Форма проведения: лекция-диалог.
Учитель. Одна из наиболее актуальных проблем современного воспитания - его гуманизация. Процесс гуманизации пространства детства строится с учётом законов детского бытия: специфики возрастного, полового и индивидуального развития.
Смысл гуманизации пространства детства состоит в «очеловечивании» жизни ребёнка в школьные годы, обеспечении условий для его личностного роста, интересного и радостного бытия.
«Господи, я бы хотел жить богато и чтоб меня уважали в обществе»; «Я хочу вернуться к себе домой в Сухуми. Господи, сделай так, чтобы это осуществилось!» «Хочу попросить у тебя, Господи, хорошей жизни в новом тысячелетии. Материально наша семья живёт нормально, а вот со здоровьем не очень. Я постоянно болею, особенно ноги всё время болят. Так хочется, чтобы родители и вообще все родные были здоровы, а то недавно брат лежал в больнице, потом мама, а потом папа»; «Господи, не знаю, как сделать, чтобы в мире не было спиртных напитков: многие мои родственники пьют и от этого окружающие их люди так страдают!»; «Господи, у меня только одно желание: я хочу вылечиться от заикания»; «Мне бы хотелось, чтобы люди были подобрее. Больше всего мне жалко стариков, на которых их дети не обращают внимания, которым не хватает пенсии на здоровую и вкусную еду. Но старики не единственные, кому недостаёт внимания человечества - детям тоже необходима помощь»; «Господи, сделай так, чтобы мой сосед по парте остался на второй год!»... Согласимся, что эти цитаты из сочинений ребят одной из окраинных школ Москвы заставляют о многом задуматься.
В Конвенции ООН о правах ребёнка определено, что детство - это время от рождения до совершеннолетия, что отличительная особенность детства - то, что это время самого бурного развития человека, которое, однако, невозможно без помощи взрослых.
На пути к решению этих очень сложных задач - отказ от многих привычных представлений о ребёнке, в частности от отношения к нему только как к объекту воздействия. Уважительному отношению к ребёнку учит нас гуманистическая педагогика. Знаменитый французский психотерапевт Франсуаза Дольто писала, что ребёнок - не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственный выбор, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и всё-таки старшими партнёрами по жизни. Для Ф. Дольто дети - это не «недоразвитые взрослые», а люди, перед которыми мы ответственны. Мы не можем отменить смерть, многие болезни, природные или семейные катастрофы, - подчёркивает исследователь, - но мы можем жить с детьми и переживать жизнь так, чтобы развитие их собственной жизни не прерывалось и не уродовалось этими испытаниями, чтобы они становились частью школы жизни. По мнению Януша Корчака, одна из самых важных проблем детства заключается в том, что в главное право ребёнка - право на уважение - не «заложено» его право быть таким, каким он хочет или может быть.
Пространство детства - социокультурное явление, отражающее социальные реалии времени, страны, государственного и общественного устройства, культуры. Но одновременно оно может быть рассмотрено как психолого-педагогическое явление, имеющее инвариантные характеристики, мало зависящие от социума. Современная психология даёт свою трактовку этого понятия. Так, существует определение детского социального пространства как среды, оказывающей влияние на реальное развитие ребёнка. Как особая реальность социального мира, пространство детства предстаёт в качестве «вызревания» подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества, это место, где идёт процесс постоянного физического роста, обретения социального опыта, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нём своего места, самоорганизации ребёнка в его постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), сообществом взрослых в целом.
- Как, по-вашему, можно рассматривать пространство детства? Эта сфера полноценной жизни ребенка или только подготовка к взрослому бытию?
Очевидно, что «пространство детства» легче представить как некий виртуальный образ, чем как реальное явление, совокупность природных и социальных факторов, оказывающих и позитивное, и негативное воздействие на процесс развития ребёнка. Пространство детства сложно представить как абсолютную целостность, ибо бытие маленького ребёнка, бытие подростка и бытие юноши, естественно, отличаются друг от друга
- Попробуем выделить общие характеристики пространства детства.
В словаре В. И. Даля сказано, что пространство имеет три измерения: ширь, даль и глубь. Попытаемся описать пространство детства как совокупность разных «пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития ребёнка.
В результате коллективного обсуждения можно выделить следующие характеристики «пространства детства.
1. Природный мир (для одних детей это море, для других - пустыня, для третьих - лес). Каждая характеристика природного, мира определяет многие черты ребёнка, его пристрастия, опыт приспосабливания к природным условиям, но общее для всех - восхищение красотой природы, переживания по поводу варварского к ней отношения, опыт взаимодействия с природой.
2. Социальная среда. Город или деревня, жизнь среди каменных коробок или в сакле, в избе или на роскошной вилле не может не сказываться на опыте ребёнка; среда формирует его образ жизни, привычки, пристрастия.
3. Культурная среда. Возможность или невозможность ходить в театры и музеи, библиотеки, жизнь в центре культурных событий или абсолютная невозможность участвовать в них - всё сказывается на развитии детей. Здесь огромную роль может сыграть телевидение, другие видеосредства, однако погружение ребёнка в этот мир без взрослых может привести к тому, что он будет принимать суррогат за высшие образцы культуры.
4. Семейная атмосфера. Отношения с близкими, семейные традиции, праздники играют огромную «защитную» роль для ребёнка, помогают ему выстоять в трудных ситуациях.
5. Пространство детства связано с «образовательной системой» - домашний ребёнок отличается от посещающего детский сад. Дети, которые занимаются творчеством, спортом, туризмом, получают дополнительные возможности развития. Ученики гимназий и лицеев, школ при вузах или слабых массовых школ имеют разное пространство детства.
6. Информационная среда. Дети, освоившие компьютерную технику, умеющие программировать, и дети, полностью лишённые этих возможностей, нередко выглядят как жители разных планет. Оптимизм вселяет то, что все они быстро осваивают технику и способны догнать ровесников. В современных условиях городская школа значительно опережает сельскую в развитии новых образовательных технологий.
7. Пространство чувств: многие дети испытывают чувство страха, ревности, зависти, одиночества, в благополучной семье - состояние счастья и радости.
Возможное резюме.
Таким образом, пространство детства можно представить как совокупность объектов, связанных между собой временными рамками и информационными связями.
Исследователи подчёркивают, что освоение ребёнком мира - колоссальный труд, многолетняя и самостоятельная работа. Исследуя процесс взаимодействия взрослых и детей, психологи отмечают, что, хотя ребёнку необходим взрослый и помощь его может быть весьма полезна, существует тем не менее опасность излишней опеки. Задача взрослого - научиться отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, когда вмешательство желательно и необходимо. Часто взрослые неосознанно отбирают у детей часть их жизненно важных функций: подчиняют своей воле, регламентируют поведение в тех случаях, когда детям жизненно важна свобода. Иногда взрослый охотно присоединяется к детям в их занятиях, но постепенно начинает себя вести как доминирующий старший ребёнок и, злоупотребляя возможностями взрослого, подавляет детей или полностью вытесняет их из игры. Стоит ли это делать? При принятии взрослым детского пространства, он должен выступать как союзник или партнер, если будет принят в это пространство.
Учитель. Рассмотрим условия гуманизации пространства детства в семье.
Гуманизация пространства детства происходит при необходимом условии - дети «пускают» взрослых в свой мир. Если представить условно, параллельно существуют два мира - «мир взрослых» и «мир детей».
Очевидно, что гуманизация пространства детства обеспечивается, как уже сказано, тем, что дети принимают педагога, в роли которого могут выступать и родители.
Какому бы взрослому дети дали пропуск в «Страну детства»?
• Взрослым, которых отличает «доброта, внимание, отзывчивость, умение самому стать ребенком (хотя бы на время); способным испытывать восторг от красоты; образованным, открытым; «понимающим меня»; «справедливым, искренним». Таким взрослым дети готовы простить забывчивость и вспыльчивость.
Пропуск в «пространство детства» не получат...
• Взрослые несправедливые; слишком строгие, злые и любящие кричать; считающие себя всегда и во всем правыми; не обращающие внимания на слабых; не любящие детей.
Учитель. Образ «хорошего» и «плохого» взрослого практически не меняется в сознании ребенка в течение всего детства. Когда ребенок приходит в школу и встречается с учителем, возникает «третий мир», новый мир, в котором дети и взрослые живут вместе, одновременно оставаясь в своих автономных пространствах. Когда мы говорим о воспитательной деятельности как о факторе гуманизации пространства детства, то имеем в виду деятельность именно в «третьем мире». Такое пространство можно назвать «воспитательным».
Анализ научных публикаций о воспитательном пространстве позволяет отобрать несколько «опорных» представлений об этом феномене.
- Итак, что такое воспитательное пространство?
Возможны следующие высказывания:
Это основная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач. Она вполне может возникнуть и в отдельно взятой семье.
• Понятия «среда» и «пространство» не идентичны: если среда не является результатом конструктивной деятельности человека, то воспитательное пространство есть результат педагогического освоения этой среды;
• Воспитательное пространство не складывается само по себе, оно возникает «внутри» педагогической действительности (в семье) благодаря специально организуемой деятельности;
• Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно является пространством, наполненным реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы, если они воспринимают его как собственную территорию, за которую несут ответственность, по-хозяйски готовы оберегать от разрушений:
• Создание воспитательного пространства включает как внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, так и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Известно, что среду исследователи рассматривают как один из важнейших компонентов воспитательной системы, с её освоением связываются процессы формирования у детей ценностного отношения к миру и культуре, осознания себя в этом мире, развития своего «Я», нахождения своего места среди других людей.
• Воспитательное пространство должно быть единым - это его обязательная характеристика. Опыт показывает, что таким оно становится не стихийно. Можно говорить о том, что удалось создать единое воспитательное пространство тогда, когда внутренние и внешние силы направлены на достижение единства. По мнению учёных, признак единого воспитательного пространства - отсутствие тупиков. «Строительство» такого пространства начинается с преодоления его мозаичности. Его признаки - всё, чем оно располагает, служит делу развития детей, создаётся энтузиазмом взрослых с помощью детей.
Воспитательное пространство создаётся там, где дети живут.
Заключение.
Таким образом, одна из важных задач воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства, - создать воспитательное пространство. В философии это пространство исследовалось Ю. Лотманом, который назвал его «пространством диалога». Его исследование показало: от того, как живёт ребёнок в «воспитательном пространстве», в значительной мере зависит его жизнь во всём пространстве детства. Влияние, которое оказывает взрослый на ребёнка, - хорошее и плохое, полезное и вредное, - воздействует на всю его жизнь.
Гуманизация пространства детства во все времена зависела от уровня цивилизации, от культуры социума, от образовательной политики и идеологических установок государства. Но качество жизни конкретного ребенка больше всего зависит от того, как к нему относятся родители. Их воспитательная деятельность становится фактором гуманизации, если направлена на создание условий человечного бытия ребёнка, на сохранение его достоинства. При всей очевидности этой истины практическое её воплощение сопряжено с большими трудностями, ибо родители нуждаются в «расшифровке» этих на первый взгляд очевидных истин. Условием педагогического обеспечения гуманизации пространства детства выдающиеся педагоги-гуманисты считали признание взрослыми самоценности детства, прав ребёнка и его субъективности в воспитательном процессе.
Самоценность детства
Детство - не подготовка к будущей взрослой жизни, а настоящая жизнь со всеми её противоречиями. Это означает, в частности, отказ от постоянного противопоставления жизни взрослых и детей, при котором жизнь взрослых оценивается как более значимая, сложная, достойная большего внимания и уважения, чем детская. Педагоги-гуманисты подчёркивали, что именно отсюда идут ошибки в воспитании: тезис об изначальной сверхценности взрослой жизни приводит к выводу, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребёнка к миру взрослых. Между тем адаптация, основанная на полном подчинении ребёнка, на его абсолютном повиновении, ведёт в конечном счёте к отрицанию личности ребёнка. Известный немецкий педагог Людвиг Гурлитт писал: «Мы должны приучить себя к мысли, что дети не хуже, чем их родители. Они только позже родились, только моложе, только беднее опытом. Это не порок - быть ребёнком, и в особенности это не вина. Ребёнок не обязан быть равным взрослому, он также вовсе не обязан быть похожим на взрослого. У него прежде всего только одна обязанность, а именно: развиваться сообразно своей природе, своей среде, а таким образом - и своему времени».
Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности. По мнению выдающихся педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребёнка. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», - писал Януш Корчак.
Важнейшее условие гуманизации пространства детства - признание взрослыми прав ребёнка. В ряде регионов России уже введена должность уполномоченного по правам ребёнка. Это знаковое решение, которое можно только приветствовать. Однако не менее важно, чтобы каждый взрослый ощущал себя таким «уполномоченным», знал о правах детей и стремился их соблюдать.
В современном российском законодательстве права ребёнка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности. Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребёнка во всех сферах жизнедеятельности. Отмечается, что ребёнок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их реализации, что они нуждаются в специальной охране и защите. Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает нормы обеспечения всех детей в целом и, в частности, лишённых родительского внимания и заботы по разным причинам.
Признание взрослыми прав детей имеет принципиальное значение для гуманизации пространства детства. Но признание права ребёнка быть самим собой не означает педагогической пассивности. Речь идёт только о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт, стричь под одну гребёнку, приводить «в соответствие» с целями, которые поставили перед собой взрослые. Вместо насильственного воздействия на ребёнка родители-гуманисты утверждают бережное отношение. Признавая право ребёнка быть тем, кем он является, воспитатель создаёт условия для его развития, проявляя доброжелательность и понимание. «Я могу проявить то, что дремлет в душе ребёнка, - писал Я. Корчак, - но я не могу ничего создать заново. Я буду смешон, если стану сердиться из-за этого на себя или на него». Главное право ребёнка - право на собственную жизнь. «Ребёнок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха», — писал А. Нилл.
В исследованиях последнего десятилетия гуманистическое представление о человеке предполагает рассматривать его как существо природное (биологическое), социальное (культурное) и экзистенциальное (независимое, свободное). Ключевая характеристика экзистенциального измерения - свободоспособность, понимаемая как способность к автономному, неконформистскому существованию, к самостоятельному и независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, реализации подлинного жизненного предназначения. Именно свободо-способность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
Автор: М.И. Петрова
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Нет комментариев. Ваш будет первым!