Цели: информировать родителей о возможностях воспитания толерантности в детях; помочь в осознанном выстраивании отношений с окружающим миром; повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи: обучить приемам эффективного общения родителей; изучить ожидания родителей от проведения встречи по данной теме; познакомить родителей с основными возможностями толерантного воспитания на этапе окончания школы; провести практикум, который способствует сплочению родительского коллектива.
Форма проведение: собрание-практикум.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап
I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
II. Подготовка и проведение анкетирования детей.
Тест 1. Самооценка толерантности личности
Отрицательные факторы повседневной жизни создают проблемы в отношениях и часто приводят к конфликтам. Предлагаемый тест позволит вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
Вопросы и ответы |
Редко |
Иногда |
Часто |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно |
1 |
2 |
3 |
2. Я стараюсь работать, не помогая другим |
1 |
2 |
3 |
3. Я переживаю за качество своей работы, а не других |
1 |
2 |
3 |
4. Я бываю настроен агрессивно |
1 |
2 |
3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес |
1 |
2 |
3 |
6. Я бываю раздражителен |
1 |
2 |
3 |
7. Я стараюсь выделиться, где это возможно |
1 |
2 |
3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым |
1 |
2 |
3 |
9. Я не терплю конкуренции |
1 |
2 |
3 |
10. Своим недругам я всегда даю отпор |
1 |
2 |
3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности |
1 |
2 |
3 |
12. Стараюсь не вникать в проблемы других |
1 |
2 |
3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации |
1 |
2 |
3 |
14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру |
1 |
2 |
3 |
15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность |
1 |
2 |
3 |
16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы |
1 |
2 |
3 |
17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус |
1 |
2 |
3 |
18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки |
1 |
2 |
3 |
19. Я думаю, что религия разъединяет людей |
1 |
2 |
3 |
20. Я думаю, что я должен жить на земле своих предков |
1 |
2 |
3 |
21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны |
1 |
2 |
3 |
22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет |
1 |
2 |
3 |
23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста |
1 |
2 |
3 |
24. Не терплю людей, просящих милостыню |
1 |
2 |
3 |
25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях |
1 |
2 |
3 |
Тест 2. Метод незаконченных фраз
Инструкция. На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если все против меня, то...
3. Я всегда хотел...
4. Если бы я занимал руководящий пост...
5. Будущее кажется мне...
6. Мои родители...
7. Знаю, что глупо, но боюсь...
8. Думаю, что настоящий друг...
9. Когда я был ребенком...
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
11. Когда я виду женщину рядом с мужчиной...
12. По сравнению с большинством других семей моя семья...
13. Лучше всего мне работается с...
14. Моя мать и я...
15. Сделал бы все, чтобы забыть...
16. Если бы мой отец только захотел...
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы...
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы...
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством...
20. Надеюсь на...
21. В школе мои учителя...
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
23. Не люблю людей, которые...
24. Когда-то...
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)...
26. Супружеская жизнь кажется мне...
27. Моя семья обращается со мной как с...
28. Люди, с которыми я работаю...
29. Моя мать...
30. Моей самой большой ошибкой было...
31. Я хотел бы, чтобы мой отец...
32. Моя наибольшая слабость заключается в том...
33. Моим скрытым желанием в жизни является...
34. Люди, которые иногда мне подчиняются...
35. Наступит тот день, когда...
36. Когда ко мне приближается мой учитель...
37. Хотелось бы мне перестать бояться...
38. Больше всех люблю тех людей, которые...
39. Если бы я снова стал ребенком...
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
41. Если бы у меня была нормальная жизнь...
42. Большинство известных мне семей...
43. Люблю работать с людьми, которые...
44. Считаю, что большинство матерей...
45. Когда я был ребенком, то чувствовал себя виновным, если...
46. Думаю, что мой отец...
47. Когда я был подростком, то чувствовал себя виновным, если...
48. Больше всего я хотел бы в жизни...
49. Когда я даю другим поручение...
50. Когда буду старым...
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
52. Мои опасения не раз заставляли меня...
53. Когда меня нет, мои друзья...
54. Моим самым ярким воспоминанием детства является...
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
56. Моя жизнь...
57. Когда я был ребенком, моя семья...
58. Люди, которые работают со мной...
59. Я люблю свою мать, но...
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это...
Данный тест позволяет выявить основные психологические проблемы личности. Итоги теста не озвучиваются в коллективе, но доводятся до сведения родителей с целью возможной коррекции проблем в общении, при необходимости ведется индивидуальная работа или рекомендуется обращение к специалисту-психологу.
III. Сбор и анализ информации по теме собрания.
IV. Совместная с детьми подготовка собрания.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся.
2. На классной доске тема собрания. Кабинет оформлен по теме собрания.
3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей собрания
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Вечер сегодня на самом деле добрый, так как речь пойдет о доброте взаимоотношений наших 11-классников с окружающим миром, о возможности воспитания в детях толерантности. Что же такое толерантность? Как научиться общаться с окружающим миром? И как научить ребенка строить отношения со всеми людьми, с которыми столкнет его жизнь? Любой национальной принадлежности, любого вероисповедания? Все это и предстоит нам сегодня обсудить. На собрании присутствует специалист-психолог, который и поможет нам в этой сложной задаче.
II. Анализ анкет детей
Классный руководитель. А начнем мы традиционно с результатов проведенного анкетирования. В нем приняли участие все ребята нашего класса.
(Классный руководитель знакомит родителей (как всегда, анонимно) с полученными итогами тестирования в цифровом и процентном соотношениях.)
III. Обсуждение возможностей родителей в воспитании толерантности у подростков
(Далее проводится анкетирование родителей. Нужно обеспечить условия для комфортной работы родителей (тишина в классе, возможность индивидуальной работы).)
Классный руководитель. Предлагаемые ниже тесты помогут выявить возможности семьи в воспитании толерантности у подростков. Также мы предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень развития толерантности своих детей и принять необходимые меры по коррекции дальнейшего воспитания детей.
Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье
В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 10-балльная шкала самооценки:
1 - очень низкий уровень;
2 - низкий уровень;
3 - ниже среднего;
4 - чуть ниже среднего;
5 - средний уровень;
6 - чуть выше среднего;
7 - выше среднего;
8 - высокий уровень;
9 - очень высокий уровень;
10 - наивысший.
Каждое из диагностируемых качеств оценивается дважды. В начале теста самооценка ставится в графе «реально», а затем в графе «желательно бы». Разрыв между «реально» и «желательно бы» и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.
Вопросы анкеты
1. Какова степень эффективности решаемых вами воспитательных задач?
№ п/п |
|
Реально |
Желательно бы |
1 |
Сплоченность родителей с детьми |
|
|
2 |
Организация совместных творческих дел |
|
|
3 |
Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка |
|
|
4 |
Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка |
|
|
5 |
Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций |
|
|
6 |
Стимулирование позитивного поведения детей |
|
|
7 |
Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях |
|
|
8 |
Координация взаимодействия семьи и школы |
|
|
2. Оцените частоту использования в воспитании следующих форм и методов.
№ п/п |
Формы и методы воспитания |
Реально |
Желательно бы |
1 |
Беседа |
|
|
2 |
Встречи с интересными людьми |
|
|
3 |
Вечера отдыха |
|
|
4 |
Экскурсии |
|
|
5 |
Путешествия, выход на природу |
|
|
6 |
Совместные творческие дела |
|
|
7 |
Дискуссии |
|
|
8 |
Игры |
|
|
9 |
Что-то другое |
|
|
3. Оцените, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также какие качества и в какой степени «желательно бы» активизировать, развить и использовать более эффективно?
№ |
Качества |
Реально |
Желательно бы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Компетентность |
|
|
2 |
Общая культура, интеллектуальность |
|
|
3 |
Творческая инициатива |
|
|
4 |
Наличие хобби, увлечения |
|
|
5 |
Нравственные качества |
|
|
6 |
Эрудиция |
|
|
7 |
Трудолюбие |
|
|
8 |
Любовь к детям |
|
|
9 |
Общительность |
|
|
10 |
Требовательность |
|
|
11 |
Что-то другое |
|
|
4. Оцените степень эффективности вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания.
№ п/п |
Направление воспитания |
Реально |
Желательно бы |
1 |
Нравственное |
|
|
2 |
Умственное |
|
|
3 |
Физическое |
|
|
4 |
Эстетическое |
|
|
5 |
Половое |
|
|
6 |
Трудовое |
|
|
7 |
Экологическое |
|
|
8 |
Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотическое |
|
|
9 |
Патриотическое |
|
|
10 |
Правовое |
|
|
11 |
Экономическое |
|
|
12 |
Культуры поведения |
|
|
13 |
Дисциплины |
|
|
14 |
Что-то другое |
|
|
5. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современных родителей.
(Происходит обсуждение полученных результатов с участием психолога. Обсуждаются основные проблемы, выделенные родителями как актуальные и наиболее сложные. Возможна работа родителей в группах по 5-6 человек или в форме круглого стола. После обсуждения - выступление основного докладчика. Им может быть как классный руководитель, так и приглашенный специалист-психолог (или из числа родителей, связанных с этой областью).)
IV. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста (или классного руководителя)
Классный руководитель. Так что же такое толерантность?
Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл «страдания».
Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия «толерантность» как tolerance к XV веку, а как toleration - к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в значении «выносливость, способность переносить боль». В XVI веке к этому добавляются значения «позволение», «сдержанность», «воздержанность». В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием Акта о толерантности в Англии в 1689 году.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью.
Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого.
В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая.
Творческий потенциал - вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать ее на благо других и себя.
В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира.
Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности, остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие- то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае - именно проблемы толерантности.
«Воспитывать в себе воспитателя» - это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.
V. Принятие решения собрания. Подведение итогов
(Традиционные слова родителей о проведенной встрече в Листе отзывов или выражение их настроения после собрания с помощью цветных кружков.)
Классный руководитель. Мы надеемся, что попытка задуматься над этой проблемой даст свои результаты, и в нашем мире жить будет спокойнее! Всего вам доброго!
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!