Тематические часы можно также условно разделить на четыре основные группы:
1) специализированные классные часы;
2) тематические встречи, беседы, брифинги;
3) тематические конференции и викторины;
На специализированных классных часах рассматриваются темы, касающиеся жизнедеятельности школьников, их здоровья и безопасности. Педагог поднимает перед ребятами такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, курение, охрана здоровья, экология, безопасность на улицах, пожарная безопасность и др.
Специализированные классные часы требуют детальной подготовки. Все предоставляемые сведения должны быть достоверными, информация — впечатляющей. Чтобы добиться большего эффекта, необходимы искренняя и откровенная атмосфера, наличие диалога между преподавателем, экспертами и учениками. Школьники должны осознать важность разбираемой проблемы и сами прийти к правильным выводам.
Классные часы этой группы проводятся в рамках программы учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Классный руководитель может привлекать к участию в специализированных классных часах учителя ОБЖ.
Безопасность жизнедеятельности включает в себя заботу о личной, общественной и государственной безопасности. Цель классных часов данной тематики — подготовка учеников к опасным ситуациям, включающая в себя выработку правильной реакции и способности успешно действовать для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученики в первую очередь должны прийти к пониманию проблем разных видов безопасности, необходимости личной подготовки к встрече с ними и их эффективному решению. Целями классных часов по безопасности жизнедеятельности являются: развитие у школьников бдительности, осмотрительности, осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы.
На специализированных классных часах вырабатываются определенные навыки поведения, смелость и уверенность в преодолении трудных ситуаций, возможность успешно справиться с возникшими трудностями и угрозами. Для педагогов также важно добиться от Учеников эффективного применения полученных навыков и знаний в повседневной жизни.
На классных часах вырабатываются умения совместно и согласованно действовать в группе при попадании в неадекватные, опасные для жизни ситуации, взаимовыручка и т. п.
При подготовке специализированных классных часов по безопасности жизнедеятельности можно использовать различные формы: беседы, показы, практические занятия, обучающие игры, викторины, выставки, походы, конференции, эстафеты, соревнования, встречи с работниками правоохранительных органов, пожарными, работниками МЧС, ГИБДД, врачами и т. д.
Цели проведения классных часов, посвященных пожарной безопасности: предупреждение возникновения пожаров и правила поведения при пожарах (отработка практических навыков). Классные часы могут проходить в форме конкурсов (стихов, рисунков, песен на пожарную тематику), ролевых игр, инсценировок, экскурсий в пожарную часть, лекций, викторин, встреч с пожарными и т. д.
Эта область темы безопасности очень актуальна для нашей страны. Цель классных часов по терроризму — убедить школьников в необходимости умения правильно вести себя при угрозе террористического акта, чтобы защитить себя и других. Кроме того, классные часы должны сформировать у подростков антитеррористические убеждения.
Чтобы учащийся мог защитить себя от теракта, надо воспитать в нем наблюдательность, бдительность, научить распознавать подозрительных людей, предметы, взрывоопасные вещества и т. д. При обнаружении подозрительного предмета или взрывного устройства ученик должен знать, как надо поступить, к кому обратиться. Школьники осваивают способы самозащиты. Помимо этого, учеников нужно научить оказывать первую помощь себе и другим людям.
Очень важным аспектом обучения является предотвращение участия школьников в террористической деятельности. На классных часах разъясняются методы вовлечения детей в участие в терактах, способы вербовки тоталитарных сект и террористических религиозных организаций. Школьники информируются об уголовной наказуемости за терроризм.
На классных часах по теме терроризма можно использовать такие методы, как пресс-конференции, психологические тренинги, лекции с видеоматериалом, обучающие игры и т. д.
Ситуация на российских дорогах всегда была очень напряженной. Проведение классных часов на эту тему очень важно. Старшеклассники должны быть настроены на правильное поведение на дорогах как в качестве пешеходов, так и в качестве будущих водителей.
Классные часы можно проводить в виде встреч с сотрудниками ГИБДД, соревнований, лекций, диспутов, игр.
Основной целью классных часов, посвященных теме здоровья, является ознакомление учащихся с факторами, влияющими на здоровье, и факторами риска возникновения тяжелых заболеваний.
На здоровье наибольшее влияние оказывают такие факторы, как: образ жизни, условия труда и проживания, привычки, поведение. К факторам риска относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, вредные условия труда, стрессы и др.
Наиболее опасные для жизни заболевания, которые можно предотвратить:
1) заболевания сердца и сосудов;
2) травмы и отравления;
3) злокачественные опухоли;
4) болезни легких;
5) инфекционные заболевания и др.
Школьников информируют, как можно избежать болезней, приводящих к смерти, изменив образ жизни, питание, привычки. Классные часы могут проводиться в форме диспутов, конференций, просмотров видеофильмов и пр.
Эта тема особенно актуальна среди молодежи. Курение, пивной и «баночный» алкоголизм (развитие зависимости при употреблении пива и алкогольных коктейлей), наркомания — наболевшие проблемы молодых людей, которые зачастую начинаются еще в школьном возрасте. Любая зависимость приводит к разрушению личности человека, оказывает негативное влияние на его жизнь, отношения с людьми. К любому виду зависимости молодого человека может подтолкнуть неподготовленность к жестоким реалиям взрослой жизни.
Проблемы, конфликты, неудачи, разочарования, стрессы, одиночество — все это может побудить подростка искать пути ухода от реальности, не важно, какие для этого используются средства. Задача педагога — способствовать формированию у молодых людей стойких личностных позиций, нравственных устоев, психической и эмоциональной устойчивости. Сознание подростков должно быть готово противостоять негативному воздействию разного рода зависимостей.
Удержать подростка от вредных привычек может умение с пользой, интересно проводить свое свободное время. Научить этому — тоже задача классного руководителя. Учитель должен помочь ученикам осознать их психологические потребности и научить позитивным способам их удовлетворения.
Классные часы, посвященные теме зависимостей, носят просветительский характер о причинах и последствиях зависимостей. Они могут проходить в форме агитаций, встреч с работниками медицины, людьми, освободившимися от табачной, алкогольной или наркотической зависимости, ролевых игр, просмотров документальных фильмов, лекций.
Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа
Что такое тематический классный час
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа
Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов
Нет комментариев. Ваш будет первым!