Цели: ознакомить родителей с возможностями педагогического партнерства со школой; способствовать эффективному диалогу родителей и детей; повышать педагогическую культуру родителей.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективное педагогическое партнерство семьи и школы, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от школы; познакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в выпускном классе школы; составить план совместных мероприятий родителей и школы.
Форма проведения: обучающий семинар в форме групповой проблемной работы.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.
Подготовительный этап
I. Анкетирование учащихся и родителей.
Анкета для родителей
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет:
а) хорошей организации быта;
б) радости общения;
в) покоя и защищенности?
2. Что более всего заботит вас в семье:
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи?
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой:
а) быть материально обеспеченным;
б) встретить любовь;
в) иметь много друзей;
г) реализовать свои интеллектуальные возможности?
6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) да;
б) нет.
7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) да;
б) нет.
8. Что для вашего ребенка вечер дома:
а) радость общения;
б) возможность быть самим собой;
в) мучение и пытка?
Анкета для учащихся
Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.
1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь:
а) хорошую организацию быта;
б) радости общения;
в) покой и защищенность?
2. Одинок ли ты в своей семье?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни:
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба детей;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
г) настроение детей и причины его изменений?
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой:
а) быть материально обеспеченным;
б) встретить любовь;
в) иметь много друзей;
г) реализовать свои интеллектуальные возможности?
6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
7. Что для тебя вечер дома:
а) радость общения;
б) возможность быть самим собой;
в) мучение и пытка?
8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
а) да;
б) нет.
Тест для родителей. Знаете ли вы подростковую психологию?
Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете или согласиться, или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева от номера этого высказывания поставьте знак «+»; если не согласны - знак «-», если затрудняетесь дать определенный ответ - знак «?».
1. Поверхностность - характерная черта подростков.
2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.
3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).
4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.
5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.
7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность - характерные черты подросткового периода.
9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.
10. Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.
11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.
12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
14. Чувство одиночества - характерное переживание подросткового возраста.
15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.
17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т. д.) - характерная черта подросткового возраста и самооценки.
19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т. п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.
Ключ к тесту
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
1 |
+ |
13 |
- |
2 |
+ |
14 |
+ |
3 |
- |
15 |
- |
4 |
+ |
16 |
+ |
5 |
- |
17 |
- |
6 |
+ |
18 |
+ |
7 |
- |
19 |
+ |
8 |
+ |
20 |
+ |
9 |
- |
21 |
- |
10 |
- |
22 |
+ |
11 |
- |
23 |
- |
12 |
- |
24 |
- |
За каждый правильный ответ поставьте себе один балл, а затем подсчитайте общее количество баллов. Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми:
низком - менее 9 баллов;
среднем - 9-15 баллов;
высоком - более 15 баллов.
Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными теоретическими представлениями.
II. Подготовка педагогических ситуаций для анализа.
III. Подготовка теоретического материала для выступления классного руководителя.
IV. Подготовка памятки для родителей.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены для работы родителей в группах.
2. На классной доске написана тема собрания, вопросы для обсуждения (записываются на доске или оформляются на плакате):
• Что такое педагогическое партнерство?
• Возможности сотрудничества семьи и школы.
• Тактика поведения родителей в условиях педагогического партнерства.
3. Кабинет оформлен по теме собрания.
4. На столах чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, уважаемые партнеры! Да, именно партнеры, так как только наше взаимопонимание, сотрудничество может привести нас к успеху в общем деле - деле подготовки выпускника к будущей взрослой жизни. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора - «Родители как педагогические партнеры образования». Нам предстоит обсудить актуальные вопросы (на доске).
Я рада познакомить вас с нашими гостями - представителями администрации школы (классный руководитель представляет гостей собрания).
II. Результаты анкетирования родителей и детей
(Результаты исследования традиционно озвучиваются классным руководителем анонимно, в цифровом и процентном соотношениях. Анкеты на осознание ребенком себя в семье и на адекватное восприятие родителями своего ребенка-выпускника как личности.)
III. Выступление по теме собрания представителя администрации школы (или классного руководителя)
Представитель администрации. Взаимодействие школы и семьи в наше время необходимо по многим аспектам:
• для согласования единого подхода к самовоспитанию как процессу организации жизнедеятельности ребенка с целью создания всесторонних условий для развития личности;
• для обсуждения общей методики и техник, необходимых для воспитательных воздействий на личность ребенка, для координации и корректировки их в повседневных жизненных ситуациях;
• для отсутствия конфликтных взаимоотношений, ведь всем известно, что воспитание достигает успеха лишь в атмосфере полного взаимопонимания, гармонии личности с самим собой и окружающим миром.
Педагогическое партнерство классных родительских коллективов и педагогического коллектива школы дает возможность:
• создать единый коллектив взрослых и детей, объединенных общими целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
• формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
• культивировать среди учащихся и родителей чувство солидарности родителей, детей и педагогов; уверенности в себе, ответственности, защищенности;
• разрабатывать стратегию воспитания детей согласно принятым решениям в коллективе.
IV. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой
(Классный руководитель организует дискуссию родителей. Важно заранее продумать, кто из родителей вам может помочь. Кто из них наиболее активен в решении таких проблем? Любые мнения выслушиваются и учитываются. К любой точке зрения классный руководитель должен отнестись спокойно и с пониманием, не выражая собственного мнения, так как родители имеют право на собственную позицию.)
Вопросы для общей дискуссии.
1. Как вы считаете, на каких позициях должно строиться педагогическое сотрудничество школы с родителями?
2. На каких принципах должна строиться стратегия сотрудничества педагогического коллектива с родителями?
3. Каковы цели педагогического взаимодействия с родителями?
4. Что способствует привлечению родителей к активному, заинтересованному участию в жизни школы?
5. Каковы возможные условия, способы «завоевания» школой авторитета у родителей?
6. Какова педагогическая польза сотрудничества школы и семьи?
7. Что может дать взаимодействие с семьей школе?
8. Что может дать сотрудничество со школой семье?
9. В чем вы видите предполагаемый результат взаимодействия школы и семьи?
(Родители делятся на группы. Каждой группе для обсуждения даются задания по проблемным вопросам.)
Задание 1. Уважаемые родители! Как вы считаете, какие педагогические проблемы можно решить сотрудничеством семьи и школы? Объясните свое мнение. Каждую из представленных проблем нужно оценить в баллах с точки зрения значимости совместной деятельности школы и семьи для ее решения.
3 балла - данную проблему без совместной деятельности решить невозможно.
2 балла - проблему лучше решать через совместную деятельность с родителями.
1 балл - для решения проблемы совместная деятельность с родителями является необходимой.
О баллов - эту проблему должна решать только школа.
Педагогические проблемы:
1. Выбор образовательной программы для ребенка.
2. Формирование интересов и ценностных ориентаций детей в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.
3. Выявление причин отставания ребенка в учебе.
4. Выявление творческих способностей ребенка.
5. Определение способов индивидуального подхода к ребенку.
6. Предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
7. Развитие познавательных интересов детей.
8. Формирование жизненных планов и выбор профессии.
Задание 2. Мы предлагаем вам продолжить перечень ситуаций, с которыми сталкивается классный руководитель при взаимодействии с семьей, и отметить, какие затруднения и в каких ситуациях испытывают родители; указать, каковы причины затруднений.
Ситуации:
1. Родители не интересуются школьными делами детей.
2. Родители не посещают родительские собрания.
3. Родители проявляют недовольство отдельными учителями.
4. Родители требуют информации о расходовании добровольных родительских взносов.
5. Родители не могут договориться между собой даже по пустякам на родительском собрании.
Задание 3. Уважаемые родители! Пожалуйста, подумайте, какие вопросы целесообразно обсуждать на родительских собраниях. Предлагаем вам продолжить список этих вопросов.
Примерные вопросы:
1. Содержание и организация воспитательного процесса в классе.
2. Участие родителей в совместной внеучебной деятельности
• (экскурсии, походы, праздники и т. д.).
3. Организация питания детей.
4. Медицинское обслуживание.
5. Выбор учебников.
6. Методика изучения отдельных предметов.
Задание 4. Уважаемые родители! Обсудите в группе и выработайте общее мнение по вопросу: «Какова роль родителей в организации педагогического партнерства со школой? И какова роль школы в этом партнерстве?»
(Выслушиваются выступления всех групп родителей. Обсуждаются решения, вырабатывается общее решение собрания. При необходимости организуется диалог с администрацией школы.)
V. Принятие решения собрания. Подведение его итогов
Классный руководитель. Уважаемые родители! Мы надеемся, что наш диалог будет способствовать тесному сотрудничеству с вами! Партнерские отношения равноправные - помните об этом! А ваши пожелания и отзывы я прошу оставить в традиционном нашем Листе отзывов. Спасибо за взаимопонимание и сотрудничество! Всего вам доброго и успехов в нашем общем деле!
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!