Дата проведения: III учебная четверть.
Форма проведение: педагогический лекторий.
Продолжительность: 1 час.
Цели: ознакомить родителей учащихся с возрастными особенностями первоклассников и способствовать формированию представления о возможности существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде.
Задачи: выявить точки зрения родителей учащихся класса об увлеченности их детей; обсудить вопрос об увлекаемости первоклассников и выявить отношение родителей к ней; ознакомить родителей с увлеченностью и увлекаемостью учащихся класса.
Необходимость проведения родительского собрания по данной теме вызвана проявлением тревожности родителей по поводу частой необоснованной смены интересов и увлечений детей 7-8-летнего возраста. Среди родителей наблюдается разное отношение к такой частой смене занятий их детей. Поэтому классному руководителю предстоит создать на данном родительском собрании такие условия, чтобы, не игнорируя разные мнения родителей по данному вопросу, попытаться извлечь ценность каждого из противоположных явлений и достичь формирования спокойного адекватного отношения и к увлечениям, и к увлеченности первоклассников.
I. Подготовительный этап
Подготовительная работа к родительскому собранию будет заключаться в сборе информации о занятости учащихся класса в свободное от учебы время, т. е. посещение ими кружков, секций, студий, учреждений дополнительного образования. Классному руководителю предстоит проводить наблюдение за посещением учреждений дополнительного образования - посещают добровольно, с интересом или же выполняют это как обязательное поручение взрослых, своих родителей. Предстоит выявить постоянство посещения или желание посещать определенные кружки, спортивные секции и студии, а также соответствие индивидуальных особенностей направленности выбранного занятия.
В период подготовки к родительскому собранию классный руководитель подбирает материал для проведения педагогического всеобуча, используя газету «Школьный психолог», журнал «Народное образование» и другие источники.
Для изучения родительского мнения по теме собрания нужно составить или найти материал для анкеты, продумать вопросы для общего обсуждения и изучения рефлексии родителей по содержанию всего родительского собрания.
Желательно оформить газету класса «Наши увлечения и достижения», основным материалом которой должны стать фотографии детей, отражающие их дополнительные занятия в свободное от учебы время.
II. Организационный этап
В классе звучит музыка, родители знакомятся с содержанием оформленной газеты класса. Классный руководитель объявляет тему собрания, называет форму и цель его проведения.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты (приложение 1), затем выбирается группа родителей, в обязанности которой входит разработка предложений в решение собрания.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
На доске записаны значения слов, данные в словаре русского языка С.И. Ожегова:
«Увлечение - большой интерес к кому-нибудь или чему-нибудь».
«Увлеченный - целиком отдавшийся какой-либо идее, занятию».
Классный руководитель. Наибольшее значение для развития жизненного мира имеет ведущая деятельность - главная сторона жизни. У младших школьников это учебная деятельность. Учеба в школе и все, с ней связанное, является главным фактором, определяющим освоение жизненного мира. Важную роль играет общение, и прежде всего общение с одноклассниками. Уже в младшем школьном возрасте закладываются основы школьной дружбы. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы в театры, музеи). Нужно знать, что 7-8-летнего ребенка важно развить разносторонне, приобщить к работе по многим направлениям. При рано проявляющихся склонностях ученика они поощряются, но одновременно ставится цель «расширить сферу приложения сил ребенка». Данный период является благоприятным для развития творческих способностей. Дети продолжают активно осваивать мир, но в 7-8-летнем возрасте раскрывают для себя мир через свою деятельность, а в деятельности они копируют взрослых, в первую очередь родителей. В этой деятельности развиваются способности ребенка.
Чтобы обеспечить развитие ребенка, родителям нужно постараться:
- не ограничивать стремления ребенка к подражанию, к копированию поведения окружающих его близких. Нельзя гасить естественного стремления ребенка, разрушать механизм развития;
- стремиться создать условия для подражания, соответствующие возможностям ребенка. Подражание в младшем школьном возрасте не исчезает, оно приобретает новые формы: ученик начинает подражать учителю не только внешне, но и личностным особенностям поведения учителя. Родители также являются источником для подражания.
Поэтому увлекаемость первоклассников неизбежна, разнообразие увлечений будет зависеть от источника подражания, от окружения ребенка, от условий, в которых живет ребенок.
IV. Обсуждение вопроса об увлеченности и увлекаемости учащихся класса
Можно предложить родителям для обсуждения материалы таблицы, составленной классным руководителем.
Занятия, предпочитаемые учащимися класса |
Количество детей, занимающихся по данному виду увлечения |
Возможные причины прекращения занятий |
||||||||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1.Рукоделие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отсутствие возможности подготовки всех необходимых материалов для занятия. 2. Неудобное расписание занятий. 3. Выполнение заданий не соответствует возможностям ученика |
2. Спортивные секции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Болезнь учащегося. 2. Невозможность сопровождения на занятия со стороны родителей. 3. Несоответствие возможностей виду занятий |
3. Музыкальная школа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отсутствие дома музыкального инструмента. 2. Неумение справляться с нагрузкой в общеобразовательной и музыкальной школах |
4. Танцевальные студии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Несоответствие возможностей виду занятий. 2. Несовпадение школьного расписания и расписания студии. 3. Продолжительная болезнь учащегося |
5. Хоровые студии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отсутствие возможности сопровождения на занятия родителями. 2. Несоответствие индивидуальных способностей виду занятий |
Каждый классный руководитель может самостоятельно дополнить таблицу данными, соответствующими каждому конкретному учащемуся.
Классный руководитель в завершении своего выступления может сделать предположительный вывод о причине смены учащимися видов дополнительной внеурочной деятельности, еще раз обратить внимание на особенности возраста 7-8 лет - это период активного ознакомления с окружающим миром и активного познания своих способностей и возможностей.
V. Подведение итогов родительского собрания
Изучение родительского мнения по содержанию проведенного родительского собрания подводится классным руководителем посредством индивидуальных ответов родителей на вопросы:
1. Что нового узнали о своих детях на родительском собрании?
2. Как повлияли материалы педагогического всеобуча на ваше мнение об увлеченности и увлекаемости детей?
3. Дополнительные внеурочные занятия вашего ребенка вы бы назвали увлеченностью или увлекаемостью?
4. Какие вопросы по теме собрания остались для вас неразрешенными?
Решение родительского собрания может быть следующим:
1. Родителям способствовать разностороннему развитию детей через организацию посещения ими учреждений дополнительного образования.
2. На последующих родительских собраниях организовать обмен мнениями по вопросу увлечений детей.
3. Провести совместный праздник родителей и детей с демонстрацией результатов занятий в учреждениях дополнительного образования.
Анкетирование родителей по методу «Рациональное использование свободного времени учащимися»
№ |
Вопрос |
Варианты ответа |
||
А |
б |
в |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сколько свободного времени у вашего ребенка имеется до начала занятий? |
До 1 часа |
1 час |
Более 1 часа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
На что ребенок тратит свободное время до школы? |
Собирается в школу |
На дорогу в школу |
Выполняет домашнее задание |
3 |
Как чаще ребенок проводит перемены (из сообщений ребенка)? |
Идет в библиотеку |
Готовится к урокам |
Общается с друзьями |
4 |
Участвует ли во внеклассной работе? |
В кружках |
В секциях |
В праздниках |
5 |
Планирует ли свое свободное время? |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
б |
Часто ли меняются планы в отношении свободного времени? |
Часто |
Редко |
Никогда |
7 |
Посещает ли детские организации вне школы? |
Да |
Нет |
- |
8 |
Если посещает, то сколько времени там проводит? |
До 1 часа |
1 час |
Более 1 часа |
9 |
Сколько времени тратит ребенок на просмотр телепередач? |
До 1 часа |
1 час |
Более 1 часа |
10 |
Сколько дней в неделю занимается во внешкольных детских организациях? |
|
|
|
Анализ ответов родителей на вопросы анкеты позволит классному руководителю установить, что или кто оказывает влияние на смену увлечений первоклассника, насколько правильно организованы увлечения детей и какой шанс перерасти из детской увлекаемости в серьезную увлеченность каким-либо занятием. Эти выводы помогут классному руководителю начальных классов сформулировать основные черты характера учащегося для передачи данной информации классному руководителю средней школы.
Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы
Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!