Цели собрания:
1. Сделать проблему насилия в семейном воспитании актуальной и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.
2. Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
3. Договориться о путях, средствах и приемах построения ненасильственных взаимоотношений с детьми в семье.
Участники: классный руководитель, родители, социальный педагог, школьный психолог.
Форма проведение: родительский лекторий.
Организация родительского собрания:
• подготовить приглашения для родителей;
• разработка памяток родителям;
• составление сценария родительского собрания;
• приглашение на собрание школьного психолога и социального педагога;
• провести анкетирование учащихся и их родителей (совместно с психологом).
(Проводится анкетирование учащихся.)
Анкета для детей
1. Мама со мной ласкова:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда.
2. Папа со мной ласков:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда.
3. Мама на меня кричит:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда.
4. Папа на меня кричит:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда.
5. Мама может меня ударить, шлепнуть:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда;
6. Папа может меня ударить, шлепнуть:
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда;
(Проводится анкетирование родителей.)
Анкета для родителей
1. Можно ли делать замечания чужому ребенку:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
2. Можно ли делать замечания своему ребенку:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
3. Можно ли кричать на чужого ребенка:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
4. Можно ли кричать на своего ребенка:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
5. Можно ли ударить чужого ребенка:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
6. Можно ли ударить своего ребенка:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
Я хочу любить тебя, но не держать тебя.
Я хочу ценить тебя без рассуждений.
Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
Я хочу просить, но не требовать,
Я хочу покинуть, но не упрекать.
Я хочу помочь, но не упрекая в неумении.
Если мы оба будем хотеть этого,
То мы сможем встретиться.
По В. Сатир
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели собрания.
- Родителями быть не легко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.
Понравилось бы вам, если бы начальник на работе, командир в армии, учитель в классе, полицейский на улице или просто кто-то более сильный ударил вас или обидел - даже в том случае, если мы ошиблись или рассердили его, не выполнили его распоряжений или же надерзили ему?
Побои не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.
Телесные наказания и битье детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Речь здесь идет не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Да, конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы. Но это - маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям!
Быть родителями - радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходится преодолевать трудности в поведении детей. Вы не найдете здесь чудодейственных рецептов. Наша цель - дать вам общее представление о том, как можно воспитывать детей, устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения, но не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
II. Выступление социального педагога
Почему бьют детей?
Физические наказания - явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении - «любящий учит его морали») вплоть до таких.
(Приводятся разные аргументы.)
1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят - дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной
Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.
Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным. Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
III. Выступление школьного психолога
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе ее лежат общие законы детской психики.
Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
Утех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Мы можем
• Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
• Воспитать в детях послушание и самообладание.
• Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
IV. Коллективное обсуждение родителями следующих вопросов
1. За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
2. Каковы последствия насилия над детьми?
3. Как обойтись без насилия в семье?
V. Подведение итогов
Основная причина человеческих, в том числе и детских срывов в поведении, - несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности...
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т. п. Мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:
• позиция взрослого - рядом с ребенком;
• активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
• участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
• ответственность за свое саморазвитие - и саморазрушение;
• забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.
Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственными, мы осознаем, насколько важно: «приближаться» к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на его проблемы его глазами; поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью; вместе с ним планировать деятельность, доверять ребенку выдвигать ближние и дальние цели своей жизни, разделяя с ним и ответственность за результаты; развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор: куда и зачем двигаться в жизни, как действовать самостоятельно и контролировать свою активность; сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность, а они необходимы не только малышу, но и первокласснику, и подростку.
...Уже это краткое перечисление желательного и необходимого говорит: построить такие отношения непросто.
А надо ли? До сотрудничества ли сегодня, когда жизнь становится все жестче, условия все суровее? До любви ли теперь? До мягкости ли? Каждый решает сам. По собственному зову сердца. Я не берусь указывать «золотую дорогу»; хочу лишь рассказать о возможностях, которые вижу сама, которые помогают мне развиваться, расти, соответствовать жизни, чтобы быть в творческом союзе с теми, кто рядом, но младше по возрасту или по знаниям.
При разработке предлагаемой системы общения использовала идеи К. Роджерса, 3. Фрейда, Т. Гордона, X. Джайнотга. Предлагаемые техники могут стать практическим руководством для учителей, желающих овладеть продуктивным стилем общения.
(Из книги: РахматшаеваВ.А. Психология взаимоотношений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996)
VI. Решение родительского собрания
Принимается в форме рекомендации родителям.
Рекомендации родителям
Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:
1. Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.
2. Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.
3. Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и где ребенок проводит свое свободное время.
4. Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей детей.
5. Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.
6. Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.
7. Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.
8. Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.
9. Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.
10. Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.
11. Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.
12. Быть самим примером для своего ребенка. Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Дети учатся жить у жизни (советы)
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе
Положение о родительском собрании в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!