Познавательная развлекательная программа для младших школьников

Эстафета частушечников для учащихся начальных классов

Замысел. Ведущий дает представление детям о частушке. Заранее группами ребят подготовлено исполнение частушек на разную тематику. Перед каждым исполнением ведущий дает небольшое вступление.

Ведущий. Сегодняшний вечер, ребята, посвящен частушке. Кто скажет, что такое частушка? Частушка — это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка, состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: припевки, собирушки, коротушки. Интересно, что у других народов частушка почти не встречается.

Хочется отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то обращающее на себя внимание произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту тему частушки.

Тематика частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников познакомит вас с частушками для детей.

Самыми распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения. Например, такие:

Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

На уроке булку ела,

Думаешь, не видно?

 

Подружка моя,

Я ее не ела,

Раз пятнадцать откусила

Больше не хотела.

Кто еще может вспомнить подобные частушки? А теперь в исполнении группы ребят послушайте несколько частушек на школьную тему.

Школьные частушки

Мы частушки запоем,

Запоем мы звонко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

 

Как-то раз Учитель Свете

Объяснял, что знанье — свет.

Света спать легла при свете,

Утром встала — знаний нет.

 

Очень просто жить Сереже,

Он всегда и всюду

Говорит одно и то же:

Больше я не буду!

 

Женя ранец долго тряс,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

 

Опоздания причину

Вася мигом сочинит:

То попал он под лавину,

То нашел метеорит.

 

Горе горькое у Вани,

Просто елки-палки:

Из дыры в его кармане

Выпали шпаргалки.

 

У Валеры нет терпенья,

Он урок недоучил

И за полстихотворенья

Полчетверки получил.

 

Раньше Катя запросто

Помогала классу.

Стала Катя старостой —

Отдает приказы.

 

Начал важничать Вадим,

Ходит с видом гордым,

Словно стал не звеньевым,

А английским лордом.

 

Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши наши частушки,

И мы тоже хороши!

Ведущий. Посмотрев по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать частушки Бабок Ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба Яга — это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а очень даже веселая бабуська, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик-самородок. И все-то она замечает, и все может смешно прокомментировать.

Давайте в исполнении следующей группы ребят послушаем эти частушки.

Дети поют частушки Бабок Ежек.

Ведущий. Иногда человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологический оборот». Помогите мне в карточках расставить недостающие слова — названия животных:

колючий, как...

трусливый, как..

голодный, как...

хитрый, как...

болтливый, как…

надутый, как...

грязный, как...

упрямый, как...

здоровый, как...

изворотливый, как...

Ответы: еж, заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.

Ведущий. Ребята, вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас проверим вашу эрудицию.

➢ Имя девочки, вступившей в борьбу со Снежной Королевой. (Герда.)

➢ Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)

➢ Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)

➢ Кто призывал со всеми жить дружно? (Леопольд.)

➢ Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

➢ Имя царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)

➢ Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)

➢ Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)

➢ Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)

➢ Мальчик, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)

➢ Рыжая и хитрая «сестричка». (Лuca.)

➢ Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)

➢ Подруга Маугли, пантера. (Багира.)

Ведущий. А сейчас группа ребят исполнит

Сказочные частушки

Стоит дуб на горе,

Распустил коренья.

Ко мне Карлсон прилетал —

Требовал варенья!

 

Карабасу-Барабасу

Новых кукол накуплю,

Потому что прямо с детства

Я продюсеров люблю!

 

На ковре на самолете

Я с Хоттабычем лечу.

Тем, кто вылез из бутылки,

Не такое по плечу!

 

У меня подружка есть,

Звать ее Лариской.

С ней дружу, как Шапокляк

Со своею крыской.

 

Ой, Иванушка-Ванек

Был непьющий паренек.

Милым был ребеночком,

Выпил — стал козленочком!

 

В холодильнике сижу

День и ночь прилежно я:

Обещалася прийти

Королева Снежная!

 

У Емели — чудо-печь,

Куда хочешь, может бечь...

Только надо постараться

Одно место не обжечь!

 

Кот Базилио с Лисой

Любят глупых мальчиков.

Нынче банк открыли свой —

Приглашают вкладчиков!

Ю. Энтин

Ведущий. Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни», «аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из древнегреческих мифов. Мифы — предания, сказки о богах, героях, об удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В страхе думая над тем, кто мог издавать звуки грома, греки представляли себе огромное, могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на колеснице.

Изображая своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в мифах мы также находим и другие примеры: жалкую трусость, омерзительную жадность, коварство и вероломство.

Из мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой. Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и отважными.

Сейчас вы услышите Мифические частушки. Если какие-то выражения будут вам непонятны, мы разберем их вместе.

Мифические частушки

Раскрасавчик Аполлон,

Уведи меня в полон!

Жить желаю на Олимпе

Среди мраморных колонн!

 

Я Нарцисса обожаю,

Вся измучилась любя.

А Нарцисс какой-то странный —

Обожает сам себя!

 

У медузы у Горгоны

Небывалая краса —

На башке у ней змеюки

Заменяют волоса!

 

Надоела нам война,

Длинная, Троянская.

Выручай, Троянский Конь —

Хитрость партизанская!

 

Аж до неба, аж до тучи

Поднялися бычьи кучи.

Но Геракл так могуч...

Раз, два, три ... и нету куч!

 

Мне прислали приглашенье

К Минотавру на съеденье!

В лабиринт явилася,

Здесь и заблудилася!

 

Вот безрукая Венера

В совершенной наготе.

Ну зачем Венере руки

При такой-то красоте?!

Вечер заканчивается, дети обмениваются впечатлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие на адаптацию в лагере

Мероприятие в летнем пришкольном лагере. Праздник Иван Купала

Театрализованное представление - концерт в лагере. Сценарий

Летняя игровая программа в лагере по ОБЖ

КТД в летнем лагере. Примеры

Мария Анатольевна Блинова # 12 июня 2017 в 06:46 0
Эстафета частушечников для учащихся начальных классов,какая замечательная задумка,думаю себя оправдала,особенно в пасмурное и дождливое утро в летнем лагере дневного прибывания.Дети с удовольствием примут участие и получат море позитива. Спасибо автору.
Александр Владимирович Волгин # 21 июня 2017 в 18:00 0
Доброе время суток. Очень интересный сценарий, тоже думаю что все дети были очень довольны.
Ольга Николаевна Сибилёва # 25 февраля 2018 в 09:59 0
Частушки - этот тот жанр устного народного творчества, который с удовольствием исполняется и слушается всеми. Дети не исключение. Идея автора - в форме эстафеты дать представление о частушке - очень интересна. В зависимости от количества детей, можно бы ещё добавить страдания для мальчиков и девочек. В любом случае, спасибо автору за интересный сценарий.