Дата проведения: по выбору классного руководителя.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения первоклассника с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности первоклассника.
Задачи: конкретизировать представление родителей об уровне знаний их детей; показать возможности общения родителей и первоклассников при возникновении стрессовых и конфликтных ситуаций; обобщить наблюдения родителей за уровнем и стилем их общения с детьми и разработать примерную тематику для построения общения, соответствующую возрасту детей класса.
I. Подготовительный этап
На этом этапе классному руководителю необходимо провести следующие мероприятия:
1. Наблюдение за учащимися класса с целью выявления тематики, стиля, формы общения.
2. Организация игр, позволяющих выявить уровень общения первоклассников и способствующих развитию навыков продуктивного общения.
3. Устное анкетирование учащихся по выявлению характерных особенностей общения в семье.
4. Предварительное анкетирование родителей и сопоставление полученных результатов с ответами детей.
5. Работа по подготовке выступлений родителей по теме «Общение в нашей семье».
6. Подбор тренинговых упражнений для развития продуктивного общения между детьми для рассмотрения возможностей их применения в семейной обстановке.
7. Оформление помещения для проведения родительского собрания фотографиями из семейных альбомов, из школьной жизни, рисунками детей по теме «Моя семья», оформление стенда высказываний выдающихся педагогов и психологов о роли общения в жизни людей (приложение 1).
8. Составление списка рекомендуемой литературы по теме «Общение».
9. Подбор материалов для проведения педагогического всеобуча по теме родительского собрания.
II. Организационный этап
Классный руководитель сообщает тему, обосновывая ее актуальность для родителей учащихся первого класса, а также цель родительского собрания. Сообщаются вопросы, которые будут рассмотрены в ходе проведения родительского собрания, представляются участники конференции (выступающие от родителей), а также обращается внимание на оформление помещения, особенно на рисунки детей и список литературы для изучения.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей по теме «Роль общения в жизни первоклассников»
Классный руководитель должен начать выступление с сообщения результатов анкетирования учащихся класса и их родителей. Анализ анкетирования, выполненный классным руководителем, позволит выявить актуальность темы родительского собрания, наметить пути дальнейшей работы по совершенствованию общения в семье.
Устное анкетирование учащихся класса проводилось по следующим вопросам:
1. С кем ты живешь?
2. Часто вы разговариваете друг с другом?
3. С кем чаще приходится разговаривать и почему?
4.0 чем обычно разговариваете?
5. Нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?
6. С кем больше нравится общаться: с друзьями, с одноклассниками или членами своей семьи?
7. Можно ли жить не общаясь со своими родителями и членами семьи?
8. Какие слова тебе запомнились из разговора со своими родителями?
9. Если пофантазировать, то какую бы тему для разговора ты хотел бы выбрать, чтобы, придя домой после школы, сразу об этом поговорить с родителями сегодня?
Вопросы для анкетирования родителей:
1. Охотно ли ваш ребенок общается со всеми членами семьи или предпочитает для общения только кого-либо?
2. Члены семьи общаются между собой достаточно много / мало / почти не общаются?
3. Какие темы общения наиболее присущи вашей семье?
4. С вашим ребенком общаетесь только на «детские» темы или ограничений нет в темах общения?
5. Кто из членов семьи берет на себя нагрузку для осуществления «трудного разговора» с ребенком?
6. Заметна ли разница в общении вашего ребенка с членами семьи и со своими друзьями или одноклассниками?
7. Насколько легко или сложно происходит общение с ребенком?
8. Продумывались ли когда-нибудь темы для разговора с ребенком?
9. С приходом ребенка в школу общение родителей с ним стало богаче или беднее?
10. Какую тему разговора с ребенком можно или нужно подробнее обсудить на родительском собрании класса?
Классный руководитель. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Первоклассники не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с самого рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др. Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Поэтому некоторые вопросы анкеты и были составлены так, чтобы можно было выявить причину неуспеха в овладении навыками общения.
Такие индивидуальные особенности ребенка, как стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность, оказывают влияние на формирование навыка общения. Отсутствие же положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Сюда включается как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками индивидуальной и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, т. е. такого, которое имеет цель и результат. Большей частью общение в семье носит характер бессодержательный, т. е. часто члены семьи общаются ради самого общения. Чтобы впоследствии слово родителей было для ребенка весомым, значимым, нужно уже сейчас обучаться самим, а также учить своих детей общаться. Во многих анкетах и родителей и детей в вопросе об определении темы общения отмечено - «Об учебе». Значит, сейчас уже общение между родителями и детьми подчинено какой-то цели, а следовательно, предполагается достижение какого-либо результата посредством состоявшегося разговора. Родители могут выстраивать свое общение с детьми, преследуя различные цели и добиваясь различных результатов. Учитывая возрастные особенности первоклассников, их родителям можно предложить придерживаться при организации общения таких целей.
Родителям следует обратить внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи, дистанцию для установления контакта в процессе общения. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт. В семейной обстановке первоклассникам особенно необходимы тесный контакт с родителями, их тепло, ласка, участие. Поэтому родителям следует обратить внимание на свое внешнее состояние, т. е. на дистанцию между ребенком и вами, на позу и доброжелательный тон.
Родителям уже сейчас можно ставить целью своего общения с детьми обмен информацией. Ум ребенка-первоклассника очень пытлив, еще не забыт возраст «почемучек», поэтому следует обратить внимание на то, что знает ребенок и как родители могут дополнить и пополнить его знания. Владение этой информацией поможет в дальнейшем придерживаться адекватной оценки знаний ребенка со стороны родителей. Поэтому родителям надо уметь слушать своего ребенка, уметь принимать информацию, которую им дает ребенок, эмоционально реагировать на сообщения своих детей.
Одной из целей общения может стать стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка. Это тем более необходимо в данный период развития детей, поскольку сейчас произошла коренная смена привычной игровой деятельности учебной. Не у каждого первоклассника хватает сил, воли, терпения для осуществления успешных действий. Обычно родители хотят добиться, чтобы ребенок сделал что-то, что кажется им необходимым, полезным, нужным. Используются уговоры, просьбы, требования, приказы. Все чаще родители стали использовать как средство стимуляции деятельности - торг. Тактику торга или подкупа можно напомнить такой ситуацией:
«Если сделаешь что-то (уберешь грязь в комнате, быстро выучишь уроки ит. п.), то получишь деньги на... или мы тебя отпустим погулять, возьмем с собой в поход и т. д.».
Результат такой тактики воздействия на стимуляцию деятельности очень неустойчив, а помимо этого приучает ребенка устанавливать зависимость полезной деятельности от перечисленных стимулов. С возрастом же «цены» побуждений будут возрастать. Прием «торга» исключить полностью нельзя, но нужно родителям уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребенка общением. Для этого нужно учиться понимать своего ребенка, особенности его характера и предполагать возможную реакцию на тему разговора и его содержание.
Нужно учитывать такие ситуации, зависящие от особенностей характера ребенка:
- ребенок вспыльчивый, чаще всего в возникшем при разговоре споре может повышать голос до крика;
- ребенок, обладающий твердым характером, может выглядеть упрямым, несговорчивым, может показаться, что настроен против своих собеседников или просто их не слышит;
- робкий, стеснительный ребенок чаще может выглядеть безразличным, может показаться, что истина его вообще на интересует; поэтому при чрезмерном напоре на такого ребенка разговор может закончиться истерикой;
- ребенок, привыкший избегать сложностей и лишних эмоционально-интеллектуальных затрат, может выглядеть вашим союзником, а на самом деле прислушивается только к себе. С таким ребенком бывает сложно общаться.
Родителям нужно научиться учитывать и соотносить выбранную тему разговора с эмоциональным состоянием и настроением ребенка. Игнорирование этого фактора чаще всего приводит к проблемам и непониманию в общении. Эмоции и настроение оказывают серьезное влияние в момент любого разговора. Поэтому нужно учитывать и свое эмоциональное состояние, и настроение ребенка.
IV. Обсуждение темы «Как мы общаемся со своим ребенком?»
В ходе подготовительной работы классным руководителем были выбраны кандидатуры родителей, которые смогут и захотят рассказать присутствующим об особенностях организации и проведения общения в их семье. Достаточно подготовить 2-3 представителей родительского коллектива. Их выступления могут быть подготовлены по следующему плану:
1. Из скольких человек состоит семья?
2. Основные занятия членов семьи.
3. Режим дня семьи.
4. Индивидуальные особенности ребенка.
5. Наиболее привычные темы для общения с ребенком.
6. Когда общение проходит легко?
7. Когда в общении возникают трудности? Причины возникновения трудностей.
8. Наиболее запомнившийся разговор с ребенком.
Заслушав выступления представителей родительского коллектива, классный руководитель может подробно описать один из разговоров, состоявшийся с ребенком, обратив вниманием родителей на содержание разговора, особенно на реплики самого ребенка. Для сравнения классный руководитель может предложить описание разговора по той же теме взрослым учеником. Такое сопоставление поможет родителям убедиться в необходимости учета возрастных особенностей детей в организации общения.
V. Обсуждение темы «Как научиться продуктивному общению со своим ребенком?»
Родителям следует самим научиться продуктивному общению, тогда и их дети смогут перенять положительный опыт общения.
Чтобы общаться продуктивно, родители должны придерживаться при общении нескольких простых правил.
Родители должны:
- выглядеть открытыми, готовыми постоянно находить для себя что-то новое в общении со своим ребенком;
- быть информированными о событиях в жизни своего ребенка;
- уметь правильно оценивать возможности своего ребенка;
- продумывать действия, стимулирующие общение;
- осознавать цель предстоящего общения и предвидеть ожидаемый результат;
- уметь анализировать состоявшееся общение, каким бы оно ни получилось.
Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться и таких практических советов (тексты с советами распечатываются для каждого присутствующего на собрании родителя):
1. Научитесь слушать и слышать ребенка.
Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.
2. Избегайте сразу давать советы.
Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.
3. Не перебивайте ребенка!
4. Воздержитесь от поучений!
Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.
5. Научитесь хвалить и благодарить друг друга.
Начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них. Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.
6. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.
VI. Заключительное слово классного руководителя
Классный руководитель. В семье все зависят друг от друга. Ваши родители передали вам свои привычки, манеру поведения. Вы все это передаете своим детям. Это подтверждает тот факт, что семья - особая система, мир, живущий и развивающийся по своим особым законам. Ребенок очень чутко реагирует на любое событие внутри семьи. Откликом на ссоры, скандалы, тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении. Например, противоречивый подход к воспитанию, алкоголизм родителей или эмоциональный стресс у матери формируют у ребенка внутренний конфликт, который и вызывает нарушения в сфере общения. Чтобы помочь ребенку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним. Будьте всегда вместе с ребенком. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи и выносятся приговоры.
Обсудив необходимость общения родителей со своим ребенком, роль общения в развитии детей-первоклассников, родителям, чувствующим неуверенность в организации общения со своими детьми, но очень желающими научиться правильному общению, можно предложить список тем для разговоров.
1. Учим и учимся вместе делать общие дела.
2. Как научиться выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор?
3. Научимся решать проблемы.
4. Учимся заботиться о других.
5. Учимся быть уверенным.
Началом разговора может стать заполнение предложенной таблицы (таблицу классный руководитель чертит на доске).
Правила общения |
Почему это правило мне не нравится? |
Почему взрослые требуют выполнения этого требования? |
Правило № 1: |
|
|
Правило № 2: |
|
|
Правило № 3: |
|
|
Формулирование аргументов «за» и «против» - один из способов научиться обдумывать различные точки зрения.
VII. Подведение итогов родительского собрания
1. Поделитесь своими впечатлениями о нашей сегодняшней конференции.
2. Что показалось интересным?
3. О чем еще хотелось бы поговорить?
Классный руководитель выбирает форму итогового опроса родителей учащихся, зависящую от особенностей коллектива родителей данного класса. Используется устная или письменная форма.
Примерное решение может быть таким:
1. Родителям внимательнее относиться к своим детям, стараться больше времени уделять общению с ними.
2. Возникшие вопросы помещать в письменной форме в специальный «секретный сундучок», находящийся в классе. Классному руководителю продумать возможные варианты ответов на возникшие вопросы.
3. Анализировать различные ситуации общения с детьми. О наиболее интересных состоявшихся разговорах можно подготовить сообщение к следующему родительскому собранию.
Материал для наглядного оформления родительского собрания на тему «Поговорите со мной, родители!»
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... (А.С. Макаренко)
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. фон Эбнер-Эшенбах)
Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться. (А. Дюма)
Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало восхищение в людях, которым нечего делать. (Н.А. Добролюбов)
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Ч. Диккенс)
Никогда не бываешь многословным, если говоришь то, что хочешь сказать. (Э. Делакруа)
О главном надо говорить сразу или оно заснет, как волна, политая с корабля маслом. (А.С. Грин)
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же. (А. И. Герцен)
Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. (А.И. Герцен) Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (М.К. Ганди)
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Тематика родительских собраний в 1 классе на год
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!