Праздник Иван Купала для младших школьников. Сценарий «В поисках цветка папоротника»
Цель: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию.
Оборудование: цветные карандаши, рисунок трех елочек с номерами на них и водоемом, тетради в клетку, рисунки с изображением Бабы Яги, Лешего, Водяного.
Учитель. У нашего народа есть замечательный праздник Ивана Купалы. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля.
Во время праздника разжигаются костры, вокруг них водят хороводы, поют, играют, прыгают через костер, собирают целебные травы, купаются в реке или ходят босиком по росе. Все это делается для того, чтобы очистить свои тело и душу, вернуть здоровье и молодость, набраться жизненных сил. Известно, что огонь и вода обладают очищающими свойствами.
Самым захватывающим и таинственным моментом праздника являются поиски цветка папоротника. Существует поверье, что папоротник цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кому посчастливится увидеть этот волшебный цветок, получит от него чудодейственную силу, станет богатым и счастливым.
Закройте, пожалуйста, глаза и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.
Лето... Теплый июльский вечер... Сумерки...
Лесная поляна, со всех сторон окруженная деревьями... Огромный костер, языки пламени которого взмывают ввысь и невольно приковывают к себе твой взгляд... Вокруг костра — хоровод... Ты вместе с друзьями в хороводе... На тебе старинные русские одежды, на голове — венок из ромашек... Твой голос сливается с другими в песне, славящей Огонь, Воду, Воздух, Землю...
На лесную поляну опускается ночь... Таинственно мерцают бесчисленные звезды, словно подмигивают тебе: «Пора отправляться на поиски цветка папоротника»...
Учитель. Откройте глаза. Что вы представили себе особенно ярко? (Ответы детей, обмен впечатлениями.)
Считается, что в ночь на Ивана Купалу собираются отовсюду злые, темные силы — нечисть. Во время праздника проводятся специальные обряды защиты от них в виде сожжения на костре соломенной куклы, символизирующей богиню болезней, зла, холода; «потешных» боев, игр.
Вспомните, какая «нечистая сила» водится в наших сказочных лесах. (Ответы детей.) Как известно из сказок, она не всегда бывает такая уж страшная, иногда даже забавная!
Я предлагаю вам отправиться на поиски цветка папоротника в сказочный лес, и может быть, под какой-нибудь елкой нам удастся отыскать заветный цветок! (На доске — рисунок: три елочки с номерами 1, 2, 3; возле елки № 3 — водоем.) Цифры на елках означают номера остановок, на которых нас ждут встречи с «нечистой силой». Итак, в путь!
В лесу темно и тихо, только иногда пугающе ухает филин. Но нам совсем не страшно, ведь нас много и сможем в любой момент прийти на помощь друг другу. Правда ведь?
ОСТАНОВКА №1.
Кто же прячется за этой елочкой?
Кощеева подружка,
Хозяйка волшебной избушки,
У нее костяная нога —
Значит, это ... (Баба Яга)!
Баба Яга. Далеко ли путь держите, соколики?
Учитель. За цветком папоротника, бабушка.
Баба Яга. Э-э, чего удумали... Башмаки стопчете, а к утру не поспеете отыскать цветочек. Никому еще не удавалось на моем веку за одну ночь это сделать. Что ж вы не догадались транспортное средство какое-нибудь волшебное для этого дела приспособить?
Учитель. Какое средство?
Баба Яга. У-у, милые, сколько их... Да вы сами сейчас назовете не меньше десятка.
Задание Бабы Яги. Назвать необычные транспортные средства, на которых передвигались следующие сказочные герои:
➢ Иван-царевич (Серый Волк).
➢ Емеля (печка).
➢ Золушка (тыква).
➢ Хоттабыч (ковер-самолет).
➢ Барон Мюнхгаузен (пушечное ядро).
➢ Князь Гвидон с матерью (бочка).
➢ Элли с Тотошкой (фургон).
➢ Нильс (дикие гуси).
➢ Лягушка-путешественница (утки)
➢ Мери Поппинс (ветер).
➢ Дюймовочка (ласточка).
➢ Баба Яга (ступа).
Учитель. До свидания, бабушка. Спасибо за науку. А нам надо спешить.
Продолжаем путь. Темно. Дорогу освещают только луна да звезды. Не сразу разглядишь, где дуб, где береза, где елка... А вот и она! Елочка под номером 2.
ОСТАНОВКА №2.
О ком говорится в следующих строчках?
Шапку сними, поздоровайся —
В лесу есть обычай такой:
Приветствовать леса хозяина
Вежливо должен любой. (О Лешем.)
Говорят, если, входя в лес, не спросить разрешения у Лешего и не поздороваться с ним, он может разозлиться и заставить плутать среди деревьев, кружить на одном месте. Нам ведь это ни к чему?!
Учитель. Дедушка Леший, разреши нам, пожалуйста, по твоему лесу побродить, цветок папоротника поискать. Леший. Отчего ж не разрешить, раз вы вежливые такие да воспитанные! Я б и сам вас по лесу поводил, хозяйство свое показал, да некогда мне: порядок навожу, все учитываю, пересчитываю. А тут еще такая незадачка вышла: вороны-озорницы притащили откуда-то в лес весы, а гири-то взять не додумались! Стали звери да птицы взвешиваться (без гирь, конечно!). Оказалось, что (запись на доске):
цапля весит три вороны и лягушку;
ворона весит три лягушки;
а главный санитар леса волк — пять цапель и четыре вороны.
Никак не могу сосчитать, сколько лягушек весит наш главный санитар.
Учитель. А мы поможем сосчитать! (Дети считают. Ответ: 62 лягушки.)
Леший. Вот спасибо! А то б я до утра промучился! Ну, удачи вам!
Учитель. Продолжаем поиски. Силы уже на исходе, а заветного цветка не видать. Уж скоро рассветет. Осторожно! Здесь какой-то водоем!
Учитель. Здравствуйте, Водяной. Как поживаете?
Водяной. Эх, жизнь моя жестянка! Тоска зеленая... Поговорить не с кем: одни пиявки да лягушки. Надоели! А мне бы хоть одно новое живое существо!
Учитель. Хотите, мы вам рыбок нарисуем, а вы их оживите и поселите в своем водоеме?
Водяной. Это вы здорово придумали! (Дети чертят фигуру рыбки по клеточкам.)
ОСТАНОВКА №3.
Кто на этот раз нам встретится?
Все его подружки —
Пиявки да лягушки.
О жизни скучной неземной
Поет страданья... (Водяной)
Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на 4 клетки вниз наискосок слева направо;
3 клетки вправо;
2 клетки вверх наискосок слева направо;
2 клетки вверх наискосок справа налево;
3 клетки влево;
4 клетки вниз наискосок справа налево.
Учитель. Дорисуйте рыбку и разукрасьте ее цветными карандашами.
Водяной. Ну, спасибо. Сразу столько рыбок!
Учитель. Скажите, пожалуйста, вы не видели здесь случайно цветущего папоротника? Водяной. Скажу. Не видел. И никто его не видел. Потому что папоротники не цветут! Да-да. Не удивляйтесь: у папоротника не бывает цветков, но от этого он не перестает быть лекарственным растением. Вот почему его вместе с другими целебными травами собирают накануне праздника Ивана Купалы. А вы, я вижу, расстроились... Напрасно. Хотите быть богатыми и счастливыми? Так будьте ими. Знания, получаемые вами в школе, — дороже богатства. А что касается счастья... Так ведь как в народе говорится? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. (Дети объясняют смысл пословицы.)
Учитель. Спасибо, Водяной, за мудрые слова. До свидания. А нам пора возвращаться.
Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».
Рекомендуем посмотреть:
Познавательная развлекательная программа для младших школьников
Мероприятие на адаптацию в лагере
Летняя игровая программа в лагере по ОБЖ
КТД в летнем лагере. Примеры
Театрализованное представление - концерт в лагере. Сценарий