Конкурсы

Мероприятие в летнем пришкольном лагере. Праздник Иван Купала

Праздник Иван Купала для младших школьников. Сценарий «В поисках цветка папоротника»

Цель: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: цветные карандаши, рисунок трех елочек с номерами на них и водоемом, тетради в клетку, рисунки с изображением Бабы Яги, Лешего, Водяного.

Учитель. У нашего народа есть замечательный праздник Ивана Купалы. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Во время праздника разжигаются костры, вокруг них водят хороводы, поют, играют, прыгают через костер, собирают целебные травы, купаются в реке или ходят босиком по росе. Все это делается для того, чтобы очистить свои тело и душу, вернуть здоровье и молодость, набраться жизненных сил. Известно, что огонь и вода обладают очищающими свойствами.

Самым захватывающим и таинственным моментом праздника являются поиски цветка папоротника. Существует поверье, что папоротник цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кому посчастливится увидеть этот волшебный цветок, получит от него чудодейственную силу, станет богатым и счастливым.

Закройте, пожалуйста, глаза и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.

 

Лето... Теплый июльский вечер... Сумерки...

Лесная поляна, со всех сторон окруженная деревьями... Огромный костер, языки пламени которого взмывают ввысь и невольно приковывают к себе твой взгляд... Вокруг костра — хоровод... Ты вместе с друзьями в хороводе... На тебе старинные русские одежды, на голове — венок из ромашек... Твой голос сливается с другими в песне, славящей Огонь, Воду, Воздух, Землю...

На лесную поляну опускается ночь... Таинственно мерцают бесчисленные звезды, словно подмигивают тебе: «Пора отправляться на поиски цветка папоротника»...

Учитель. Откройте глаза. Что вы представили себе особенно ярко? (Ответы детей, обмен впечатлениями.)

Считается, что в ночь на Ивана Купалу собираются отовсюду злые, темные силы — нечисть. Во время праздника проводятся специальные обряды защиты от них в виде сожжения на костре соломенной куклы, символизирующей богиню болезней, зла, холода; «потешных» боев, игр.

Вспомните, какая «нечистая сила» водится в наших сказочных лесах. (Ответы детей.) Как известно из сказок, она не всегда бывает такая уж страшная, иногда даже забавная!

Я предлагаю вам отправиться на поиски цветка папоротника в сказочный лес, и может быть, под какой-нибудь елкой нам удастся отыскать заветный цветок! (На доске — рисунок: три елочки с номерами 1, 2, 3; возле елки № 3 — водоем.) Цифры на елках означают номера остановок, на которых нас ждут встречи с «нечистой силой». Итак, в путь!

В лесу темно и тихо, только иногда пугающе ухает филин. Но нам совсем не страшно, ведь нас много и сможем в любой момент прийти на помощь друг другу. Правда ведь?

ОСТАНОВКА №1.

Кто же прячется за этой елочкой?

Кощеева подружка,

Хозяйка волшебной избушки,

У нее костяная нога —

Значит, это ... (Баба Яга)!

Баба Яга. Далеко ли путь держите, соколики?

Учитель. За цветком папоротника, бабушка.

Баба Яга. Э-э, чего удумали... Башмаки стопчете, а к утру не поспеете отыскать цветочек. Никому еще не удавалось на моем веку за одну ночь это сделать. Что ж вы не догадались транспортное средство какое-нибудь волшебное для этого дела приспособить?

Учитель. Какое средство?

Баба Яга. У-у, милые, сколько их... Да вы сами сейчас назовете не меньше десятка.

 

Задание Бабы Яги. Назвать необычные транспортные средства, на которых передвигались следующие сказочные герои:

➢ Иван-царевич (Серый Волк).

➢ Емеля (печка).

➢ Золушка (тыква).

➢ Хоттабыч (ковер-самолет).

➢ Барон Мюнхгаузен (пушечное ядро).

➢ Князь Гвидон с матерью (бочка).

➢ Элли с Тотошкой (фургон).

➢ Нильс (дикие гуси).

➢ Лягушка-путешественница (утки)

➢ Мери Поппинс (ветер).

➢ Дюймовочка (ласточка).

➢ Баба Яга (ступа).

Учитель. До свидания, бабушка. Спасибо за науку. А нам надо спешить.

Продолжаем путь. Темно. Дорогу освещают только луна да звезды. Не сразу разглядишь, где дуб, где береза, где елка... А вот и она! Елочка под номером 2.

ОСТАНОВКА №2.

О ком говорится в следующих строчках?

Шапку сними, поздоровайся —

В лесу есть обычай такой:

Приветствовать леса хозяина

Вежливо должен любой. (О Лешем.)

Говорят, если, входя в лес, не спросить разрешения у Лешего и не поздороваться с ним, он может разозлиться и заставить плутать среди деревьев, кружить на одном месте. Нам ведь это ни к чему?!

Учитель. Дедушка Леший, разреши нам, пожалуйста, по твоему лесу побродить, цветок папоротника поискать. Леший. Отчего ж не разрешить, раз вы вежливые такие да воспитанные! Я б и сам вас по лесу поводил, хозяйство свое показал, да некогда мне: порядок навожу, все учитываю, пересчитываю. А тут еще такая незадачка вышла: вороны-озорницы притащили откуда-то в лес весы, а гири-то взять не додумались! Стали звери да птицы взвешиваться (без гирь, конечно!). Оказалось, что (запись на доске):

цапля весит три вороны и лягушку;

ворона весит три лягушки;

а главный санитар леса волк — пять цапель и четыре вороны.

Никак не могу сосчитать, сколько лягушек весит наш главный санитар.

Учитель. А мы поможем сосчитать! (Дети считают. Ответ: 62 лягушки.)

Леший. Вот спасибо! А то б я до утра промучился! Ну, удачи вам!

Учитель. Продолжаем поиски. Силы уже на исходе, а заветного цветка не видать. Уж скоро рассветет. Осторожно! Здесь какой-то водоем!

Учитель. Здравствуйте, Водяной. Как поживаете?

Водяной. Эх, жизнь моя жестянка! Тоска зеленая... Поговорить не с кем: одни пиявки да лягушки. Надоели! А мне бы хоть одно новое живое существо!

Учитель. Хотите, мы вам рыбок нарисуем, а вы их оживите и поселите в своем водоеме?

Водяной. Это вы здорово придумали! (Дети чертят фигуру рыбки по клеточкам.)

ОСТАНОВКА №3.

Кто на этот раз нам встретится?

Все его подружки —

Пиявки да лягушки.

О жизни скучной неземной

Поет страданья... (Водяной)

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на 4 клетки вниз наискосок слева направо;

3 клетки вправо;

2 клетки вверх наискосок слева направо;

2 клетки вверх наискосок справа налево;

3 клетки влево;

4 клетки вниз наискосок справа налево.

Учитель. Дорисуйте рыбку и разукрасьте ее цветными карандашами.

Водяной. Ну, спасибо. Сразу столько рыбок!

Учитель. Скажите, пожалуйста, вы не видели здесь случайно цветущего папоротника? Водяной. Скажу. Не видел. И никто его не видел. Потому что папоротники не цветут! Да-да. Не удивляйтесь: у папоротника не бывает цветков, но от этого он не перестает быть лекарственным растением. Вот почему его вместе с другими целебными травами собирают накануне праздника Ивана Купалы. А вы, я вижу, расстроились... Напрасно. Хотите быть богатыми и счастливыми? Так будьте ими. Знания, получаемые вами в школе, — дороже богатства. А что касается счастья... Так ведь как в народе говорится? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. (Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель. Спасибо, Водяной, за мудрые слова. До свидания. А нам пора возвращаться.

Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Рекомендуем посмотреть:

Познавательная развлекательная программа для младших школьников

Мероприятие на адаптацию в лагере

Летняя игровая программа в лагере по ОБЖ

КТД в летнем лагере. Примеры

Театрализованное представление - концерт в лагере. Сценарий

Акерке Таласпаевна Жусупова # 23 января 2016 в 08:42 0
Спасибо за интересное занятие! Многообразие форм и методов работы, используемые в Вашем сценарии, позволяют поддерживать постоянный интерес воспитанников при проведении праздника. Думаю, Ваш материал будет полезен при организации работы в летнем лагере!
Ирина Владимировна Косых # 26 января 2016 в 18:36 0
Очень хочу найти хороший сценарий этого прекрасного праздника. Хочется сделать театрализованную постановку, раскрывающую древние обряды славян. Спасибо за ваш вариант праздника! А тема волшебного цветка папоротника и его поисков мне тоже очень нравится
Елена Сергеевна Куликова # 16 февраля 2016 в 15:23 0
Идея очень интересная!Особенно было бы интересно провести данное мероприятие на природе,вблизи водоема,чтобы показать детям тот самый "волшебный" цветок.И не забыть провести инструктаж по технике безопасности в походах.
Светлана Белова # 17 февраля 2016 в 03:49 0
Здравствуйте! Отличный праздник "Ивана Купала", замечательная разработка. Лето, солнце, лагерь и друзья! Что еще для счастья надо в школьные годы!? Я уверена, что этот праздник подарил уже не малому количеству детей отличное настроение, улыбок и артистизма. Спасибо!
Ирина Геннадьевна Ганженко # 18 февраля 2016 в 11:31 0
Путешествия всегда захватывают детей, а когда они связаны с таинствами и волшебством - особенно! Помнить легенды древних славян и знакомить с ними детей- важно в настоящее время, когда современность забывает историю. Мифологические персонажи, встречающиеся по пути, вносят эмоциональную окраску, дети, помогая им, учатся сочувствовать и сопереживать. Хороший сценарий, возможно, использую с переработкой для дошкольников! спасибо!
Ксения Александровна Павлова # 4 апреля 2016 в 20:28 0
Отличная разработка! Спасибо большое за разработку!
Возьму себе на заметку для проведения летом)
Ольга Сергеевна Мишина # 10 апреля 2016 в 17:35 0
Очень интересный материал! Спасибо!
Ирина Евгеньевна Савицкая # 26 мая 2016 в 09:16 0
Замечательная идея! А если сделать костюмы своими руками вместе с детьми,так вообще будет суперское представление
Дина Максимовна # 9 июня 2016 в 22:05 0
в основном содержание хорошее)но не доработанный материал,нет задач!
Елена Николаевна Ворошнина # 17 июня 2016 в 18:20 0
Спасибо за ваш праздник! Сейчас дети всё больше отдыхают в лагерях и хорошо, что там они не только развлекаются, но и снова что-то познают, открывают для себя новое. Спасибо за разработку.
Ольга Сергеевна Карпенко # 17 апреля 2017 в 14:23 0
Автором сценария раскрыто представление о празднике Ивана Купалы, предложена творческая форма интересная для детей младшего школьного возраста. В ходе реализации мероприятия решется ряд педагогических задач. В современной педагогике организация и проведение подобных дел в летних лагерях позволяет говорить об организации полезного и интересного досуга!