Цель: расширить представление родителей о воспитании у школьника самопознания и самовоспитания.
Задачи: осмыслить актуальность формирования самопознания и самовоспитания школьника; познакомить родителей с эффективными приемами, направленными на реализацию воспитания самопознания и самовоспитания ребенка; получить опыт практического применения приемов и методов, способствующих формированию самопознания и самовоспитания школьника.
Форма проведения: практическое занятие.
Участники: родители, классный руководитель.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Практическая часть.
3. Итоги собрания.
Подготовительная работа:
Подготовить задания для практической части собрания.
Оборудование: конверт с высказываниями, канцелярские резинки - 10 шт.; листочки с записанными качествами человека - 10 шт.; фоторамка 10x15 - 10 шт.
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Сегодня у нас не просто собрание. Сегодня мы все станем волшебниками. И для начала я покажу вам одно очень сложное магическое действие. Будьте внимательны, сосредоточьтесь, постарайтесь не отвлекаться. Сделайте глубокий вздох, задержите дыхание, выдохните, а теперь просто улыбнитесь.
Позвольте мне начать.
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Мальчик был еще совсем маленьким, а школа была очень большая. Учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и стал рисовать. Но учительница сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы».
- Здорово, - сказал мальчик и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница сказала: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так».
Мальчик посмотрел на образец, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал. Перевернул он листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке...
Через некоторое время родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу. В первый же день учительница сказала:
- Сегодня мы будем рисовать.
- Ура, - подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет ему, как надо рисовать.
Но учительница ничего не сказала. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к мальчику, то спросила:
- Ты не хочешь рисовать?
- Хочу, а что нужно?
- Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
- А как я буду рисовать?
- Как хочешь, - сказала учительница, - если бы все сделали одинаковые рисунки, это было бы скучно.
- А, - сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
Уважаемые родители! У какой из этих двух учительниц вы хотели бы обучать своего ребенка? Почему?
В наших силах сделать так, чтобы наши дети не утратили желания и способности к самопознанию и самовыражению. Все приемы и методы воспитательной работы должны опираться на эмоции ребенка (положительные и отрицательные).
- А теперь я хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые ведут к самопознанию и самовыражению обучающихся.
Эти приемы позволяют развить индивидуальное восприятие мира, умение видеть себя через явления окружающего мира, так детям легче оценить свое душевное состояние.
Одним из таких приемов является «Прием ассоциации».
2. Практическая часть.
- Давайте на практике найдем нестандартные решения проблемы и ощутим радость от неожиданной простоты решения.
Игра «Волшебный конверт».
- Сейчас вы выступите в роли детей, у которых плохое настроение. А родители предложили сказать вам о своем самочувствии при помощи ассоциаций. Нужно взять из конверта карточку с фразой и закончить ее.
• «Я словно муравей, потому что...»;
• «Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если...»;
• «Я превращаюсь в тигра, когда...»;
• «Я бываю роботом, когда...»;
• «Я веселая песенка, когда...»;
• «Я лампочка, если...».
- Вам стало легче после подобного психологического приема?
Игра «Поиграем в резиночку».
- Сейчас я попрошу вас надеть канцелярскую резинку на мизинец и большой палец руки с тыльной стороны кисти. Нужно без помощи другой руки снять резинку.
- Получилось? Не у всех. А почему вы не попросили помощи у соседа?
- Не догадались, поверили в свои силы? Не было установки не обращаться за помощью? Почему мы не просим помощи у ближнего? Рядом с ребенком должен быть добрый, чуткий, любящий человек, готовый прийти на помощь в любое время.
Работа над притчей.
- Мудрость народа всегда выручала нас и объясняла необъяснимое. Послушайте индейскую притчу.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Черный волк представляет зло, белый - добро... Маленький индеец задумался...
- Перед вами лежат листочки с разными качествами:
сострадание,
зависть,
трудолюбие,
лень,
нерешительность,
любовь,
упорство,
верность,
целеустремленность,
жадность,
упрямство.
Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.
Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием называется «Возьмем с собой». А те, которые остались, закрепим на рамке для фото. Вставьте фотографию своего ребенка в рамку и повесьте на видное место. Каждый день вы будете их видеть и стараться взрастить в нем эти качества.
Маленький индеец задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?»
Дед улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».
3. Итоги собрания.
- Подводя итоги собрания, хочу предложить вам написать синквейн.
- Кто же стоит во главе нашей темы собрания? (Ребенок.)
- Каким он должен стать в результате развития самопознания и саморазвития? (Творческим, мыслящим.)
- Что он должен делать для этого? (Развиваться, познавать, искать.)
- Давайте вспомним известную фразу (пословицу, поговорку), которая может стать девизом на этом пути. («Бороться и искать, найти и не сдаваться», или «Кто ищет, тот всегда найдет».)
- Что будет в результате? (Личность.)
- Пусть же нам, уважаемые родители, достанет мудрости, терпимости и любви в воспитании в ребенке самопознания и самовыражения.
Успехов вам в дальнейшей работе с детьми, счастья и благополучия! Спасибо за внимание.
Автор: О. В. Легедина
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!