Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия - сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится в актуальности этих понятий. Межнациональные конфликты возникают как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях - воспитание, ориентированное на межнациональное общение с самого раннего возраста.
Цели:
1. Способствовать расширению представлений родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность.
2. Формировать у родителей наряду с общей культурой культуру межнационального общения, продолжить знакомство с правилами этноэтикета.
Оборудование: видеозаписи, диагностические схемы и таблицы, детские рисунки.
I. Вступительное слово.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Сегодня паша встреча пройдет в форме игры, в ходе которой мы будем рассматривать некоторые проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания, и продолжим знакомство с правилами этноэтикета.
Каждый из нас желает видеть своего ребенка счастливым и прилагает для этого немало усилий. А он учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитет. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями. Воспитание - это непрерывная работа сердца, души родителей.
Еще Константин Ушинский писал: «Воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимы еще и специальные знания». И сегодня мы продолжим работу по расширению и углублению наших знаний, касающихся основ воспитания.
II. Вводная игра.
Найди пару
Ведущий. Для начала я предлагаю вам поиграть в такую игру: когда зазвучит музыка, вы объединитесь в пары и будете прогуливаться, знакомясь друг с другом. При встрече пары должны пожелать друг другу что-нибудь хорошее, приятное. Затем характер музыки изменится. Это сигнал, что пары должны объединиться в четверки. Теперь четверки будут прогуливаться и при встрече высказывать друг другу добрые пожелания. При следующем изменении музыки четверки объединятся в восьмерки.
Участники «отправляются на прогулку» и выполняют условия игры.
Ведущий. Итак, у нас получилось 2-3 команды по 8 человек. Командам будут предлагаться задания, а экспертная комиссия проанализирует и оценит работу команд.
III. Разминка.
Знаете ли вы мир детства?
Команды в соответствии с жеребьевкой по очереди отвечают на вопросы. Ответы должны быть быстрыми и точными.
Вопросы первой команде.
1. Назовите имена трех отечественных поэтов XX века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто.)
2. Сможете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?
3. Назовите имена двух братьев, ученых-этнографов, которые стали первыми в Европе собирателями народных сказок. (Братья Гримм.)
4. Назовите имя великого датского сказочника XIX века. (Ганс Христиан Андерсен.) Какие сказки ему принадлежат? Можете ли вы назвать 5-6 персонажей его сказок? (Гадкий утенок, Кай и Герда, Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка и др.)
5. Назовите три народные сказки. Какому народу они принадлежат? Какими словами начинаются?
6. Назовите жанр «материнского» фольклора, произведения которого помогали матери уложить ребенка спать. (Колыбельные песни.) Можете ли вы спеть колыбельную песню?
7. Продолжите русскую народную пословицу: «У семи нянек...»
8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?
9. Придумайте ласковые прозвища для маленькой девочки.
10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы? (Если это игры типа «Каравая» или «Бояр», можно попросить родителей сыграть в эту игру вместе с детьми и с другой командой.)
Вопросы второй команде.
1. Назовите имена трех отечественных писателей XX века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например, Аркадий Гайдар, Николай Носов, Алексей Толстой.)
2. Назовите имя известного французского популяризатора народных сказок, жившего в XIX веке. (Шарль Перро.)
3. Какие сказки А. С. Пушкина вам известны? Назовите персонажей этих сказок.
4. Можете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?
5. Назовите три народные сказки. Какому народу они принадлежат? Как начинаются?
6. Назовите жанр «материнского» фольклора, произведениями которого малыша забавляли и потешали. (Потешки.) Приведите пример потешки.
7. Продолжите пословицу: «Чем бы дитя ни тешилось...»
8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?
9. Придумайте ласковые прозвища для маленького мальчика.
10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы?
Ведущий. Пока наша экспертная группа подводит итоги, мы перейдем к следующему заданию.
IV. Проблемные ситуации.
Ведущий. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций, встречающихся в жизни, и попробуем найти для них наиболее оптимальное решение. Каждая команда получит по две карточки с описанием ситуаций, обсудит их, а затем сообщит жюри и присутствующим свое решение.
Карточки для первой команды:
1. В классе вместе с вашим ребенком учится мальчик, родители которого отрицательно относятся к людям других национальностей. В присутствии окружающих они нередко делают замечания своему ребенку, призывая его не подражать человеку такой-то национальности, не вести себя, как человек такой-то национальности. Ваша реакция?»
2. Мать делает замечание дочери за то, что та отгоняет младшего брата от стола:
- Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
- Все уступать да уступать! - отвечает девочка. - А если он мне мешает? Он в моем рисунке чертит какие-то каляки-маляки!
Поддержанный мамой мальчик продолжает портить рисунок сестры.
- Ах, так! - сердится девочка. - Будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!
Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут...
В чем причина конфликта детей? Справедливо ли замечание матери?
Карточки для второй команды:
1. Мальчик в классе отрицательно высказывается по отношению к людям других национальностей. Все время слышатся его слова: «Чукчи - хитрые и жадные, а цыгане - злые и вредные, они детей воруют». На вопрос учителя «Почему ты так говоришь?» мальчик отвечает: «А мне мама так сказала». Что нужно делать в такой ситуации?»
2. Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы пальто.
Решила, что дома будет ими играть. Мама заметила оттопыренные карманы Машиного пальто:
- Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? Да и кармашки порвешь. Только и убирай за тобой.
- Это камешки красивые, я ими играть буду.
- Выбрасывай сейчас же! - настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет, ей жалко расставаться с таким сокровищем. Как вы оцениваете данную ситуацию?
Команды высказываются. Эксперты оценивают выступления команд.
V. Ребенок и его индивидуальность.
Ведущий. То, каким вырастает ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но также его собственными личностными характеристиками.
А умеем ли мы различать индивидуальные особенности детей, которые, в свою очередь, определяются их темпераментом?
Знаменитый английский педагог Росс Кэмпбелл, автор книги «Как любить ребенка?», выделял такие типы темперамента у детей:
■ «нытик»;
■ «спичка»;
■ «улитка»;
■ «черепаха».
На рисунке изображения этих типов.
Первой команде нужно определить, на каком из рисунков изображены дети с темпераментом «спички» и «улитки», второй команде - дети с темпераментом «черепахи» и «нытика».
Задача осложняется дополнительным заданием: подобрать наиболее приемлемые для определенного темперамента методы воспитания.
Провокационный вопрос командам:
- Как вы считаете, какие типы темпераментов наиболее соответствуют людям той или иной национальности?
Команды обсуждают поставленные перед ними проблемы и выступают перед жюри и присутствующими. Психологи экспертной комиссии комментируют ответы.
VI. Словесное состязание.
Ведущий предлагает членам команд перечислить как можно больше человеческих качеств, являющихся ценностью для людей всех рас и национальностей. Игроки выступают попеременно из каждой команды. Повторять сказанное раньше нельзя.
Ведущий. Уважающая себя семья должна уважать, принимать, ценить культуру и традиции не только своей национальности, но и других этнических групп. Знаем ли мы и умеем ли понимать культуру и традиции других народов?
Командам предлагается вспомнить и назвать как можно больше национальных праздников и традиций других народов.
Экспертная группа подводит итоги конкурсов.
Ведущий. Наша встреча подошла к завершению. Спасибо вам за активное участие. Сегодня мы с вами плодотворно поработали, пополнили свои представления по проблеме семейного воспитания, было приятно услышать оригинальные решения по многим рассмотренным вопросам.
Мы надеемся, что в ваших семьях сохраняются традиции, воспитывается уважение к своему народу и людям других национальностей. Хочется каждой семье пожелать взаимопонимания, любви, доверия. До новых встреч!
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Нет комментариев. Ваш будет первым!