера катаются на велосипедах. Алеша ездит быстрее Славы, Слава ездит быстрее Валеры. Кто ездит медленнее всех? Кто ездит средне?

5. Даша, Марьяна, Зоя играют на пианино. Даша играет лучше Марьяны, а Марьяна лучше Зои. Кто играет хуже всех? Кто играет лучше всех?

6. Вадик, Миша, Юра собирают значки. У Вадика значков меньше, чем у Миши, а у Миши меньше, чем у Юры. У кого значков меньше всех? У кого значков больше всех?

7. Дружили три девочки — Катя, Таня, Маша. Катя училась лучше Тани. Таня училась лучше Маши. Кто из них учился лучше всех? Кто учился хуже всех?

8. Денис, Иван и Антон разводят аквариумных рыбок. У Дениса рыбок меньше, чем у Ивана, а у Ивана меньше, чем у Антона. У кого рыбок меньше всего? У кого среднее количество рыбок?

9. На детской площадке играют три девочки: Аня, Вика, Алиса. Аня прыгает через скакалку выше Вики, Вика — выше Алисы. Кто из них прыгает выше всех?

10. Богдан, Никита, Остап решают задачки. Богдан решает задачи медленнее Никиты, а Никита — медленнее Остапа. Кто решает задачки быстрее всех? Кто решает медленнее всех?

Если ребенок затрудняется, можно «нарисовать» ответ и словесно перефразировать задачу. Например: «Богдан решает медленнее Никиты» — значит Богдан решает медленно, а Никита... быстро!»

Никита медленнее Остапа — значит, Остап решает быстрее Никиты задачи. Ответ находит ребенок — быстрый Остап, медлительный — Богдан.

Думай, решай

Математические задания могут быть использованы в школе, дома в семье. Занимательные задания особенно необходимы для обучения детей, которые с первых дней обучения в школе испытывают трудности в освоении математики. Они способствуют полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, помогают ребенку овладеть умениями анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять смекалку и находчивость.

• В корзинке лежали конфеты двух сортов. Задумалась Красная Шапочка: «Какое наименьшее число конфет нужно взять, чтобы среди них было 2 конфеты одного сорта?» (3 конфеты.)

• Весело шагает ежик под дождем. Он решает задачку: «Может ли идти дождь два дня подряд?» (Два дня подряд дождь идти не может, так как день сменяется ночью.)

• На двух веточках сидели воробьи. Когда с верхней веточки на нижнюю перелетел 1 воробей, на веточках стало по 2 воробья. Сколько воробьев было вначале на каждой веточке? (На верхней веточке было 3 воробья, на нижней — 1.)

• Малыш составил из 6 палочек домик. Карлсон предлагает составить флажок, переложив 2 палочки. Как это сделать? (Нужно из верхних 2 палочек сделать ручку — держатель.)

• Помоги Буратино составить из 5 палочек 2 треугольника. (Нужно приложить 2 палочки к любой стороне составленного треугольника, соединив их между собой.)

• Решил петух проверить свою массу. Стал на весы двумя ногами и увидел, что весит 2 кг. Сколько он весит на одной ноге? (Как бы петух ни становился на весы, масса его не изменится.)

• Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал поезда каждый пассажир? (Каждый пассажир ждал поезда 3 часа.)

• 5 гномиков выстроились для игры. Белоснежка вызвала третьего гномика. Сколько гномиков осталось в ряду? (Белоснежка вызвала третьего по порядку гномика, т. е. одного гномика. В ряду осталось 4 гномика.)

• Винни-Пух, Кролик и Пятачок вырезали 3 флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Кролик вырезал не красный, и Винни-Пух — не красный и не синий. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Кролик— синий, Пятачок — красный.)

• Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Нужно поставить ведро или лейку посредине.)

• На день рождения к козочке придут 7 гостей. На сколько частей она должна разрезать торт, чтобы каждый получил равную часть? (Козочка должна разрезать торт на 8равных частей.)

• На столе стояло 3 кружки с молоком. Кот выпил одну кружку молока. Сколько кружек осталось? (Количество кружек не изменилось.)

• В первом коробе 2 яблока, во втором — 4. Как можно переложить яблоки, чтобы их было 1 и 5, 3 и 3? (Если переложить 1 яблоко из первого короба во второй, получим 1 и 5, при обратном действии — 3 и 3.)

• Помоги Незнайке составить 2 равных квадрата из 7 палочек. (Нужно 3 палочки приложить к любой стороне составленного квадрата, соединив их между собой.)

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье

Конспект родительского собрания в 1 классе

Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе

Положение о родительском собрании в начальной школе

Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность

Нет комментариев. Ваш будет первым!